Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»




Закон распространяет свое действие не только на правоотношения между поставщиками и розничными сетями, но и на все предприятия, осуществляющие перепродажу товаров.

Преимущественно регулируя торговлю продовольственными товарами, Закон также распространяется на торговлю непродовольственными товарами.

Закон изменил правоотношения сторон по заключению договора поставки продовольственных товаров и условия этого договора:

1. Стороны обязаны предоставлять информацию об условиях отбора контрагента и существенных условиях договора поставки путем размещения информации на своем сайте в сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

При этом ответственность за нарушение сторонами вышеуказанной обязанности на данный момент не установлена.

2. Допускается включение в цену договора поставки вознаграждения, выплачиваемого субъекту торговой деятельности, за приобретение им у поставщика определенного количества товаров (бонус за объем), но размер вознаграждения не может превышать 10 % от цены приобретенных товаров. Запрещается выплачивать вознаграждение при приобретении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.

Закон ввел жесткий запрет на иные виды вознаграждений и компенсаций розничным сетям (п. 6 ст.9).

3. Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов питания сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов питания, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней. Оплата осуществляется при условии обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров, при их не предоставлении срок оплаты продлевается на период просрочки.

4. Законом введен запрет на установление в договоре поставки продовольственных товаров некоторых условий:

- на перемену лиц в договоре поставки путем уступки требования, а также ответственность за несоблюдение этого запрета;

- условие о совершении субъектом торговой деятельности услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг по продвижению продовольственных товаров, а также заключение договора поставки путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

5. Сторонам договора поставки продовольственных товаров запрещено:

- создавать дискриминационные условия, в том числе:

a) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

b) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

- навязывать контрагенту условия, в частности:

a) о запрете на заключение договоров поставки с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

b) об ответственности за неисполнение обязательства о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

c) о предоставлении контрагенту сведений об аналогичных договорах, заключаемых с другими контрагентами;

d) о внесении поставщиком, платы за право поставок таких товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты ("плата за вход"), платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

e) о снижении поставщиком цены до минимального уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену конкурентов;

f) о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на такие товары и возмещении затрат не связанных с исполнением договора поставки и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

g) о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Кроме того Закон запрещает осуществление оптовой торговли с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. По смыслу Закона поставщик и торговая сеть должны работать только на основании договора поставки, при этом не запрещается заключать отдельные договоры (в том числе на рекламу и продвижение товаров), если они не противоречат условиям Закона.

На данный момент ни Закон ни КоАП РФ не содержит норм об ответственности за включение вышеуказанных условий в договоры. По нашему мнению включение таких условий в договор поставки может быть рассмотрено, как злоупотребление доминирующим положением, и недобросовестные участники могут быть привлечены ФАС России к серьезной административной ответственности (в соответствии с действующей ст. 14.32. КоАП РФ "оборотный штраф", но не менее 100 тысяч рублей).

Ограничение приобретения и аренды дополнительных торговых площадей

Закон ограничивает доминирующее положение торговой сети 25 % рынка для продовольственных товаров.

Торговая сеть (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), доля которой превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Нарушение данной нормы влечет ничтожность заключенного договора. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, включая ФАС России.

Вышеуказанные ограничения применяются в отношении муниципальных районов и городских округов с 1 июля 2010 г.

Социально значимые продовольственные товары

Законом вводится право Правительства РФ устанавливать на срок до 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в случае роста их цен в течение 30 календарных дней на 30 и больше процентов. Перечень таких товаров и порядок установления предельно допустимых цен должен быть установлен Правительством РФ.

Глава 4 Закона полностью посвящена мерам по развитию торговой деятельности, среди которых можно выделить ключевые:

1. Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления могут разрабатывать региональные и муниципальные программы развития торговли.

2. Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют мероприятия, предусматривающие: (a) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство торговой инфраструктуры для сельскохозяйственной продукции; (b) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; (с) стимулирование деловой активности в торговой деятельности путем организации и проведения выставок, ярмарок.

3. Органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Кроме того статья 15 Закона устанавливает антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В частности запрещается:

1. Возложение на участников торговли обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров;

2. Принуждение хозяйствующих субъектов к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, в дополнение к предусмотренным федеральными законами (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);

3. Принуждение хозяйствующих субъектов продавать товары по ценам, определенным органами исполнительной власти субъектов РФ;

4. Принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих установление запретов на перемещение или ограничение продажи отдельных видов товаров на территории субъекта РФ, ограничение выбора контрагентов для хозяйствующих субъектов и др.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: