Развитие оптовой торговли в РФ, позитивные и негативные процессы, происходящие на оптовом рынке




В СССР оптовая торговля целенаправленно стала развиваться с 1965г. в связи с перестройкой управления промышленностью и переходом к новым методам планирования и экономического стимулирования, что положило начало экономическим реформам в стране. В этот период оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения рассматривалась как форма планового распределения материальных ресурсов; основанная на государственном плане развития народного хозяйства. Руководил процессом развития оптовой торговли средствами производства в стране Госснаб СССР. Основными формами оптовой торговли были: торговля через оптовые предприятия и транзитом продукцией, распределяемой территориальными органами Госснаба СССР; реализация продукции через оптовые магазины.

Плановое распределение товара и его свободная реализация оказались несовместимыми, поэтому, несмотря на большие усилия по внедрению её основных форм, в те годы объективно она не могла быть реализована.

Новый качественный этап в развитии оптовой торговли в России следует отнести к 1991 г., когда было упразднено централизованное распределение продукцией; стали отпускаться оптовые цены и начали создаваться организационные формы новых институтов оптовой торговли. Наиболее яркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки.

Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности.

Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.

Среди факторов, влияющих на развитие торговли выделяют факторы, связанные со спросом на товар: денежные доходы населения; численность и состав населения; структура денежных расходов различных социальных групп. Факторы, связанные с товарным предложением: объём, ассортимент, качество товаров; научно-технический уровень производства. Факторы, связанные с ценами: уровень и динамика цен; уровень инфляции; соотношение цен на отдельные товары; ценовая политика. Факторы, связанные с организацией торговли: формы и методы торговли; организация торгово-технологического процесса, организация товародвижения. Факторы, связанные с материально-технической базой предприятия: месторасполо-жение; торговая площадь, её удельный вес в общей площади, специализация; режим работы; уровень технического оснащения. Факторы, связанные с организацией труда: укомплектованность штата; квалификация работников; структура штата; текучесть кадров; условия труда; - оплата и стимулирование труда.

Выполнение плана и динамики розничного товарооборота зависят от трёх основных групп факторов: от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования; от обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников; от состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.

Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.

В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. С развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.

Сегодня рынок оптовой торговли в России оценивается в 3,4 трлн рублей, но из-за двухлетнего сокращения доходов населения и потребительского спроса в отрасли сокращается прибыль, и снижается оборот в ряде сегментов.

Сокращение товарооборота констатировали половина опрошенных оптовиков, а 47% рассказали о снижении прибыли (в первую очередь в сегменте бытовых электротоваров, радио- и телеаппаратуры). Также уменьшилась деловая активность оптовых компаний, торгующих социально значимыми товарами (продуктами питания, парфюмерией, косметикой, фармацевтической продукцией). В более благоприятном положении находятся оптовики, торгующие топливом, оборудованием, машинами, сельскохозяйственной продукцией.

Преимущества:

1. Система оптовой торговли решила важнейший для нашего общества вопрос - занятость и трудоустройство населения

2. Создание связи производителя и розничной торговли.

3. Регуляция региональных и отраслевых рынков, за счет накопления и перемещения товара.

Недостатки:

1. Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры.

2. В настоящих условиях хозяйствования не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений.

3. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.

4. Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации. Это, прежде всего льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов рыночной инфраструктуры и целевые капиталовложения в развитие материально-технической базы торговли.


3 Законодательная база, регулирующая оптовую торговлю в РФ и за рубежом

В отличие от экономически развитых стран, где уже не одно десятилетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота (в виде самостоятельно существующих торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства), в нашей стране правовая база оптового (как и торгового оборота в целом) еще только складывается, причем не в качестве отраслевого, а в рамках гражданского законодательства.

ГК РФ в силу своей структуры построения регулирует оптовую торговлю лишь применительно к договору поставки, что вряд ли можно считать достаточным, поскольку оптовая деятельность не ограничивается лишь поставкой товаров.

Многие вопросы оптовой торговли урегулированы только в общих чертах (понятие субъекта оптовой торговли, их классификацию, функциональные виды), а правовой статус многих из них вообще до настоящего времени остается не урегулированным (дилеры, стокисты, дистрибьюторы, различные созданные практикой объединения в горизонтальной и вертикальной плоскости, оптовые ярмарки (выставки), оптовые продовольственные рынки и др.).

Не регулирует ГК РФ и такой важнейший раздел деятельности оптовой торговли, как договорные связи по поставкам товаров.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: