Дать сравнительный анализ романских и готических соборов Франции




(особенности планировки, конструктивное решение, композиции фасадов).

Романские соборы нередко имеют вид крепостей. Такой облик придают им толстые глухие стены с высоко расположенными узкими окнами, высокими оборонительными башнями по углам. Из-за отсутствия в первых романских соборах оконных переплетов с остеклением, в оборонных и конструктивных целях размеры оконных проемов были очень малы. Только в период готики начинается широкомасштабное использование стекла. Оконные и дверные проемы завершались полуциркульными арками. Над центральной часть собора, над пересечением главного и поперечного нефов иногда возводилась башня. Для романской архитектуры характерно сочетание разновысоких объемов, конструктивно связанных опорами и сводами, каменными перекрытиями. Использовались или плоские перекрытия, обычно балочное, или цилиндрические своды, а также купола на парусах. Однако основой перекрытия является крестовый свод. Для увеличения сопротивления распоров стены обычно усиливались снаружи контрфорсами и мощными внутренними столбами. Повышению прочности конструкции способствовал переход к каркасным конструкциям сводов. Ребра сводов – нервюры – возводились из твердого камня. Главный неф перекрывался крестовым сводом или цилиндрическим. Послужило основой последующего развития готической архитектуры. Перспективный портал входа. Колонна сохраняет классическое деление на три части и имеет цилиндрическую форму. Стены соборов украшались небольшим количеством скульптур, архитектурных деталей и глухими аркадами. Богатая декоративная отделка сосредоточивалась на главном западном фасаде и его центральных дверях – портале. Апсида имеет богатый декор, часто украшена глухими аркадами в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркадой и поясом узких высоких окон. Характерным памятником романской архитектуры служит церковь Нотр-Дам ля Гранд в Пуантье (12в.). Церковь Сан Миньято во Флоренции, Сен_Фрон в Перигоре, собор вМайнце, Кельне, Шпайере.

(Зальная церковь – если все нефы одной высоты или не сильно отличаются).

Готический стиль – не новый стиль, а лишь следующая ступень развития Романики.

Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы. Для того чтобы облегчить стену, нужно было заменить тяжелые цилиндрические своды более легкой системой крестовых сводов на нервюрах, локализующих распор в определенных точках. Для того чтобы довести это до каркасной системы, нужно было увеличить стрелу подъема арок и сводов, уменьшив таким образом распор. Это вело к утверждению вертикального принципа композиции. Новые конструктивные задачи требовали более тщательной обработки камня, нежели это имело место в романских зданиях. По мере того, как собор становиться господствующим типом культового здания, в нем постоянно отмирают черты, получившие развитие в монастырской церкви. План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием. Однако столь характерное для романских церквей развитие трансепта в готическую эпоху уступает место обратным тенденциям: слабо выступающий трансепт. Крестообразность плана постепенно исчезает. Готика отказалась от крипта. Нет и нартекса, встречавшегося в романских постройках. Готические храмы бывали базиликальными (трехнефными, реже пятинефными) и зальными. Внутреннее пространство романских церквей носило замкнутый характер. Готическая архитектура уничтожила как эту замкнутость, так и принцип противопоставления друг другу отдельных пространственных звеньев. Апсида хора имеет двухъярусное членение с большими витражами. Средокрестие завершено высоким остроконечным шпилем. Главный, западный фасад, обычно двухъярусный, имеет по сторонам две башни, четырехугольные в плане. Главное место в первом ярусе занимают скульпткрно обработанные глубокие перспективные порталы. Среднюю секцию верхнего яруса целиком заполняет окно-роза. Готические окна заполнялись витражами. Глубиной проемов обуславливается перспективная форма имеющего арочное завершение портала. Тип этот применялся уже в романской архитектуре.

Для понимания сущности готического стиля немаловажно проследить и эволю­цию общей композиции кафедрального со­бора. Его башни постепенно теряют свою самостоятельность и не стоят свободно, как в романской архитектуре, а примыка­ют вплотную к главному фасаду, которым становится не южный, как ранее, а запад­ный, и почти полностью сливаются с ним, обретая прямоугольную форму. «Большая роза» заполняет собой образовавшееся про­странство между двумя башнями. В ре­зультате получается абсолютно симметри­чная композиция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: