Зарождение и формирование концепции национальной безопасности за рубежом




 

Современные концепции национальной безопасности отдельных зарубежных государств стали создаваться и функционировать после Второй мировой войны. Наиболее широкий размах этот процесс принял в Соединенных Штатах Америки, что было следствием опыта ведения внешней политики руководством страны в ходе войны, а также особенностей, определяющих американские подходы к обеспечению безопасности страны в конкретных исторических условиях. В силу консервативности мышления, либо ввиду отсутствия возможностей, другие зарубежные государства не пошли на такую коренную перестройку внешнеполитического механизма, а встали на путь постепенной, эволюционной переделки, хотя за основу был взят американский взгляд на проблему безопасности.

 

Понятие «национальная безопасность» широко вошло в практику с 1947 г., когда в США был принят Закон «О национальной безопасности». В период «холодной войны» жесткая конфронтация в военной и идеологической областях определила приоритет внешнеполитического и военно-политического подхода к проблемам национальной безопасности в США, поэтому стратегия национальной безопасности США во все годы «холодной войны» касалась только внешней безопасности, практически не затрагивая внутренних сфер.

 

В настоящее время и в американских подходах к проблемам национальной безопасности наметились определенные изменения, которые заслуживают, к сожалению, не всегда однозначных оценок.

 

В современной американской стратегии национальной безопасности внутренним проблемам стало уделяться больше внимания, однако и сейчас большей частью они только обозначены как императивы. Крайне мало уделяется внимания экологическим проблемам и совсем исключены из стратегии национальной безопасности вопросы предотвращения и ликвидации последствий техногенных и природных катастроф, хотя их влияние сплошь и рядом принимает глобальный характер. Организованная преступность и терроризм представляют серьезную угрозу не только международной безопасности, но и внутренней безопасности США.

 

В последние годы в стратегии национальной безопасности США появился специальный раздел по экономическим вопросам. По утверждению Б. Клинтона, с одной стороны, необходимо оживить экономику для поддержания высокого уровня боеготовности вооруженных сил, реализовывая внешнеполитические инициативы и расширяя влияние США в мире, а с другой — необходимо активно действовать за рубежом для того, чтобы открыть иностранные рынки и создать новые рабочие места для американцев. Но в целом в концепции национальной безопасности США продолжает доминировать внешний уклон.

 

Администрация Д. Буша еще не определилась со своей стратегией в области национальной безопасности, но уже первые ее шаги в этой области и практические действия после террористических актов в сентябре 2001 г. свидетельствуют, что общий курс в сфере национальной безопасности, выработанный в предыдущие годы, не изменился.

 

В Законе США «О национальной безопасности» 1947 г. не содержится определение понятия «национальная безопасность». Американские политологи придумали массу разнообразных определений этого понятия. Словарь военных терминов министерства обороны США определяет национальную безопасность США как сферу приложения совместных усилий военной и внешней политики и как желаемое условие (состояние), обеспечиваемое в первую очередь американским военным и оборонным превосходством над любой иностранной державой или групп держав, благоприятной позицией в международных отношениях, а также обороноспособностью и неуязвимостью, позволяющим успешно противостоять враждебным или разрушительным, явным или скрытым действиям других стран, включая применение ими военной силы1.

 

Фактически в этом определении выражена идея идеальной ситуации абсолютного военного превосходства США над вооруженными силами всего мира, что лишний раз свидетельствует о теснейшей связи в США деятельности в области национальной безопасности с внешней и военной политикой при опоре на военную силу.

 

Концепция национальной безопасности составляет теоретическую основу американской военной и внешней политики. Сейчас, когда в России подход к проблемам национальной безопасности полностью деидеологизирован, США усиливают идеологическую сторону своей концепции национальной безопасности на принципах теории «нового мирового порядка».

 

США прямо указывают на то, что внешняя политика не может не быть идеологизирована, поскольку идеология — форма проявления национальных интересов. Это проявляется и в «Стратегии национальной безопасности США», представляемой президентом США ежегодно в Конгресс в качестве документа, определяющего цели, задачи и направления деятельности американской администрации в сфере внешней и военной политики на ближайший год. В ней наряду с отчетливыми геополитическими основами «национальной безопасности» налицо и ярко выраженная идеологическая концепция «нового мирового порядка», развиваемая еще Б. Клинтоном.

 

 

Концепция «нового мирового порядка» основана на идее о том, что обеспечение национальной безопасности США непосредственно связано с утверждением и функционированием свободы и демократии в других странах путем установления нового мирового порядка при лидирующей роли США. По выражению американского политолога Нолана, речь идет ни много ни мало о совершенствовании всего мира.

 

В стратегии национальной безопасности США формулируются прежде всего национальные цели, на достижение которых направлена национальная стратегия администрации США. При администрации Б. Клинтона национальная стратегия в данном документе распространялась на три сферы: политическую, военную и экономическую, а в качестве приоритетных целей выдвигались: укрепление безопасности, обеспечение процветания нации, развитие демократии.

 

В области укрепления безопасности отмечалось, что, поскольку руководство США несет ответственность за жизнь и личную безопасность американцев, сохранение их политической свободы и независимости, обеспечение благополучия и процветания страны, чтобы защитить свои интересы перед лицом угроз и опасностей, США должны иметь мощные и гибкие вооруженные силы, находящиеся в готовности к ведению боевых действий. Подчеркивается, что вооруженные силы страны играют ключевую роль в достижении успеха при осуществлении национальной стратегии. В качестве основного принципа применения вооруженных сил только национальные интересы должны определять степень и размах задействования вооруженных сил.

 

В качестве задач по укреплению безопасности отмечаются:

 

— участие в крупных региональных конфликтах;

 

— противодействие распространению оружия массового поражения и средств его доставки;

 

— участие в многосторонних миротворческих операциях;

 

— борьба с терроризмом, наркоманией и другие задачи;

 

— повышение разведывательных возможностей. При этом разведка во всех ее видах и формах считается «критически важным» средством воздействия на угрозы и формирование международных отношений. В стратегии национальной безопасности отмечается, что разведывательные, органы должны «перекрывать» как можно более широкий спектр угроз и работать в тесном взаимодействии с лицами, принимающими политические решения.

 

Приоритетное внимание будет уделяться сохранению и увеличению разведывательных возможностей по сбору и анализу информации о государствах и организациях, способных представлять угрозу безопасности США. В частности, о государствах, обладающих стратегическим ядерным и другими видами оружия массового поражения, расщепляющимися материалами, о транснациональных угрозах и потенциальных региональных конфликтах, затрагивающих интересы Вашингтона.

 

Особо важной функцией разведывательного сообщества в процессе разработки стратегии национальной безопасности остается оценка уязвимости самих США, поскольку стратегическая уязвимость, как уже подчеркивалось ранее, является благоприятным условием для развития угроз по нарастающей. Относительно новым аспектом в этом вопросе является уязвимость информационных систем США от несанкционированного доступа и использования в связи с возросшей за последние годы зависимостью функционирования всей системы органов власти и управления государством от информационной инфраструктуры. В США уже разработаны и будут в полной мере использоваться различные концепции и технологии уменьшения подобной уязвимости.

 

Разведывательная поддержка в продвижении демократии в мире, защите окружающей среды, контроле за соблюдением соглашений в военной сфере и осуществлении гуманитарных акций считается также необходимой.

Подчеркивается непреходящее значение лидерства в космосе в борьбе с угрозами национальной безопасности США. Средства его освоения и обеспечения американского контроля над околоземным космическим пространством рассматриваются сквозь призму как военных задач, так и потребностей экономики и гражданского общества. Декларированная политика американской администрации в отношении использования космических систем и средств преследует цели: устрашение/сдерживание враждебных акций против американских интересов в космосе и космических аппаратов США, непосредственное противодействие этим угрозам, недопущение распространения оружия массового поражения в космическое пространство, расширение сотрудничества с другими космическими державами.

