К общеиздательским относятся расходы, которые несет издательство по содержанию административно-управленческого персонала, а также все административно-хозяйственные расходы, которые не могут быть отнесены на определенную единицу продукции.
Общеиздательские расходы – это общехозяйственные расходы издательства, не связанные с тем или иным изданием. В статью «Общеиздательские расходы» включают: административно-управленческие расходы; амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу общехозяйственного назначения; расходы на содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения; прочие общехозяйственные расходы; общехозяйственные непроизводительные расходы.
Эти расходы рассчитывают умножением ставки, которая устанавливается издательством на количество учетно-издательских листов в издании.
Пример расчета общеиздательских расходов представлен в Приложении Г.
Расходы на продажу
В статью «Расходы на продажу» включают: расходы на все виды рекламы продукции издательства, расходы по проведению выставок и ярмарок; расходы на упаковку, транспортировку продукции, экспедирование и пересылку изданий, на включение в каталог подписных и периодических изданий, на сбор и обработку заказов; расходы на содержание экспедиций; расходы на содержание фирменных магазинов и киосков; расходы на рассылку (доставку) авторских и обязательных бесплатных экземпляров; прочие расходы, связанные с продажей.
Пример расчета расходов на продажу представлен в Приложении Г.
Потери от брака
В статью «Потери от брака» в отчетных калькуляциях включают затраты на исправление брака в изданиях, допущенного по вине издательства (выдирки, вклейки, опечатки и т.п.), за исключениемсумм возмещенных в установленном порядке.
В экономической части дипломного проекта расходы по статье «Потери от брака» как правило не считаются.
1.4 Общеиздательская себестоимость.
Общеиздательская себестоимость - это расходы на производство изданий (не включая расходов на продажу).
После вычисления общеиздательской себестоимости и расходов на продажу необходимо рассчитать полную издательскую себестоимость, суммируя все затраты на производство издания и расходы на продажу. Затем полная себестоимость делится на тираж и получается себестоимость одного экземпляра издания.
Пример расчета общеиздательской, полной себестоимости и себестоимости одного экземпляра представлен в Приложении Г.
1.5 Расчет прибыли, оптовой и отпускной цены издания.
В этом разделе рассчитывается предполагаемая прибыль, оптовая и отпускная цена издания.
Прибыль рассчитывается путем установления определенного процента рентабельности. Например, норматив рентабельности 30%, тогда:
217 руб. (себестоимость 1 экз.) х 30% = 65,1 руб.
Т.е. прибыль на один экземпляр составит 65,1 руб.
Затем рассчитывается оптовая цена издания, для чего суммируется себестоимость одного экземпляра и прибыль на один экземпляр:
217 руб. + 65,1 руб. = 282,1 руб.
После этого можно рассчитать отпускную цену издания. Отпускная цена – цена экземпляра издания, по которой издатель продает его в торговую сеть. Она складывается из оптовой цены и суммы НДС. В издательской деятельности применяются две ставки НДС – 10% и 18%. Ставка 10% устанавливается на издания, связанные с наукой, искусством, культурой, образованием. Подробный перечень изданий, облагаемых по ставке 10%, представлен в Приложении В. Ставкой 18% облагается продукция рекламного, эротического характера и продукция, которая не входит в Перечень изданий, облагаемых по ставке 10%.
Реализация печатной продукции с компакт-дисками облагается НДС по ставке 18 %. Но возможно издательству начислять НДС по ставке 10 % при реализации печатной продукции в комплекте с компакт-дисками, если:
- компакт-диск является неотъемлемой частью журнала
- упоминание компакт-диска в содержании журнала;
- связь содержания компакт-диска с содержанием журнала;
- реализация компакт-диска только в единой индивидуальной упаковке с журналом;
- отсутствие отдельной цены на компакт-диск.
Отпускная цена рассчитывается следующим образом:
282,1 руб. х 10%(ставка НДС) = 28,2 руб. – размер НДС
282,1 руб. + 28,2 = 310,3 руб.
Отпускная цена издания составляет 310,3 руб.
Раздел 2. Расчет себестоимости и отпускной цены периодических печатных изданий
Под периодическим изданием понимается издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. Расчет себестоимости периодических печатных изданий (журналов, газет) проводится по статьям калькуляции, указанным в разделе 1. Особенностью расчета себестоимости периодических печатных изданий является подсчет авторских гонораров журналистам за статьи и другие материалы, помещенные в издании. Надо иметь ввиду, что количество авторов в периодическом издании, как правило, гораздо больше, чем в непериодическом издании.
Раздел 3. Расчет себестоимости и отпускной цены электронных изданий
Под электронным изданием (электронная книга, интерактивное издание) понимается издание, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.
Для расчета себестоимости и отпускной цены издания используются следующие калькуляционные статьи:
· расходы на авторский гонорар
· расходы на гонорар за художественно-графические работы
· расходы на запись на диск или размещение на сетевых ресурсах
· расходы на материалы
· редакционные расходы
· общеиздательские расходы
· расходы на продажу
· потери от брака (только в отчетных калькуляциях).
При расчете отпускной цены издания необходимо учитывать, что ставка НДС составляет 18%.
Список рекомендуемой литературы:
- Гражданский кодекс РФ. Часть 4. Интеллектуальные права. Раздел Авторское право.
2. Групповые (укрупненные) нормы расхода бумаги на выпуск газет, книжно-журнальной и изобразительной продукции. – М., 1986.
- Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности
- Налоговый кодекс РФ.
- Нормы отходов бумаги на технологические нужды производства.
- Нормы расходования материалов на полиграфических предприятиях. – М.: Книга, 1987.
- СИБИД. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления. ГОСТ Р 7.0.1-2003
- Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации / [авт. коммент.: Кириллова М. Я. и др. ]. - Москва, 2010. - 478с.
- Буковецкая О.А. Основы допечатной подготовки. - М.: NT Press, 2005. - 159 с.
- Гиленсон П.Г. Справочник художественного и технического редакторов/ П.Г. Гиленсон. – М.: Книга, 1988.
- Леонтьев Б.Б. Авторское вознаграждение: особенности расчета и выплаты / Б. Б. Леонтьев, Х. А. Мамаджанов. - Москва, 2009. - 149с.
- Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электронное издание]. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
- Невская М. А. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практическое пособие / М. А. Невская, Е. Е. Сухарев, Е. Н. Тарасова. - Москва, 2010. - 296с.
- Оформление изданий: Нормативный справочник/ Сост. В.Б. Иванова – М.: Книга, 1984.
- Свечникова И.В. Авторское право: учебное пособие / И. В. Свечникова. - Москва, 2010. - 222с.
- Сборник правовых и нормативных документов об издательской деятельности/ Российская книжная палата. – М., 2004.
- Справочник технолога-полиграфиста. Часть 6/ Сост. Л.Г. Гранская, О.Б. Купцова – М.: Книга, 1985.
- Стандарты по издательскому делу: сб. док./ Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004.
- Энциклопедия книжного дела/ Ю.Ф. Майсурадзе, и др. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.
- ГОСТ 7.4-95 Издания. Выходные сведения.
- ГОСТ 7.5-98 Журналы, сборники, информационные издания. Издательское
оформление публикуемых материалов.
- ГОСТ 7.60-2003 Издания. Основные виды. Термины и определения.
- ГОСТ 7.84-2001 Издания. Обложки и переплеты. Общие требования к правилам
оформления
- ГОСТ 5773-90 Издания книжные и журнальные. Форматы.
- ОСТ 29.12-98 Альбомы. Издательско-полиграфическое оформление. Общие
технические условия
- ОСТ 29.33-98 Журналы. Издательско-полиграфическое оформление. Общие
технические условия
- ОСТ 29.116-98 Издания учебные для общего и профессионального образования. Общие технические условия
- ОСТ 29.124-94 Издания книжные. Общие технические условия
- ОСТ 29.125-95 Газеты. Общие технические условия
- ОСТ 29.127-2002 Издания книжные и журнальные для детей и подростков.
Общие технические условия
- ОСТ 29.132-99 Энциклопедии. Основные виды. Требования к основному тексту,
аппараты издания и издательско-полиграфическому оформлению
Приложение А
Коэффициенты приведения печатных листов разных форматов к учетной единице
Формат бумаги, см | Площадь печатного листа, см2 | Коэффициент приведения, КП |
60 х 84 | 0,93 | |
60 х 90 | 1,00 | |
70 х 90 | 1,17 | |
75 х 90 | 1,25 | |
70 х 100 | 1,30 | |
70 х 108 | 1,40 | |
84 х 108 | 1,68 |
Приложение Б