ВИДЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ (ЧИСТОЙ)




Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Кафедра экономической теории

 

 

ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ

СОВЕРШЕННОЙ (ЧИСТОЙ) КОНКУРЕНЦИИ

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельного изучения раздела дисциплин «Экономическая теория», «Экономика»

для студентов всех специальностей

и форм обучения

 

 

 

Кемерово 2007

 

 

Утверждено на заседании Рекомендовано к печати

кафедры 27 апреля 2007 г. учебно-методической комиссией

протокол № 10 экономического факультета

15 мая 2007 г., протокол № 8

 

Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции [Текст]: учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения раздела дисциплин «Экономическая теория», «Экономика» для студентов всех специальностей и форм обучения/ Сост. И.И. Лямкин, О.И. Мартынчук. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007. – 40 с.

 

 

Учебно-методическое пособие по теме «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции» содержит теоретический материал, вопросы для самопроверки и контрольные задания (тесты и задачи). Практические задачи представлены в двух блоках. Для лучшего усвоения материала, в первом блоке задачи даны с решениями и ответами. Во втором блоке подобные задачи даны для самостоятельного решения студентами с последующим обсуждением их решения на практических занятиях.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих дисциплины «Экономическая теория» и «Экономика».

 

 

Составители:

к.э.н., доцент

Лямкин И.И.

ст. преп.

Мартынчук О.И.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………….…………………..4

 

1 Виды рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной (чистой) конкуренции………………………………………………..5

 

2 Спрос и доход в условиях совершенной (чистой) конкуренции...…..7

 

3 Поведение предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции в краткосрочном периоде………………………………………..9

 

4 Поведение предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции в долгосрочном периоде……………………………………......14

 

5 Экономическая эффективность в условиях совершенной (чистой) конкуренции……………………………………………………………...16

 

Вопросы для самопроверки……………………………………………..22

 

Контрольные задания………………………………………….………...23

 

Ответы на контрольные задания………………………………………..29

 

Задачи для самостоятельной работы………………………………… 32

 

Список литературы………..………………………………………… …35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие по теме «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции» разработано в соответствии с рабочими программами дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика». Оно ориентировано на студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей.

Основная цель настоящего пособия – оказание помощи студентам в освоении рассматриваемой темы.

Изучение студентами темы «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции» помогает понять механизм функционирования рыночной экономики на микроуровне и приобрести основы знаний для их последующего использования в процессе исследования поведения предприятий в условиях несовершенной конкуренции. Поэтому освоение темы «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции» является важным этапом в изучении экономической теории.

В ходе изучения темы «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции» необходимо решить следующие задачи:

- освоить базовые экономические категории темы;

- ознакомиться с технологией решения задач по теме;

- расширить навыки самостоятельной работы.

Изучение темы «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции» поможет студентам получить необходимые знания в области теоретической экономики и даст возможность использовать полученные знания при дальнейшем изучении тем дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика».

В результате изучения темы «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции» студент должен:

знать:

· понятийный аппарат темы, определяемый рабочей программой дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика»;

· содержание базовых экономических категорий темы;

· основные закономерности поведения предприятий в условиях совершенной (чистой) конкуренции;

уметь:

· использовать знания по теме при решении экономических задач;

· самостоятельно решать поставленные задачи в рамках темы «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции»;

· использовать современные технологии сбора и обработки экономической информации с целью ее последующего использования в процессе подготовки к лекционным и семинарским занятиям, рефератов, курсовых, контрольных работ и пр.;

· уметь сопоставлять теоретические модели с реальными явлениями практики функционирования социально-экономических систем;

приобрести навыки:

· использования базовых экономических категорий темы;

· аргументированного изложения материала по изучаемой теме;

· самостоятельной работы;

· моделирования и анализа проблемных ситуаций;

владеть, иметь опыт:

· решения экономических задач, упражнений;

· работы с тестовыми заданиями;

· публичного выступления на семинарских занятиях.

 

В настоящем пособии последовательно раскрываются основные положения темы «Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции», акцентируется внимание на наиболее важных вопросах, приводятся вопросы для самопроверки; контрольные задания (тесты и задачи), которые необходимо выполнить для закрепления изученного материала; приводится список литературы для расширения и углубления знаний.

 

ВИДЫРЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ (ЧИСТОЙ)

КОНКУРЕНЦИИ

 

В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок взаимодействия продавцов и покупателей товаров. Функционирование рынков определяется состоянием конкуренции экономических субъектов. Конкуренция – соперничество между экономическими субъектами за наилучшие условия хозяйствования, за долю рынка. Она существует как между производителями, так и между потребителями. При этом целевые установки у них разные. Продавцы пытаются продать товар как можно дороже и получить максимальную прибыль. Покупатели стремятся купить товар как можно дешевле и максимизировать удовлетворение потребностей. Значение конкуренции состоит в том, что посредством ее рыночный механизм реализует свои основные функции: учетную, распределительную, стимулирующую. Через механизм цен конкуренция содействует распределению ресурсов по отраслям экономики.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, принято обозначать термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, контролем над ценой продукции, доступностью информации. Выделяются следующие основные рыночные структуры: совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная конкуренция, которая включает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная (чистая) конкуренция является идеальной моделью, которая не существует в реальной действительности. Она характеризуется следующими основными чертами:

1. Все предприятия производят идентичную продукцию, которая обладает бесконечной делимостью.

2. Все предприятия используют одну и ту же технологию, покупают необходимые ресурсы по одинаковым ценам, то есть кривые долгосрочных и краткосрочных издержек у них идентичны.

3. Положительный эффект от увеличения масштабов производства исчерпывается при достаточно малых объемах производства. Поэтому на рынке функционирует множество мелких предприятий, имеющих незначительную долю рынка.

4. Субъекты могут свободно входить на рынок и выходить с него, полностью отсутствуют физические препятствия для составления, выполнения и изменения планов по собственному усмотрению.

5. Каждый экономический субъект действует обособленно, полностью независимо от всех других лиц.

6. На рынке отсутствует тенденция к монополизации экономики, то есть механизм рыночной конкуренции, который предполагает развитие эффективных предприятий и банкротство (или потерю са­мостоятельности) слабых, в условиях совершенной конкуренции не действует.

7. Цена на продукцию отдельного предприятия является заданной величиной. Предприятие не может ее контролировать.

8. Все сделки на рынке совершенной конкуренции являются мгновенными и беззатратными, то есть трансакционные издержки равны нулю.

9. Все экономические субъекты обладают совершенной информацией. Совершенная информация предполагает наличие у субъектов полного знания о существующих рынках, продуктах, факторах производства и ценах на них, а также отсутствие у них неопределенности относительно будущих событий.

10. На рынках совершенной конкуренции деятельность предпринимателя сводится к комбинированию факторов производства по известным всем правилам. У него отсутствует творческая функция.

Таким образом, рынок совершенной конкуренции базируется на стационарной модели, предполагающей неизменными условия производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Эти условия являются идеализацией или очищением реальных экономических явлений и процессов. Поэтому модель совершенной конкуренции – идеальная модель, не существующая в реальной действительности. Однако она имеет большое значение при изучении рыночных структур, так как с ее помощью можно четко обозначить систему ограничений, с которым сталкиваются предприятия на рынке. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели поведения экономического субъекта, определить оптимальный вариант его выбора. Кроме того, идеальные модели дают возможность понять функционирование реальных рынков.

Чистая монополия – это рыночная структура, признаками которой являются:

1. Отрасль состоит из одной фирмы. Таким образом, понятия «фирма» и «отрасль» и совпадают.

2. Производимый чистой монополией продукт уникален, то есть отсутствуют близкие заменители.

3. Предприятие имеет полный контроль над ценой своей продукции.

4. Наличие непреодолимых барьеров для входа других фирм в отрасль: экономия на масштабах производства, высокая капиталоемкость, патенты и лицензии.

Представленные черты чистой монополи характеризуют ее как идеальную структуру, не имеющую место в реальной действительности.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, основными признаками которой являются:

1. На рынке функционирует множество небольших предприятий. Их количество таково, что при формировании своей стратегии, то есть при установлении или изменении своих цен и размеров выпуска, предприятие может не учитывать поведение отдель­ного своего конкурента.

2. Предприятия имеют незначительную долю отраслевого рынка какого-либо продукта. Поэтому изменение поведения отдельного предприятия практически не оказывает влияние на рынок в целом.

3. Предприятия имеют ограниченный контроль над ценой своей продукции.

4. Барьеры для вступления в отрасль незначительные. Они связаны с необходимостью разработки своего продукта, его рек­ламой.

5. Основная форма конкуренции – неценовая, осуществляемая посредством дифференциации продукции.

Олигополия – это реальная рыночная структура, характеризующаяся следующими чертами:

1. На олигополистическом рынке функционирует небольшое ко­личество предприятий, от 2-х предприятий (дуополия) до такого количества, что при формировании своей стратегии предприятиям приходится учитывать возможную реакцию конкурентов.

2. Продукция олигополии может быть однородной или диффе­ренцированной.

3. Олигополисты имеют значительной контроль над ценой своей продукции.

4. Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль.

5. Всеобщая взаимозависимость фирм при формировании своей экономической политики.

Монополистическая конкуренция и олигополия являются реальными рыночными структурами. Монополистическая конкуренция развивается там, где в большей степени требуется учитывать вкусы и предпочтения потребителей, например, это отрасли легкой и пищевой промышленности, сфера услуг. Олигополии могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (медь, алюминий), так и дифференцированные (автомобили, электробытовые приборы и др.).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: