Характеристика автора «Слова о полку Игореве»




Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»

 

Полное название — «Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова»

 

Сюжет и композиция

Вступление
Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна
Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню »
Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря »)
Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону »

 

Поход Игоря
Встреча с братом Буй Туром Всеволодом Описание встречи, сборов в поход дано в радостных тонах: братья полны решимости победить половцев
Знамения Грозные предзнаменования (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива) контрастируют с настроением воинов и предвещают трагический исход похода. Нежелание Игоря считаться с этими знаками говорит о его честолюбии и самоуверенности, за что впоследствии он поплатится
Победа войска Игоря в первом сражении Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...»)
Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ...») Описание боя прерывается авторским отступлением — воспоминанием о временах Олега Святославовича. Этот исторический экскурс поднимает важнейшую тему «Слова» — тему губительных междоусобиц, из-за которых страдают все «Даждьбожи внуки ». Хотя битва происходит в далекой половецкой степи, но последствия поражения Игоря скажутся на Руси: «тугою (горем) взыдоша по Руской земли ». Сама природа скорбит о поражении Игоря. Таким образом расширяется хронотоп повествования, события «Слова» приобретают глобальное значение. В еще одном отступлении автор противопоставляет Игорю Святослава Киевского, когда-то разгромившего половцев

 

Сон Святослава
Символы сна: черный покров, «вино, с горечью смешанное», жемчуг из пустых половецких колчанов, крик ворон
Бояре истолковывают сон: «два солнца померкоста » — Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену

 

«Золотое слово» Святослава
Святослав упрекает князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход. «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать »
По мысли Святослава, необдуманный поход северских князей принес родине великое горе
Автор «Слова», продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей с призывом вступиться «за обиду сего времени », «за раны Игоревы ». Автор вспоминает князя Всеслава Полоцкого, который также не добился победы, несмотря на временные успехи и выдающиеся качества, так как пренебрегал помощью других князей
«Золотое слово» Святослава и обращение к князьям с призывом единения — идейный центр произведения

 

«Плач Ярославны»
Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена
«Плачем Ярославны» в поэму вводится тема личной судьбы Игоря
Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»
В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка

 

Побег Игоря из плена. Заключение
Природа помогает Игорю: беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца, дятлы указывают путь, соловьи приветствуют его песнями
Описание побега тесно связано с «плачем Ярославны», оно насыщено символами, фольклорными образами
Ханы Кончак и Гза спорят о том, как поступить с плененным сыном Игоря Владимиром: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича»
«Слово» заканчивается «славой» князьям и дружине

 

Особенности композиции

Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим
Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева — в Путивль, затем — в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев
Меняется время действия — автор «Слова», говоря о настоящем, вспоминает о прошлом, ищет там примеры, аналогии
Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла
Каждая часть «Слова» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция
Все темы в «Слове» подчинены одной общей теме родины, все чувства — любви к родине

 

3. Идейное содержание

Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси Незначительный эпизод русско- половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба
Для победы над степняками необходимо единство всех князей Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду
Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились «себе славы искати», с горечью порицает «княжеское непособие». Сам Святослав назван в тексте «отцом» Игоря и Всеволода
Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси Олег Святославович, «ковавший крамолы», назван в «Слове» Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович)
Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием

 

Вопрос об авторе

«Слово о полку Игореве» является анонимным произведением, как и многие другие произведения древнерусской литературы
Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.
Вопрос об авторе «Слова» остается открытым

 

Характеристика автора «Слова о полку Игореве»

(по Д. С. Лихачеву)

Мог быть приближенным Игоря Святославовича Автор сочувствует князю Игорю
Мог быть приближенным Святослава Киевского Автор сочувствует и киевскому князю
Мог быть дружинником Автор постоянно пользуется словами и понятиями из военного обихода
Был книжно образованным человеком и занимал высокое социальное положение Об этом свидетельствует художественное совершенство «Слова», знание автором истории Руси, связь «Слова» с традицией (упоминание певца Бояна)
Где бы ни было создано «Слово», оно не воплотило в себе никаких областных черт. Автор занимает свою независимую позицию: он защищает интересы не отдельного княжества, а всей Киевской Руси

 

Гзак бежит серым волком,

Кончак ему путь прокладывает к Дону великому.

 

На другой день спозаранок

кровавые зори свет возвещают,

Черные тучи с моря идут,

Хотят прикрыть четыре солнца,

А в тучах трепещут синие молнии.

Быть грому великому!

Идти дождю стрелами с Дону великого!

Тут копьям приломиться,

Тут саблям побиться

О шеломы половецкие,

На реке на Каяле,

у Дона великого!

О Русская земля! Ты уже за холмом!

Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами

На храбрые полки Игоревы!

Земля гудит,

Реки мутно текут,

Пыль поля покрывает,

Стяги глаголют:

Половцы идут от Дона, и от моря,

и со всех сторон русские полки обступили.

Дети бесовы кликом поля перегородили,

А храбрые русские перегородили червлеными щитами.

Ярый тур Всеволод!

Стоишь ты в бою,

Сыплешь на воинов стрелами,

Гремишь о шлемы мечом булатным!

Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,

Там лежат поганые головы половецкие,

Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою,

Ярый тур Всеволод!

(«Слово о полку Игореве»)

 

В1. К какому традиционному фольклорному жанру своей художественной формой близок этот фрагмент «Слова о полку Игореве»?

В2. Из данного фрагмента выпишите строку, которая становится рефреном «Слова о полку Игореве».

В3. Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создаёт художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»?

 

В4. Назовите художественный приём, позволивший автору «Слова о полку Игореве» наделять явления природы или неодушевлённые предметы чертами живых существ: «тучи идут », «стяги глаголют » и т.д.

 

В5. Укажите названия средства художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком …».

 

В6. Как называется средство художественной изобразительности, характерное для стилистики фольклорных произведений, которое используется в «Слове о полку Игореве»: «сабли калёные », «мечи булатные »?

 

С1. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью»?

С2. В каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

 

 

В полночь море взбушевало -

Идут смерчи мглами.;

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой

В землю Русскую,

К отчему золотому столу.

Погасли вечером зари.

Игорь спит,

Игорь бдит,

Игорь мыслию поля мерит

От великого Дона до малого Донца.

Коней к полуночи Овлур свистнул за рекою -

Велит князю разуметь:

«Князю Игорю – пора!»

Кликнул,

Стукнул оземь.

Зашумела трава:

Кибитки половецкие отдалились,

И поскакал Игорь- князь

Горностаем - к тростникам,

Белым гоголем - на воду;

Вскочил на борзого коня,

Соскочил с него серым волком,

И побежал к излучине Донца;

Полетел соколом под облаками,

Избивая гусей да лебедей

К завтраку,

И обеду,

И ужину.

Если Игорь соколом полетел,

То Овлур волком побежал,

Стряхивая студеную росу:

Надрывая своих ретивых коней!

 

Тут сказал Донец:

"О, князь Игорь!

А и немало тебе хвалы,

А Кончаку – злой досады,

И Русской земле - веселия!"

Игорь говорит:

"О, Донец!

И тебе, лелеявшему князя на волнах,

Стлавшему ему зеленую траву

На своих серебряных берегах,

Одевавшему его теплыми туманами

Под сенью зеленого древа,

Немало славы!

Ты стерёг его гоголем на воде,

Чайками на струях,

Чернедями на ветрах!

 

В1. Укажите названия художественного приёма, который позволяет Автору «Слова» резко противопоставить настроения враждующих сторон:

«…Кончаку – злой досады,

И Русской земле - веселия!"

 

В2. Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора и представляющее собой устойчивое сочетание слов, часто встречается в тексте «Слова о полку Игореве»: «борзой конь», «серый волк» и т.д.?

 

В3. Укажите названия художественного приёма, с помощью которого Автор передаёт читателям ощущение ускоряющегося движения, располагая глаголы по возрастающей значимости: «побежал, поскакал, полетел…»?

 

В4. Как называется стилистический приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений данного фрагмента текста:

«Игорь спит,

Игорь бдит,

Игорь мыслию поля мерит»?

 

В5. Какой художественный троп, основанный на уподоблении одних предметов или явлений другим, использует Автор «Слова о полку Игореве»:

«И поскакал Игорь- князь

Горностаем - к тростникам,

Белым гоголем - на воду;

Полетел соколом под облаками…»

 

В6. Назовите имя половца, ставшего сообщником и помощником князя Игоря.

 

В7. Каким термином в литературном произведении называют разговор двух персонажей, в данном случае – разговор реки Донец с князем Игорем?

 

С1. Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?

 

С2. Как Автор «Слова о полку Игореве» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

 

На Дунае Ярославлин голос слышится,

Кукушкою безвестною рано кукует:

"Полечу, - говорит, - кукушкою по Дунаю,

Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

Утру князю кровавые его раны

На израненном его теле".

Ярославна рано плачет

В Путивле на забороле, приговаривая:

"О ветр, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мечешь половецкие стрелы

На своих легких крыльях

На воинов моего лады?

Разве мало тебе было под облаками веять,

Лелея корабли на синем море?

Зачем, господин, мое веселие

По ковылю ты развеял?"

Ярославна рано плачет

В Путивле-городе на забороле, приговаривая:

"О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы (и течёшь)

Сквозь землю половецкую.

Ты лелеял на себе Святославовы ладьи

До сражения с Кобяком, -

Взлелей, господин, моего милого ко мне,

Чтоб не слала я к нему слез …"

Ярославна рано плачет

В Путивле на забороле, приговаривая:

"Светлое и тресветлое солнце!

Всем ты тепло и прекрасно.

Зачем, господине, простерло ты горячие свои лучи

На воинов моего лады?

В поле безводном жаждою им луки сомкнуло,

Горем им колчаны заткнуло?"

 

В1. Под каким названием известен данный фрагмент литературного памятника?

В2. Какое историческое событие 1185 года легло в основу сюжета «Слова о полке Игореве»?

В3. Какой художественный приём, являющийся особенностью народной поэзии, становится композиционной особенностью данного фрагмента «Слова»:

Ярославна рано плачет

В Путивле на забороле, приговаривая:

 

Ярославна рано плачет

В Путивле-городе на забороле, приговаривая:

 

Ярославна рано плачет

В Путивле на забороле, приговаривая:

 

В4. Какое средство художественной выразительности, характерное для русского фольклора и представляющее собой устойчивое сочетание слов, встречается в тексте: «синее море», «шелковый рукав» и т. д.?

В5. В бланк ответов впишите название художественного приёма, основанного на сопоставлении:

«Полечу, - говорит, - кукушкою по Дунаю…».

В6. Какой художественный троп, основанный на скрытом сравнении, использует Автор «Слова…»:

«…жаждою им луки сомкнуло,

Горем им колчаны заткнуло»?

В7. Какой художественный приём использует Автор, позволивший героине «Слова…» наделить ветер, реку и солнце чертами живых существ: упрекать их, просить о сочувствии?

С1. Что является главной темой фрагмента, с какой целью Автор включает лирический фрагмент в повествование о воинском походе?

С2. Можно ли говорить о связи художественной системы «Слова…» и с какой целью, и в каких произведениях русской классики присутствуют элементы образности русского фольклора?

 

 

 

Святослав смутный сон видел

в Киеве на горах.

«Этой ночью с вечера одевали меня, - говорит, -

чёрным покрывалом

на кровати тисовой;

черпали мне синее вино,

с горем смешанное;

сыпали мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежели меня.

Уже доски без князька

в моём тереме златоверхом.

Всю ночь с вечера

серые вороны граяли у Плесеньска,

в предградье стоял лес Кияни,

и понеслись они, вороны, к синему морю».

И сказали бояре князю:

«Уже, князь, горе ум полонило;

это ведь два сокола слетели

с отчего престола золотого

добыть города Тмутороканя

или испить шлемом Дона.

Уже соколам кряльца подсекли

сабли поганых,

а самих опутали

В путы железные».

(«Слово о полку Игореве»)

 

В1. Какой степной народ тюркского происхождения назван в «Слове о полку Игореве» «погаными иноземцами»?

 

В2. Описание сна Святослава выдержано в традициях народных символических представлений. Какая предметная деталь сна киевского князя является символом слёз?

 

В3. Какая знаменитая реалия княжеского быта нашла отражение в толковании боярами сна Святослава?

 

В4. Из двух словосочетаний («Синее вино» - «синее море») выберите и выпишите пример с постоянным эпитетом.

 

В5. Для усиления выразительности, выделения и скрепления в тексте важнейших слов автор памятника пользуется приёмом, основанном на повторении согласных звуков. Как называется этот приём?

Всю ночь с вечера

серые вороны граяли у Плесеньска,

в предградье стоял лес Кияни,

и понеслись они, вороны, к синему морю».

 

В6. Как называется один из распространённых типов повтора, заключающийся в использовании одного и того же начального слова в нескольких строфах («Уже, князь, горе ум полонило…», «Уже соколам крыльца подсекли сабли поганых…»)?

 

В7. Художественному сознанию русского средневековья свойственно одушевление отвлечённых понятий. Проиллюстрируйте это примером из текста.

 

С1. Можно ли назвать сон великого князя «вещим»?

 

С2. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

 

Прыснуло море в полуночи,

идут смерчи туманами.

Игорю-князю бог путь указывает

из земли Половецкой

в землю Русскую,

к отчему золотому столу
Ппогасли вечером зори.

Игорь спит -
Игорь бдит,
Игорь мыслью поля мерит

от великого Дона до малаго Донца.

Коня в полночь Овлур свистнул за рекою;

велит князю рузуметь:

князю Игорю не быть в плену!


Кликнула,

стукнула земля,
зашумела трава,

вежи оловецкие задвигались.

А Игорь-князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.
Вскочил на борзого коня

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донеца.

и полетел соколом под облаками,

избивая гусей и лебедей

к завтраку,

и обеду,

и ужину.

Коли Игорь соколом полетел,

тогда Овлур волком побежал,

стряхивая собою студёную росу:

оба ведь надорвали своих борзых коней.

(«Слово о полку Игореве»)

 

В1. Какой литературоведческий термин используется для обозначения регулярно повторяющихся образов открытых природных пространств («земля Половецкая»,

«земля Русская»)?

В2. Как называется красочное определение, образующее с определяемым словом устойчивое образно-поэтическое выражение («надорвали своих борзых коней »)?

В3. Установите соответствие между персонажами и их социальным статусом. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из первого столбца.

ПЕРСОНАЖИ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
А) Игорь Б) Овлур В) Кончак 1) половецкий хан 2) князь Новгород-Северский 3) князь Трубчевский и Курский 4) половецкий воин

 

В4. Установите соответствие между названием реки и её художественно функцией в тексте произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из первого столбца.

РЕКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
А) Дон Б) Донец В) Каяла 1) река функционально приравнивается к «морю» и «полю» и приобретает характер бескрайней стихии 2) река реализует фольклорно-мифологическое представление о реке как дороге 3) река смерти, в которой погибает (реально или символически) князь и его войско 4) река служит рубежом русской земли

 

В5. Какую стилистическую фигуру использует создатель памятника для резкого противопоставления знаменитых образов-гидронимов («от великого Дона до малаго Донца»)?

В6. Чтобы подчеркнуть важность последовательности смысловых этапов подготовки Игоря к побегу и придать им большую выразительность, автор применяет особый вид повторения. Какой?

Игорь спит -
Игорь бдит,
Игорь мыслью поля мерит…

 

В7. Как называется избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов, употребляемый как выразительное средство?

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донеца.

и полетел соколом под облаками…

С1. Какую художественную функцию выполняют изображённые в данном фрагменте животные?

 

С2. В каких произведениях русской литературы использованы образы животных и как соотносится их изображение с традицией «Слова о полку Игореве»?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: