Ислам как образ жизни
Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.
Личность
Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность[27]. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зрения шариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак[28][29], алкоголь и любые наркотики[30]. Запрещены азартные игры[31].
Семья
Семья в исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.
Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырёх женщин[32]. Мусульмане понимают многоженство как систему защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем. Если у мусульманина несколько жён, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.
Мораль
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:
§ Правдивость (ас-сидк).
§ Надёжность и верность (аль-амана).
§ Искренность (аль-ихлас).
§ Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
§ Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
§ Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
§ Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
§ Скромность (аль-хайя).
§ Достоинство и самоуважение (аль-изза).
§ Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
§ Желание посвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
§ Щедрость (аль-джуд валь-карам).
§ Терпение (ас-сабр).
§ Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
§ Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
§ Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
§ Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Каждое из перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либо посредством примеров, притч и изречений пророков.
Взаимоотношения между людьми
Законы ислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения между отдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания, регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные, тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.
Люди Писания
«Людьми Писания» (араб. اهل الكتاب, Ахль аль-Китаб) мусульмане называют последователей иудаизма и христианства, а также назореев исабеев (сура 2:62). Этим термином приверженцев упомянутых религий отделяют от так называемых язычников. Люди Писания имели право свободно исповедовать свою религию в исламском государстве. Мусульманам запрещено оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство. Разрешено иметь с ними родственные связи тех (в частности, разрешено было жениться на женщинах из людей Писания которые были в своей религии до пророчества Мухаммеда[33]) и деловые отношения[34].
Люди Писания в Коране и Сунне, а впоследствии и целым рядом мусульманских духовных деятелей подвергаются последовательному осуждению за неприятие ими последнего пророка (с точки зрения ислама) Мухаммеда, отказ от строгого монотеизма, искажение ими (конечно, с точки зрения самих мусульман) священных книг, отступление от «истинной веры» и т. д. Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не считаются, в средние века им часто предписывалось носить даже особые отличительные одежды, как и иудеям, хотя данные меры были невсеобъемлющими в мусульманском мире, а отношения к последователям иных вер в разное время и в разных обстоятельствах было различным.
Мечети
Основная статья: Мечеть
Мечеть (masjid)— сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами. При единстве функциональных элементов планировка и декорация мечети отражают национальные традиции.