В.К.Зарецкий (Москва, МГППУ).




ТВОРЧЕСТВО. РЕФЛЕКСИЯ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

 

Предмет доклада – попытка осмыслить логику движения, которая привела к постановке проблем, традиционно изучаемых экзистенциальной психологией и философией, - проблем поиска смысла, встречи с собственными ценностями, свободы самоосуществления и др.

В название доклада вынесены три слова, одно из которых имеется во всех языках с древних времен (творчество). Второе слово (рефлексия) – лишь в последние три десятилетия перешло из разряда почти не употребляемых философских терминов сначала в психологию, а затем и в широкую практику, став элементом бытового языка. Третье слово (самоопределение) появилось совсем недавно (хотя слов с корнем «само» в психологии великое множество, «самоопределения» среди них не было). Что связывает эти три слова и почему они вынесены в название? Какую реальность невозможно «схватить» (одно из первых значений глагола «творить»), не разрабатывая этих предметов? Какое значение их разработка имеет в настоящее время? На эти три вопроса я постараюсь ответить в процессе осмысления логики собственного движения, осуществляемого сначала в плоскости академических научных исследований творческого мышления, а затем - в практике организации решения проблем в различных сферах человеческой деятельности.

Сначала был вопрос «как?» - как помочь человеку, столкнувшемуся с задачей, требующей творческих усилий для ее решения. То, что началом был именно вопрос «как сделать нечто», важно подчеркнуть, поскольку это нетипичный вопрос для классической науки. Классическая наука ищет ответ на вопрос «что такое» или «как нечто устроено» (каков механизм явления). Вопрос «как сделать» - практический и в этом смысле для науки «не классический».

Вопрос «как?» - я отлично отдаю себе в этом отчет – был навеян идеей героя повести Михаила Анчарова «Сода-солнце», который верил, что творчество когда–то станет совершенно естественным для человека процессом, неотъемлемым атрибутом обыденной жизни. Герой повести и сам творил, и искал средства, как помочь другим решать творческие проблемы, демонстрировал образец другого типа мышления. Правда, в чем этот другой тип заключается, ответа в повести мы не найдем. Но нарисованная в повести перспектива притягивала и определила область моих интересов, тесно связав науку и практику в «неклассическое» единство.

Что же меняется, когда вместо вопроса «что такое» задается вопрос «как сделать»?

В рамках вопроса «как» мы, во-первых, оказываемся от претензии на истину (для классической науки это смертельно); во-вторых, механизм строится, а не открывается; в-третьих, можно вообще не задаваться вопросом о механизме, а сосредоточиться на условиях, при которых искомый процесс возникает. Позиция ученого-биолога сменяется позицией садовника.: биолог может все объяснить, но это не означает, что он сможет вырастить растение. Садовник может не знать, что происходит внутри растения, но при этом уметь создавать условия для его роста и развития.

В рамках сложившейся в психологии традиции исследований творческого мышления ключ к открытию механизмов творчества в объяснении феномена инсайта. Объяснив инсайт, можно понять механизм творческого процесса, а, следовательно (это было важно для меня), можно ответить и на вопрос, как помочь человеку решать творческие задачи.

Логика исследования (В.К.Зарецкий, 1975) была следующей: 1) воспользоваться традиционным для психологии мышления материалом – творческие задачи; 2) использовать традиционный для психологии мышления метод – «думание вслух»; 3)сравнить процесс, приводящий к успешному решению творческой задачи с процессом, который к успешному решению не приводит; 4) попытаться найти закономерности, по которым можно судить о качественных различиях в организации мышления, приводящего к успеху, от мышления, не приводящего к творческому результату. Теоретическим инструментом анализа стала схема деятельностного – четырехуровневого – представления мышления, в которую были включены его рефлексивный и личностный аспекты (И.Н.Семенов, 1976).

Феномен инсайта получил объяснение через рефлексию. Инсайту предшествует выход в рефлексию, или такое изменение организации мышления, в структуре которой начинает доминировать рефлексия. Благодаря рефлексии человек обретает свободу от тех стереотипов, которые сковывали мышление и направляли его по неверному пути, обретает над ними власть и, сделав их предметом работы своей мысли, оказывается способным их изменить.

    Личностный          
    Рефлексивный        
    Предметный          
  Операциональный        

 

Блокада Озарение

 

I этап. Исчерпывание Средств   II этап. Движение в блокаде   III этап. Реализация принципа решения

Рис.1. Динамика уровневой организации мышления

при успешном решении творческой задачи.

Кратко поясним, как развивается процесс решения творческой задачи в случае положительного и отрицательного исхода.

Как видно из схемы на первом этапе, когда реализуются неадекватные основания, происходит нарастание проблемности ситуации вплоть до блокады содержательного движения, когда все субъективно доступные средства оказываются исчерпанными. На втором этапе осуществляется движение внутри блокады, которое может завершиться озарением, то есть внезапным усмотрением принципа верного решения задачи. На третьем этапе реализуется принцип верного решения. Границами между этапами являются два поворотных момента: блокада и озарение (рис. 1).

Ключевым, с точки зрения успешности решения задачи и про­исходящих процессов развития в проблемной ситуации, является второй этап - движение внутри блокады /Зарецкий, Холмогорова, 1982/. Блокада означает невозможность дальнейшего предметно-операционального движения в силу исчерпанности соответствующих средств. Поэтому движение естественным образом как бы "выталкивается" в рефлексивно-лич­ностную сферу, поскольку другие "каналы" оказываются закрытыми. Связывая с рефлексией функцию осознания и пересмотра оснований поиска (средств, способов действия), мы фиксируем, что в ситуа­ции блокады происходит смена доминирующих уровней и преимущест­венное движение осуществляется на рефлексивном и личностном уровнях.

Сердцевиной процесса является отказ от ошибочных оснований, структурирующих проблемную ситуацию, задающих такой ракурс видения, при которой она кажется неразрешимой, и переход к видению ситуации с другой позиции. До тех пор пока этот акт перехода совершить не удается, результатом поисков являются ошибочные решения.

Аналогично этому и профессиональная творческая деятельность (в том числе проектная работа в социальной сфере), которая, осуществляясь в определенной культуре, может быть представлена как процесс создания новых норм путем преодоления сложившихся. Неадекватная норма, выступающая в качестве основания поиска решения, оказывается внутренним препятствием на пути к нему, приводит к ошибочному решению и к тупику.

Так между творчеством и рефлексией образовалась прочная связь: рефлексия является составной частью механизма творчества.

Вооруженные этим представлением мы обратились к практике. Было заманчиво попробовать воспользоваться представлением об этом механизме для организации процесса решения реальных проблем. Происходящая в СССР перестройка предоставила для этого массу возможностей. Именно в этот период слово «проблема» становится одним из наиболее широко употребляемых в бытовом языке. А вслед за этим входит в обиход и слово рефлексия.

Траекторию вхождения слова рефлексия в обыденный язык предсказал Никита Глебович Алексеев, когда приступил к чтению первого спецкурса по рефлексии на факультете психологии МГУ в 1979 году (Алексеев, 2000). На первой же лекции он сказал, что потребность в понятии «рефлексия» и, следовательно, частота его употребления, будут возрастать по экспоненте, и «лет через двадцать это слово уже можно будет услышать везде». Траекторию Никита Глебович предсказал точно – ошибся в сроках. Слово рефлексия стало общеупотребительным гораздо раньше.

Период перестройки – это бесчисленное множество проблем, широчайшее поле возможностей, не ограниченная практически ничем свобода творчества. И в ходе творческой деятельности, вооруженной рефлексией, начали возникать образцы решения различных проблем. Сначала эти образцы возникали в голове, но предназначались они для реализации в практике. Лексикон пополнился словом «проект». Есть проблема – нужен проект. Чтобы разработать проект, нужна команда, которая может работать творчески, чтобы найти решение проблемы. Во всех сферах появляется «проектная деятельность», которая выходит далеко за рамки «технического творчества».

Но в этом, казалось бы, стройном и гладком рассуждении, есть одна неточность, вернее, неясность. Откуда берется проблема? Да. Можно представить себя в океане проблем. Но ведь многие не имеют к нам никакого отношения. Почему нечто из этого «океана» вдруг становится проблемой? Как это «нечто» становится моей проблемой? Возникает вопрос: кто, как и почему именно так ставит проблему.

Так мы приходим к «самоопределению».

В практике организации проектной деятельности понятие самоопределения прочертило свою траекторию. Первоначально под самоопределением понималось нахождение своего места (своей позиции) в деятельности, при этом сами позиции были предзаданы, поскольку деятельность понималась как некий универсум.

Самоопределение как обнаружение своего места вне меня существующей деятельности (осознанная необходимость?), при этом деятельность описывается схемой «цель-средство-результат».

Ключевой смысловой переход от определения позиции извне к детерминации изнутри (самоопределению в буквальном смысле слова) осуществлен посредством все той же рефлексии. Схематизм, при помощи которого два века описывается человеческая деятельность, преодолен в рефлексии на одной из организационно-деятельностных игр (Н.Г.Алексеев). Оказывается для планирования, проектирования, организации деятельности может быть использована не менее плодотворно и другая схема: «замысел-реализация-рефлексия». Тогда деятельность предстает не как процесс достижения цели, а как процесс непрерывного «замысливания-реализации-рефлексии», т.е. развития и изменения замысла в ходе реализации, - процесс, в котором результат отходит на второй план, даже не присутствуя в схеме в виде ее компонента.

Но в чем же тогда смысл такой деятельности, если она не предусматривает достижения конкретной цели?

Здесь мы уже совсем близко подходим к экзистенциальной проблематике. Да и слово «смысл» уже появилось.

Самоопределение, если оно произошло, наполняет ситуацию, позицию и деятельность человека, новым смыслом. Здесь очень подходит образ, приведенный В.Франклом: "Жизнь человека приводится в порядок его смысловой ориентацией, подобно металлическим опилкам в магнитном поле. Таким образом, поле напряжения возникает между тем, что человек делает, и тем, что он должен делать. В этом поле действует, как я ее называю, экзистенциальная динамика. Эта динамика, скорее тянет человека, чем толкает, вместо подчинения смыслу он решает, должна ли его жизнь организовываться серьезными требованиями смысла его существования… Человеку нужно проявить и реализовать этот смысл." (Франкл, 2000, с.30).

Обратите внимание на слово "должен", которое употребляет Франкл в этом высказывании. В момент самоопределения человек свободен полностью и ориентируется на свое желание, на образ желаемого им будущего. Когда самоопределение произошло, он оказывается связанным взятой на себя ответственностью, и в своей деятельности должен следовать логике принятого им самим решения.

Начало проектной деятельности – неудовлетворенность чем-то.

Проблема – фиксация разрыва между желаемым и действительным и постановка вопроса о том, КАК этот разрыв преодолеть.

Проект – ответ в мысли на этот вопрос.

Далее следует практика.

Таким образом, ключевым, задающим направление всей дальнейшей деятельности становится процесс постановки проблемы. А если это разрыв между желаемым и действительным, тогда все определяется тем, что человек пожелал.

И здесь оказывается два варианта. Либо «желаемое» находится в слое культурно-экзистенциальных ценностей и проблем, либо – в слое социальных благ и подвернувшихся возможностей их обретения: «быть или иметь» (Майстер Экхарт)…

Анализ способов самоопределения людей, осуществляющих проектную деятельность, т.е. решающих творческие проблемы, привел к схеме смысловых пространств самоопределения, описывающей типы самоопределения, типы активности (слово «деятельность», как ни странно, здесь уже не подходит), разворачивающейся в рамках того или иного типа самоопределения, и типов рефлексии, в ходе которой происходит (или не происходит) смена типа самоопределения (В.К.Зарецкий, 1993).

 

Смысловые пространства самоопределения Тип жизненной активности Схемы описания жизненной активности Способы и рефлексивные механизмы самоопределения
  Экзистенциальное   Деяния Ценность – - путь – - ответственность Ощущение себя носителем ценности
      Рефлексия бытия
Культурное Дело Замысел – - реализация – - рефлексия Установление ограничений
      Рефлексия деятельности
Социальное Деятельность Цель – - средство – - результат Анализ последствий
    Рефлексия действий
Ситуативное Действие Ориентировка- - исполнение – - контроль Оценка результатов

 

Рис. 8. Концептуальная схема смысловых пространств и способов самоопределения /В.К.Зарецкий, 1999/. Стрелки, идущие вверх иллюстрируют рефлексивные переходы из одного смыслового пространства в другое. Стрелки, идущие вниз, иллюстрируют шаги реализации ценности в деятельности.

 

Схема описывает два основных способа самоопределения, имеющих решающие последствия для всей последующей проектной деятельности. Социально-ситуативное самоопределение осуществляется по сиюминутным выгодам, которые предоставляет ситуация. С этической точки зрения, такой способ самоопределения, представляет собой использование ситуации и других людей, как средств достижения своих личных (возможно, вполне благородных) целей. Для продолжения такой деятельности нужен внешний источник питания, поскольку у нее отсутствует внутренний смысловой стержень. Смысл лежит во вне: " я это делаю, потому что мне это нужно для другого". Сама деятельность разворачивается по схеме "цель - средство - результат". Когда цель достигнута, самоопределение будет происходить заново. И не факт, что в новой ситуации деятельность не приобретет иную направленность.

Другой способ самоопределения - "культурно-ценностной" или культурно-экзистенциальный". В этом случае человек в ходе самоопределения поднимается над ситуативными выгодами и социальными проблемами, коих много всегда. Он задает тот самый вопрос: "какой смысл может иметь эта деятельность для меня, какое отношение имею я к этим проблемам?".

Самоопределение, осуществляемое по жизненному смыслу ситуации, - более глубокий и качественно иной процесс. Здесь принимается жизненное решение: или я этим занимаюсь и тем самым принимаю на себя полную ответственность за то, что происходит, или же я, осознавая, что без моего участия, данная проблема не будет решена, тем не менее, откажусь от принятия этой ответственности.

В культурно-ценностном самоопределении включается "воля к смыслу", о которой пишет В.Франкл. Человек может прекрасно понимать, что в социальном плане он не извлечет выгод из своего самоопределения, что взяться за это дело означает взвалить на себя "крест", который придется нести по жизни до конца. Однако глубина смысла, осознание возможности наполнить свою деятельность новым содержанием, результатом которой может быть решение острейшей культурной проблемы, побуждает вновь и вновь возвращаться к мысли о том, что этим хочется заниматься. Привлекательным становится не прагматический результат, а сам процесс осуществления деятельности, ее смысловая наполненность. В ходе культурно-ценностного самоопределения человек, говоря словами В.Франкла, "вверяет себя чему-то, что выше него, делу, более великому, чем он сам» (В.Франкл, 2000, с. 18). Карл Ясперс выразил эту мысль следующим образом: " Что представляет собой человек, каким он становится, зависит, в конечном итоге, от дела, которое он сделал своим собственным" (цит. по Франклу, 2000, с.18).

Не случайно Ясперс употребляет слово "дело", а не "деятельность" применительно к данному способу самоопределения. "Дело" - то, чему человек предан по жизни, то, что выше, больше него, длиннее, чем его жизнь. У дела есть продолжатели и предшественники. Оно имеет историю. Культурные проблемы решаются годами, десятилетиями, веками. У тех, кто включен в этот процесс - общее дело, общий смысл. Жизнь, таким образом, становится воплощением этого смысла, способом утверждения своего видения мира, своего понимания добра, своей ценности.

Если социально-ситуативное самоопределение может осуществляться мгновенно - ровно за то время, которое необходимо для понимания собственной выгоды, то процесс культурно-ценностного самоопределения может осуществляться днями, месяцами и даже годами. Особенность проектных семинаров в том, что время в их ходе течет значительно быстрее (это отмечают и сами участники, говоря, например, что "за три дня они сделали то, чего не могли сделать три года)".

И, наконец, последний сюжет.

Процесс утверждения ценностей в деятельности – это к какой области относится: к науке или практике? – Очевидно к практике. Но если практика заключается не в достижении конкретных целей, а в утверждении замыслов, за которыми стоит культурно-ценностное самоопределение, то как назвать
такую практику? Мы считаем, что это - нравственная практика – практика утверждения в деятельности экзистенциальных ценностей и культурных норм, практика удержания, сохранения, отстаивания, и для этого требующая постоянного движения и развития, поскольку замысел никогда не реализуется в точности…

Таким образом, рефлексия, самоопределение и нравственная практика превращаются в базовые понятия неклассической науки, которая ищет ответ на вопрос «как сделать». Проблема творчества в рамках этой науки связана уже не только с решением проблемы, но и с самоопределением по отношению к этой проблеме, а, в конечном счете, с разработкой и осуществлением собственного жизненного проекта.

 

Литература.

1. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления. – Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2002. - 41 с.

2. Анчаров М. Сода-солнце: Фантаст. повесть // Фантастика, 1965: Альм. – М.: Мол. гвардия, 1965. – С. 91-146.

3. Зарецкий В.К. Сравнительный анализ индивидуального и коллективного решения творческих задач. – Дипломная работа. Ф- психологии МГУ. 1975 г. (рукопись). - 51 с.

4. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой… (Учебное пособие) // М., Всесоюзный гуманитарный фонд им. А.С.Пушкина, ТПО «АХИЛЛ», 1991. - 48 с.

5. Зарецкий В.К. Исходные методологические представления о движущих силах саморазвития личности в образовательных системах // Психолого-педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой системе обучения. - М. - 1993. - С. 6-16.

6. Зарецкий В.К. Культура самоопределения в воспитании творческой личности // Всероссийская научная конференция «Научно-методическое обеспечение развития высшего образования России» 21-22 апреля 1999 г. Тезисы докладов. Часть 1. М., НИИВО, 1999.

7. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих задач. – В кн.: Исследования проблем психологии творчества // М.: Наука, 1982. – С. 62-100.

8. Семенов И.Н. Опыт деятельностного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач. - В кн. Методологические проблемы исследования деятельности // Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. Вып. 10. 1976. – С. 148-188.

9. Франкл В. Воля к смыслу.: Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000 (Сер. «Психологическая коллекция»).

10. Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. – 336 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: