Саморегулирование рекламной деятельности




Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама в нашей стране стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности. Она затрагивает интересы миллионов людей и является неотъемлемой частью их жизни.

Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро освоил и широко стал использовать рекламу. Это связано с тем, что реклама в системе маркетинговых коммуникаций является наиболее доступным методом стимулирования продаж.

Среди основных сил, в наибольшей степени влияющих на рекламную деятельность, необходимо выделить потребителей, общество, общественность, государство. Причем было бы необоснованным рассматривать влияние этих субъектов в отрыве друг от друга.

Потребители при отстаивании своих законных прав обращаются чаще всего в органы государственной власти, апеллируют к широкому общественному мнению. Рассмотрим основные особенности участия указанных сил в регулировании рекламной деятельности

Потребитель – адресат большинства рекламных обращений – играет в последние годы все более заметную роль в этом процессе. К его безусловным традиционным правам относятся: право на безопасность потребления купленного товара; право рассчитывать, что товар будет функционировать в точном соответствии с утверждениями продавца; право на исчерпывающую информацию о товаре; право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов.

По данным Galluр Меdiа, 30,5% россиян относятся к рекламе крайне негативно, еще 41,1% она не нравится в общем.

Если потребитель стал жертвой недобросовестной рекламы, он может отстаивать свои права индивидуально или в составе общественной группы (общества) по защите прав потребителей.

Общественные организации создаются не только потребителями, но и самими рекламистами, и существуют как одна из форм общественного саморегулирования. Именно саморегулирование является в настоящее время главным направлением деятельности общественных организаций рекламистов во всем мире.

Целью деятельности многочисленных рекламных ассоциаций стала борьба с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламного бизнеса, искоренение лживой рекламы, наносящей вред имиджу всех рекламистов. Таким образом, движение предпринимает шаги для смягчения критики широкой общественности и предотвращает эскалацию вмешательства государства в проблемы отрасли. Зачастую общественные организации рекламистов играют роль лобби в связях с органами государственной власти.

В 1990-х годах в России были созданы первые общественные организации, объединившие рекламистов страны. Сейчас в числе наиболее авторитетных организаций – Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР; до нее Российская ассоциация рекламных агентств – РАРА), Ассоциация рекламодателей, Российское отделение Международной рекламной ассоциации (IАА), Фонд поддержки производителей рекламы, Национальная рекламная ассоциация (до 1996 года – Ассоциация работников рекламы России), Рекламная федерация регионов (РФР), Московская рекламная гильдия, Лига рекламных агентств (ЛиРА) и др.

В феврале 1995 года был основан Общественный совет по рекламе, который в феврале 2000 был трансформирован в Рекламный совет России (РСР). В состав правления Совета вошли руководители Торгово-промышленной палаты РФ, Союза журналистов РФ, Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), Ассоциация рекламодателей, АКАР и др.

Основными целями деятельности Совета являются: формирование системы саморегулирования рекламного рынка, координация деятельности региональных советов по рекламе и участие в разработке рекламного законодательства.

В рамках обеспечения основ саморегулирования Общественным советом по рекламе были разработаны и предложения к добровольному исполнению российскими участниками рекламного процесса – «Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации».

В ноябре 2000 года Рекламный совет России обнародовал проект «Российского рекламного Кодекса», который был принят весной 2001. В основу кодекса были положены нормы «Международного Кодекса рекламной деятельности» Международной торговой палаты и «Свода обычаев и правил». При этом были учтены этические нормы и положения, отражающие особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции России.

Важным направлением деятельности общественных организаций рекламистов стали кампании «В защиту рекламы».

Кампаниями «В защиту рекламы» Российского отделения IAA определены мероприятия, которые призваны внедрить в сознание широкой общественности следующие положения:

1. Реклама порождает конкуренцию и управляет ею.

2. Реклама управляет производством новых товаров.

3. Реклама создает новые рабочие места путем изучения спроса на массовую продукцию.

4. Реклама финансирует экономические связи.

5. Реклама субсидирует значительную часть индустрии развлечений, в частности, спорт и музыку.

Необходимо добавить, что комплекс мероприятий «В защиту рекламы» проводится как часть общемировой кампании IАА.

Нацеленность РСР на активное участие в разработке рекламного законодательства получило практическую реализацию в процессе работы над Законом РФ «О рекламе», внесении изменений к нему и другими законопроектами.

Первой российской профессиональной организацией фирм, работающих в паблик рилейшнз, стала Ассоциация компаний–консультантов в области связей с общественностью (АКОС), созданная в 1999 году.

Авторитетной общественной организацией в данной сфере является Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). Одним из направлений ее деятельности стала сертификация участников РR-процесса в России, целью которой является вытеснение с рынка агентств, не обладающих достаточной профессиональной компетентностью.

Саморегулирование участников коммуникационного процесса, формирование цивилизованного рынка ВТL-услуг, кодификация этических стандартов в области стимулирования сбыта являются основными целями деятельности Российской ассоциации стимулирования сбыта (РАСС). Одним из важнейших шагов этой организации стала разработка Российского кодекса практики стимулирования сбыта, соблюдение которого стало обязательным для членов ассоциации. Основные статьи кодекса посвящены защите интересов потребителей, соблюдению законности, защите интересов детской аудитории, формулированию общих условий проведения SР-кампаний.

Большое влияние на координацию совместных усилий, унификацию требований к рекламе играют международные неправительственные организации. Наиболее известными из них являются: Международная торговая палата (МТГТ), Международный союз ассоциаций рекламодателей, Международная ассоциация паблик рилейшнз, Международный союз ярмарок, Европейская ассоциация предприятий прямой рекламы и др.

Особенно велика роль МТП. Широкое признание и применение получили международные кодексы МТЛ:

• по рекламной практике;

• по практике содействия сбыту;

• по директ-мейл и практике продажи по прямым почтовым заказам;

• по практике прямых продаж;

• по практике маркетинговых и социальных исследований (совместно с ЕSОМАR – Европейским обществом маркетинговых исследований и изучения общественного мнения).

Указанные кодексы способствуют регулированию экономических взаимосвязей государств, установлению единых критериев оценки добросовестности рыночной деятельности. Во многих случаях они ложатся в основу национальных нормативных документов, норм государственного регулирования этой сферы деятельности, в том числе рекламы.

Международный кодекс рекламной практики содержит такие основные разделы, как «Основные принципы», «Нормы» и «Специальные постановления».

В качестве основных принципов рекламной деятельности Кодекс называет юридическую безупречность, благопристойность, честность, правдивость, чувство ответственности перед обществом, соответствие принципам добросовестной конкуренции и др.

Заметную роль в международном общественном рекламном движении играет Международная рекламная ассоциация (Intеrnational Аdvertising Аssociation – IАА).

Свои международные организации имеют также и рекламодатели. Крупнейшей из них является Всемирная федерация рекламодателей (World Fеderаtion of Аdvertisers – WFА).

Рекламодатели объединяют усилия для решения глобальных проблем. В частности, одним из направлений этой деятельности является разработка международных стандартов по закупке рекламного пространства средств массовой информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: