Цели и задачи выполнения экономической части дипломного проекта




Московский государственный университет печати

имени Ивана Федорова

Методические указания

 

по разработке экономической части

дипломного проекта по специальности 071002.65

«Графика»

 

Москва

Утвержено

 

Составители: Н.А. Панова, кандидат экономических наук, доцент,

В.Б. Лукин, кандидат экономических наук, доцент,

Н.С. Зюков, старший преподаватель

 

Подготовлено на кафедре управления коммуникационными проектами

 

Печатается в авторской редакции

 

© Н.А. Панова, 2005

© Н.А. Панова, В.Б. Лукин Н.С. Зюков, 2013

© Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания по разработке экономической части дипломного проекта предназначена для студентов Института графики и искусства книги, обучающихся по специальности 071002.65 - «Графика».

Целью данных методических указаний является изложение алгоритма расчета экономической части дипломного проекта, раскрытие экономической обоснованности выпуска конкретного издания и расчета его отпускной цены.

Задачами данных методических рекомендаций является раскрытие основных принципов организации и проведения экономических расчетов по выпуску издания, соответствующие современным методам воспроизведения издательской продукции, овладение методикой расчета себестоимости, прибыли и рентабельности конкретного издания, закрепление навыков работы с нормативно-правовыми документами, определяющими выбор оформления издания, взаимоотношения с авторами, полиграфическими и другими организациями.

Выполнение дипломного проекта студентом возможно только при определенной теоретической и практической подготовке, полученной в ходе изучения специальных, технических, технологических и экономических дисциплин.

В экономической части дипломного проекта следует раскрыть экономическую обоснованность выпуска конкретного издания, используемых материалов, обосновать расходы и сделать выводы о рентабельности издания. Дипломник должен быть способен показать и проанализировать те изменения, которые могли бы произойти в утвержденном оформлении, объяснить возможные нарушения в технологии изготовления издания по независящим от дипломника (издательства) причинам (чрезмерная обрезка блока, изменившая композиционную целостность полос и др.). Также дипломник должен быть способен проанализировать структуру себестоимости и объяснить, какие расходы по выпуску издания занимают наибольшую долю в себестоимости (например, расходы на бумагу и полиграфические материалы, полиграфические расходы или другие).

Принимая во внимание многосторонний характер издательской деятельности, можно сказать, что дипломник в своей работе учитывает аналитическую, производственно-сбытовую и управленческую деятельность издательства. Он пытается сочетать составляющие эвристического, художественного и коммерческого успеха конкретного издания.

Подготовка и выпуск издательской продукции в современных условиях требуют систематического анализа, учета требований, предъявляемых к изданиям с возможностью издательства. Таким образом, художник не только генерирует и воплощает творческие идеи, но и выполняет некоторые экономические и маркетинговые функции. Поэтому знание современных методов экономических расчетов (себестоимости, прибыли, рентабельности) позволяет вовремя устранять малоэффективные или не соответствующие специфики издательства варианты оформления изданий.

Освоение принципов и методов экономических расчетов в издательстве является важным не только для издательства в котором работает художник, но и для него лично с точки зрения контроля правильности расчета и начисления авторского гонорара художнику за его работу (который включается в себестоимость издания).

Разработка художественного оформления издания – одно из важнейших направлений его редакционной подготовки, которое определяет качество, адресную направленность и коммерческий успех издания. Привлекательность и качество внешнего и внутреннего оформления издания характеризуют параметры, определяющие отношение покупателя к изданию. Художественное оформление книги является своего рода и визитной карточкой издателя. Поэтому основная задача художественного оформления издания – создать графическую форму представления авторского оригинала, превратив его в издание, а также создать максимально удобную для читателя форму издания с учетом его специфики и возможностей издательства.

Дипломный проект позволяет оценить уровень знаний студента и соответствие его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Методические указания выполнены в соответствии с программой дисциплины «Экономика издательского дела» и предназначены для студентов Института графики и искусства книги.