 

В области обеспечения процветания нации говорится, что основная цель стратегии национальной безопасности заключается в обеспечении процветания Америки за счет усилий, предпринимаемых как внутри страны, так и за рубежом, поскольку интересы в области экономики и безопасности становятся все более взаимосвязанными.

 

В области развития демократии поставлена задача сконцентрировать внимание на консолидации новых демократических режимов, увеличении сферы их обязательств в интересах демократии, расширении рынков и сохранении позиций США в регионах, вызывающих наибольшую озабоченность с точки зрения безопасности, и в тех, где можно достичь лучших результатов. Утверждается также, что это не крестовый поход для установления демократии, а прагматическая политика для поддержания свободы там, где она будет в наибольшей степени соответствовать американским интересам.

 

В стратегии национальной безопасности США в XXI в. национальная и международная безопасность впервые так откровенно и недвусмысленно отождествляются. Это можно объяснить не только глобальным характером американских интересов и присутствия, но и глобальным подходом к их защите от угроз.

 

Лидирующее положение США в мире предусматривает неизбежность и необратимость быстрейшей интеграции всего мирового сообщества. Основным условием построения и сохранения «глобальной цивилизации» считается обеспечение стабильности любой ценой, во всех без исключения регионах мира, с использованием всех имеющихся у США и их западных союзников средств.

 

Стабильность понимается в США в узком и широком смысле. В широком смысле — это определенное состояние международных отношений, а в узком - это концепция, определяющая подходы к оценке соотношения сил противостоящих государств (их коалиций). В рамках рассматриваемого вопроса интерес представляет стабильность в широком значении, так как именно она является одним из базовых элементов идеологии «нового мирового порядка».

 

В соответствии с этой идеологией под международной стабильностью стало пониматься такое состояние мира, в котором все ведущие державы принадлежали бы к демократическому сообществу с постепенным присоединением к нему других рыночных и демократических государств. Другими словами, речь идет о глобальном движении в установлении демократии американского образца во всем мире и поддержании состояния стабильности при лидирующей роли США.

 

В стратегии национальной безопасности США при определении комплексных региональных подходов американская администрация отдает приоритет обеспечению своих национальных интересов в Европе и Евразии. Сохранение стабильности в этом обширном суперрегионе США также намерены обеспечивать любой ценой. Очевидно, что идеологические посылки, содержащиеся в документах НАТО, во многом копируют идеологию стратегии национальной безопасности США. В частности, анализ документов НАТО с оценкой идеологической стороны программы «Партнерство во имя мира», позволяет говорить о том, что обеспечение стабильности в Европе непосредственно связано с установлением и функционированием свободы и демократии по американскому стандарту, а новым партнерам НАТО в Восточной Европе и Балтии отводится роль своеобразного буфера между Западной Европой и Россией.

 

Говоря о главной цели современной американской стратегии национальной безопасности, необходимо отметить, что она находится в сфере идеологии и направлена на то, чтобы способствовать распространению в мире рыночной экономики и демократии. Эта цель обретала в прошлом формы известных концепций мессианства, борьбы за права человека, борьбы против тоталитарных режимов и др. На нынешнем этапе, принимая во внимание изменения последних лет, концепция «нового мирового порядка» имеет целью поддержание западных ценностей и системы в целом на современном этапе эволюции человечества.

 

Американская стратегия национальной безопасности продолжает ориентироваться на силу и прежде всего на военную. Не случайно важнейший раздел в документе «Стратегия национальной безопасности США» так и называется «Безопасность посредством силы». В то же время многие американские ученые сами отмечают, что распространение в мире демократии путем применения военной силы может стать источником дестабилизации международной обстановки.

 

Видимо, опыт Вьетнама, Ирака, Югославии, а теперь и Афганистана так и не привел к пониманию того, что в современных условиях невозможно разрешать никакие противоречия и споры методами вооруженной борьбы.

 

№8сущность понятия «угроза»

 

Личность, общество и государство как субъекты безопасности призваны стремиться к тому, чтобы их жизненно важные интересы были надежно защищены от внешних и внутренних угроз.

 

Анализ и оценка угроз, выработка на основе концептуальных принципов комплекса мер по их локализации и нейтрализации — главное предназначение функциональных компонентов системы обеспечения национальной безопасности.

 

Несмотря на изменения, происшедшие в мире за последние несколько лет (окончание «холодной войны», улучшение отношений между США и Россией, некоторое политическое сближение между Восточной и Западной Европой и другие), в основе современных международных отношений остаются принципы силового баланса и силового взаимодействия. Вместе с тем акцент с военной силы сместился в область силового воздействия через экономические, научно-технические и политические средства. В системе государственной мощи субъектов международных отношений повысились роль и значение дипломатического, политического, экономического и научно-интеллектуального потенциала. Но по-прежнему военный компонент сохраняется в межгосударственных отношениях в качестве силовой составляющей системы обеспечения национальной безопасности.

 

Россия по-прежнему наравне с другими государствами является объектом и субъектом региональной и глобальной безопасности. У России сохранились старые и появились новые национальные интересы, которые необходимо отстаивать и защищать. Предотвращение, локализация и парирование угроз жизненно важным интересам страны должны быть активными во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому исследованию угроз национальной безопасности в наши дни придается особое значение.

 

К сожалению, в отечественной научной литературе недостаточно глубоко и полно раскрывается понятие угрозы национальным интересам, не дается классификация, не анализируется комплексно содержание угроз безопасности личности, обществу и государству в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую анализ угроз национальным интересам России подменяется анализом вызовов, потенциальные угрозы не отделяются от реальных, нередко в ряду реальных угроз анализируются мнимые, не имеющие под собой материальной почвы. В общественно-политической и теоретической литературе до сих пор не нашла отражения этимология многих базовых понятий общей теории национальной безопасности, в том числе и таких, как «угроза» и «опасность».

 

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

 

Однако, несмотря на теоретическую и практическую значимость данной категории, ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе еще не выработано единого подхода к этому понятию. Анализ существующих определений понятия угрозы свидетельствует, что в каждом из них так или иначе отражен процесс нанесения вреда в качестве ущерба, опасности, посягательства, помехи, негативного воздействия и т.п.

 

Применительно к рассматриваемой нами сфере жизнедеятельности в Законе Российской Федерации «О безопасности» (ст.З) дается следующее определение угрозы:

 

 

«Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».

 

Ключевыми в этом определении являются слова: «условие», «фактор», «опасность».

 

«Условие — то, от чего зависит нечто другое. Чаще всего условия рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающей как внешние, так и внутренние факторы»1.

 

«Фактор — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты»1.

 

«Опасность — способность причинить какой-либо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда»2.

 

Несколько перефразируя указанное выше определение угрозы, можно сказать, что угроза безопасности — это совокупность опасных (для жизненно важных интересов личности, общества и государства) условий и факторов. Представляется, что определение угрозы через опасность в Законе РФ «О безопасности» достаточно точно отражает объективную сущность рассматриваемого явления. Возможно поэтому, часто понятия угрозы и опасности используются как обычные синонимы. В методологии же, принятой в МЧС, наоборот, опасность определяется через угрозу: «Опасность в чрезвычайной ситуации — состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации»3.

 

Такого рода различные терминологические модификации, вроде указанного выше понятия МЧС, только вносят дополнительные сложности в неустоявшийся понятийный аппарат и затуманивают существо проблемы.

 

В связи с этим определение угрозы через опасность вполне самодостаточно и универсально для любых видов безопасности.

Угрозы безопасности имеют объективный характер и возникают в результате появления противоречий между индивидами, слоями общества, классами, государствами при их взаимодействии в процессе общественного развития.

 

Противоречия по-разному проявляются в различных сферах жизнедеятельности в зависимости от конкретных условий, в которых осуществляется взаимодействие тех или иных объектов безопасности. Социальные угрозы появляются под воздействием антагонистических противоречий, являющихся результатом столкновения конфронтационных интересов объектов безопасности — участников общественных отношений. Иными словами источники угроз интересам кроются в самих интересах. Как отмечал еще К. Маркс: «Этот мир полон опасностей именно потому, что он является не миром какого-либо единственного интереса, а миром многих интересов»4.

 

Только столкновение конфронтационных или встречных интересов объектов безопасности порождает угрозы — сначала потенциальные, а затем и реальные. Другие виды жизненно важных интересов — совпадающие, параллельные и расходящиеся — по своему содержанию не могут формировать условия для появления угрозы. Наоборот, они являются базой для достижения единства, взаимопонимания и сотрудничества в общественных и межгосударственных отношениях.

 

Помимо всего прочего в этом проявляется диалектическая взаимосвязь между жизненно важными интересами личности, общества, государства и угрозами безопасности, требующая рассматривать обе эти категории теории национальной безопасности в тесном единстве.

 

В самом общем виде источники опасности жизненно важным интересам личности, общества и государства имеют природный или антропогенный характер. Природными источниками являются опасные явления и процессы природы, которые не зависят от деятельности человека и происходят в соответствии с объективными, во многом еще не понятыми законами природы. Это землетрясения, наводнения, ураганы и т. д.

 

Наиболее же распространенной и серьезной является опасность, порожденная деятельностью человека в различных сферах общественных отношений.

 

Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес. Угрозы интересам существуют в каждой сфере жизнедеятельности. Они таятся вне и внутри личности, общества и государства. Так, например, нравственное падение личности и общества множит угрозы утраты людьми представлений о добре, благе и истине, что в свою очередь отражается на духовных ценностях как составной части национальных ценностей. Глава Римской католической церкви Иоанн Павел II считает: «Нынешнему человеку постоянно угрожает то, что является делом его же рук, что является результатом деятельности его ума, устремлений его воли. В этом и состоит трагедия человеческого существования в его широком смысле»1.

 

Справедливость этих слов Папы Римского объясняется тем, что научно-технический прогресс и связанный с ним быстрый рост человеческих потребностей породили и негативные последствия. Защищаясь от одних угроз, человек создал новые, ранее невиданные угрозы: массовые аварии и катастрофы на транспорте, взрывы на ядерных и химических предприятиях, оружие массового поражения, разрушение озонового слоя Земли и т. д. Именно человеческая деятельность поставила под угрозу само выживание человеческой цивилизации.

 

№9виды угроз безопасности

 

Важную роль в практической деятельности по обеспечению национальной безопасности играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Наиболее значимыми в этом отношении критериями являются: местонахождение источника опасности; степень сформированности угрозы; характер угрозы; сферы и области человеческой деятельности; уровень субъективных оценок угроз.

 

Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости оттого, где расположен источник опасности (схема 15.).

 

 

Схема 15. Классификация угроз безопасности

 

по местонахождению источника опасности

 

Основанием данной классификации является государственная принадлежность источника опасности, формирующей угрозу. Если опасность исходит от другого государства или его граждан, где бы они ни находились, то угроза признается внешней, если же нанесение вреда исходит со стороны собственного государства или своих сограждан, то это внутренняя угроза.

 

Деление угроз безопасности на эти два вида имеет практическую значимость, хотя в настоящее время воздействие многих угроз носит трансграничный характер.

 

По степени сформированности угрозы подразделяются на потенциальные и реальные, отражая философские категории действительности и возможности (схема 16).

 

 

 

 

Схема 16. Классификация угроз безопасности

 

по степени сформированности угрозы

 

 

Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможности нанесения вреда.

 

Реальная угроза — это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий.

 

Такое разделение угроз позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесения вреда на самых ранних стадиях формирования угрозы. При появлении же реальной угрозы перед системой обеспечения национальной безопасности возникает задача создания таких условий, которые позволили бы снизить остроту угрозы и перевести ее в потенциальную.

 

В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой, угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные (схема 17).

 

 

 

 

Схема 17. Классификация угроз безопасности по их характеру

 

Выделение таких видов угроз позволяет целенаправленно выявлять наиболее острые, первостепенные угрозы, своевременное предотвращение которых позволит повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности и отдельных ее видов.

 

Особую практическую значимость имеет классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности (схема 18).

 

 

Схема 18. Классификация видов угроз безопасности

Подобное деление угроз имеет важное значение при организации системы обеспечения национальной безопасности и определении основных направлений ее функционирования. При этом выделение видов угроз по данному критерию можно конкретизировать для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности.

 

Исключительно важное, если не определяющее значение в организации деятельности по обеспечению национальной безопасности имеет субъективная сторона восприятия угроз. Несмотря на объективную природу угроз безопасности, отражение человеком этого явления сплошь и рядом не совпадает с реальным положением. Оценка объективно существующей угрозы всегда несет в себе элементы субъективизма и уже в силу этого является искаженным отражением объективной действительности. Порой искажения в восприятии угрозы могут достигать значительных масштабов. Более того, угроза реально существует, формируется, а субъекты безопасности могут не знать об этом, не осознавать надвигающейся катастрофы.

 

Поэтому для практики важное значение имеет классификация угроз по степени их субъективного восприятия (схема 19).

 

 

Схема 19. Классификация угроз безопасности

 

по степени субъективного восприятия

 

Под завышенной и заниженной угрозой понимается объективно существующая угроза соответственно с завышенным или заниженным, вплоть до полного игнорирования, уровнем реальной опасности.

 

Под мнимой угрозой понимается ложная, надуманная, искусственно сформированная угроза при отсутствии достаточного реального основания для этого.

 

Адекватная угроза отражает оптимальный случай, когда реальные параметры угрозы с достаточной точностью совпадают с ее субъективным обликом.

 

Причины неадекватного восприятия угроз могут быть самыми различными: ограниченность знаний законов природы, отсутствие необходимого объема достоверной информации о событиях и обстановке, низкий уровень методов и оперативности обработки имеющейся информации, отсутствие навыков прогнозирования и предвидения последствий, особенности реальной обстановки и т. д.

 

Немаловажное значение имеют также личностные особенности характера и целевые мировоззренческие установки политиков и лиц, ответственных за принятие решений в области обеспечения национальной безопасности. Формирование неадекватного субъективного восприятия угроз может быть следствием собственной некомпетентности или заблуждения либо результатом целенаправленной деятельности других лиц, добивающихся своих эгоистических целей. Примеров пагубных последствий неадекватного восприятия угроз безопасности в нашей стране более чем достаточно: июнь 1941 г., ввод войск в Чехословакию в 1968 г., Афганистан, Чечня и т. д.

 

В целом все выделенные выше по различным критериям виды угроз оказывают большое влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы обеспечения национальной безопасности России.

№11 внутренняя и внешняя безопасность

 

При изучении проблем и организации обеспечения национальной безопасности важное значение приобретает ее структурная классификация. Конечно, всякая классификация достаточно условна, и каждая из них строится с определенными целями и задачами.

 

В настоящее время впервые в соответствии с Законом Российской Федерации 1992 г. «О безопасности» национальная безопасность подразделяется в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа — внутреннюю и внешнюю безопасность (схема 3). В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами. Сейчас, в условиях глобализации и интернационализации всех сторон общественной жизни, грань между внутренней и внешней безопасностью весьма размыта, а многие угрозы — международный терроризм, наркобизнес, экологические и природные катастрофы — порой трудно привязать к какому-то единому источнику. Тем не менее такое деление представляется весьма полезным с практической точки зрения, поскольку прежде всего оно позволяет четко классифицировать те или иные концептуальные подходы к решению проблем обеспечения национальной безопасности.

 

Кроме того, деление на внутреннюю и внешнюю безопасность необходимо и для осознания того, что при обеспечении внутренней безопасности требуются совершенно другие методы, формы и способы, чем при обеспечении внешней безопасности.

 

Российский подход в основном направлен на обеспечение внутренней безопасности.

 

 

Схема 3. Типы национальной безопасности в зависимости

 

от местонахождения источника опасности

 

Основные направления обеспечения внутренней безопасности России сейчас — это решение следующих задач: принятие всех возможных мер для выхода России из кризиса, что имеет решающее значение для ее возрождения как мировой державы;

 

успешное осуществление рыночных реформ; снижение остроты социальных противоречий; обеспечение защиты российских духовных, интеллектуальных и культурных ценностей; укрепление оборонного потенциала; формирование демократического правового федеративного государства; недопущение обострения социального и политического противостояния, создающего опасность политических кризисов, могущих перерасти в военные конфликты; достижение общественного согласия, здорового социально-психологического и нравственного климата в обществе; надежная защита жизни, здоровья, имущества, прав и свобод человека, создание достойных условий его существования, а также условий существования и развития семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка; повышение эффективности и уровня образования в России.

 

 

Одним из самых ключевых и трудных направлений политики внутренней безопасности в настоящее время является борьба с преступностью.

 

Российское государство отличается обширностью территории. Отсюда важным направлением политики внутренней безопасности, обеспечивающим устойчивое демократическое развитие России, является сбалансированная региональная политика, оптимальное соотношение интересов центра и регионов, республик и областей, находящихся в различных природно-климатических, социально-экономических и этнополитических условиях. С этой точки зрения особую угрозу стабильности в стране представляет большой разрыв в уровне жизни отдельных регионов страны многие регионы практически существуют только за счет дотаций из средств федеральной власти.

 

И все же действительную угрозу не только жизненным интересам России в отдельных регионах и сферах экономики и политики, но и самому ее существованию представляет скорее региональный, чем национально-территориальный сепаратизм.

 

Принятие субъектами Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, является одним из самых опасных факторов, размывающих единое правовое пространство страны.

 

Нарушение принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов в конституционном, уставном законотворчестве субъектов Федерации выражается в присвоении в одностороннем порядке права приостановления действия федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, если они в какой-то степени не соответствуют Конституции России, уставу, законам субъектов Федерации или правовым интересам субъектов Федерации. С позиций обеспечения национальной безопасности нельзя игнорировать попытки принимать нормативно-правовые акты в сферах, относящихся к исключительной компетенции Российской Федерации, в частности в области установления государственной границы, обеспечения целостности территории России и т. д.

 

Характерным нарушением является стремление отдельных республик закрепить за собой такие права, как объявление военного положения; принятие решений по вопросам войны и мира; согласие на дислокацию на своей территории воинских формирований; регулирование вопросов внешней политики и международных договоров.

 

В ряде субъектов Федерации приняты законы о безопасности, в которых содержатся положения, противоречащие Конституции Российской Федерации и законодательству России, созданы даже министерства по вопросам безопасности, что является прямым нарушением Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации», не допускающих их двойного подчинения. В нормативно-правовых актах субъектов Федерации содержатся положения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов безопасности, что также нарушает принципы и правовые нормы, регулирующие кадровые вопросы в системе органов Федеральной службы безопасности, Генеральной прокуратуры и т. д.

 

Для создания и совершенствования федерализма и укрепления национальной безопасности страны необходимо обеспечить сохранение государственного суве<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: