А теперь обратим внимание на образ жизни животного.




Если он логично увязывается с его образом (животное крылато и ребенок сообщает, что живет оно на скалах и парит в облаках) – радуйтесь, у чада все в порядке с логическим мышлением. А вот о проблемах в сфере логики свидетельствуют явные «нестыковки»: например, животное имеет плавники и чешую, но живет на суше, или же оно покрыто шипами и колючками «для защиты от врагов», но живет на необитаемом астероиде и врагов у него вообще нет.

Если оно проживает в одиночестве, в пещере, на скале, на другой планете – вероятно, так же одиноко чувствует себя и автор рисунка. Если ребенок при этом упоминает, что «до жилища нелегко добраться» – он тревожен и стремится к защите.

Экзотические места обитания выбирают для своих животных дети демонстративные, стремящиеся к похвале – чтоб их эрудицию заметили и отметили.

А места откровенно неприятные («посреди склизкой болотной жижи») – дети, имеющие проблемы в общении или в состоянии невроза.

Фантазеров выдает очень подробное и богато снабженное деталями описание жизни придуманного существа.

Теперь проанализируем, что животное ест. Порадуемся за него и за ребенка, если это явные вкусности и полезности, а вот если это вещи откровенно несъедобные (к примеру, камни, дома, горы) – это говорит о коммуникационных проблемах и импульсивности.

Еще тревожнее, если дитя сообщает, что животное ест эмоционально неприятную пищу (кал, грязь) и тем более – людей. Особенно если даётся подробное описание поедания жертв – это уже требует консультации с психологом.

Бывает и так, что «животное не питается ничем» или «ест воздух» – это признак излишней погруженности в себя.

Заслуживает внимания и любимое занятие изображенного существа.

Все хорошо, если оно играет, гуляет и вообще живет в свое удовольствие.

Если постоянно ищет пищу – ребенок ощущает нестабильность и трудность жизни; если зверь много спит – ребенок чувствует себя усталым.

Если животное совершает «асоциальные» действия – все крушит и ломает – это признак психологического неблагополучия и агрессивности.

Важно, что сообщает малыш о друзьях и врагах нарисованного зверя.

Если их нет – ребенок может чувствовать себя одиноким, а если буквально «все вокруг» (без конкретики) – ему не хватает общения. Если в друзьях у существа злые животные и отрицательные сказочные герои – это сигнал о наличии агрессивности и асоциальности (неприятия общественных норм).

Что касается врагов, то и «все вокруг» и «совсем никого» – оба варианта эти говорят об одном и том же: явной или скрытой боязни агрессии. Если врагов просто много и ребенок долго их перечисляет, причем мелькают знакомые имена – у него могут быть проблемы в сфере общения.

Тревожно также, если ребенок сообщает, что животное много чего боится. Прислушайтесь, чего именно – обычно это прямая проекция его собственных страхов и опасений.

Интересны и желания животного. Если оно хочет дружить со всеми – ребенок тянется к общению, а если вроде бы о том же, но другими словами – «не иметь врагов» или «чтобы его не боялись» – боится негативного отношения и подозрителен.

Если животное хочет «стать таким как все » – ребенка беспокоит его явное или кажущееся ему отличие от окружающих.

Если зверушка хочет стать большой – маленький художник чувствует себя малозначимым или ощущает потребность в защите.

Напоследок, как и в предыдущих рассказах о психологических тестах, подчеркну: найдя один-два «тревожных» признака в художествах своего малыша, не спешите бить тревогу, записывать его в «проблемные» и тем более допрашивать его с пристрастием – все ли с ним в порядке. Выводы о таких тонких делах, как состояние человеческой психики, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования.

 

Вопрос № 12. Достоинства и недостатки проективного метода.

Преимущества и недостатки проективных методов:

1. Преимущества:

• Тестовые стимулы относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы.

• Непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые скрыты от наблюдения.

2. Недостатки:

• Недостаточно стандартизированы.

• Отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

• Имеют низкую надежность и валидность.

• Интерпретация слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: