Оглавление
Введение. 2
1. Особенности отношений между родителями и подростками. 4
§1. Группы семей в зависимости от внутрисемейной обстановки. 4
§2. Особенности общения с подростком. 6
2. Пути оптимизации отношений между родителями и подростками. 8
§1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. 8
§2. Взаимоотношения в семье. 12
Заключение. 17
Список литературы.. 19
Приложения. 20
Введение
Объектом исследования в данной курсовой работе является психология подростка. Сложность и противоречивость этой отрасли возрастной психологии часто ставит в тупик самых известных ученых, но отнюдь не делает ее менее привлекательной для каждого из них.
Предмет исследования – особенности взаимоотношений между родителями и подростками и пути оптимизации этих отношений, нередко сложных и даже конфликтных для обеих сторон.
Данная тема всегда была весьма актуальна и становится особенно животрепещущей сейчас, в век технологий. В наше время дети-подростки имеют массу возможностей сбежать от окружающей их действительности и замкнуться в коконе своих комплексов и зачастую мнимых недостатков, приписываемых им ими самими, их друзьями, одноклассниками, взрослыми и другими людьми. Этому, к слову, способствует во многом повсеместная возможность выхода в сеть Интернет, так как Интернет дает доступ к великому множеству социальных сетей, различных форумов и онлайн-игр. Определенные плюсы во всем этом, конечно, имеются, но так называемым «трудным подростки» постоянное пребывание в сети скорее может нанести вред, чем пользу.
Помимо этого, подросток может попасть под чужое влияние, оказаться в плохой компании, попытаться самоутвердиться каким-либо противозаконным способом и так далее.
Основные цели этой работы:
– освещение особенностей общения родителей с детьми-подростками, описанных во многих научных и научно-популярных трудах;
– выявление самых эффективных путей оптимизации этих отношений, представляющих собой компромисс в их общении и могущих помочь избежать конфликта.
Задачи, поставленные для достижения цели работы, таковы:
– изучить необходимую для проведения исследования научную литературу;
– выделить на основании изученных источников общие пути оптимизации отношений между родителями и подростками;
– провести психологический эксперимент, чтобы с его помощью определить компромиссные варианты взаимодействия детей-подростков и родителей.
Рабочая гипотеза исследования: подросток ведет себя агрессивно в том случае, если взрослый пытается подавить его мнение своим авторитетом, и готов пойти на компромисс, если взрослый будет считаться с его словами.
Особенности отношений между родителями и подростками
Группы семей в зависимости от внутрисемейной обстановки
Следует заметить, что основа отношений между родителями и подростками закладывается еще в раннем детстве. Учеными доказан тот факт, что дети с самого раннего возраста очень серьезно воспринимают отношение взрослых вообще и родителей в частности к своим словам и поступкам, сначала стараясь так или иначе соответствовать чужим ожиданиям, а потом, с течением времени, напротив – стремясь им противоречить самыми разными способами.
Противоречие вообще – это, пожалуй, одна из самых главных особенностей подросткового возраста, и при общении с подростком всегда необходимо это особо учитывать.
По учебнику Кулагиной И.Ю. и Колюцкого В.Н. «Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека», подростковый возраст, как правило, тесно связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием, и хотя психическое и физиологическое развитие не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны.[1] Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. В связи с этим практически каждый ученый-психолог приводит свои границы.
По Ш. Бюлер, например, «прелюдия к психической пубертатности» проявляется у детей уже в возрасте 11-12 лет. Однако начинаясь с этого кризиса, весь период обычно протекает весьма трудно и болезненно и для ребенка, и для близких ему взрослых.[6]
В этот период все скрытые противоречия выходят наружу, и ребенок начинает отделяется от взрослого, разрывает ситуацию «Мы», желая стать самостоятельным. И здесь проблема заключается в том, что несмотря на свои стремления он еще не может самостоятельно существовать. В итоге протест подростка выражается в грубости, драчливости, нежелании идти на контакт и зачастую несправедливой критике родителей.
Не каждый взрослый знает, как в такой ситуации следует поступить, чтобы не перейти к открытому противостоянию или неразрешимому конфликту, а ведь такая ситуация может произойти даже в самой внешне благополучной семье.
В связи с этим часто выделяются пять групп семей, где главный критерий – обстановка, царящая внутри семьи между детьми и родителями. Эти группы таковы:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между детьми и родителями;
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера;
3. Семьи, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. Родители пренебрегают увлечениями детей;
4. Семьи, где родители устанавливают за ребенком слежку, ему не доверяют, применяют рукоприкладство;
5. Семьи с критической обстановкой (пьющие родители – один или оба).[2]
Несложно догадаться, что в семьях, принадлежащих к последним трем группам, противостояние между подростками и родителями будет куда более ожесточенным, чем в семьях, где обстановка царит дружеская или даже просто доброжелательная, ведь дружественность и доброжелательность так или иначе предполагают поддержку подростка родителями в столь сложный для него этап взросления.
Однако особенности подросткового возраста – это один вопрос. Важно помнить о том, что отношения подростка с родителями и близкими взрослыми, как уже отмечалось выше, в пубертатный период претерпевают значительные изменения и обрастают новыми особенностями.