ОБОБЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАК СОПРЯЖЕННАЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПАРА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ




Диалектические противоположности – пара взаимодополнительных понятий, одно из которых является результатом качественного саморазвития другого. Диалектическими противоположностями являются пары: сущность и явление, качество и количество, пространство и время, причина и следствие, необходимость и случайность, действительность и возможность и др.

Или Диалектическая пара – это количественно-качественная, взаимозависимость, обеспечивающая, в процессе оптимального взаимодействия, гармоничное взаиморазвитие.

Диалектические пары находятся под воздействием законов диалектики:

· Закона единства и борьбы противоположностей;

· Закона перехода количественных изменений в качественные;

· Закона отрицания отрицания.

Рассмотрим диалектическую пару: обобщение и развитие.

Основой мышления как высшей формой отражения материи является обобщение, под которым понимают «логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию … а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория». Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность. Обобщение обуславливает переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.). Это означает, что при обобщении мышление развивается и переходит на более высокую ступень рационального познания.

Истинно научное понимание диалектики было создано только Марксом и Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме. В этом смысле и теория познания рассматривается материалистической диалектикой как обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Анализируя взаимосвязь диалектической логики и теории познания, Ф. Энгельс писал «… законы мышления и законы природы необходимо согласуются между собой, если только они надлежащим образом познаны» [9, с. 193].

Наиболее сложным типом связи, оказавшимся непосильным для догматического мышления, является взаимодействие противоположностей, в то время как в материалистической диалектике категория «противоречие» является главной. В учении о противоречиях она вскрывает движущую силу и источник всякого развития; в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития [8, с. 122]. Взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит соединение различных материальных элементов в системы, системную организацию материи, что обусловливает ее целостность. В силу универсальности взаимодействия осуществляется функциональная взаимосвязь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Именно взаимодействие определяет отношение причины и следствия между объектами, т.е. устанавливает генетические связи в системе, предопределяя развитие объектов. При развитии происходит изменение состояния объекта, обусловленное возникновением, трансформацией или исчезновением его элементов и связей в результате взаимодействия.

Категория «взаимодействие» является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия между субъектом и объектом. «Исследование особенностей этого взаимодействия, природы взаимодействующих систем и субъекта прежде всего является ключом к пониманию сущности мышления» [4, с. 160] (курсив наш).

Взаимодействие, как показано выше, не является однозначным процессом. В одних случаях воздействия между объектами приводят к их деградации, разрушению, снижению уровня организации, в других – к объединению, созданию более сложной системы, у которой возникает новое качество. Второй тип взаимодействия охарактеризован нами ранее как сопряжение. Признание сопряжения как важнейшей стороны взаимодействия между структурными элементами материи, которое приводит к созданию качественно новой системы, позволяет перенести этот принцип в образовательную область и использовать его как методологическую основу для выявления механизма образования понятий, а также взаимосвязи между предметными, естественнонаучными и философскими понятиями.

Новые понятия формируются в соответствии с основным законом природы – единства и борьбы противоположностей. Единство (взаимосвязь) двух понятий обу­словливает та область знаний, которая является для них общей и ее, по-видимому, можно обозначить как «сопряженное понятийное поле». А противоположность ограничивает перекрывание этих полей, сохраняя тем самым индивидуальность каждого из понятий.

В учении о противоречиях содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития. Особое значение в понимании и развитии естественнонаучного мышления имеют такие философские категории, как «единичное», «особенное» и «всеобщее». Подчеркивая методологическую роль этих категорий, вслед за Гегелем Ф. Энгельс писал: «Единичность, особенность и всеобщность – вот те три определения, в которых движется все «Учение о понятии» [9, с. 194].

Категории «единичное», «особенное «и «всеобщее» выражают объективные связи мира, а также ступени их рационального познания. Логический процесс перехода между этими ступенями осуществляется за счет обобщения знаний. «При этом, по мнению Ф. Энгельса, восхождение от единичного к особенному и от особенного к всеобщему совершается не одним, а многими способами …» [там же]. Обобщение влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий [6, с. 906]. Диалектическая логика в отличие от формальной логики не довольствуется простым перечислением форм движения мышления, т.е. форм суждений и умозаключений, а выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, развивает более высокие формы из нижестоящих [9, с. 191]. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность.

Центральная задача диалектической логики – исследование того, как выразить в понятиях проявления действия законов диалектики в вещах, предметах и т.п. С этим связана другая основная задача диалектической логики – изучение развития самого мышления. Диалектическая логика выделяет законы и формы развития мышления в ходе развития познания и исторической общественной практики человечества. В качестве общего логического принципа диалектическая логика использует способ восхождения от абстрактного к конкретному. Другой общий принцип диалектической логики – единство исторического и логического. Оба принципа внутренне взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

Диалектическая логика по самому своему существу должна представлять собой систему логических категорий которые выступает как синтез результатов познавательной и практической деятельности человечества. Лишь во взаимосвязи, т.е. в системе логических категорий, можно отобразить развитие в мышлении и понять развитие самого мышления [8, с. 123]. Усвоение принципов диалектической логики, отражающих через систему философских категорий развитие и взаимосвязь объектов и явлений природы, их иерархию, позволяет студентам после их осмысления использовать эти принципы в учебном процессе как методы и способы выведения понятий, их обобщения, установления между ними иерархичности и объединения в целостную систему. В процессе такой мыслительной деятельности происходит развитие самого мышления, оно переходит на более высокую ступень абстракции, что позволяет вывести рациональное познание на качественно новый уровень и на его основе штурмовать более высокие уровни обобщения понятий, законов и теорий. Таким образом, категории «обобщение» и «развитие» выступают как сопряженная диалектическая пара развития рационального познания студентов в вузе. Осмысление студентами сущности данных категорий, их диалектической связи вооружает их эффективным средством познавательной деятельности для овладения всеми ступенями научного знания в процессе обучения в вузе: предметном, естественнонаучном, философском.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: