Расходы на перевозки (Е) складываются под влиянием большого числа факторов. Причем одни факторы являются для отделения дороги внешними, не зависящими от его работников, а другие, наоборот, зависят от качества работы коллектива, его усилий, направленных на повышение эффективности производства. Поэтому правильно судить о расходовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов можно только после анализа влияния отдельных факторов на расходы и обобщения его результатов.
Определим сумму плановых расходов, «не зависящих» от объема перевозок
(Ен.пл): Ен.пл = Епл * 0.6; Епл =Еплд + Епл а,,
где Еплд и Епл а - расходы по перевозкам соответственно грузов и пассажиров.
И сумму расходов, «зависящих» от объема перевозок
(Ез.пл)= Ез.пл = Е пл * 0,4
и распределим их согласно данных по видам перевозок и типам тяги.
В табл. 4.1 способом корректировок рассчитаем влияние на эксплуатационные расходы таких факторов, как объем перевозок, структура перевозок по их видам и типам тяги, качественные показатели использования подвижного состава, населенность пассажирских вагонов, удельные затраты трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо, электроэнергию.
Виды расходов | План | План расходов, скорректированный на выполнение плана по | Отчет | |||||
приведенным тонно-километрам | План "зависящих расходов", скорректированный на выполнение плана по | |||||||
приведенным тонно-километрам | то же отдельно по видам перевозок | |||||||
эксплуат. т-км, пассажиро-км | эксплуат. т-км, пассажиро-км пассажирских вагонов | эксплуат. т-км, вагоно-км пас. по типам тяги | пробегам подвижного состава (прил.1) | |||||
А | ||||||||
Зависящие расходы, всего (стр.1 +стр2) | 785352,3465 | 785352,3465 | 793290,1818 | 792840,4013 | 854922,3538 | |||
Грузовые перевозки, всего в т.ч.: | 690081,6 | - | - | 627321,1894 | 627321,1894 | 680562,5718 | 658508,8 | |
электротяга | 280345,65 | - | - | 287914,9826 | 680562,572 | 267519,2 | ||
теплотяга | 172520,4 | - | - | 177005,9304 | 164627,2 | |||
общие для всех видов тяги | 237215,55 | - | - | 215641,6588 | 226362,4 | |||
2. Пассажирские перевозки, всего, в т.ч.: | 172520,4 | - | - | 165968,9924 | 165519,2119 | 174359,782 | 164627,2 | |
электротяга | 81947,19 | - | - | 84077,81694 | 174359,782 | 78197,92 | ||
моторовагонная тяга | 10782,525 | - | - | 11106,00075 | 10289,2 | |||
теплотяга | 38817,09 | - | - | 39865,15143 | 37041,12 | |||
общие для всех видов тяги | 40973,595 | - | - | 39310,81284 | 39098,96 | |||
Независящие расходы | 1178028,52 | |||||||
Всего расходов | 1963380,866 | 2079255,347 | 2087193,182 | 2086743,401 | 2148825,354 |
По данным таблицы 4.1. можно сделать следующие выводы.
В грузовом движении наибольший удельный вес имеет электротяга, который составляет 40%. Это является положительным моментом, так как в результате его увеличения, происходит снижение средней себестоимости перевозок. В структуре грузовых и пассажирских перевозок наибольший удельный вес занимает электротяга- 47,5% и 47,5% соответственно. В целом расходы в отчетном периоде по сравнению с планом снизились на 2057840 т/руб
Таблица 4.2.
Последовательность оценки влияния на расходы и себестоимость перевозок отдельных факторов.
№ п/п | Наименование факторов | Порядок расчета по данным табл. 4.1 | Влияние факторов на | |||
расходы | себестоимость | |||||
изменение, млн. руб. | в % | изменение, руб. | в % | |||
А | Б | |||||
Объем перевозок (без учета изменения себестоимости по этому фактору) | гр.1-гр.2 | 193124,134 | 8,955 | 3,212 | 0,896 | |
Себестоимость перевозок, в т.ч.: | гр.2-гр.8 | -94459,134 | -4,380 | -1,571 | -0,438 | |
2.1. | влияние объема перевозок | гр.2-гр.3 | -115874,480 | -5,373 | -1,927 | -0,537 |
2.2. | влияние структуры перевозок по их видам | гр.3-гр.4 | -7937,835 | -0,368 | -0,132 | -0,037 |
2.3. | населенности пассажирского вагона | гр.4-гр.5 | 449,780 | 0,021 | 0,007 | 0,002 |
2.4. | влияние структуры перевозок по типам тяги | гр.5-гр.6 | -62081,952 | -2,879 | -1,033 | -0,288 |
2.5. | изменение качества использования подвижного состава | гр.6-гр.7 | 14922,354 | 0,692 | 0,248 | 0,069 |
2.6. | изменение цен и отклонений от плановых норм затрат | гр.7-гр.8 | 76063,000 | 3,527 | 1,265 | 0,353 |
Изменение расходов ВСЕГО | гр.1-гр.8 | 98665,000 | 4,575 | 1,641 | 0,458 |
Вывод по табл.4.2: Фактические расходы выше Планового показателя на 4,575 % или на 98665 млн.руб., это отрицательный момент.
Увеличению расходов на 193124,134 млн. руб. способствовало изменение объема перевозок. Так же расходы повысились за счет Населенности пассажирского вагона (449,780) и фактора влияющего на изменение цен и отклонений от плановых норм затрат ()76063.
За счет остальных факторов расходы снизились.
За счет изменения себестоимости перевозок эксплуатационные расходы снизились на -94459,134.
В целом прослеживается отрицательная динамика за счет значительного повышения расходов.
Анализ прибыли
Важным фактором образования прибыли являются доходы, получаемые дорогой за выполненные грузовые и пассажирские перевозки, а также от подсобно-вспомогательной деятельности и прочей деятельности и экономии от сокращения расходов.
Таблица 5.1.
Анализ выполнения плана прибыли отделения дороги, млн.р.
Вид деятельности | План | Факт | Отклонение |
Доходы от перевозок | 2096993,6 | -205586,4 | |
Расходы от перевозок | -98665 | ||
Прибыль от перевозок | 39153,6 | -106921,4 | |
Доходы от ПВД | -8000 | ||
Расходы от ПВД | -6970 | ||
Прибыль от ПВД | -1030 | ||
Местные доходы | |||
Местные расходы | |||
Прибыль | |||
Всего прибыли | 52788,6 | -107943,4 |
По данным таблицы 5.1. можно сделать следующие выводы.
За отчётный период общая прибыль по сравнению с планом уменьшилась на 107943,4 млн. руб. Это связано с не значительным превышением общих доходов от перевозок над расходами в отчетном году по сравнению с плановым.
Отрицательное воздействие на общую прибыль оказало в первую очередь, с изменением доходов от ПВД, доходы данного вида деятельности снизились, по сравнению с планом, в большей степени, нежели расходы - на -8000 млн. руб.
Показатели | План | Отчет | Отклонение от плана | В том числе за счет изменения | |||||||||
Объема перевозок | Ср.расчетной цены | Себестоимости | |||||||||||
Всего | В том числе | По факторам измен. объема перевозок | По качественным факторам | ||||||||||
расчет цен по видам перевозок | структ. изменения | структурные изменения по видам перевозок | структурные изменения по типам тяги | кач. изменения | уд. норм. цен | населенность пассажирского вагона | |||||||
А | |||||||||||||
1.Доходы от перевозок | -205586 | -222367,19 | 115977,682 | 107740,7685 | 8236,9133 | ||||||||
2.Расходы по перевозкам | -98665 | 193124,1337 | -115874,48 | -7937,83527 | -62081,9524 | 14922,3538 | 449,780467 | ||||||
3.Прибыль по перевозкам | 39153,6 | -106921 | -29243,0562 | 115977,682 | -6238,476 | -320,387 | -115874,48 | -7937,83527 | -62081,9524 | 14922,3538 | 449,780467 |
Таблица 5.2.
Анализ прибыли от перевозок, млн.р.
По данным таблицы 5.2. можно сделать следующие выводы.
Прибыль по перевозкам в отчетном периоде по сравнению с планом уменьшилась на 29243,0562 млн. руб. Это обусловлено высокими темпами роста расходов- они увеличились на 193124,133 млн.руб., и снижением доходов на 222367,19 млн. руб.
В первую очередь на рост расходов и снижение доходов повлияло изменение объемов перевозок, на прибыли это отразилось отрицательно, потери составили 29243,0562 млн. руб. Так же отрицательными моментами оказалось снижение себестоимости перевозок по факторам изменения объема перевозок (прибыль уменьшилась на 115874,48млн. руб.), по качественным факторам: структурные изменения по видам перевозок (спад составил млн. -7937,83527 руб.), по качественным факторам использования подвижного состава прибыль упала на7937,83527 млн. руб., а за счет фактора населенности пассажирского вагона прибыль возросла (449,780467 млн. руб.).
Анализ интенсивности использования основных производственных
фондов (фондоотдачи) и уровня рентабельности перевозок произведем по следующим формулам:
- натуральный показатель фондоотдачи
Фо = ΣPl пр / ОПФ,
где Фо - фондоотдача, приведенная на 1 руб. основных производственных фондов, тыс. руб.;
- стоимостной показатель фондоотдачи
Фо = D / ОПФ;
- уровень общей рентабельности
Rо = Пpl * 100 / ОПФ,
где Пpl – прибыль от перевозок, ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
На основании этих формул, исходных данных и выполненных ранее расчетов построена таблица 5.3.
Анализ интенсивности использования основных производственных фондов (фондоотдачи) и уровня рентабельности перевозок произведем по следующим формулам:
- натуральный показатель фондоотдачи
Фо = ΣPl пр / ОПФ,
где Фо - фондоотдача, приведенная на 1 руб. основных производственных фондов, тыс. руб.;
- стоимостной показатель фондоотдачи
Фо = D / ОПФ;
- уровень общей рентабельности
Rо = Пpl * 100 / ОПФ,
где Пpl – прибыль от перевозок, ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
На основании этих формул, исходных данных и выполненных ранее расчетов построена таблица 5.3.
Таблица 5.3.
Интенсивность использования ОПФ и уровень рентабельности.
Показатели | Единица измерения | План | Факт | Отклонение от плана | ||
в абсолютном значении | в % | прирост % | ||||
Стоимость основных производственных фондов | млн руб. | 0,11001 | 100,11001 | |||
Привденые тонно-км | млн т-км. | -5384 | -8,95542 | 91,04458 | ||
Доходы от перевозок | тыс.руб | 2096993,6 | -205586,4 | -8,92852 | 91,07148 | |
Прибыль от перевозок | тыс. руб | 142153,6 | -114921,4 | -44,70345 | 55,29655 | |
Фондоотдача - натуральный показатель | 0,00661 | 0,00601 | -0,00060 | -9,05547 | 90,94453 | |
То же- стоимостной показатель | руб/1 руб.ОПФ | 0,25331 | 0,23044 | -0,02287 | -9,02860 | 90,97140 |
Рентабельность общая | % | 2,82811 | 1,56213 | -1,26598 | -44,76422 | 55,23578 |
Вывод по табл. 5.3: По результатам расчетов видно, что увеличение стоимости основных производственных фондов (10000 млн. руб. или 0,11%).
Общая рентабельность снизилась на 44,76%, это объясняется снижением прибыли на 44,7% или на 114921.4 млн. руб.
Фондоотдача снизилась на 9,05547% в натуральном выражении, в стоимостном на 0,0006 млн. руб., за счет уменьшения приведенных т-км и роста доходов. Предприятия экономически заинтересованы в росте фондоотдачи, поскольку при этом достигается снижение расходов (в части затрат на амортизацию и ремонт основных фондов), рост чистой прибыли
6. Анализ производительности и фонда оплаты труда
Следует произвести пофакторный анализ выполнения плана по производительности труда. Расчеты целесообразно произвести в табл. 6.1.
Расчет данных для таблицы 6.1. ведется в следующем порядке:
1. На основе данных приложения 1 определим численность независящего (условно-постоянного) контингента:
Кэн = Кэ – Кэз
2. Произведем корректировку численности эксплуатационного штата на фактический объем перевозок:
3. Рассчитаем три значения производительности труда - плановую, фактическую и скорректированную на фактический объем перевозок (право):
4. Определим величину дополнительных трудовых ресурсов в результате наличия сверхурочных часов (СВР, ч-час):
,
где - номинальный фонд рабочего времени (ч), принимаемых по календарю года исполнения работы – 2000 часов.
5. Рассчитаем производительность труда с учетом неучтенных факторов (сверхурочных): ПСВРтр = Σplфтр / КСВРэ,.
Табл. 6.1
Анализ производительности труда.
Показатели | План | План, скорректированный на фактич. объём перевозок | Отчет | То же, с учётом неучтённых факторов |
Индекс приведённых тонно-км | 0,910445775 | |||
Численность эксплуатационного штата Кэ | 14676,38589 | |||
В т.ч. в части, зависящей от объёма перевозок Кэ зав | 2998,32 | 2729,807776 | 2858,25 | |
Производительность труда, тыс.привед.т-км / чел. | 3729,52854 | 3453,05127 | 3542,78317 | 3531,138414 |
Kн пл э | 13121,68 | Kн ф э | 12591,75 |
После заполнения табл. 6.1 произведем пофакторный анализ отклонений производительности труда.
1. Рассчитаем темп прироста производительности труда (+):
тПтр=(Пфтр -Пплтр)/ Пплтр*100
2. Определим отклонение производительности труда от плановой (базовой) в зависимости от объема перевозок в приведенных т-км:
ΔП%тр(Σplтр)=(П,тр(Σplпр) – Пплтр) / Пплтр* 100
ΔП%тр(Σplтр) = (3590,75198-3553,93548)*100/3553,93548=1,03593%
и других качественных факторов (kf), определяющих среднесписочную численность работников:
ΔП%тр(kf) = (ПФтр – П,тр(Σplтр))/Пплтр* 100=
Баланс отклонений:
ΔП%тр = ΔП%тр(Σplтр) + ΔП%тр(kf)
3. Произвести расчет отклонения производительности труда с учетом неучтенного в результате наличия сверхурочных работ штата:
ΔП%тр(СВР) =(ПСВРтр - ПФтр)/ Пплтр* 100
4. Определить действительный рост производительности труда с учетом фактически используемых трудовых ресурсов (сверхурочных часов работы):
ΔП%тр(с учетом СВР) = ΔП%тр(Σplпрkf) + ΔП%тр(СВР)
По полученным данным можно сделать следующие выводы:
Производительность труда без учета сверхурочной работы в текущем году уменьшилась на - 5,07%. Это произошло за счет спада производительности труда при изменении объема перевозок на -7,41319615 не смотря на повышение факторов, определяющих среднесписочную численность работников на 2,405985114 %.
Схема влияния факторов на изменение производительности труда
После анализа производительности труда рассчитаем отклонения от плана фонда заработной платы. Для этого выполним расчет заработной платы (Z) по плану и отчету, рассчитаем «право» дороги по фонду заработной платы на фактически полученный объем доходов. Расчет производится по формулам:
ЕплФОТ = Кплэ * Zпл* 12, -плановый фонд оплаты тр.
ЕфФОТ = Кфэ * Zф* 12- фактич. фонд оплаты тр.
Е,ФОТ(ΣD) = ЕплФОТ(1+ (к* ΔD%pl / 100),
где: Z- Среднемесячная заработная плата,
к – процент увеличения (+) или снижения (-) планового фонда оплаты труда за каждый процент увеличения (+) или снижения (-) доходов.
По действующим положениям к = 0,6%.
ЕплФОТ = 18114642,0 млн. руб.;
ЕфФОТ = 1697718,0млн. руб.
Пофакторный анализ отклонений фонда оплаты труда от плана:
ΔЕФОТ = ЕфФОТ – ЕплФОТ;= -1137462000
Zпл = 0,093644758. руб.
Zф = 0,09157055млн. руб.
ЕФОТ(Кэ) = (Кфэ – Кплэ)* Zпл* 12
ЕФОТ(Кэ)= -0,000752904 млн. руб.- изменение фонда оплаты труда за счёт фактора численность эксплуатационного штата.
ЕФОТ(Z) = (Zф – Zпл)* Кфэ * 12.
ЕФОТ(Z) = -0,000384558 млн. руб. – изменение фонда оплаты труда за счёт фактора, заработная плата.
Баланс отклонений составляет:
ΔЕфот = Δ ЕФОТ(Кэ) + ЕФОТ(Z) = - 0,00037млн.руб.
Отклонения фактического фонда заработной платы от скорректированного на фактический объем доходов – «право» - определяется следующим образом:
+/- ЕФОТ = ЕфФОТ - Е,ФОТ(Dpl).
Знак (+) – перерасход фонда заработной платы против «права» на выполненный объем доходов, знак (-) – экономия.
ΔD%pl = -0,312231353
+/- ЕФОТ = -1194325101млн. руб.
Схема влияния факторов на фонд заработной платы
Заключение
В процессе работы был проведен анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия.
По имеющимся данным можно судить о качестве использования перевозок, как грузовых, так и пассажирских, при этом, качество использования работы повысилось.