Методические указания должны помочь студенту в усвоении программного материала, обратить его внимание на основные моменты, помочь грамотно и правильно выполнить экономические расчеты по дипломному проекту.

Разработка экономической части дипломного проекта формирует у студентов следующие компетенции:

ОК-8 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умение анализировать логику рассуждений и высказываний;

ОК-9 способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ПК-8 способность к работе с научной и искусствоведческой литературой, способность к использованию профессиональных понятий и терминологии;

ПК-9 способность собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий;

ПСК-14 способность работать с современными компьютерными технологиями и программами в профессиональной деятельности при сборе информативного материала.

Экономическая часть дипломного проекта предназначена для расчета себестоимости и определения отпускной цены следующей издательской продукции:

- книги;

- газеты;

- журнала;

- брошюры;

- фирменного стиля;

- листового издания;

- буклета;

- плаката;

- комплектного и комбинированного изданий;

- других видов изданий (электронные, аудио-, видеоиздания).

Выполняемые в дипломном проекте расчеты должны соответствовать выбранному изданию, современной технике и технологиям полиграфического производства или другому варианту воспроизведения.

Экономическая часть дипломного проекта разрабатывается в соответствии с инструкциями, положениями, нормативными документами и методическими материалами, действующими в издательской деятельности в настоящее время. Возможно также использование практических данных конкретных полиграфических организаций, издательств.

Для студентов Института графики и искусства книги проводятся специальные консультации по экономической части дипломного проекта на кафедре «Управление коммуникационными проектами». Для допуска к защите вариант расчета конкретного выбранного студентом издания должен быть проверен и подписан преподавателем кафедры «Управление коммуникационными проектами».

Цели и задачи выполнения экономической части дипломного проекта

 

Потребности издательского рынка требуют обеспечить на современном уровне подготовку специалистов, обладающих основательными теоретическими знаниями, практическими навыками и представлениями о новейших тенденциях в области информационно-графических и издательско-полиграфических технологий.

Поэтому целью разработки экономической части дипломного проекта является раскрытие основных принципов организации и проведения экономических расчетов по выпуску изданий, соответствующих современным методам продвижения книгоиздательской продукции, технологиям издательско-полиграфического исполнения и новейшим информационно-графическим тенденциям; овладение основными наиболее эффективными и рациональными методами экономических расчетов в издательстве (расчет себестоимости, прибыли, рентабельности); получение навыков работы с нормативно-правовыми документами, определяющими выбор оформления издания, взаимоотношения с авторами, полиграфическими и другими предприятиями.

 

В данном разделе дипломного проекта следует раскрыть экономическую обоснованность всего издательско-полиграфического процесса и используемых материалов, обосновать производимые в данном разделе расходы, а также сделать выводы о рентабельности издания. Дипломник должен суметь указать и прокомментировать и те изменения, которые могли бы произойти в намеченном оформлении, объяснить также и те нарушения или невыполнение полиграфической технологии, которые произошли по независящим от дипломника причинам (например, чрезмерная обрезка блока, изменившая композиционную цельность страниц и др.).

При проведении расчетов необходимо учитывать множество параметров, характерных для полиграфической промышленности, т. е. необходимо принимать во внимание отраслевую специфику, учитывать эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на выпуск изданий.

Принимая во внимание многосторонний характер издательской деятельности, можно сказать, что студент в своей творческой работе учитывает аналитическую, производственно-сбытовую и управленческую деятельность издательства. Он пытается гармонично сочетать все эти составляющие эвристического, художественного и коммерческого успеха конкретного издания.

Разработка и выпуск продукции в современных условиях требует систематического анализа, увязки требований, предъявляемых к новым товарам, с возможностью издательства, т.е. художник не только генерирует и воплощает идеи, но и выполняет некоторые маркетинговые функции. Поэтому знание экономического анализа и современных методов экономических расчетов в издательстве позволяет вовремя устранить малоэффективные варианты.

Необходимо отметить и комплексный подход художника к созданию книжной продукции. Разработка художественного оформления издания – одно из важнейших направлений его редакционной подготовки, так как в первую очередь покупатель книги знакомится с ней как с предметом. Привлекательность ее внешнего облика, эффективность иллюстраций, различимость рисунка шрифта, способствующие комфортности чтения – все это качества, определяющие отношение читателя к книге. Художественная форма книги является и своего рода визитной карточкой издателя. Поэтому главная задача художественного оформления книги – создать графическую форму представления авторского текста, превратить рукопись в издание, представить произведение.

Еще один важный аспект – поиск специфических типографских средств и способов иллюстрирования издания с учетом его читательского адреса. Задача художника – постараться создать максимально удобную для пользователя книжную композицию с учетом специфики данного издания и конкретных возможностей издательства и типографии. Поэтому владение методами экономических расчетов с учетом специфики отрасли является сегодня не только полезным, но и необходимым для художника.

Подготовка экономической части дипломного проекта имеет своей основной целью систематизацию и углубление теоретических знаний, полученных в университете, и практических навыков по прослушанным специальным и экономическим дисциплинам, а также умение применять их при расчете конкретного издания.

В процессе разработки экономической части студент должен проявить высокий уровень общеобразовательной и специальной подготовки, способность применять теоретические знания для конкретных экономических расчетов, умело и грамотно использовать рекомендуемые литературные и интернет-источники.

Для выполнения экономической части дипломного проекта студент должен:

Знать:

· Основные понятия и термины, изучаемые в рамках дисциплины «Экономика издательского дела»;

· Закономерности и тенденции развития рынка издательской продукции;

· Основные нормативные и правовые документы, регулирующие издательскую деятельность и авторское право;

· Принципы организации издательской деятельности;

· Характеристики и основные факторы внешней и внутренней среды издательства;

· Роль, функции, цели и задачи управления издательской деятельностью;

· Сущность, виды и методы построения организационных структур, а также принципы и методы организации управления издательством;

· Методы и систему ресурсного обеспечения издательства, основные средства и нематериальные активы, оборотные средства, персонал организации, финансовое обеспечение и принципы финансирования издательского бизнеса;

· Методы маркетинговых исследований рынка, использующихся в организации редакционно-издательского процесса;

· Методы управления, основные стадии и этапы редакционно-издательского процесса;

· Принципы управления затратами и ценами в издательской деятельности;

· Сущность основных методов ценообразования и налогообложения издательской продукции;

· Группировку и классификацию затрат, расходов и понятие себестоимости издательской продукции;

· Методы расчета и выплаты авторского гонорара;

· Понятие и структуру доходов издательства, формирование, распределение и использование прибыли;

· Сущность и понятия экономической эффективности и рентабельности деятельности издательства, принципы управления эффективностью издательского бизнеса;

· Основные информационные технологии и системы управления издательством;

· Основные факторы, влияющие на художественное оформление и на себестоимость изданий;

· Систему планирования в издательстве, производственную программу, принципы разработки планов издательской деятельности;

· Методы и систему контроля редакционно-издательского процесса.

 

Уметь:

 

  • Аргументировано излагать свои мысли;
  • Применять понятийно-категориальный аппарат;
  • Оценивать основные показатели деятельности издательств;
  • Работать с нормативными документами, определяющими работу издательств;
  • Планировать деятельность издательства в соответствии с потребностями рынка;
  • Применять методику экономических расчетов в издательской деятельности;
  • Анализировать внешнюю и внутреннюю среду издательства, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на систему управления и деятельность издательства;
  • Использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований издательского рынка;
  • Анализировать правильность составления авторского договора;
  • Рассчитывать и анализировать себестоимость, калькуляцию издательской продукции, а также факторы, влияющие на себестоимость;
  • Прогнозировать и определять потребность издательства в основных специалистах;
  • Рассчитывать и планировать потребность в бумаге и переплетных материалах;
  • Рассчитывать оптовую и отпускную цену на издательскую продукцию, использовать различные методы ценообразования при расчете отпускной цены;
  • Применять методы контроля в системе управления издательской деятельностью;
  • Использовать современные средства коммуникации и информационные технологии для организации редакционно-издательского процесса.

Владеть:

 

  • Методами расчета количественных показателей издательской продукции;
  • Методиками экономических расчетов в издательстве;
  • Методами анализа маркетинговой, финансовой и др. отчетностью, используемой в деятельности издательства;
  • Методами управления ценообразованием на издательскую продукцию;
  • Методикой расчета себестоимости издательской продукции и определения отпускной цены издательства;
  • Методикой определения прибыли и рентабельности издательской продукции;
  • Методами контроля качества продукции: авторского оригинала, редакционно-издательского процесса и полиграфического исполнения.

 

 

Содержание экономической части дипломного проекта

 

Экономическая часть дипломного проекта должна включать:

1. Характеристику количественных показателей издания и его оформления.

2. Расчет объема издания в авторских, учетно-издательских и физических печатных листах:

а) объем авторского текста;

б) объем иллюстрационного материала;

в) общий объем авторского материала в издании;

г) неоплачиваемая часть автору;

д) объем в учетно-издательских листах;

е) объем в физических печатных листах.

3. Расчет себестоимости издания.

Расходы на авторский гонорар и графику.

Расходы на полиграфическое воспроизведение (или иной способ воспроизведения).

Расчет стоимости бумаги, переплетных и других материалов.

Редакционные расходы.

Общеиздательские расходы.

Общеиздательская себестоимость.

Оптовая цена, отпускная цена, прибыль издательства.

 

Данные методические указания предназначены для расчета себестоимости и отпускной цены непериодического печатного издания (раздел 1), периодического печатного издания (раздел 2) и электронного издания (раздел 3).

 

Раздел 1. Расчет себестоимости и отпускной цены непериодических печатных изданий

1.1 Характеристика количественных показателей издания

и его оформления

Экономическую часть дипломного проекта целесообразно начинать с описания издания, его оформления и количественных показателей. В этом пункте необходимо указать наименование произведения, его автора, вид издания, номер издания, формат и тираж издания, четко описать внешнее (переплет, обложка, красочность, бумагу, материалы, дополнительные элементы оформления) и внутреннее оформление издания (гарнитуру текста и кегль, красочность иллюстраций, печать, бумагу, дополнительные элементы оформления). Под непериодическим изданием понимается издание, выходящее однократно и не имеющее продолжения (ГОСТ 7.60-2003). Пример расчета экономической части дипломного проекта представлен в Приложении Г.

 

1.2 Расчет объема издания в авторских, учетно-издательских и физических печатных листах

Авторский лист – единица объема авторского оригинала – созданных автором текста, таблиц, изобразительных материалов и др.

Один авторский лист прозаического текста равен 40 000 печатным знакам (включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные).

Один авторский лист стихотворного произведения равен 700 стихотворным строкам.

Один авторский лист иллюстрационного материала равен 3000 см 2 площади изображений.

1. Объем авторского текста

При подсчете объема издания в авторских листах необходимо определить количество знаков в строке. Затем, посчитав количество строк, вычислить емкость полосы. Расчеты проводятся отдельно по каждому виду текста и размеру кегля (основной текст, дополнительный текст, сноски и т.п.).

Правила подсчета объема авторского текста определены «Инструкцией по исчислению объема литературного произведения в авторских листах» (см. Нормативные материалы по издательскому делу: Справ. – М.:1987.)

Пример:

Для подсчета объема авторского текста необходимо:

а) рассчитать среднее количество знаков в строке, для чего считаем и складываем количество знаков в 10 наиболее полных строках и затем делим полученное число на 10:

(57 + 53 + 62 + 55 + 60 + 51 + 54 + 57 + 59 + 62): 10 = 57 знаков

б) узнать емкость одной полосы, для чего среднее количество знаков в строке умножают на количество строк на одной наиболее полной полосе:

57 х 50 (количество строк на полосе) = 2850 знаков на полосе

в) узнаем емкость всех полос авторского текста, для чего емкость одной полосы умножаем на количество авторских полос в произведении:

2850 х 322 (количество полос авторского текста) = 917 700 знаков в авторском тексте

г) узнаем количество авторских листов в произведении, для чего количество знаков во всем авторском тексте делим на 40 000 знаков (количество знаков в одном авторском листе):

917 700: 40 000 = 22, 94 авторских листов в произведении

Объем авторского текста составляет 22, 94 авторских листа.

 

2. Объем иллюстрационного материала

Расчет объема иллюстрационного материала проводится путем вычисления реальной площади всех иллюстраций в издании или установлении % иллюстраций в общем объеме. Объем графического материала подсчитывается по площади прямоугольника, в который может быть вписан рисунок (в том числе и рисунок неправильной формы). Подсчет количества авторских листов иллюстрационного материала производится следующим образом:

Пример:

а) рассчитывается площадь каждой иллюстрации:

3,5 см х 5 см = 17,5 см 2

4 см х 10 см = 40 см 2

10 см х 10 см = 100 см 2

21 см х 3 см = 63 см 2

б) суммируем площади всех иллюстраций:

17,5 + 40 + 100 + 63 = 220,5 см 2 (площадь всех авторских иллюстраций)

в) вычисляем количество авторских листов иллюстрационного материала, для чего сумму площадей всех иллюстраций делим на 3000 см 2 (1 авторский лист иллюстрационного материала - 3000 см 2 ):

220,5: 3000 = 0,07 авторских листа

Объем иллюстрационного авторского материала составляет 0,07 авторских листа.

 

3. Объем стихотворного текста

При подсчете объема стихотворного текста в авторских листах необходимо посчитать количество стихотворных строк в произведении. Затем разделить общее количество строк на 700 (1 авторский лист стихотворного текста).

Пример:

2579 (стихотворных строк): 700 (1 авторский лист стихов) = 3,68 авторских листа

Объем авторского стихотворного текста составляет 3,68 авторских листа.

 

4. Общий объем авторского материала в издании

Общий объем авторского материала в издании подсчитывается путем сложения количества авторских листов текста (прозы и стихов) и иллюстраций.

Пример:

22, 94 (авторских листов текста) + 3,68 (авторских листа стихов) + 0,07 (авторских листа иллюстрационного материала) = 26,69 авторских листа

Общий объем авторского материала в издании составляет 26,69 авторских листа.

 

5. Объем неоплачиваемой части автору (издательская информация)

В расчет неоплачиваемой части автору включается издательская информация, не являющаяся результатом авторского труда (колонцифры, содержание, издательская аннотация, выходные сведения, редакционное предисловие, иллюстрационный материал издательства и выпускные данные, которые в сумме принимаются за 1000 знаков). Колонцифру считают за 0,5 строки основного текста, а колонцифру с подвижным колонтитулом – за строку. Методика подсчета объема неоплачиваемой части автору аналогична методики подсчета авторского материала.

Пример:

а) рассчитываем объем издательской текстовой информации:

1000 зн. (титул) + 1675 зн. (содержание) + 4869 зн. (колонцифры) + 1000 зн. (выходные сведения) + 2563 зн. (аннотация) = 11 107 зн.

11 107: 40 000 = 0,28 издательских листов текста

б) рассчитываем объем издательского иллюстрационного материала:

2613,75 см 2 (4 фотографии размером 20,5 см х 25,5 см): 3000 см 2 = 0,87 издательского листа иллюстраций

в) общий объем издательских листов 0,28 (текст) + 0,87 (иллюстрации) = 1,15 листов

Объем неоплачиваемой части автору составляет 1,15 издательских листов.

 

6. Объем издания в учетно-издательских листах

Учетно-издательский лист – единица объема издания, равная, как и авторский лист, 40000 печатных знаков прозаического текста, или 700 стихотворным строкам, или 3000 см 2 площади изображений. Объем издания в учетно-издательских листах определяется путем сложения общего объема авторского материала (текстового и иллюстрационного) и неоплачиваемой части автору, т.е издательской информации (текстовой и иллюстрационной).

Пример:

26,69 (общий объем авторского материала) + 1,15 (неоплачиваемая часть автору) = 27,84 учетно-издательских листа

7. Объем издания в физических печатных листах

Печатный лист – единица измерения объема полиграфически оформленного издания.

Различают физические печатные листы и условные печатные листы.

Физический печатный лист – это единица измерения объема печатного издания, представляющая поверхность бумажного листа, запечатанного с одной стороны.

Расчет количества физических печатных листов производится делением количества полос в издании на долю листа. Иногда объем издания не укладывается в целое число физических печатных листов, тогда появляется дробная часть листа. На стандартном листе бумаги размещаются два печатных листа, т.е. для издания, например, объемом 20 печатных листов потребуется 10 бумажных листов.

Дробная часть печатного листа – половина, четверть, восьмая доля, которая образуется, когда объем издания не укладывается в целое число физических печатных листов. Дробная часть печатного листа усложняет производственный процесс и делает его дороже: приходится изготавливать несколько печатных форм дробной части листа – столько, сколько может уместиться на одном печатном листе, - и печатать такой лист меньшим тиражом, присоединять дробную часть к одной из полных тетрадей издания путем приклейки или накидки. Именно поэтому типографии просят издательства подгонять объем произведения под целое число печатных листов.

Условный печатный лист – это бумажный лист стандартного формата, приведенного к формату 60х90 (учетной единице). Коэффициенты приведения печатных листов разных форматов к учетной единице представлены в Приложении А.

Пример:

а) 240 (количество полос в издании): 16 (доля печатного листа) = 15 физических печатных листов

б) 15 физических печатных листов (формат 84х108/16) х 1,68 (коэффициент приведения) = 25,2 условных печатных листа

 

1.3 Расчет себестоимости издания

Себестоимость издательской продукции – это выраженная в денежной форме совокупность затрат на производство и продажу готовой продукции. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и внепроизводственные расходы – полную издательскую себестоимость. Расчет себестоимости издания рекомендуется проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности» (далее – Методические рекомендации). В соответствии с Методическими рекомендациями для целей планирования, учета и калькулирования полной себестоимости издательской продукции рекомендуется применять следующие калькуляционные статьи:

· расходы на авторский гонорар

· расходы на гонорар за художественно-графические работы

· расходы на полиграфические работы

· расходы на материалы

· редакционные расходы

· общеиздательские расходы

· расходы на продажу

· потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

 

1.3.1 Расходы на авторский гонорар

Авторский гонорар – вознаграждение, которое получает автор за каждый вид использования его произведения. Выплата авторского гонорара определяется статьей 1235 и 1286 Гражданского кодекса РФ Частью 4 Раздела Интеллектуальные права Главой 70 Авторское право.

В статью «Расходы на авторский гонорар» включают: гонорар с отчислениями на страховые взносы автору или группе авторов за созданные произведения; гонорар переводчикам; составителям сборников литературных произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, при условии соблюдения со­ставителем прав авторов: гонорар составителям сборников произве­дений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (нап­ример, официальных документов, произведений народного творчест­ва, произведений, в отношении которых сроки авторского права ис­текли); иностранным авторам, праводержателям или правоприемникам; гонорар авторам аппарата книги, литературным агентам и литературным агентствам.

При расчете авторского гонорара следует учитывать принцип начисления и расчета гонорара. Существуют несколько вариантов начисления авторского гонорара:

- определение гонорара по фиксированной ставке за один авторский лист (полистная система оплаты). Из самого механизма определения гонорара при полистной системе оплаты следует его прямая зависимость от объема издания. Аналогичным образом влияет этот фактор на гонорар за графические работы, на редакционные и типографские расходы;

- определение гонорара по проценту от продажной (отпускной) цены издательства;

- определение фиксированной цены за все произведение;

- определение гонорара в процентах от прибыли с продажи издания;

- иные варианты (выплата гонорара готовой продукцией и т.д.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: