Методика формирования результирующей оценки




Программа учебной дисциплины

«Криминалистика»

для специальности 030501.65 «Юриспруденция»

 

 

4 курс

Автор: д.ю.н. профессор Эксархопуло Алексей Алексеевич

 

Согласовано УМО «___»_____________2011 г.   Одобрено на заседании кафедры Зав. кафедрой Сивицкий В.А._______________ Протокол № от «___»____________2011 г.
   
    Утверждено СФ___________________ Председатель ________________ Протокол № от «___»____________2011 г.

 

Санкт – Петербург

 

 

Пояснительная записка

Составитель:

доктор юридических наук,

профессор кафедры rонституционного и административного права

Эксархопуло Алексей Алексеевич

 

Целью изучения криминалистики студентами университета является приобретение теоретических знаний и практических навыков работы с вещественными, документальными и вербальными источниками доказательственной информации по уголовным делам, умение их анализировать и оценивать с познавательной точки зрения, находить пути проверки и подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.

Задачами изучения криминалистики является формирование у студентов базы научных знаний, достаточных для эффективного применения криминалистических рекомендаций, тактико-технических средств, приемов и методов на практике.

Место дисциплины в профессиональной подготовке студента.

Курс «Криминалистики» относится к дисциплинам уголовно-правового цикла.

Требования к уровню освоения специальной дисциплины «криминалистика»

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

1. Иметь представление:

- о природе криминалистики и перспективах ее развития на современном этапе. О возможностях прикладного использования криминалистических рекомендаций в правоприменительном процессе, особенно экспертных возможностей по исследованию вещественных доказательств и документов в гражданском и арбитражном процессах;

- об истории криминалистики и историческом опыте использования специальных познаний в сфере уголовного судопроизводства;

 

2. 3нать:

- о развитии взглядов на предмет и систему криминалистики, ее задачи методы;

- содержание основных разделов и отраслей криминалистики: ее теоретических основ, криминалистической техники, тактики и частной методики расследования;

 

3. Уметь:

- самостоятельно применять криминалистические рекомендации, методы, приемы и средства к решению практических задач, возникающих в следственной, судебной и экспертной практике;

- использовать технические средства работы с основными видами вещественных доказательств – следами, документами и т.д.

- грамотно составлять протоколы основных следственных действий, оценивать качество следственной работы по материалам уголовных дел с точки зрения ее соответствия рекомендациям криминалистической науки.

 

 

Виды и формы контроля

Текущий контроль осуществляется в форме контрольной работы, реферата и домашнего задания.

Итоговый контроль представленэкзаменом.

 

Критерии оценки

При оценке знаний студентов учитывается:

- правильное использование криминалистической терминологии, уровень уяснения теоретических конструкций, принципов и классификаций, умение раскрыть основные признаки и характерные черты понятий, разделов и отраслей криминалистической науки;

- полнота и лаконичность ответа, даваемого в устной или письменной форме; четкость аргументации;

- глубина анализа освещаемой темы;

- степень использования научной и учебной литературы;

- умение применить положения криминалистической теории для решения конкретной практической задачи и мотивировать свой ответ;

- логика и аргументированность изложения;

- грамотное использование рекомендаций криминалистики при анализе отдельных ее проблем;

- корректное приведение примеров, аналогий, сравнений.

Результирующая оценка формируется по накопительной системе.

 

Контрольная работа

Контрольная работа предполагает письменное решение задач и выполнение заданий по темам, которые обсуждались на практических занятиях либо были предметом самостоятельного изучения в соответствии с тематическим планом курса «Криминалистика».

Контрольная работа проводится в третьем модуле.

Для проведения контрольной работы формируется несколько вариантов заданий, в каждом из которых содержится два вида заданий: 1) комплекс задач (не более 2 по каждой теме); 2) конкретная следственная ситуация, разрешение которой может потребовать выдвижения версий на основе исходной информации, составления фрагмента плана расследования или плана проведения отдельных следственных действий.

Продолжительность написания контрольной работы – 90 минут.

В процессе написания контрольной работы не разрешается пользоваться конспектом лекций, учебной и научной литературой, а также нормативно-правовыми актами.

 

Шкала оценок контрольной работы:

Кол. баллов Обоснование
  Полное и правильное выполнение задания
  Не более одной ошибки в решении задач при правильном выполнении практического задания
  Не более двух ошибок в решении задач при правильном выполнении практического задания
  Не более трех ошибок в решении задач при правильном выполнении практического задания
  Не более трех ошибок в решении задач при недостаточно полном выполнении практического задания
  Не более четырех ошибок в решении задач при недостаточно полном выполнении практического задания
  Не более пяти ошибок в решении задач при недостаточно полном выполнении практического задания
  Не более семи ошибок в решении задач при недостаточно полном выполнении практического задания
  Более семи ошибок в решении задач и недостаточно полное выполнение практического задания.
  Более семи ошибок в решении задач и ошибки в выполнении практического задания.
  Более семи ошибок в решении задач при отсутствии результатов выполнения практического задания либо наличие в результатах контрольной работы признаков плагиата

 

Реферат

Написание реферата является формой текущего контроля знаний студентов и приобретенных ими навыков, полученных на практических занятиях, при посещении лекций и в ходе самостоятельной подготовки по дисциплине «криминалистика». Основу для написания реферата составляют результаты работы студентов на практических занятиях, где они составляют фрагменты протоколов, описывают ход и результаты выполнения практических заданий по отдельным темам, которые объединяются в отчете. Реферат (отчет) должен содержать следующие документы и материалы:

1) Фрагмент протокола осмотра места происшествия, содержащий описание хода и результатов осмотра материальной обстановки, приемов и технических средств обнаружения (выявления) следов рук, графическое изображение и описание обнаруженных следов с указанием размеров, формы, особенностей, способов фиксации и изъятия.

2) Описание «дорожки» следов ног с определением всех ее параметров путем производства соответствующих измерений, описание хода и результатов предварительного исследования «дорожки» следов ног, формулировка выводов о половой принадлежности, росте человека, оставившего следы, особенностях передвижения, физических недостатках и проч.

3) Фрагмент разработки почерка, включающей описание общих признаков и графическую разработку частных признаков почерка конкретного лица по рукописному тексту, оформленные в таблице.

4) Описание хода и результатов предварительного технико-криминалистического исследования документа и его реквизитов с формулировкой вывода. Например, сравнительное исследование оттисков печатей и штампов с выделением и оценкой совпадающих и различающихся признаков. Выявление признаков, свидетельствующих о подделке.

5) «Словесный портрет» конкретного лица с описанием его общефизических, анатомических, сопутствующих признаков внешности, особых и броских примет.

6) Дактилокарта с отпечатками пальцев, ее схематичное (рисованное) изображение с подробным описанием выведения основной и дополнительной дактилоскопической формулы.

7) Описание следственной ситуации первоначального этапа расследования уголовного дела, формулировка версий о характере имевшего место события либо о субъекте преступления, выведение логических следствий из версий и составление плана их проверки.

8) Описание следственной ситуации, обоснование решения о проведении следственного эксперимента определенного вида, составление плана проведения данного следственного действия.

 

Шкала оценок реферата:

Количество баллов Обоснование
  Представление полного комплекта документов, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями (в том числе процессуальными), и отражающих грамотное использование студентом криминалистических рекомендаций, приемов и средств
  Наличие несущественных ошибок в оформлении отдельных материалов Отчета (реферата) при представлении полного комплекта документов и соблюдении предъявляемых требований (в том числе процессуальных), отражающих грамотное использование студентом криминалистических рекомендаций, приемов и средств
  Наличие в материалах данных, свидетельствующих о несущественных ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств. При условии представления полного комплекта документов.
  Отсутствие в отчетных материалах не более одного документа при условии представления остальных материалов, оформленных с соблюдением предъявляемых требований (в том числе процессуальных), отражающих грамотное использование студентом криминалистических рекомендаций, приемов и средств
  Отсутствие в отчетных материалах не более двух документов при условии представления остальных материалов (включая домашнее задание), оформленных с соблюдением предъявляемых требований (в том числе процессуальных), отражающих грамотное использование студентом криминалистических рекомендаций, приемов и средств.
  Неполное представление материалов домашнего задания и отсутствие не более двух отчетных документов при наличии в представленных материалах данных, свидетельствующих об ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств
  Отсутствие в отчетных материалах не более трех документов либо наличие в представленных материалах данных, свидетельствующих о существенных ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств.
  Представление отчетных материалов в объеме менее 60% при наличии в представленных материалах данных, свидетельствующих о существенных ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств.
  Представление отчетных материалов в объеме менее 50% при наличии в представленных материалах данных, свидетельствующих о существенных ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств.
  Представление отчетных материалов с признаками плагиата.
  Отсутствие отчетных материалов

Домашнее задание

Выполнение домашнего задания предполагает самостоятельную работу студента по комплексу взаимосвязанных тем криминалистической техники, криминалистической тактики и частной методики расследования. Для этого студенты должны в домашних условиях:

1) «инсценировать» место происшествия (по одному из составов преступления, например, место кражи, место ДТП, место обнаружения трупа и т.д.) и самостоятельно провести его осмотр с соблюдением процессуальных и криминалистических правил,

2) произвести фотографирование на месте происшествия с использованием методов судебной фотографии,

3) изготовить масштабный (или схематичный) план места происшествия,

4) оформить протокол осмотра места происшествия и приложить к протоколу результаты применения технико-криминалистических приемов и средств в виде фототаблицы, графического плана или схемы, материалов фиксации вещественных доказательств,

Шкала оценок домашнего задания:

Количество баллов Обоснование
  Представление полного комплекта документов, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями (в том числе процессуальными), и отражающих грамотное использование студентом криминалистических рекомендаций, приемов и средств
  Наличие несущественных ошибок в оформлении отдельных материалов по итогам выполнения домашнего задания при представлении полного комплекта документов и соблюдении предъявляемых требований (в том числе процессуальных), отражающих грамотное использование студентом криминалистических рекомендаций, приемов и средств
  Наличие в материалах данных, свидетельствующих о несущественных ошибках, допущенных студентом при выполнении домашнего задания либо свидетельствующих об ошибках в использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств. При условии представления полного комплекта документов.
  Неполное, но не менее 80% представление материалов домашнего задания при условии оформления остальных документов с соблюдением предъявляемых требований (в том числе процессуальных), отражающих грамотное использование студентом криминалистических рекомендаций, приемов и средств
  Отсутствие в отчетных материалах не более 30% документов и материалов домашнего задания при условии оформления представленных с соблюдением предъявляемых требований (в том числе процессуальных), отражающих грамотное использование студентом криминалистических рекомендаций, приемов и средств.
  Неполное, но не менее 70% представление материалов домашнего задания при наличии в представленных материалах данных, свидетельствующих о несущественных ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств
  Отсутствие более 30% отчетных материалов с результатами выполнения домашнего задания при наличии в представленных материалах данных, свидетельствующих о существенных ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств.
  Представление отчетных материалов в объеме менее 60% при наличии в представленных материалах домашнего задания данных, свидетельствующих о существенных ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств.
  Представление отчетных материалов в объеме менее 50% при наличии в представленных материалах данных, свидетельствующих о существенных ошибках, допущенных студентом при использовании криминалистических рекомендаций, приемов и средств.
  Представление отчетных материалов с признаками плагиата.
  Отсутствие отчетных материалов

Экзамен

Экзамен является итоговой формой контроля, призванной проверить полученные студентом знания при посещении лекций, на практических занятиях, при выполнении всех видов работ и при самостоятельном изучении дисциплины Экзамен проходит в устной форме по билетам, содержащим два задания.

Задания на экзамен формулируются преподавателем в пределах данной программы курса с учетом навыков и умений, приобретению которых уделялось особое внимание во время лекционных и семинарских занятий.

На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами.

Критерии оценки

Оценка знаний студентов на экзамене проводится по 10-балльной шкале и составляет 0,4 итоговой оценки по предмету. Выполнение каждого из двух заданий оценивается по 5-балльной системе:

5 баллов – логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса, умение отвечать на дополнительно заданные вопросы;

4 балла – незначительное нарушение логики изложения материала, периодическое использование разговорной лексики, допущение не более одной ошибки в содержании ответа на вопрос, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции, неполные или неточные ответы на дополнительно заданные вопросы;

3 балла – при незначительном нарушении логики изложения материала и использовании разговорной лексики, допущение не более двух ошибок в содержании ответа на вопрос, неполные ответы на дополнительные вопросы.

2 балла – существенное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более двух ошибок в содержании ответа на вопрос, а также не более двух неточностей при аргументации своей позиции, неправильные ответы на дополнительно заданные вопросы;

1 балл – существенное нарушение логики изложения ответа на вопрос, допущение более двух ошибок в содержании ответа, а также неправильные ответы на дополнительные вопросы.

0 баллов – отказ от выполнения задания либо использование для подготовки ответа посторонней литературы, полное отсутствие логики изложения материала, постоянное использование разговорной лексики, допущение трех и более ошибок в содержании ответа на вопрос, поставленный в задании, а также трех и более неточностей при аргументации своей позиции, полное незнание литературы и источников по теме вопроса, отсутствие ответов на дополнительные вопросы.

 

Методика формирования результирующей оценки

Результирующая оценка представляет собой сумму баллов, полученных за:

контрольную работу с умножением на поправочный коэффициент 0,2;

реферат с умножением на поправочный коэффициент 0,2;

домашнее задание с умножением на поправочный коэффициент 0,2

выполнение заданий на экзамене с умножением на поправочный коэффициент 0,4.

Способы округления: от 0,1 до 0,5 – к меньшему; от 0,6 до 0,9 – к большему.

 

 

Содержание дисциплины «Криминалистика»

Раздел первый. Введение в криминалистику и ее теоретические основы.

Тема 1. Предмет, задачи и система криминалистики.

Этапы развития представлений о предмете криминалистики. Формирование взглядов на природу криминалистики – от криминалистики как прикладной научной дисциплины до самостоятельной науки в системе юридических знаний. Современные представления о предмете и природе криминалистики. Криминалистика в системе наук криминалистического цикла. Связь криминалистики с уголовным правом, процессом, криминологией и др.

Развитие системы отечественной криминалистики. Современные взгляды и перспективы развития системы криминалистики. Структура Общей теории криминалистики, Криминалистической ТЕХНИКИ, ТАКТИКИ и Частной методики расследования отдельных видов преступлений как разделов криминалистики.

Роль Р.С.Белкина в развитии учения о предмете и системе криминалистики.

Задачи криминалистики: общие задачи и специально криминалистические.

Тема 2. Методы криминалистики.

Методы науки криминалистики: методы эмпирического и теоретического исследования. Криминалистические методы практической деятельности: общенаучные методы наблюдения, описания, измерения и др. Специальные криминалистические методы практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

 

Тема 3. История криминалистики.

Основные исторические этапы становления криминалистики. Основные направления исследований в криминалистике в последней четверти Х1Х начале ХХ века. Роль А.Бертильона в разработке научных основ уголовной регистрации. Систематизация криминалистических знаний в трудах Г.Гросса. Развитие криминалистики в России. Е.Ф.Буринский и его роль в развитии методов судебной фотографии

 

Тема 4. Введение в криминалистическую теорию.

Криминалистические законы и закономерности. Принципы криминалистического познания

Тема 5. Теория криминалистической идентификации.

Понятие и научные основы криминалистической идентификации. Значение криминалистической идентификации в следственной, судебной и экспертной практике. Принципы криминалистической идентификации. Роль С.М.Потапова в становлении и развитии теории криминалистической идентификации.

Виды и объекты криминалистической идентификации. Основания систематизации видов криминалистической идентификации. Понятие, критерии оценки идентификационной значимости и классификация идентификационных признаков. Идентификационный период.

Сравнительные образцы: понятие, виды, требования, предъявляемые к сравнительным образцам. Общая методика криминалистической идентификации: подготовка, раздельное исследование, сравнительное исследование и оценка полученных результатов. Методы сравнительного исследования, применяемые в криминалистической идентификации.

Тема 6. Основы криминалистической диагностики.

Понятие криминалистической диагностики как разновидности криминалистического распознавания и ее соотношение с криминалистической идентификацией.

Объекты криминалистической диагностики. Виды и методика диагностических исследований в криминалистике.

 

Тема 7. Криминалистическая теория принятия решений.

Сущность и значение криминалистической теории принятия решений в раскрытии и расследовании преступлений. Классификация решений в криминалистике.

Структура принятия решений в криминалистике.

Раздел второй. Криминалистическая техника.

 

Тема 8. Основы (общие положения) криминалистической техники.

Понятие и сущность криминалистической техники. Технико-криминалистическое средство, технико-криминалистический прием, технико-криминалистический метод.

Система криминалистической техники и перспективы развития ее отраслей.

Правовые основания и формы применения средств криминалистической техники в уголовном процессе. Участие специалиста в процессуальных действиях и производство судебных экспертиз как основные формы применения технико-криминалистических средств, приемов и методов. Отличие специалиста от эксперта.

Виды и классификация технико-криминалистических средств. Комплекты технических средств, их виды и состав: комплекты для следователей, экспертов, передвижные криминалистические лаборатории и др. Криминалистические средства и методы, предназначенные для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств. Виды и назначение поисковых технических средств. Криминалистические средства фиксации хода и результатов следственных действий, средства и методы закрепления доказательств. Методы исследования вещественных доказательств: виды и назначение.

Основные направления использования ЭВМ в криминалистике.

 

Тема 9. Судебная фотография

Понятие и значение судебной фотографии. Следственно-оперативная и судебно-экспертная фотография. Общая характеристика методов судебной фотографии. Методы запечатлевающей фотосъемки: панорамная, измерительная, репродукционная, опознавательная, макро и стереофотосъемка. Методы исследующей фотосъемки: микрофотосъемка, фотографическое усиление контраста, фотографическое цветоразличение, фотосъемка в невидимых лучах.

Фотографирование при производстве отдельных следственных действий: при осмотре места происшествия, проверке показаний на месте, следственном эксперименте, производстве обыска и при предъявлении для опознания. Оформление результатов фотосъемки – правила оформления фототаблиц.

 

Тема 10. Судебная кинематография и видеозапись

Понятие, значение и сфера применения судебной кинематографии и видеозаписи. Следственно-оперативная и судебно-экспертная кинематография.

Виды и методы кино- видеосъемки. Структура судебного кино – видеофильма.

 

Тема 11. Трасология

Понятие следов в криминалистике: следы в «узком» и следы в «широком» смысле слова. Понятие трасологии и ее значение в следственной, судебной и экспертной практике. Классификация следов в трасологии по характеру воздействия, по механизму образования и иным основаниям. Классификация Г.Л.Грановского. Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов.

Следы рук человека. Строение кожи на ладонной поверхности рук человека. «Пальмоскопия», «пороскопия» и «эджескопия» как виды дактилоскопических исследований. Типы папиллярных узоров и их свойства («законы дактилоскопии»). Частные признаки папиллярного узора. Средства, приемы и методы выявления, закрепления и изъятия следов рук. Предварительные исследования следов рук. Дактилоскопическая экспертиза: вопросы, решаемые экспертизой, подготовка и проведение исследования.

Следы ног человека. Виды и криминалистическое значение следов ног человека. Следы босых и следы обутых ног человека. Способы фиксации следов ног: фотографирование, производство измерений, моделирование путем изготовления слепков и оттисков следов. «Дорожка» следов ног, ее криминалистическое значение и способы фиксации. Предварительное исследование следов ног и обуви.

Следы орудий взлома и инструментов. Криминалистическое значение следов орудий взлома и инструментов. Объекты взлома и используемые для взлома орудия. Виды следов орудий и инструментов, способы их обнаружения и фиксации. Вопросы, решаемые экспертизой следов орудий взлома и инструментов.

Следы транспортных средств. Виды транспортных средств. Следы колесного транспорта их виды и криминалистическое значение. Следы ходовой и неходовой частей транспортного средства, сопутствующие следы, их предварительное исследование. Вопросы, решаемые трасологической экспертизой следов транспортных средств.

Следы зубов и ногтей человека. Виды, криминалистическое значение. Общие и частные признаки следов зубов и ногтей. Способы закрепления следов зубов.

Следы животных. Виды и криминалистическое значение, вопросы, решаемые при исследовании следов животных.

Тема 12. Судебная баллистика

Понятие и научные основы судебной баллистики. Объекты, изучаемые в судебной баллистике: оружие, боеприпасы, следы их действия. Признаки огнестрельного оружия и его классификация в законе «Об оружии» и в криминалистике.

Следы на пулях, гильзах и на преградах, возникающие в результате выстрела. Общие правила осмотра оружия, боеприпасов и следов их действия. Предварительное исследование следов выстрела на преградах. Способы установления направления выстрела и местонахождения стрелявшего.

Вопросы, решаемые судебно-баллистической экспертизой. Установление групповой принадлежности и идентификация огнестрельного оружия по стреляным пулям и гильзам. Неидентификационные (диагностические) судебно-баллистические исследования: установление дистанции близкого выстрела, установление давности производства выстрела. Использование ЭВМ в судебно-баллистической экспертизе.

 

Тема 13. Криминалистическая взрывотехника

Понятие и научные основы криминалистической взрывотехники. Задачи взрывотехнических исследований. Механизм взрыва и объекты криминалистической взрывотехники. Особенности осмотра мест происшествия по делам, связанным с подготовкой и производством взрыва: задачи осмотра, особенности исследования материальной обстановки, признаки очага взрыва.

Взрывотехническая экспертиза. Объекты взрывотехнической экспертизы, вопросы, решаемые при ее производстве: вопросы, относящиеся к взрывным устройствам, взрывчатым веществам, способам подрыва, обстоятельствам взрыва и т.д.

Тема 14. Криминалистическое исследование документов

Введение в криминалистическое документоведение: понятие документов в криминалистике и их значение в раскрытии и расследовании преступлений. Общие правила работы с документами.

Основы криминалистического исследования письма. Понятие, значение и научные основы исследования письма. Признаки письма и письменной речи. Автороведческая экспертиза. Вопросы, решаемые автороведческой экспертизой. Подготовка материалов для проведения исследования.

Судебное почерковедение: формирование почерка, общие и частные признаки почерка. Вариационность почерка – понятие; субъективные и объективные причины вариационности почерка.

Судебно-почерковедческая экспертиза: Вопросы, решаемые почерковедческой экспертизой. Подготовка и проведение судебно-почерковедческой экспертизы. Этапы подготовки экспертизы. Виды сравнительных образцов в судебном почерковедении и требования, предъявляемые к сравнительным образцам. Способы предотвращения умышленного искажения почерка при отборе экспериментальных образцов почерка. Методика идентификационной судебно-почерковедческой экспертизы, «разработка почерка».

Технико-криминалистическое исследование документов. Задачи и виды технико-криминалистического исследования документов. Общие правила осмотра документов.

Установление фактов внесения изменений в первоначальное содержание документа: признаки подчистки, травления, дописки, допечатки и замены частей документа. Способы их выявления. Установление признаков подделки реквизитов документов: технической подделки подписей, оттисков печатей и штампов. Восстановление содержания залитых (зачеркнутых) текстов, маловидимых и невидимых записей. Методы восстановления содержания сгоревших документов.

Виды и задачи исследования документов, изготовленных с помощью печатающих аппаратов: исследование машинописных текстов, полиграфической продукции. Особенности исследования документов, выполненных электрографическим способом.

Исследование материалов документов: виды и задачи исследования. Установление относительной и абсолютной давности изготовления документов.

Тема 15. Судебная фоноскопия

Понятие и задачи судебно-фоноскопических исследований («Судебная акустика»). Объекты судебной фоноскопии. Правила осмотра магнитных лент и иных магнитных носителей звуковых сигналов.

Виды фоноскопических экспертиз. Вопросы, решаемые экспертизой голоса и речи, иных источников звука. Фоноскопическая экспертиза средств звукозаписи: идентификационные и диагностические исследования. Вопросы, решаемые фоноскопической экспертизой по установлению условий и обстоятельств звукозаписи.

 

Тема 16. Криминалистическая одорология

История возникновения судебной (криминалистической) одорологии как отрасли криминалистической техники. Понятие и научные основы, направления развития современной криминалистической одорологии: кинологическая и инструментальная одорология. Формы использования служебно-розыскных собак в раскрытии, расследовании и профилактике преступлений.

Виды и криминалистическое значение запаховых следов. Поиск, обнаружение и закрепление (консервация) следов запаха. Одорологическая выборка и судебно-одорологическая экспертиза: решаемые вопросы, тактические и организационные основы подготовки и проведения. Доказательственное значение одорологической выборки и судебно-одорологической экспертизы.

Тема 17. Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности

(судебная габитология).

Понятие и задачи судебной габитологии. Принципы описания человека по признакам внешности («словесного портрета») и сфера его применения в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике. Методика «словесного портрета»: общефизические, анатомические, функциональные и сопутствующие признаки. Особенности описания признаков внешности человека. «Синтетические» (комбинированные) портреты и их использование в оперативно-розыскной и следственной практике.

Формы отождествления человека по признакам внешности: процессуальные и непроцессуальные. Экспертное отождествление человека по признакам внешности, вопросы, решаемые экспертизой. Фотопортретная экспертиза: подготовка и проведение.

 

Тема 18. Криминалистическая регистрация

Понятие криминалистической регистрации, ее задачи и правовые основы. Использование криминалистических учетов в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике.

Система ведения криминалистических учетов. Оперативно-справочные, розыскные и справочно-вспомогательные криминалистические учеты. Виды и основные характеристики криминалистических учетов: дактилоскопический, алфавитный учеты. Учеты по способы совершения преступлений. Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, больных и детей. Экспертно-криминалистические коллекции.

 

Раздел третий. Криминалистическая тактика.

Тема 19. Общие положения криминалистической тактики

Понятие, задачи и система криминалистической тактики. Связь криминалистической тактики с криминалистической техникой и частной методикой расследования. Средства криминалистической тактики: тактический прием, тактическая операция и комбинация, тактическое решение. Тактический прием - основа криминалистической тактики: понятие, классификация. Виды тактических приемов, основанных на НОТ, психологии, логике, науке управления. Критерии допустимости применения тактических приемов в уголовном процессе.

Тактическая комбинация как система тактических приемов и методов. Принятие и реализация тактических решений.

 

Тема 20. Криминалистическое учение о версии

Понятие и значение криминалистических версий в раскрытии и расследовании преступлений. Классификация криминалистических версий.

Требования, предъявляемые к версии, фактические и логические основания выдвижения версий. Логические правила построения версий: сопоставимость, альтернативность, полнота. Порядок выдвижения и проверки криминалистических версий. Критерии выбора последовательности проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при проверке версий.

 

Тема 21. Планирование расследования

Версия – основа планирования в раскрытии и расследовании преступлений. Принципы планирования расследования. Виды и этапы планирования в расследовании.

 

Тема 22. Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными и иными государственными органами при раскрытии и расследовании преступлений

Понятие, правовые основания и принципы взаимодействия следователя с правоохранительными органами. Виды взаимодействия: процессуальное и непроцессуальное взаимодействие следователя с правоохранительными органами, внутри и межведомственное взаимодействие, взаимодействие организационное и функциональное.

Формы взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами. Следственно-оперативные группы. Формы взаимодействия следователя с экспертно-криминалистическими подразделениями. Специалист



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: