Женский взгляд фотокамеры




С момента возникновения фотографии женский образ на снимках – одна из наиболее распространенных художественных тем, получившая огромное многообразие творческих трактовок. Искусство фотографии в этом плане унаследовало от живописи интерес к женскому началу, к его внутренней, непостижимой сущности, выраженной через внешность. Следуя логике пословицы «глаза – зеркало души», фотографы, начиная с зарождения фото (середина XIX века) и по сей день стремятся раскрыть образ женщины так, чтобы он говорил о внутреннем мире, о чувствах, мыслях и эмоциях.

Но было бы предрассудительно сказать о женщине, как объекте фотографирования, умолчав о том, какую огромную роль в истории фотографии сыграли дамы-фотографы.

Их творческую деятельность на заре зарождения фотографии, без преувеличения, можно назвать героической. Результат съемки из-за несовершенства техники предугадать было крайне сложно, а само оборудование было таким же громоздким, по сравнению с современным, как и первые компьютеры, по сравнению с лэптопами. Особенно это касалось съемок на пленэре, ведь приходилось брать с собой немаленького размера камеру со штативом, химические реактивы, металлические пластины…

Возможно, именно техническая сложность процесса и чрезмерный вес фотооборудования для хрупких девичьих плеч послужили одной из причин того, что в XIX веке становится семейным делом: Роберт Титлер и его жена Хэрриет фотографировали руины, оставшиеся после восстания солдат в Индии в 1858 году, а французский фотограф Андре Диздери свою первую фотостудию в городе Брест открыл вместе с женой. Эта фотостудия имела огромный успех, благодаря впервые внедренному в 1854 году формату фотопортрета на визитной карточки (carte-de-visite): четырехобъективная камера давала снимки 6×10 см., которые наклеивались на картонные прямоугольники. Фотовизитки вскоре получили повсеместное распространение, и каждое, уважающее себя фотоателье следовало примеру супругов.

В эту же эпоху началась и традиция «сольной» карьеры женщин-фотографов: уже в 1841 году Анна Эткинс (Anna Atkins, 1799-1871) публикует свой фотоальбом «Британские водоросли: Цианотипные впечатления» («British Algae: Cyanotype Impressions»), в котором впервые в качестве иллюстраций были использованы фотографические изображения. Один из экземпляров ныне хранится в Национальном музее СМИ в Брэдфорде.

Как писал ее биограф Ларри Шааф (Larry J. Schaaf. «Sun gardens: Victorian photograms by Anna Atkins». Aperture, New York, 1985): «Анна Эткинс соединила чувство прекрасного с точной наблюдательностью, и она занимает место одного из наиболее значимых новаторов эпохи зарождения фотографии».

Английская ученый, ботаник и иллюстратор, Анна Эткинс, как и ее отец Джон Дж. Чилдрен, член Королевского научного общества (именем которого назван минерал чилдренит) была дружна с физиком Джоном Гершелем, который в 1839 году изобрел монохромную технику фотосъемки – цианотипию. За один год Анна досконально овладела цианотипией, и после первого своего фотольбома она, в период с 1843 по 1853, выпускает ещё 12 других. За это время Аткинс создала 389 озаглавленных цианотипных фотограмм с дополнительными листами научных пояснений к ним. В 1854 году выходит в свет ещё одна книга Анны по ботанике, содержащая ее фотоиллюстрации – «Cyanotypes of British and Foreign Flowering Plants and Ferns».

Джулия Маргарет Кэмерон (1815–1879), английский фотограф викторианской эпохи, внучатой племянницей которой была Вирджиния Вулф, впервые занялась фотосъемкой 48 лет. Ее оригинальное видение, энергия и вдохновение позволили ей выразить через фотографию личностные черты характера знаменитостей того времени: Джорджа Фредерика Уотса, Чарльза Дарвина, Альфреда Теннисона, Генри Лонгфелло, Томаса Карлейля и многих других.

В своих работах она стремилась передать глубину их мыслей, и, в то же время, показать свое отношение к этим людям. Кэмерон всегда стремилась отыскать душу в том, кого фотографировала. Фотоаппарат стал для нее уникальной возможностью выразить свои чувства – восхищение, увлечение, интерес, по отношению к тем, кого фотографировала.

Ее художественная манера – фотографии, сделанные не в фокусе. Это не было намеренным приемом, который позднее приобрел среди фотографов огромную популярность, а следствием того, что она пользовалась объективами, которыми невозможно было снимать четко. И именно эта особенность сделала ее работы уникальными, показав, что в фотографии главное – не «мужское» стремление к техническому совершенству, а глубокое творческое погружение в объект съемки всем своим существом.

В 1875 году выходит альбом Кэмерон, в котором были опубликованы двенадцать аллегорических фотографий, иллюстрирующих книгу Альфреда Теннисона «Королевские идиллии и другие поэмы», а немного позднее вышел в свет и второй альбом, где были опубликованы еще двенадцать фотографий.

Фрэнсис Джонстон (1864–1952), автор знаменитой, вышедшей в 1897 году статьи, под названием «Что женщина может сделать с фотоаппаратом» («What a Woman Can Do With a Camera») сою первую камеру получила в подарок от близкого друга семьи Джорджа Истмана, одиного из основателей компании Kodak. В 1890-е годы Джонстон путешествует по Европе, затем работает в Eastman Kodak, а в 1895 году открывает собственную фотостудию.

Френсис энергично продвигает идею высокой значимости женского взгляда в объектив фотокамеры: на выставках, проходивших в 1900 году в России и Франции, она представила 148 снимков, созданных 28 женщинами-фотографами.

Если говорить о роли женщины в фотоискусстве современности, то, безусловно, следует сказать о Энни Лейбовиц (Anna-Lou«Annie»Leibovitz) — известном американском фотографе, специализирующимся на портретах знаменитостей, чьи работы на сегодняшний день являются наиболее востребованными среди женщин-фотографов. Свои первые кадры Лейбовиц, родившаяся в 1949 году, отсняла на Филиппинах, куда её отца, офицера ВВС США, расквартировали на время войны во Вьетнаме.

После учебы в Сан-Францисском институте искусств она с 1970 года работает фотографом в журнале Rolling Stone (8 декабря 1980 года Лейбовиц фотографирует для обложки Джона Леннона вместе с Йоко Оно), а с 1983 – в журнале Vanity Fair, создавая фотопортреты звезд шоу-бизнеса и политики (например, английская королева Елизавета II). Также среди ее всемирно известных кадров – Деми Мур, покрытая боди-артом, изображающим костюм, Вупи Голдберг в ванной, наполненной молоком, а также серия с портретами голливудских знаменитостей в образах сказочных героев, созданная для «Walt Disney Company». Боб Дилан, Арнольд Шварценеггер, Боб Марлей – все они были запечатлены фотокамерой Лейбовиц.

И, разумеется, нельзя не упомянуть об авторе теоретических работ о современном искусстве Сьюзан Зонтаг, как о женщине, изменившей само понимание сущности фотографии в современном мире.

Выход книги Сьюзан Зонтаг «О фотографии» (1977 г.) знаменовал новый, постмодернистский этап представлений о природе визуального образа. Книга была удостоена Национальной премии США в области критики за 1978 год, что совершенно неудивительно, поскольку многие искусствоведы и теоретики фотографии связывают появление философии фотографии именно со Сьюзан Зонтаг.

Она пишет о том, что в современной культуре фотография больше не является лишь отпечатком, тенью реальности: «Традиционное представление о действенности образов предполагает, что образы обладают свойствами реальных предметов. Сегодня же мы, напротив, склонны приписывать реальным объектам качество образа. Образы обратили свое оружие против реальности, из копий они превратились в задающие реальность модели. Это приводит к тому, что теория фотографии расширяется до социальной теории».

По сути, на сегодняшний день, наше понимание того, что есть фотография – это понимание, предложенное Сьюзан Зонтаг. «После Сюзанн Зонтаг, – писал журнал «Ньюсуик», – о фотографии надлежит говорить не только как о явлении в искусстве, но как о силе, оказывающей все более могущественное воздействие на природу и судьбу нашего глобального общества».

В 1999 году Зонтаг и Лейбовиц публикуют книгу «Women» – многоликий портрет женщины конца XX века. Издание содержит около 200 фотографий женских образов разных профессии, возраста, национальностей, рас и вероисповедания, вне зависимости от степени известности или внешних данных. Героини книги – Женщина как вечный и всегда прекрасный образ.

 

Материал взят с сайтов: https://www.fotoprizer.ru/articles/ganry-fotografii/zhenskiy-fotoportret-zhanr-fotografii-zhenskogo-portreta-v-fotoiskusstve/120/?q=1335&n=120;

https://www.nicegoing.ru/obraz-jenshiny-v-fotografii.html

https://digitalphotoart.com.ua/zhenskij-vzglyad-fotokamery/

 


Литературы на тему «Женский образ в фотографии», к сожалению, не так уж много. Однако есть несколько любопытных источников, которые позволяют сложить свое впечатление о зарождении портрета вообще и об образе женщины в фотоискусстве. Если вас интересует более подробная информация, вы можете обратиться в нашу библиографическую службу, и мы непременно подберем для вас необходимую информацию. Также есть возможность получить доступ к электронным полнотекстовым ресурсам. Для этого необходимо обратиться к библиотекарям или выслать письмо с запросом на электронную почту bibliograf.otdel@yandex.ru.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: