Монополистическая конкуренция




А. Основные вопросы темы

1 Основные черты монополистической конкуренции.

2 Равновесие фирмы – монополистического конкурента в краткосрочном периоде.

3 Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.

4 Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.

5 Ценовая и неценовая конкуренция. Роль рекламы в монополистической конкуренции.

 

Б. Примеры решения задач

Задача 5.1. Функция средних долгосрочных издержек фирмы – монополистического конкурента AC = 2 Q + 10. Спрос на продукцию фирмы описывается уравнением P = 90 – 2 Q. Определите цену, объём выпуска и прибыль фирмы. Находится ли фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия.

 

Решение. Фирма – монополистический конкурент максимизирует прибыль при условии MR = MC, следовательно:

Фирма максимизирует прибыль при объёме выпуска Q = 10 шт., цена реализации P = 70 ден. ед., прибыль π = 400 ден. ед.

В долгосрочном периоде фирма – монополистический конкурент безубыточна, то есть AC = P.

Фирма находится в состоянии краткосрочного равновесия, так как при равенстве MR = MC условие долгосрочного равновесия AC = P не выполняется.

 

Задача 5.2. Средние издержки фирмы – монополистического конкурента представлены уравнением: . Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: . После проведения рекламной кампании, общие издержки которой составили TC рекл = 0,5 Q 2 + 6 Q, остаточный спрос увеличился и составил . Определите объём выпуска, цену реализации и прибыль фирмы до и после проведения рекламной кампании, сделайте вывод об её эффективности.

Решение. До проведения рекламной кампании фирма максимизирует прибыль при условии MR = MC, следовательно:

Объём выпуска Q = 4 шт., Р = 24 ден. ед., π = 56 ден. ед.

После проведения рекламной кампании общие издержки увеличились на величину TC рекл:

Остаточный спрос поле проведения рекламной кампании составил:

Прибыль фирмы в результате проведения рекламной кампании возросла на ∆π = 144 – 56 = 88 ден. ед.

Вывод: проведение рекламной кампании было успешным, так как доходы превысили затраты на её проведение.

В. Тесты

1 Отличительной чертой монополистической конкуренции является:

а) отсутствие барьеров для входа в отрасль;

б) наличие одной фирмы, производящей продукцию, не имеющую заменителей;

в) возможность дифференциации продукции;

г) наличие стратегического взаимодействия различных фирм в отрасли.

 

2 Реклама – это способ:

а) ценовой конкуренции;

б) неценовой конкуренции;

в) силовой борьбы за лидерство на рынке;

г) нет верного ответа.

 

3 Монополистическая конкуренция имеет следующее отличие от совершенной конкуренции:

а) вход в отрасль заблокирован в условиях монополистической конкуренции;

б) на рынке реализуется дифференцированный, а не стандартизированный товар;

в) взаимозависимость фирм в монополистической конкуренции;

г) использование ресурсов более эффективно, чем при совершенной конкуренции.

 

4 Для потребителей положительной стороной монополистической конкуренции является:

а) взаимозависимость фирм на рынке;

б) эффективное распределение ресурсов;

в) ожесточённые ценовые войны, сокращающие цену выпускаемой продукции;

г) дифференциация продуктов, которая способствует более полному удовлетворению потребностей;

д) отсутствие неценовой конкуренции в отрасли.

 

5 Расположите в порядке убывания эластичности спроса по цене кривые индивидуального спроса фирмы в зависимости от характера рыночной конкуренции:

а) совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия;

б) чистая монополия, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция;

в) монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция, чистая монополия;

г) эластичность спроса одинакова для всех рыночных структур.

 

6 В условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль при условии:

а) ;

б) ;

в) , ;

г) , ;

д) , .

 

7 В условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде:

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) .

 

8 Возникновение избыточных производственных мощностей у фирмы в условиях монополистической конкуренции объясняется:

а) отрицательным наклоном кривой спроса, поэтому выпуск, обеспечивающий безубыточность фирмы в долгосрочном периоде, меньше чем объём производства, обеспечивающий минимальные средние издержки;

б) наличием неценовой конкуренции, что приводит к снижению спроса на продукцию фирмы;

в) собственным желанием фирмы, ожидающей увеличение спроса на свою продукцию;

г) ошибочным планированием.

 

9 Какой из нижеперечисленных рынков в большей степени соответствует условиям монополистической конкуренции:

а) рынок нефти сорта «Brent »;

б) рынок сотовой связи Республики Беларусь;

в) рынок мужских костюмов;

г) жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района г. Гомеля.

 

10 Увеличение гарантийного срока обслуживания как средство неценовой дифференциации на рынке монополистической конкуренции приведёт:

а) к снижению средних издержек, что будет способствовать увеличению прибыли фирмы;

б) увеличению общих издержек и сокращению прибыли фирмы;

в) изменению положения кривой индивидуального спроса фирмы в сторону увеличения вследствие перераспределения потребительских предпочтений в пользу её продукции;

г) увеличению избыточных производственных мощностей.

Г. Задачи

Задача 5.3. Известна функция спроса на продукцию фирмы – монополистического конкурента:

Q 1 = 5 – P 1 + 2 P 2,

где Р 1 – цена на продукцию рассматриваемой фирмы;

Р 2 – цена на продукцию фирмы конкурента.

Функция общих издержек фирмы: ТС = 20 + 4 Q. Определите цены Р 1, Р 2, если в состоянии отраслевого равновесия 1-я фирма выпускает Q 1 = 5 ед. товара.

 

Задача 5.4. На рисунке 5.1 изображены линии издержек, предельного дохода фирмы – монополистического конкурента, а также спрос на её продукцию.

Рисунок 5.1 – Кривые издержек и дохода монополистического конкурента

 

Аргументированно дайте ответы на следующие вопросы:

1) при каком объёме выпуска фирма максимизирует прибыль в краткосрочном периоде;

2) площадь какой фигуры равна валовой прибыли фирмы в краткосрочном периоде;

3) охарактеризуйте точку d, что она означает;

4) каково будет положение фирмы, если она будет реализовывать Q 1 продукции по цене P 2;

5) что отражает площадь прямоугольника P 1 cQ 10;

6) на каком участке спроса (эластичном или неэластичном) лежит точка d;

7) достигает ли фирма минимального уровня средних общих издержек при объёме выпуска Q 1;

8) какая точка характеризует состояние долгосрочного равновесия в условиях монополистической конкуренции;

9) изменится ли ответ на пункт «а», если исследуемая фирма – чистая монополия.

 

Задача 5.5. В таблице 5.1 представлены данные об издержках фирмы – монополистического конкурента. Функция рыночного спроса на продукт фирмы представлена уравнением .

Т а б л и ц а 5.1 – Данные об издержках фирмы – монополистического конкурента

Q                  
TC                  

 

Выполните следующие задания:

а) постройте кривые МС, МR, ATC и D;

б) определите, при каком объёме фирма будет максимизировать свою прибыль, какую цену установит на свою продукцию;

в) рассчитайте объём прибыли монополиста.

После проведения фирмой рекламной кампании спрос изменился и составил Qd = 10 – 0,125 P, общие издержки возросли на 50 ден. ед. при каждом уровне выпуска. Как изменится выпуск, цена и объём прибыли фирмы. Сделайте вывод об эффективности рекламной кампании. Отразите изменение положения монополистического конкурента графически.

Т е м а 6

ОЛИГоПОЛИЯ

А. Основные вопросы темы

1 Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

2 Типология моделей олигополии.

3 Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

4 Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

5 Олигополия и эффективность.

6 Рыночная власть, ее источники. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республики Беларусь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: