Тактическая подготовка вратаря




 

Вратарь должен хорошо знать правила игры, тактику команды и отдельных игроков (особенно защитников и нападающих, с которыми ему приходится контактировать чаще всего). Перед матчем он должен усвоить общий тактический план игры (прежде всего акценты в организации атак и контратак своей команды), знать (или быстро в процессе игры выявить) бомбардиров в составе команды-соперника, их манеру действий на поле, излюбленные дистанции для ударов, а также силу, точность и способы нанесения ударов.

Важнейшей обязанностью стража ворот является своевременный выбор позиции для отражения ударов, выход из ворот, перехват мяча или в ходе единоборств. Основная позиция вратаря - на 20-30 см впереди линии ворот. Она позволяет постоянно держать в поле зрения главный ориентир - боковые стойки ворот. Конечно, такая позиция нередко меняется в зависимости от того, с каких дистанций и под какими углами соперники обстреливают ворота. Занимая основную позицию, стражу ворот приходится защищать площадь, равную почти 18 м2. При выходе вратаря из ворот навстречу бьющему площадь обстрела резко уменьшается. Но при этом сокращается и время для его ответной реакции на удар. Вратарь теряет ориентировку, так как не видит боковые стойки. В большинстве случаев вратарю следует ловить мяч, ибо, только овладев им, он может и распорядиться мячом. Но при отражении сильного удара с близкой дистанции или тогда, когда приему мяча мешает соперник и ловить мяч становится рискованно, надо отбивать или отводить мяч в сторону, чтобы лишить соперника возможности нанести повторный удар, особенно в тех случаях, когда вратарю приходится отражать мяч, направляемый в угол ворот, в броске, с падением. Если у него возникло сомнение - летит ли мяч в ворота или мимо них, он обязан броском (прыжком) подстраховать себя, а видя, что мяч идет в ворота, попытаться овладеть им, либо отбить его в сторону или даже на угловой.

При ловле мяча страж ворот обязан иметь вторую преграду, чтобы в случае, если окажутся "пробитыми" руки, мяч встретил 'бы ноги либо туловище. Досадно бывает наблюдать, когда при сильном ударе мяч влетает в сетку только потому, что руки вратаря не в состоянии удержать его. Такой гол может расстроить не только вратаря, но и всю команду. Если вратарю не удалось в броске овладеть мячом и тот отскакивает от него, он должен быстро вскочить с земли и попытаться вновь овладеть мячом или молниеносно занять исходную позицию для отражения повторного удара. Возникают (и не столь уж редко) моменты, когда вратарю приходится оставаться один на один с атакующим соперником. В этих случаях остаться в воротах - значит позволить сопернику беспрепятственно пробить по воротам и поразить их. Ну а если выходить из ворот на бьющего? Когда? Пока прорвавшийся к воротам полностью контролирует мяч и находится на средней дистанции от вратаря, выходить из ворот не рекомендуется (атакующему не составит большого труда перебросить мяч через вратаря). Правда, выход из ворот (на 2-3 м) возможен и в случае попытки перебросить мяч в ворота верхом (траектория полета мяча будет достаточно высокой, а удар - несильным): вратарь может иметь возможность отступить и овладеть мячом. Не следует покидать ворота и в ситуации, когда партнер вратаря преследует прорвавшегося и ежесекундно готов вступить с ним в борьбу за мяч. В этом случае голкипер, заставляя атакующего усилить контроль за мячом, лишает того возможности осмотреться и оценить игровую ситуацию. И уж если удар все-таки будет нанесен, то это будет удар вслепую, без должной точности. Стремительный выход вратарь должен совершить тогда, когда соперник движется с мячом на большой скорости, тщательно контролируя мяч: сосредоточившись на контроле мяча, он может прозевать выход вратаря, а если и заметит его, то на большой скорости вряд ли сумеет перебросить мяч через голкипера. Внезапно появившись перед соперником, вратарь должен в зависимости от конкретной обстановки принять одно из нескольких возможных решений: завязать борьбу за мяч в роли полевого игрока, помешать сопернику обвести себя и нанести удар, выиграть время для возвращения в оборону партнеров; если помешать сопернику нанести удар нельзя, то следует броситься ему в ноги и попытаться овладеть мячом или выбить его. Бросок в ноги должен быть таким, чтобы перекрыть как можно большую площадь, а под удар выставить руки. Возможно, что в такой острой ситуации решительность и смелость голкипера окажутся решающими факторами успеха в единоборстве.

Верная исходная позиция, знание тактики игры, развитое чувство предвидения, наконец, интуиция обязывают голкипера быть одним из главных (если не главным) организаторов обороны на подступах к воротам и в непосредственной близости от ворот. Предвидя ход развития атаки соперников и оценивая позицию каждого партнера, вратарь своими указаниями вносит коррективы в их позиции, помогая избегать ошибочных действий. Подсказ голкипера должен простираться на весь фронт обороны. За руководство обороной ворот именно вратарь несет полную персональную ответственность. Еще один закон обороны: сигнал заднего игрока - закон для переднего. Руководство, указания, подсказ должны быть конкретны, ясны и понятны только партнеру, которому они адресованы. "Я!" - сигнал для всех о том, что на мяч играет вратарь. При этом сигнале партнеры уступают выходящему на мяч голкиперу дорогу к мячу и страхуют его от возможной ошибки. Подчас своевременный подсказ спасает команду от гола. "Молчаливый" вратарь резко ослабляет силу обороняющихся, непроизвольно вселяет в партнеров неуверенность. Организаторские способности стража ворот в полной мере проявляются и при розыгрыше стандартных положений. При угловых ударах вратарь обязан поставить одного из партнеров у ближней к мячу стойки ворот (чтобы при необходимости тот мог отразить мяч, направленный в ближний угол ворот, куда сам голкипер не всегда может успеть), после чего занять позицию у дальней стойки, позволяющую контролировать опасную зону (место предполагаемого опускания мяча). Часто вратари ставят партнеров у обеих стоек, а сами занимают место в центре ворот. До удара голкиперу не следует покидать исходную позицию. Нередко неопытные стражи ворот раньше времени срываются с места вперед, а мяч опускается за ними в дальний угол ворот. Навстречу мячу всегда можно успеть. А пятясь назад, можно и опоздать. Большую опасность для защищающихся таят в себе штрафные и свободные удары в зоне 17-22 м от ворот. Чтобы укрепить оборону ворот в этих случаях, вратарь ставит "стенку", которая защищает часть ворот, а другую их часть обороняет лично от прямого удара. Такого же метода обороны требует и свободный удар. Как же строят "стенку"? Если удар будут наносить справа или слева, то голкипер, быстро встав у ближней стойки ворот, мысленно проводит от себя к мячу прямую линию и в 9 м от мяча ставит на ней одного из партнеров, остальных пристраивает к этому партнеру с внутренней стороны поля. Сам же вратарь занимает позицию в воротах между внешней стойкой и ближним к нему партнером, стоящим с внутренней стороны так, чтобы непременно видеть мяч и бьющего. Реагировать на ложные маневры партнеров бьющего страж ворот не должен. Неверно, если вратарь, поставив стенку, займет позицию в центре ворот. При свободном ударе после короткой передачи мяча бьющему ворота могут быть полностью открыты, что обязывает голкипера быстро переместиться к центру ворот для защиты всей их площади. Если свободный удар назначен прямо против ворот, задача "стенки" - защищать один из их углов. Вероятно, в этом случае в "стенке" не должно быть более четырех игроков (остальные нужны, чтобы закрыть опасные зоны и отдельных соперников). Однако когда свободный удар назначается внутри штрафной площади, число составляющих "стенку" может быть увеличено.

Отразить одиннадцатиметровый удар - это высокое мастерство (можно даже сказать - искусство) вратаря. Точный удар даже не максимальной силы в нижний угол ворот, в метре от стойки, как правило, означает поражение ворот. Союзниками вратаря при отражении такого удара могут быть такие качества, как мгновенная реакция, прыгучесть, развитый элемент предвидения, умение определять направление полета мяча по положению туловища, по замаху и развороту стопы, по углу и длине разбега бьющего. В этом случае гадание на кофейной гуще вратарю не поможет. Бросок в один угол, когда мяч летит в другой, вызывает только улыбки и смех зрителей, досаду у партнеров.

Лучше не гадать, а обоснованно занять в воротах верную позицию, ничем не показывать сопернику своего волнения или неуверенности и пытаться поймать или отбить мяч в сторону. Тогда после возможного повторного удара отразить мяч будет легче, ибо удар будет нанесен под углом. Еще лучше, если вратарю удастся отвести мяч за линию ворот на угловой.

Подводя итоги нашей работы, хотелось, бы сказать проблема игра ногами решается сейчас таким образом, многие тренера в своей практике вратаря тренируют вместе с полевыми игроками, с первых дней тренировки вратарь изучает технику полевого вратаря и в любой момент может заменить любого игрока на поле, своего рода универсал, зарубежные тренера используют специальные упражнения для голкипера. В целом школа Российского футбола позволяет готовить вратаря по новым технологиям, разрабатываются системы подготовки, тренера перенимают опыт, как у заграничных, так и у своих отечественных коллег

 

Выводы

 

Современный вратарь должен быть физически и психологически подготовлен, ему присущи физические данные такие как: подвижность и ловкость, быстрота действий, хорошая реакция, общая выносливость, сила прыжка (прыгучесть), хорошая физическая подготовка, возможность долгой работы без переутомления. Психологические качества: смелость и готовность к рискованности, мотивация самого себя и положительная установка на игру, готовность действовать, концентрация на игре, настойчивость, самострахование.

В технике игры вратаря можно выделить следующие приемы: ловля мячей катящихся, низко летящих, полувысоких и высоко летящих, ловля мячей в падении и броске, отбивание летящих мячей, вбрасывание и выбивание мячей, выходы 1 на 1, вводить мяч рукой, ногой, от ворот.

Тактика построена следующим образом: позиционная игра при ударах по воротам из различных положений, позиционная игра при стандартных положениях, управление защитой, хорошо играть на выходах, вратарь первый нападающий.

Проблема игра ногами решается сейчас таким образом, многие тренера в своей практике вратаря тренируют вместе с полевыми игроками, с первых дней тренировки вратарь изучает технику полевого вратаря и в любой момент может заменить любого игрока на поле, своего рода универсал, зарубежные тренера используют специальные упражнения для голкипера. В целом школа Российского футбола позволяет готовить вратаря по новым технологиям, разрабатываются системы подготовки, тренера перенимают опыт, как у заграничных, так и у своих отечественных коллег.

Список использованной литературы

 

1. Аванесов В.У., Лукин Ю.К. Исследование влияния дозировки упражнений на эффективность развития скоростно-силовых качеств. Проблемы физического воспитания студентов. // Материалы III республиканской научной конференции. – Баку, 1963. – 190с.

2. Аванесов В.У., Лунин Ю.К. К вопросам совершенствования методики развития физических качеств футболистов высокого класса. Проблемы физического воспитания студентов. // Материалы II республиканской научной конференции. – Баку, 1981. – 174с.

3. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дисс. – Омск, 1983. – 31с.

4. Айсман Х.И. Взгляд врача на правильное построение процесса подготовки юных футболистов // Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт. Вып. I. – М.: ФиС, 1992. – 177с.

5. Андреев С.Н. Играй в футбол. – М.: ФиС, 1999.- 167с.

6. Бизанц Г. Основные положения предсезонной подготовки юных футболистов // Зарубежные научные исследования. Вып. I. – М.: ФиС, 1992. – 177с.

7. Голомазов С.В. Футбол. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. – М.: ФиС, 2000. – 220с.

8. Драндров Г.А. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учётом типологических особенностей проявления свойств нервной системы: Автореф. дисс… - Омск, 1989. – 33с.

9. Кардосо А.М.У. Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет: Автореф. дисс… - М., 1985. – 37с.

10. Лалаков Г.Е. Структура и содержание тренировочных нагрузок футболистов разных возрастов и квалификаций. – Омск, 2000. – 198с.

11. Лукин Ю.К. Использование неспецифических средств в тренировочном процессе футболистов. – М.: ФиС, 1984. – 244с.

12. Лукин Ю.К. Методика тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов: Автореф. дисс… - М., 1990. – 32с.

13. Маркосян А.А. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. – М.: Медицина, 1969. – 322с.

14. Терентьев В.Ф. Структура скоростных качеств юных футболистов и методика их формирования: Автореф. дисс… – СПб., 1995. – 37с.

15. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных качеств у детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. дисс… - М., 1970. – 34с.

16. Фомин Н.А., Вавилов С.П. Физиологические основы двигательной активности. – М.: ФиС, 1991. – 430с.

17. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные особенности физического воспитания. – М.: ФиС, 1972. – 290с.

18. Чулибаев Д.В. Тренировочные микроциклы скоростно-силовой нагрузки в подготовке юных футболистов: Автореф. дисс… - М., 1987. – 33с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: