Понятие рынка. Его философия, теория и практика




 

В обыденном смысл е под рынком понимается место (территория), где встречаются продавец и покупатель и где осуществляется регулярный процесс купли-продажи экономических благ. В экономической теории рынок рассматривается как экономическая категория, выражающая специфический характер связей между экономическими субъектами.

Для того, чтобы отношения между ними принимали рыночный характер нужен ряд условий, как-то: 1) общественное разделение труда по сферам деятельности, по отраслям и между различными хозяйствующими ячейками; 2) экономическая обособленность субъектов хозяйствования, как частных собственников, которые имеют свой обособленный от иных членов общества экономический интерес, и через обмен они хотят получить выгоду, выражающуюся в получении или других экономических благ, или определенных доходов. Одновременно они являются экономически свободными, могут лично распоряжаться их объектами собственности и могут самостоятельно, свободно принимать экономические решения.

Понятие «рыночная экономика » является более широким понятием, чем понятие «рынок ». Понятие «рыночная экономика» предполагает: 1) существование такого способа организации хозяйственной жизни, при которой продукты (услуги) перемещаются от продуцента к потребителю под воздействием законов рынка, когда отношения между субъектами хозяйствования носят рыночный характер; 2) функционирование тех организаций, которые призваны быстрее, с меньшими затратами произвести необходимые потребителям экономические блага и свести вместе производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

Исторической предпосылкой рыночной экономики является натуральное хозяйство, т.е. форма производства, при которой создаваемый продукт предназначен для потребления внутри хозяйственной ячейки. Натуральному хозяйству присущи следующие черты: 1) замкнутость; 2) широкий круг выполняемых субъектом операций без ориентации на специализацию; 3) использование элементарных орудий труда, и следовательно, низкий уровень производительности труда; 4) самообеспеченность; 5) ограниченная структура потребления.

Со временем натуральное хозяйство перерастает в товарное производство, присущее рыночной экономике.

Товарное производство - это форма организации обособленной деятельности по созданию экономических благ (товаров), предназначенных для обмена или продажи.

Товарное производство может быть простым и капиталистическим.

Простое товарное производство характеризуется следующими чертами: 1) основано на личном труде собственника средств производства; 2) продукт труда с момента его производства до продажи на рынке принадлежит товаропроизводителю.

Капиталистическое товарное производство имеет следующие черты: 1) производство основано на применении наемного труда; 2) товаром наряду с факторами производства является рабочая сила; 3) продукт труда отчуждается от товаропроизводителя, т.е. товар производится наемными работниками, а принадлежит владельцам средств производства.

Результатом товарного производства является продукт труда, т.е. товар. По теории Маркса, которую до сих пор никто не опроверг, в составе его стоимости выделяют потребительную и меновую стоимостиь. Потребительная стоимость - это способность товара конкретную экономическую потребность его пользователя в силу его полезности. Поэтому она носит общественный характер. Меновая стоимость - это способность товара в определенных пропорциях обмениваться на другие товары или на деньги. Именно ее наличие является предпосылкой утверждения денежной формы стоимости и, соответственно, появления категории «цена товара», т.е. стоимости товара, выраженной в деньгах.

В экономической системе любой страны рыночная деятельность и рыночные отношения не охватывают всех хозяйствующих субъектов. Часть хозяйственной деятельности ведется на основах натурального хозяйства, а часть субъектов получают экономические блага на безвозмездной основе. Однако рыночные отношения сегодня занимают ведущие позиции в системе экономических отношений в большинстве стран мира. В рыночные связи вступают многочисленные субъекты (рыночные агенты), одни из которых выступают в роли продавца экономических благ (субъекта предложения), другие - в роли покупателя (субъекта спроса).

Рыночные агенты характеризуются следующими чертами: 1) вступают в рыночные отношения, преследуя свой особый экономический интерес, т.е. стремятся к получению выгоды для себя; 2) ведут свою деятельность на условиях общественного разделения труда; 3) лично свободны и самостоятельны в принятии хозяйственных решений; 4) несут ответственность за принимаемые хозяйственные решения.

Ими выступают представители населения, бизнес-структуры и государство.

Население вступает в рыночные отношения ради удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах потребительского назначения. На рынке этот субъект выступает в роли покупателя (субъекта спроса) товаров народного потребления. Однако, чтобы выступать в данной роли, население должно на другом сегменте рынка выступать в роли субъекта предложения своей рабочей силы или временно свободных денежных средств.

Бизнес на рынке представлен в виде различных организационно-правовых форм предприятий или фирм (акционерных обществ, товариществ, частных предприятий и т.д.), а также представлен субъектами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью.

Государство в современных условиях прежде всего выступает в роли регулятора функционирования рыночной экономики, в роли того субъекта, который обеспечивает правовые основы функционирования рыночных отношений.

Одним из важных аспектов понимания сущности рынка является его толкование как механизма. Рыночный механизм проявляется через колебание цен, поэтому механизм рынка - это механизм ценовых сигналов, которые заставляют продавцов и покупателей действовать определенным образом.

Рынок как механизм оказывает существенное влияние на все стороны социально-эко-номической жизни общества, и это влияние прослеживается в следующих функциях рынка:

· информационная функция заключается в том, что рынок информирует своих агентов об ориентировочных ценах, о количестве и качестве товаров и услуг;

· посредническая функция воплощается в том, что рынок выступает посредником между производителями и потребителями, между продавцами и покупателями, позволяя им найти более выгодный вариант купли-продажи и более выгодного контрагента;

· ценообразующая функция заключается в определении рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации;

· репродуктивная функция означает, что рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса, формирование целостности национальной экономической системы и ее связь с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;

· стимулирующая функция состоит в том, что рынок побуждает хозяйствующих субъектов использовать достижения научно-технического прогресса и нанимать толковых работников, экономить применяемые ресурсы;

· регулирующая функция заключается в том, что рынок обеспечивает распределение ограниченных экономических ресурсов по странам, регионам, отраслям и видам деятельности исходя из изменения структуры экономических потребностей. Выполняя эту функцию, рынок минимизирует дефицит товаров;

· дифференцирующая функция означает, что рынок разграничивает всех субъектов экономики по уровню их доходов, а, следовательно, и по уровню их благосостояния;

· санирующая (оздоровительная) функция воплощается в том, что рынок проводит экономический отбор среди хозяйствующих субъектов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: