СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 4 глава




 

    Продолжение таблицы № 6
           
9.   Просмотр телепередач (спектаклей, развлекательных и спортивных, кон­цертов, киносериалов) 245 (18,8%) (30,0%) (21,6%) (29,5%)
10.   Изучение либо совершенствование языков народов ближнего и дальнего зарубежья (1,8%) (12,3%) 700 (53,8%) (31,9%)
11.   Знакомство с материалами газет и журналов (10,7%) 350 (26,9%) (29,2%) 430 (33,0%)
12.   Посещение кинотеатров и видеосало­нов (36,9%) (51,5%) 50 (3,8%) (7,6%)
13.   Посещение библиотек и читальных залов (8,0%) 217 (16,6%) (52,1%) 300 (23,0%)
14. Посещение ресторанов и кафе (8,3%) (30,9%) (44,6%) 209 (16,0%)
15.   Посещение клубов, Домов и Дворцов культуры (не для просмотра фильмов) (4,1%) 120(9,2%) (62,8%) (23,7%)
16.   Посещение дискотек и танцевальных вечеров   235 (18,0%)   602 (46,3%)   123(9,4%)   340 (26,1%)
17. Занятия коллекционированием (2,9%) 80(6,l%)   900 (69,2%) 282 (21,6%)
18. Занятия техническим творчеством (5,1%) (13,2%)   602 (46,3%) (35,3%)

 

 

По всем приведенным видам досуговой деятельности очевидно, что стремление молодежи, занятой в индустриально-промышленной сфере производства полнее самореализовать себя значительно превышает ее реальное участие в этой деятельности. Такой «разрыв» между желанием и фактическим участием в раз­личных видах досуговой деятельности сама молодежь объясняет следующими основными причинами:

245 поблизости от дома нет учреждений культуры, стадионов, плавательных бассейнов, где бы можно было проявить свои способности; 245 очень сильно устаю после работы (на эту причину чаще

всего ссылались женщины, имеющие детей); 245 нет хорошей компании для совместных досуговых занятий,

а одному заниматься скучно; 245 нет достаточного для этих досуговых занятий свободного

времени; 245 не с кем оставить детей; 245 мешает застенчивость и робость;

245 нет энергичных «организаторов-толкачей», способных ме­ня вовлечь в интересную досуговую деятельность. К числу нелюбимых видов досуговой деятельности молодежь, занятая в индустриально-промышленной сфере производства, отнесла коллекционирование (69,2%); посещение клубов, Домов и Дворцов культуры (62,8%); занятия народными ремеслами (57,9%), мотивируя это следующими основными причинами:

245 коллекционирование - скучное и неинтересное занятие;

245 в семье никогда не было традиций коллекционирования;

245 в клубах, Домах и Дворцах культуры одинаковый набор досуговых занятий, скука и уныние;

245 для занятий народными ремеслами нет соответствующих условий, мастеров, способных научить.

Иначе складываются досуговые ориентации молодежи, рабо­тающей в аграрном секторе производства.

Таблица № 7 Досуговые ориентации молодежи, занятой в аграрном секторе производства (в %% к числу опрошенных) N - 700

 

№ № пп. Виды досуговой деятельности Принимаю ре­альное Не принимаю, но хотел бы принимать участие Не принимаю и не хочу при­нимать уча­стия Уклонились от ответа
           
1.   Посещение спектаклей, кон­цертов, художественных выста­вок 85 (12,1%) (45,7%) (25,7%) (16,4%)
2. Чтение художественной лите­ратуры 72 (10,2%) (26,8%) 200 (28,5%) (34,2%)
3. Занятия в спортивных секциях и группах здоровья 70 (10,0%) 200 (28,5%) (16,1%) (45,2%)
4. Занятия туризмом, загородны­ми прогулками (8,7%) 112 (16,0%) (40,7%) 242 (34,5%)
5. Участие в работе коллективов художественной самодеятель­ности 74 (10,5%) 210 (30,0%) 311 (44,4%) 105 (15.0%)
6 Занятия народными ремеслами (керамика, ковроткачество, вышивка, резьба по дереву и т.п. (4,8%) (26,7%) (31,2%) 260 (31,1%)
  Занятия живописью, рисовани­ем, художественной фотогра­фией (2,7%) (12,7%) 347 (49,5%) (35,0%)
8. Общение с друзьями в клубах выходного дня, на природе, дома 79 (11,2%) (26,2%) (26,5%) (35,8%)
9. Просмотр телепередач (спектак­лей, развлекательных и спортив­ных, киносериалов) (17,8%) 350 (50,0%) 108 (15,4%) (16,7%)
10. Изучение либо совершенствова­ние языков народов ближнего и дальнего зарубежья 11 (1,5%) 81 (11,5%) (57,4%) 206 (29,4%)
11. Знакомство с материалами газет и журналов 120 (17,1%) 293 (41,8%) (26,4%) 102 (14,5%)
12. Посещение кинотеатров и видео­салонов 134 (19,1%) (55,2%) 79 (11,2%) (14,2%)
13. Посещение библиотек и читаль­ных залов 70 (10,0%) (16,7%) (43,5%) (29,7%)
14. Посещение ресторанов и кафе (12,7%) (21,5%) (55,7%) 70 (10,0%)
15. Посещение клубов, Домов и Дворцов культуры (не для про­смотра фильмов) 70 (10,0%) (26,4%) 270 (38,5%) 175 (25,0%)
16. Посещение дискотек и танце­вальных вечеров 233 (33,2%) (52,7%) (7,1%) 48 (6,8%)
17. Занятия коллекционированием (6,2%) (11,2%) (57,1%) (25,2%)
18. Занятия техническим творчест­вом 58 (8,2%) (15,2%) 321 (45,8%) (30,5%)

У молодежи, занятой в аграрном секторе производства, по аб­солютному большинству видов досугов ой деятельности нереали­зованный социально-культурный потенциал значительно выше нереализованного потенциала молодежи, занятой в индустриаль­но-промышленной сфере производства. Молодежь села хотела бы значительно больше свободного времени уделять общению с ис­кусством (позиция 1), общению с друзьями в клубах выходного дня, на природе, дома (позиция 8), просмотру содержательных телепередач (позиция 9), посещению кинотеатров и видеосалонов (позиция 12), посещению клубов, Домов и Дворцов культуры (по­зиция 15). Сложившийся «разрыв» между желанием и фактическим участием в различных видах досугов ой деятельности сельская молодежь объясняет, в основном, теми же причинами, что и город­ская, но делает при этом акцент на инертность не только самой молодежи села, но и работников культуры. Члены экспертной группы при этом подчеркивают, что в своих досуговых ориента-циях молодежь села все чаще копирует многие стилевые особенно­сти и формы досуга городской молодежи.

К числу нелюбимых видов досугов ой деятельности молодежь, занятая в аграрном секторе производства, отнесла изучение либо совершенствование языков народов ближнего и дальнего зарубе­жья (57,4%); коллекционирование (57,1%); посещение ресторанов и кафе (55,7%), мотивируя это следующими основными причинами:

- нет потребности и времени на изучение иностранных языков;

- коллекционирование - скучное занятие;

- на посещение ресторанов и кафе не всегда есть средства;

- оформление ресторанов и кафе, их кухня не всегда способст­вуют созданию атмосферы уюта и праздника.

В целом же необходимо отметить, что бюджет досугового вре­мени сельской молодежи складывается менее благоприятно, чем городской молодежи прежде всего из-за недостатка жилищно-коммунальных услуг и большей занятости на приусадебном уча­стке. В качественном отношении сельский досуг по-прежнему ос­тается беднее городского. По данным петербургского исследова­теля А.Я. Куклина бездеятельное, пассивное времяпрепровождение составляет у сельской молодежи одну четверть всего времени досу­га, тогда как у молодых горожан оно равно только пяти процен­там. Досуг, связанный с развитием и обогащением личности, со­ставляет, соответственно, на селе 45%, а в городе 65% всего сво­бодного времени [104, С. 15].

Таблица № 8 Досуговые ориентации студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов (в %% к числу опрошенных)

N-650

 

  Виды досуговой деятельности Принимаю ре­альное участие Не принимаю, но хотел бы принимать уча- Не принимаю и не хочу прини­мать участия Уклонились от ответа
           
1 Посещение спектаклей, концер­тов, художественных выставок (20,6%) (32,3%) (27,6%) 126 (19,3%)
2. Чтение художественной литерату­ры (17,6%) (26,1%) (32,3%) (23,8%)
3. Занятия в спортивных секциях и группах здоровья 117 (18,0%) (32,3%) 170 (26,1%) (23,5%)
4. Занятия туризмом, загородными прогулками 68 (10,4%) (27,8%) 207 (31,8%) (29,8%)
5. Участие в работе коллективов художественной самодеятельности (15,5%) (32,6%) (25,8%) (26,0%)
6. Занятия народными ремеслами (керамика, ковроткачество, вы­шивка, резьба по дереву и т.п.) (2,1%) ПО (16,9%) (49,0%) 207 (31,8%)
7. Занятия живописью, рисованием, художественной фотографией 39 (6,0%) 125 (19,2%) 267 (41,0%) (33,6%)
8. Общение с друзьями в клубах вы­ходного дня, на природе, дома (21,5%) 270 (41,5%) (20,1%) (16,7%)
9. Просмотр телепередач (спектак­лей, развлекательных и спортив­ных, киносериалов) 120 (18,4%) >247 (38.0%) (23.6%) (19.8%)
10. Изучение либо совершенствование языков народов ближнего и даль­него зарубежья 10 (1,5%) (16,0%) (47.6%) (34.7%)
11. Знакомство с материалами газет и журналов 93 (14,3%) 118 (18,1%) 240 (36,9%) (30,6%)
12. Посещение кинотеатров и видео­салонов (22,1%) 232 (35,6%) (25,6%) 107 (16,4%)
13. Посещение библиотек и читальных залов 40 (6,1%) (27,8%) 260 (40,0%) (26,0%)
14. Посещение ресторанов и кафе 70 (10,7%) (20,1%) (47,8%) (21,2%)
15. Посещение клубов, Домов и Двор­цов культуры (не для просмотра фильмов) 22 (3,3%) (33.3%) 270 (41,5%) (21,6%)
16. Посещение дискотек и танцеваль­ных вечеров (26.1%) (53.8%) 78 (12,0%) 52 (8.0%)
17. Занятия коллекционированием 17 (2,6%) (12,9%) (49,2%) (35.2%)
18. Занятия техническим творчеством (10,0%) 202 (31,0%) 220 (33,8%) (25,0%)

У студентов этой группы ВУЗов, в сравнении с другими груп­пами молодежи, не столь значительно стремление к реализации социально-культурных потенций в условиях досуга. Исключение составляют позиции 8 (общение с друзьями), 16 (посещение диско­тек и танцевальных вечеров). Это косвенно подтверждается и ре­зультатами других исследований. Например, группа петербург­ских социологов под руководством В.Т. Лисовского, проведя ис­следование образа жизни современного студента, пришла к выво­ду, что в студенческой среде преобладает ориентация на интен­сивное потребление культурных ценностей [141, С. 132-133]. Веду­щее положение «культурно-потребительской» ориентации ВУЗов-ской молодежи, по мнению социологов, в значительной степени обусловлено незавершенностью ее социализации, активной позна­вательной деятельностью. Студенты этого типа времяпрепровож­дения значительное время уделяют чтению художественной лите­ратуры (в нашем исследовании лишь 17,6% студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов ориентируются на чтение художественной литературы), просмотр телепередач. При­чем большинство из них (66,6%) регулярно, то есть почти каждый день смотрят телепередачи. По данным исследования группы социо­логов, руководимой В.Т. Лисовским, 16, 7% студентов уделяют крайне незначительное количество времени чтению художественной литера­туры. В студенческой среде существуют молодые люди просто «не любящие» читать художественную литературу (2,9%); 27,8% студен­тов не «сумели» найти дороги в драматический театр в течение года; 26,7%о - ни разу не были в музеях; на художественных выставках; 87,1% - не были ни на одном концерте классической музыки.

К числу видов досуговой деятельности, в которых студенты этой группы ВУЗов не принимали и не хотели принимать участия, были отнесены коллекционирование (49,2%); занятия народными ремеслами (49,0%); посещение ресторанов и кафе (47,8%) примерно с той же мотивировкой, что и у предыдущих групп.

Характерно, что около 15% студентов технических, экономиче­ских и сельскохозяйственных ВУЗов (97 человек) отметили, что их культурно-досуговый потенциал за все годы обучения по существу не был востребован ни в институте, ни за его пределами. Сами же они к числу основных причин своей невостребованности отнесли:

- отсутствие у себя необходимых организаторских способно­стей - 40 человек (41,2%);

- отсутствие должной поддержки инициативам в профкоме, студенческом клубе - 22 человека (22,6%);

 

- робость и боязнь выглядеть смешным в глазах других студен­тов - 25 человек (25,7%);

- никто не предлагал проявить инициативу - 10 человек (10,3%).

Таблица № 9 Досуговые ориентации студентов университетов, педагогических ВУЗов и ВУЗов физической культуры (в %% к числу опрошенных) N - 550

 

  Виды досуговой деятельности Принимаю ре­альное участие Не принимаю, но хотел бы прини­мать участие Не принимаю и не хочу прини­мать участия Уклонились от ответа
           
1. Посещение спектаклей, концертов, художественных выставок (12,3%) (29,8%) (32,5%) (25,2%)
2. Чтение художественной литерату­ры 120 (21,8%) (35,6%) (23,8%) (18,7%)
3. Занятия в спортивных секциях и группах здоровья 120 (21,8%) (34,5%) (27,2%) 90 (16,3%)
4. Занятия туризмом, загородными прогулками (9,0%) (20,7%) 217 (39,4%) (30,7%))
5. Участие в работе коллективов художественной самодеятельности 90 (16,3%) (28,5%) 175 (31,8%) (23,2%)
6. Занятия народными ремеслами (керамика, ковроткачество, вы­шивка, резьба по дереву и т.п.) (1,8%) (8,7%) (51,0%) (38,3%)
7. Занятия живописью, рисованием, художественной фотографией 27 (4,9%) (24,0%) 224 (40,7%) (30,3%)
8. Общение с друзьями в клубах вы­ходного дня, на природе, дома (17,0%) 192 (34,9%) (26,9%) (21,0%)
9. Просмотр телепередач (спектак­лей, развлекательных и спортив­ных, киносериалов) 90 (16,3%) 150. (27,2%) (30,9%) (25,4%)
10. Изучение либо совершенствование языков народов ближнего и даль­него зарубежья 20 (3,6%) (17,2%) 230 (41,8%) (37,2%)
11. Знакомство с материалами газет и журналов 100 (18,1%) (26,3%) (30,3%) (25,0%)
12. Посещение кинотеатров и видео­салонов 11О (20,0%) (32,7%) 157 (28,5%) (18,7%)
13. Посещение библиотек и читальных залов 49 (8,9%) (30,3%) (33,0%) (27,6%)
  Посещение ресторанов и кафе (4,5%) 105 (19,0%) 285 (51,8%) (24,5%)
15. Посещение клубов, Домов и Двор­цов культуры (не для просмотра фильмов) (10,5%) (37,8%) (29,8%) (21,8%)
16. Посещение дискотек и танцеваль­ных вечеров 170 (30,9%) 242 (44,0%) (17,0%) (8,0%)
17. Занятия коллекционированием 47 (8,5%) (17,4%) 277 (50,3%) (23,6%)
18. Занятия техническим творчеством (2,5%) (12,3%) (55,4%) (29,6%)

В сравнении со студентами технических, экономических и сель­скохозяйственных ВУЗов у студентов этой группы ВУЗов более выражены ориентации на чтение художественной литературы, газет и журналов, посещение библиотек и читальных залов, кол­лекционирование, на посещение клубов, Домов и Дворцов культу­ры. Студенты этой группы ВУЗов меньше ориентированы на про­смотры телепередач, на посещение кинотеатров и видеосалонов.

К числу нелюбимых видов досугов ой деятельности студенты этой группы ВУЗов отнесли: занятия техническим творчеством (55,4%); посещение ресторанов и кафе (51,8%); занятия народными ремеслами (51,0%). Мотивировка примерно та же самая, что и у молодежи других социально-профессиональных групп.

18% студентов этой группы ВУЗов (99 человек) отметили, что их культурно-досуговый потенциал за все годы обучения также не был востребован ни в институте, ни за его пределами. К числу основных причин своей невостребованности они отнесли:

- отсутствие у себя необходимых организаторских способно­стей - 48 человек (48,4%);

- отсутствие должной поддержки инициативы в профкоме, сту­денческом клубе - 18 человек (18,1%);

- робость и боязнь выглядеть смешным в глазах других студен­тов - 20 человек (20,2%);

- никто не предлагал проявить инициативу - 13 человек (13,1%).
Особое место в структуре досуга молодежи занимает музыка.

Это объясняется прежде всего ее специфическими особенностями: непосредственной эмоциональностью, интимностью (влиянием на мысли и чувства), массовостью (способностью объединять людей), доступностью. Интерес молодежи к основным музыкальным жан­рам отражен в таблице № 10.

Таблица № 10 Ориентация молодежи на основные музыкальные жанры (в %% к числу опрошенных)

 

  Социально-профессиональные группы молодежи Музыкальные жанры
        Клас­сичес­кий Народ­ный Авторская песня Рок-му­зыка «Новая вол­на»
             
1. Молодежь, занятая в сфере инду­стриально-промышленного про­изводства N - 1300 26,0 30,0 42,0 50,0 51,0
2. Молодежь, занятая в аграрном секторе производства N - 700 25,0 48,0 40,0 42,0 41,0
3. Студенты технических, экономи­ческих и сельскохозяйственных ВУЗов N - 650 43,0 38,0 59,0 48,0 46,0
4. Студенты университетов, педаго­гических ВУЗов и ВУЗов физиче­ской культуры N - 550 48,0 40,0 50,0 44,0 42,0

На первый план среди качеств, привлекающих в современной музыке, молодежь выделила «ритм» - 68,3% всех опрошенных, затем «исполнительское мастерство» - 66,1%, «содержание текста песен» - 56%, «способность музыки возбуждать жизненную энер­гию, призывать к действию» - 40,5%, музыка как средство забыть­ся, отвлечься от реальности - 38,5%.

В культурно-досуговой деятельности молодежи за последние 5-7 лет заметно снизился интерес к чтению художественной литера­туры, к книге в целом. «Книга отступила на 5-е место, уступив первые места современной музыке, общению, телевидению, заня­тиям по интересам. «Задали прочесть» - так обосновали свой вы­бор книги 63% опрошенных молодых людей. В 60-е годы анало­гичные ответы составляли 30-35%» [131, С. 14]. Аналогичная тен­денция в культурно-досуговой сфере деятельности наблюдается и у американской молодежи. Об этом пишет Рогер Кохен: «Негра­мотность является главной проблемой стран третьего мира. Но похоже, что вскоре лидировать в области безграмотности будут Соединенные Штаты. Дети и молодежь здесь умеют читать, но не пробуют это делать. Молодые люди, которых воспитывают вечно спешащие родители, отбрасывают книги под напором более инте­ресных для них электронных игр. Особенно часто это происходит в семьях, где сами работающие родители давно отвыкли от чте­ния. Молодежь, загипнотизированная многоканальным телевиде­нием, идет в школы, в которых маленькие, скудные библиотеки. Учителя, задавленные грузом обязанностей, не в состоянии при­учить ребят к чтению» [95].

Культура чтения молодых людей не всегда высока, часть оп­рошенных нами респондентов вообще не смогли назвать ни одной прочитанной за предыдущие 3-4 месяца книги, находясь вне куль­турных ценностей. Большинство опрошенных респондентов пред­почитают в основном детективно-приключенческую литературу, фантастику. У значительной части молодежи (17%) читательские интересы зачастую не выходят за рамки школьной программы. И даже среди опрошенных студентов оказались такие, кто впервые в жизни прочел произведения Дюма, Майн Рида или В.Скотта в период учебы в ВУЗе.

За последние годы в России увеличились объемы изданий ху­дожественной литературы на коммерческих условиях. Книг стало больше, но доступнее они не стали, в связи с высокими ценами на них. Все эти факторы не только не создают у молодежи рост инте­реса к чтению, но, наоборот, снижают его. «Социальные группы, которые вступают сейчас в возраст литературной социализации, дискриминируются. Достаточно не обеспечить книгами познава­тельные стадии литературной культуры (попросту говоря, не­сколько поколений детей подряд), и можно потерять ее вообще, поскольку утратится и ее авторский состав и адресат» [31, С. 171].

Анализируя особенности молодежного досуга, мы обратили внимание на то, что самореализация молодежи в самодеятельном художественном творчестве осуществляется сегодня в сложных условиях. За последние 5-7 лет наметилась устойчивая тенденция снижения интереса молодежи к художественной самодеятельности, снижения ее социального престижа. В коллективах художествен­ной самодеятельности к концу 80-х годов занималось лишь 8-10% молодых рабочих, 16% учащихся профтехучилищ. Прекратили свою деятельность многие хоровые, драматические, хореографиче­ские коллективы во Дворцах и Домах культуры, клубах страны [193, С. 50]. Одной из причин сложившейся ситуации, по мнению Е.И. Смирновой, является снижение интереса населения к художе­ственной культуре в целом, влияющего на состояние художествен­ной самодеятельности. В развитии культуры, считает Е.И. Смирнова, все большую роль играют другие, «нехудожест­венные» виды, а художественные утрачивают свое былое доми­нантное место [174, С. 41-42].

Более разнопланово самореализация молодежи в условиях до-суговой деятельности осуществляется в самодеятельных любитель­ских объединениях и клубах по интересам. Число их к концу 80-х годов только в клубах, Домах культуры составило около 100 ты­сяч, а количество участников - 7 миллионов человек [193, С. 28].

Сфера любительства охватывает по существу большую часть нашего общества, поскольку невозможно представить реального человека без интересов в сфере свободного времени. Жизнь пока­зывает, что сложившиеся в прошлые годы формы руководства, художественной самодеятельностью были не всегда способны эф­фективно решать проблемы любительского движения. Из-за этого многие проявления творческой инициативы длительное время не находили должной поддержки, необходимого признания. Чрез­мерное огосударствление общественной жизни в нашей стране обернулось отстранением значительной части молодежи от реаль­ного участия в социально-культурной сфере. В силу этой причины развитие социально-культурной самодеятельности в настоящее время осуществляется противоречиво, с большими социальными и нравственными издержками. Более 30 лет, например, существуют клубы самодеятельной песни. Однако этот вид творчества моло­дежи, который имеет большое гражданское звучание, десятиле­тиями не находил достойного места в различных фестивалях и конкурсах самодеятельности. По существу же, его старались про­сто не замечать, а назревшие проблемы обходить стороной. Не оправданно мало внимания уделяется и таким популярным среди молодежи видам художественного творчества, как цирковое ис­кусство, литературные объединения, кино- и фотоискусство.

О своей принадлежности к различного рода самодеятельным объединениям заявляет, как правило, большая часть молодежи. По данным исследования В.В. Берсеневой, например, только в Москве к тому или иному объединению причисляют себя 89,4% учащихся ПТУ; 71,4% - студентов; 65,1% - молодых рабочих; 52,7% - моло­дых инженерно-технических работников [8, С. 16]. Столь повы­шенный интерес молодежи к различного рода самодеятельным объединениям во многом объясняется отсутствием в них назида­тельной дидактики, возможностью реализовать социально-культурный потенциал в благоприятной социально-психологической атмосфере, в которой и осуществляется подлин­ное творчество единомышленников.

Любительское творчество молодежи не утратило своей соци­альной привлекательности в начале 90-х годов. Оно лишь в боль­шинстве своем переместилось из Дворцов и Домов культуры в квартиры и общежития. Им стали чаще заниматься в кругу близ­ких друзей, знакомых, родственников. Произошло это в значи­тельной мере из-за чрезмерной коммерциализации учреждений культуры, «вытеснения» бесплатных культурных услуг. В этих социально-культурных условиях, естественно, осложнились орга­низационно-методические вопросы любительской деятельности молодежи. Однако эти трудности в определенной мере могут быть нейтрализованы с учетом знаний некоторых сложившихся в лю­бительском движении тенденций, выявленных B.C. Цукерманом [214, С. 109-114]. К числу этих тенденций он отнес следующие:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: