ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества.




Принципы менеджмента качества. Стандарты серии ISO 9000.

Глобализация экономики и развитие международных торговых и производственных связей повышают требования, предъявляемые потребителями к качеству продукции. Для подтверждения качества продукции, предлагаемой различными поставщиками, необходимо наличие международных стандартов качества и соответствующих им документов - сертификатов качества, признаваемых в разных странах мира. До середины 80-х годов такими стандартами являлись различные национальные и международные стандарты качества на товары и услуги. На рубеже десятилетия ситуация изменилась.

Потребитель получил возможность выбирать из большого числа поставщиков и диктовать свои требования к качеству товаров, которые он готов приобрести. И если раньше потребитель довольствовался подтверждением качества самих товаров и услуг, то теперь он хочет иметь подтверждение того, что производство товаров, за которые он собирается платить деньги, организовано таким образом, что оно действительно обеспечивает декларируемое качество.

Качество стало одним из наиболее популярных лозунгов конца двадцатого - начала двадцать первого века. Качество товаров и услуг. Качество в технологиях и бизнес-процессах, связанных с производством товаров и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 - серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности.

Стандарты ISO 9000 разработаны Международной организации по стандартизации (International Standard Organization - ISO) и образуют основу нового подхода к вопросам качества.

Для получения сертификата необходимо создать на предприятии систему управления качеством и выполнить ряд условий, в том числе, пройти аудиторскую проверку организации, которая будет выдавать сертификат. После получения сертификата такие проверки (наблюдательный аудит) будут проводиться регулярно для подтверждения сертификации.

Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям, всех видов и размеров, внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества.

– ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

– ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.

– ИСО 9004 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

 

Версии стандартов выходили в 1994, 2000, 2008, 2011, 2015.

1. Управление качеством осуществляется на основе восьми принципов международных стандартов качества серии ISO 9001:2011 ориентация на потребителя, лидерство руководителя, вовлечённость сотрудников, процессный подход, системный подход к управлению, постоянное улучшение деятельности организации, принятие решений на основе фактов и взаимовыгодные отношения с постав­щиками.

Действующие стандарты на СМК

ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования

 

С момента публикации ISO 9001:2015 введен 3-летний переходный период.

На момент подготовки новой версии стандарта ISO 9001 стал очевиден факт появления в рамках ISO, и не только, большого количества руководящих указаний и стандартов на системы менеджмента в самых различных отраслях человеческой деятельности: от аэрокосмической до медицинской промышленности, от организации выборов до уборки снега и льда. Кроме того, стандарты стали распространяться на экологическую, социальную, информационную подсистемы менеджмента организации, сферу обеспечения безопасности и охраны труда.

Не во всех случаях эти документы были гармонизированы между собой, что создавало дополнительные трудности для организаций, у которых всего одна система менеджмента как принятый способ управления и достижения целей. Бизнес-сообщество не раз обращалось в ISO с просьбой разработать стандарт на интегрированные системы менеджмента

Для решения проблемы унификации было разработано Приложение SL «Структура высокого уровня» к директивам ISO, в котором жестко поставлены требования к терминологии, структуре и большей части текста стандартов на системы менеджмента. Отныне ISO 9001, ISO 14001 (тоже пересматривается к 2015 г.), ISO 45001 (выйдет вместо OHSAS 18001) и другие приобретут портретное сходство и будут отличаться лишь названием и некоторыми аксессуарами. Таким образом, Приложение SL — шаблон для работы создателей стандартов, которые теперь могут сосредоточить свои усилия на требованиях к конкретным дисциплинам, специфика которых будет отражена преимущественно в главе 8 (каждого) стандарта под названием «Функционирование» (Operation)

Версия стандарта ISO 9001 2015 года является логическим развитием всех предыдущих версий. При этом во всех версиях сохраняется основной смысл стандарта: «Системное управление процессами в соответствии с требованиями ISO 9001 обеспечит появление продукции (оказанию услуги), удовлетворяющей требованиям потребителей, что позволяет организации достичь устойчивого успеха».

ИЗМЕНЕНИЯ В ISO 9001 ВЕРСИИ 2015 года:

ОТМЕНЕНЫ:

-Требования разработки Руководства по качеству и шести обязательных документированных процедур; -Требование назначения представителя руководства по качеству.

Термины «документ» и «запись». Вместо них введен термин «документированная информация»

-Требования к предупреждающим действиям;

- В новой версии не предусмотрена возможность осуществления исключений из требований, однако признается, что может быть обоснована некоторая адаптивность при применении требований исходя из размера организации, организационной культуры, вида деятельности, характера рисков и возможностей, с которыми организация сталкивается;

- Руководства по применению стандарта ISO 9001 версии 2008 года

ВВЕДЕНЫИЛИ УСИЛЕНЫ

- Изменены структура, текст, термины в соответствии с Приложением SL (Директивы ISO). Он теперь содержит 10 разделов

-Понятие контекст организации;

-Понятие «соответствующие заинтересованные стороны»;

- Введен термин «внешнее обеспечение»;

- Концепция «Принятие решений с учетом рисков»

- Сделан больший акцент на получение добавленной ценности для организации и ее потребителей;

- Понятие «Документированная информация». Увеличена гибкость при использовании документации.

- Конкретизированы требования по целевому планированию, то есть цели должны определять «кто», «что» и «когда».

Продукты и услуги внешнего происхождения;

- Лидерство. Сформулированы требования к лидерству;

-Требования по планированию изменений;

- Концепция «Знания организации»;

-Требование о том, что планирование операций должно осуществляться с учетом рисков.

-Внутренние аудиты содержат требования рассмотрения связанных рисков;

-Анализ со стороны руководства должен учитывать стратегическое направление развития организации

- Пересмотренные принципы менеджмента качества

Усилены позиции процессного подхода в модели СМК. Так, в дополнение к существующим требованиям к процессам добавились новые: - Об установлении требуемых входов и ожидаемых выходов

-О распределении ответственности и полномочий для этих процессов;

- Об определении рисков для их функционирования.

– Введение в требования к высшему руководству «продвижение понимания процессного подхода» в организации

- Стандарты ISO серии 10 000 для углубленной трактовки требований стандарта ISO 9001:2015

6.Предложены следующие принципы менеджмента качества:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: