Сравнить композицию западных фасадов готических соборов Франции (на примерах соборов Парижской богоматери в Реймсе и Аньене).




Знаменитый зап. фасад собора Парижской богоматери по праву считается лучшим произведением ранней французской готики. Если перестройки и достройки 13-14вв. во многом смягчили пережитки романского стиля в нефах и в хоре, то на фасадах они выступают более отчетливо. Контрфорсы остаются обнаженными, как и стена вокруг арок порталов, фасад, в кот преобладают горизонтальные линии плоскости, имеет два ясновыраженных яруса. Первый из них завершается так наз «королевской галереей» - арочным фризом, образующим линию ниш, занятых 28 статуями, аллегорически изображающие родословную богоматери в образах «королей». Окно-роза занимают всю плоскость средней части стены над карнизом «королевской галереи». Радиус розы служит модулем для всех основных проемов фасада. Над вторым ярусом, уже на последнем этапе строительства была поставлена высокая аркада на тонких колоннах. Эта аркада, хотя она и резко меняет характер фасада, служит прекрасным переходом от тяжелых масс нижних ярусов к вертикали башен. Аркада несет на себе венчающий карниз. Массивное тело башен, срезанное по углам и украшенное тонкими полуколоннами, арочными мотивами, вимпергами и крестоцветами, прорезано высокими парными окнами, встроенными в толщу стены по принципу перспективных порталов. Этот прием, а также наличие декора и обильное применение крабов на ребрах облегчает тяжелую массу башен и делает ее, хотя и не такой ажурной как в поздней готике, но динамично выразительной с ясным устремлением вверх. Башни завершают общую композицию фасада. В кот ясно ощущается постепенные переход от горизонтальных объемов к вертикальным, от тяжелых масс к облегченным. Нет строгой симметричности. Фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Скульптурные украшения – статуи и рельефные украшения 13-14 вв. – не покрывают всей плоскости фасада, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают тектонический смысл.

Западный фасад собора в Реймсе по богатству и качеству скульптуры превосходит фасады Парижского и Амьенского соборов. Здесь так же сделан шаг к преодолению тяжеловесной массивности оснований башен, к преобладанию вертикальных элементов. Стена присутствует только местами - в цоколе, в зоне, которая отвечает трифориям интерьера, и между окнами и венчающим карнизом. Во всех остальных местах она уничтожена большими проемами. Контрфорсы оставлены обнаженными только в цокольной части. Но и цоколь по бокам порталов украшен легким орнаментом. В зоне трифориев контрфорсы декорированы арочным мотивом Вертикальные элементы не только преобладают численно, но и скомпонованы так, что врезаются в горизонтальные членения. Вимперги над порталами зрительно разрывают горизонтальную линию междуэтажного карниза. Квадратные в плане башни, сплошь прорезанные проемами, по углам фланкированы высокими арочными портиками. Если в фасаде Парижского собора ярусы, ясно отделенныедруг от друга, поставлены четко один над одним, то здесь они во множестве точек связаны между собой и переходят один в другой. Вертикальная направленность объемов выражена уже в первом ярусе. Важное композиционное значение в реймском фасаде имеют проемы6 глубокие порталы, две розы, высокие окна. Все они построены в одном модуле. Три портала западного фасада сближены и объединены. Впервые для лучшего освещения нефов тимпаны порталов оставлены ажурными, и традиционное место рельефа с изображением «страшного суда» в среднем портале занимает роза. Разнообразная по сюжетам скульптура фасада, сплошь покрывает его поверхность, в двух основных темах выражают идею прославления католического королевства Франции.

Общая конфигурация западного фасада собора в Амьене обусловлена тем, что высота сравнительно узкого трехнефного пространства значительно увеличена по сравнению с высотой сводов не только Парижского но и Реймского собора. Основной объем фасада получает расчлененность и как бы уступчатое пространство, искусно замаскированное путем перехода одних частей в другие. Различная высота и форма башен, не нарушая единства композиции фасада, усиливает его динамичность. Горизонтальные линии членения не перерезаны, как в Реймском фасаде, но преобладает в нем все же вертикальная направленность. Окно-роза поднята в самую верхнюю зону фасада и соответствует зоне сводов. Полоса парных окон второго яруса, которая воспринимается вместе с «галереей королей», соответствует полосе трифориев интерьера, сквозных в средней части. В фасаде наличествует сочетание двух принципов – строгой тектоничности и свободной живописности, приводящее к пластически ясному и живому образу. В применении скульптурных украшений Амьенский собор не так богат, как Реймский, и уступает ему по качеству скульптуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: