Основные категории педагогики и психологии высшей школы.




Сущность педагогической науки раскрывается в наиболее общих понятиях, основных категориях курса ППВШ. Ими являются: развитие, воспитание, образование, обучение, формирование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогический процесс, педагогическая задача, педагогическая система, педагогический процесс, процесс обучения, педагогическая ситуация, образовательная система, обученность, обучаемость, педагогический контроль, педагогическая диагностика, самовоспитание, самообразование, личность, индивид, индивидуальность.

Развитие, воспитание, образование, обучение, формирование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология и педагогическая задача, педагогическая система, педагогический процесс, процесс обучения, педагогическая ситуация, образовательная система, обученность, обучаемость, педагогический контроль, педагогическая диагностика, самовоспитание и самообразование. Их называют основными категориями педагогики.

 

Развитие −закономерный процесс внутреннего последовательногоколичественного, качественного и структурного изменения во времени физических, психических и духовных сил человека. Оно является объективным свойством живой материи, её «самодвижением» и характеризуется протяженностью во времени; необратимостью прогрессивных и регрессивных изменений; стадиальностью и непрерывностью. На развитие личности оказывают влияние следующие факторы: наследственность, среда, специально организованное воспитание и обучение, собственная активность (самовоспитание и самообразование) (рис.1)

 

Понятие «воспитание» применяется в педагогике в нескольких значениях. В широком смысле −процесс передачи новому поколению общественно-историческогоопыта, накопленного предшествующими поколениями с целью подготовки нового поколения к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и д еятельности. Воспитание осуществляется через влияние макрофакторов (страна, государство, общество, космос, планета, мир); мезофакторов (этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации); микрофакторов (семья, сверстники, субкультура, институты воспитания, религиозные и другие объединения). Работать они должны на общую цель и отражать единые интересы государства. В узком смысле воспитание − сознательная, специально организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности.

Факторы развития

 

Наследствен-   Среда   Специально   Собственная актив-  
ность       организованное   ность личности  
        воспитание и   (самовоспитание и  
       
        обучение   самообразование  
               

 

Личность

 

 

Рис. 1. Развитие личности

 

Образование −процесс овладения обучающимся системой научных знаний,умений и навыков в определенной области, результат, которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом. Различают образование гуманитарное и техническое, их частные виды: медицинское, педагогическое, технологическое и др. Каждое государство создает свою систему образования в соответствии с историей, традициями, культурой, национальными особенностями. Функция образования − восходящее воспроизведение общественного интеллекта, что можно образно представить себе в виде движения вверх по расширяющейся спирали. В мировой практике существует показатель интеллектуальной мощи государства, который рассчитывается по числу студентов на 10 тыс. населения страны. В рамках всего государства образованию должна быть отведена системообразующая и приоритетная роль. В системе образования ведется обучение, т.е. осуществляется непосредственная передача научных знаний, умений и навыков.

 

Обучение −эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога иобучающегося, основанное на совместной деятельности по достижению государственных целей образования. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Процесс обучения включает: учение и преподавание.

В педагогической науке изменения, происходящие с человеком, связывают с понятием «формирование», т.е. приданием чему-то определенной формы, завершенности. Такое толкование предполагает, что в сознании воспитателя существует некий образец или образ как предел, к которому надо стремиться, и намечены пути движения к нему.

 

Формирование −специально организованный процесс таких изменений личности,который целенаправленно ведет к определенному результату. Формирование рассматривается как: общесоциальная категория (процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды); педагогическая категория (целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, создание, составление, формирование коллектива, структуры, организации, общности и т.п.); результат развития человека (человеку придается определенная социальная форма, целостность).

 

Педагогическая деятельность −особый вид общественно-полезной деятельностивзрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Структура педагогической деятельности включает:

а) знание педагогом потребности тенденций общественного развития и основных требований, предъявляемых к человеку;

б) многообразные научные знания, умения, навыки, основы опыта, накопленного человечеством, в области производства, культуры и общественных отношений, которые затем в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

в) собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуицию; г) высочайшую политическую, нравственную и эстетическую культуру [9].

 

Педагогическое взаимодействие −процесс,происходящий между воспитателем ивоспитанниками в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности обучающегося. Взаимодействие категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке оно выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Педагогическое взаимодействие совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников [10].

 

Педагогическая технология −системный метод создания,применения иопределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Структура педагогической технологии включает следующие компоненты:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала;

в) процессуальная часть (технологический процесс): организация педагогического процесса; методы и организационные формы учебно-познавательной деятельности обучающихся; методы и формы работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом усвоения содержательной учебной информации; диагностика и прогноз педагогического процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным требованиям (критериям технологичности): концептуальность, системность, управляемость, полезность (целесообразность и эффективность) и воспроизводимость.

 

Педагогическая задача −цель,к которой стремится педагог,и способ еёдостижения. Различают два типа педагогических задач: а) собственно педагогическая задача, когда речь идет о переводе обучающегося на более высокий уровень обученности, воспитанности или развития; б) функционально педагогические задачи, когда задается способ или форма достижения поставленной цели [9].

 

Педагогическая система −определенная совокупность взаимосвязанных средств,методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами [12].

 

Педагогический процесс −специально организованное,целенаправленноевзаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач [1].

Процесс обучения −целенаправленная последовательная смена учебных задач иэлементов обучения (преподавание и учение), происходящая по объективным законам и имеющая своим результатом формирование определенных свойств обучаемых [13].

Педагогическая ситуация −совокупность условий и обстоятельств,специальнозадаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений [14].

Образовательная система −комплекс институтов образования[1].

 

Обученность −результат обучения(организованного или стихийного),включающий как наличный, имеющийся опыт к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы, и приемы их приобретения (умение учиться); система знаний, умений и навыков, соответствующая ожидаемому результату обучения. Основные параметры обученности определяются государственными образовательными стандартами.

 

Обучаемость −индивидуальные показатели скорости и качества усвоениячеловеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую (способность усвоения любой содержательной учебной информации – общая одаренность обучающегося) и специальную (способность усвоения отдельных видов содержательной учебной информации (различных наук, искусств, видов практической деятельности) − специальная одаренность обучающегося) обучаемость.

 

Педагогический контроль − процедура,в ходе которой в комплексеосуществляется: а) наблюдение, измерение и оценивание уровня усвоения знаний, умений

и навыков обучающихся; б) обработка, анализ и систематизация полученной информации о ходе процесса обучения; в) вывод о коррекции его основных компонентов; г) резюме об эффективности дидактического обеспечения процесса обучения; д) оценка деятельности педагога и обучающегося; е) прогноз [15].

 

Педагогическая диагностика −совокупность приёмов контроля и оценки,направленных на решение задач оптимизации процесса обучения, дифференциации обучающихся, а также совершенствование учебных программ и методов педагогического воздействия [10].

 

Самовоспитание −формирование человеком своей личности в соответствии споставленной целью. Оно является относительно позднее приобретение онтгенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления. способности

и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию [16]. К основным характеристикам самовоспитания относятся: психологические предпосылки и условия, способствующие его результативности. К основным методам самовоспитания относятся: самообязательство, самоутверждение, самоорганизация, самоконтроль, самоотчет, самоотношение, самокритика, следование примеру, самопоощрение, самопринуждение и аутотренинг.

 

Самообразование −образование,приобретаемое в процессе самостоятельнойработы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении [16]. Содержание самообразования включает в себя: общее, профессиональное, психолого-педагогическое, художественное. Результатом самообразования являются: новые знания, умения и навыки, приобретенные качества, применение полученных знаний на практике и др. К основным методам самообразования относятся: самостоятельная работа с различными источниками информации; общение; самоупражнения и самотренировки; самостоятельное выполнение практических заданий; самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами и средствами информатизации.

Самообразование осуществляется по следующим основным этапам:

− возникновение потребности в самообразовании, самооценке, подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач;

− планирование работы по самообразованию;

− определение форм, методов и средств самообразования;

− деятельность по самообразованию (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).

 

Таким образом, вышеназванные категории педагогики образуют систему основных понятий курса, который Вам предстоит изучить. (из Егорова весь пункт)

3. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.

Педагогика − разветвленная система наук о воспитании. Зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как отрасли общей педагогики. Они определяются особенностями объекта воспитания и обучения: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д.

Педагогика высшей школы − сравнительно молодая отрасль. Она возникла в 60-е годы ХХ века. На стыке точных наук и педагогики возникли новые перспективные отрасли − кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика и др. Исследования многих педагогических проблем требует междисциплинарного и интегративного подходов, данных наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.

В систему педагогических наук входят:

1) Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.

2) История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3) Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий.

4) Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику).

5) Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) разделяется на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи – логопедия.

6) Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

7) Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику.

Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание изучаемого.

Органичными связями педагогика связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них –предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, психологические анкеты и др.). О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованы в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах. Как научная дисциплина педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т.д.).

Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией, и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и др.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений –философия образования.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: