проведения ситуационно-ролевой игры




Как бы трудно ни было управлять игрой, это делать необходимо. Вот какие задачи должен решать во время игры мастер.

Во-первых, мастер нужен как источник информации. Приготовьтесь к тому, что во время игры подойдет каждый третий игрок с просьбой разобраться, что же нужно делать и что он не все понял в своей игровой вводной. Некоторые участники могут потерять свои вводные. Рекомендуем Вам подготовить свой комплект вводных, чтобы оказывать помощь участникам и чтобы самому легко ориентироваться в игре.

Во-вторых, мастер нужен как посредник при осуществлении игровых действий – заклинаний, применения игрового оружия, обмена игровыми деньгами. Он также следит за соблюдением правил при использовании игровых средств. При необходимости подсказывает как правильнее воспользоваться игровым средством..

В-третьих, мастер нужен как консультант. Приготовьтесь к тому, что практически все игроки во время игры подойдут к Вам за советом. Игроков будет интересовать вопрос: как лучше поступить в том или ином случае. Не торопитесь сразу давать ответ. Лучше сначала задайте контр вопрос, призывая к размышлению: " Ну, сам подумай, что можно сделать, чтобы...?". И только если Вы чувствуете, что игрок совершенно не в состоянии решить проблему - встречаются такие игроки - немножко подскажите. А еще иногда попадаются игроки, которые обращаются за советом к мастеру каждые пять минут. Они стремятся проконсультироваться перед каждым игровым шагом. Такие игроки являются образцом людей, не привыкших к самостоятельному мышлению, желающих переложить ответственность за свои действия на чужие плечи, в данном случаен - на плечи мастера. Таким игрокам следует убедительно сказать: "Играй сам!".

В-четвертых, мастер нужен как арбитр при разрешении возможных споров. Приготовьтесь к тому, что к Вам могут обратиться два игрока, одновременно выстреливших друг в друга, или подойдет один игрок с жалобой, что его без предъявления обвинения арестовали... и т.д. Всегда, когда возникает игровой конфликт, его в праве решить только Вы. Во время разрешения спора попросите обе стороны изложить, как было дело, а затем, решив, кто прав, кто виноват, займите позицию одного из игроков. Иногда, однако, бывает трудно определить правоту одного из спорящих. В этом случае просто подбросьте монетку, и в зависимости от того, выпадет орел или решка, объявите преимущество в конфликте одной из сторон. При этом, оставайтесь настойчивы в своем решении, не забывайте: Мастер - всегда прав!

Ну а если к Вам обратятся с жалобой на то, что кто-то из игроков нарушает правила, и если эта жалоба окажется обоснованной, то, во-первых, предупредите нарушителя и, во-вторых, по возможности верните игру в исходное положение-то, которое было до момента нарушения правил. Если игрок повторно нарушает правила, то выведите его из игрового пространства, объявив после этого остальным участникам игры, что данный «господин погиб при загадочных обстоятельствах».

В-пятых, Мастер нужен как «утешитель ». Приготовьтесь к тому, что Вам придется успокаивать тех, кто временно выбыл из игры. Выбывшие принимают свою ситуацию близко к сердцу. Им часто кажется, что с ними обошлись несправедливо. И чем эмоциональней выбывший игрок, тем сильнее его возмущение. Впрочем, такую же картину можно наблюдать и в любой другой игре: и в шахматах, и в бильярде, и в футболе - проигрывать никто не любит. Поэтому Вам нужно будет поговорить с выбывшим игроком, расспросить его об обстоятельствах, приведших к игровой смерти. Если нарушений правил не было, нужно напомнить игроку, что все происходящее - всего лишь игра, а в играх даже при проигрыше следует вести себя достойно. При этом, конечно, нужно дать игроку возможность "выпустить пар", то есть выговориться. Пусть он выплеснет отрицательные эмоции в Вашем присутствии. Будет хуже, если он начнет "из вредности" мешать игре или, что еще хуже, если он затаит обиду и отомстит за себя в послеигровой, реальной жизни. Но не только выбывшим нужны будут слова утешения. Они нужны будут и тем, кто просто растерялся, кто в полном недоумении "Что делать?". Таких игроков следует сперва успокоить, а затем попытаться убедить, что они не "бестолочи" и не "тупицы". Иногда им можно дать такой совет: "У вас в легенде есть "лишняя информация", не имеющая отношения к игровой задаче. Попробуйте воспользоваться этой информацией, как рыбак наживкой. Сообщите ее одному-другому игроку. Вдруг кто-то "клюнет". И тогда Вы сможете обменять свою "лишнюю" информацию на ту, что Вам нужна.

В-шестых, мастер нужен как "нейтрализатор", "сдерживатель" отдельных игроков. Некоторые дети играют азартно, шумно, на грани нарушения правил. Они могут вообразить себя героями кинобоевика и действовать в соответствии со своими представлениями: бегать по игровой территории, прятаться или же приставать к другим игрокам, пытаясь применить к ним меры физического воздействия (выкручивание рук, обшаривание одежды и т.д.). Некоторые игроки могут оказаться сторонниками "простых решений". Они, например, будут пытаться найти как можно больше заклинаний и превратить в камень как можно больше народа. Всем этим игрокам следует напомнить о недопустимости физического воздействия, а затем, если предупреждение останется без внимания, Вы можете вывести на время участника из игры и оговорить с ним что конкретно можно делать, а что нет.

В- седьмых, Мастер нужен как "ускоритель", "стимулятор" игры. Активизировать игру можно несколькими способами. Например, организовывать общие игровые моменты (обсуждение вопросов всеми игроками, инициировать заявления со стороны некоторых игроков, делать объявления с ценной информацией и т.д.). Другими способами активизации игры являются косвенные и прямые подсказки Мастера отдельным игрокам.

В- восьмых. Мастер нужен как организатор эффектной концовки игры. Каждая игра имеет несколько возможных вариантов окончания. Какой финал будет в организованной Вами игре - зависит от игровых действий тех или иных игроков.

 

№5. Список литературы для самостоятельной работы

 

1. Грознов С. Новый год в НИИЧАВО: Новогодняя сюжетно-ролевая игра для старшеклассников по мотивам повести А.и Б. Стругацких. Серия «Новогодняя тусовка». – Кострома, «Вариант», 1994.

2. Куприянов Б. В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство воспитания у подростков субъектности во взаимодействии: Монография / Под ред. И. И. Фришман. – Кострома, 2003.

3. Куприянов Б. В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство воспитания у подростков субъектности во взаимодействии [электронный ресурс] Сайт «Технология альтруизма» URL: https://altruism.ru/sengine.cgi/5/28/13 (дата обращения 07.11.2010)

4. Куприянов Б.В., Илика А.А. Коммуникативная ситуационно-ролевая игра «Яхта»: Методическая разработка. – Кострома, 1995.

5. Куприянов Б.В., Рожков М.И. Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб.-мет. пособие. – М.: ВЛАДОС, 20004.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: