По подготовке ситуационно-ролевой игры




Материалы к образовательному модулю

Дистанционных курсов по теме

«Инновационные технологии в воспитании»

 

Составитель: Миновская О.В., к.п.н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования

 

Технология ситуационно-ролевой игры

 

Содержание образовательного модуля:

1. Методические рекомендации по подготовке ситуационно-ролевой игры

2. Правила ситуационно-ролевой игры

3. Особенности работы педагога на этапе проведения ситуационно-ролевой игры

4. Список литературы для самостоятельной работы.

 

Традиционные термины в практике ролевых игр

Мастер – организатор, проводящий игру. В ролевом движении часто мастер является и разработчиком игры. В нашем случае мы так обозначаем педагога – организатора игры.

Общая вводная – описание легенды игры, той воображаемой ситуации, в которой все происходит. Общая вводная содержит характеристику игровых средств, которые используются в игре. Она характеризует основных участников ситуации, обозначает возможные варианты завершения игры.

Индивидуальная вводная – описание роли и образа персонажа, которого исполняет в игре ребенок. Вводная включает имя персонажа; его индивидуальные особенности; историю жизни; ценную информацию, которой он владеет; игровые средства; игровые цели.

Вопрос №1. Методические рекомендации

по подготовке ситуационно-ролевой игры

1) Организация пространства. Игра с успехом может пройти в обычной школе или учреждении дополнительного образования. Для создания необходимой атмосферы вы можете использовать оформление (драпировки, символику), музыку в соответствии с тематикой игры. Каждая игра требует особой организации пространства, но в любом случае лучше организовать «уголки», где игроки смогут конфиденциально общаться. Помещение не должно быть чрезмерно огромным или тесным.

2) Подготовка игрового реквизита. Игровые средства должны быть эстетичными и привлекательными. Не стоит делать такие нелепости как пистолеты из бумаги. К сбору игрового реквизита можно привлечь и будущих участников игры. Кроме того, для каждого участника изготавливается бейдж с именем игрового персонажа. Можно заранее сообщить участникам, кто какую роль будет играть, чтобы дети подготовили элементы костюмов для себя.

3) Распределение ролей. Оно проходит по-разному в зависимости от тех педагогических задач, которые Вы решаете и от особенностей игроков. Если участвуют неопытные игроки, то сложные роли лучше отдавать более энергичным и сообразительным подросткам. Другой варианты состоит в том, что дети могут сами заявляться на роли – тогда нужно вывесить список и принятья заявки. Если все дети равно подготовлены, возможно распределение ролей путем жребия (следует учесть только распределение мужских и женских ролей, чтобы не случилось курьеза).

4) Подготовка участников к игре. Она включает в себя все этапы до-игровой деятельности (авансирование, информирование и т.д.). Но обратим внимание на работу с индивидуальными вводными. Сначала в режиме общей беседы обсуждается общая вводная игры, тактики средства, которые возможны в игре. Потом педагог раздает роли детям. Рекомендуем распечатать индивидуальные роли и раздать на руки, чтобы участники могли в любой момент обратиться к тексту описания персонажа. Тогда надо договориться со всеми, что, найдя случайно чужую вводную, они не будут ее читать и передадут мастеру. Но если педагог не уверен в ответственности детей, то вводные могут быть собраны, тогда каждый при необходимости подойдет и повторно посмотрит описание своей роли.

Конечно, удобно проводить до-игровую встречу накануне игры – тогда дети успеют обдумать свою тактику, подготовиться и настроиться. Но нередко они начинают обсуждать игру, получив свою роль. Тогда игра будет сыграна еще не начавшись. Поэтому с неопытными игроками можно обсудить общую вводную, распределить роли, подготовить костюмы. А вот индивидуальные вводные раздать только перед началом игры.

Педагогу необходимо выделить время для консультаций всех нуждающихся перед началом игры. Для того, что консультации прошли оперативно, можно привлечь на этом этапе своих коллег или старших учеников.

5) Управление игрой. Важной задачей является проектирование начала и финала игры, средств стимулирования игровых событий. Каждая игра в зависимости от сюжета имеет свой регламент. Педагогу надо обдумать, как будет организовано время игры, чтобы обеспечить максимальную интенсивность событий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: