Пастушеский отпуск начала ХХ в. из полевых материалов Н.И. Рождественской




А.Б. Ипполитова. Пастушеский отпуск начала ХХ века (Из полевых материалов Н.И. Рождественской) // Славянская традиционная культура и современный мир: Стратегия и практика полевых исследований. Вып. 15. М., 2012. С. 156-173.

А.Б. Ипполитова

(Москва)

Пастушеский отпуск начала ХХ в. из полевых материалов Н.И. Рождественской

 

 

Имя фольклориста Натальи Ивановны Рождественской (1899-1974) знакомо исследователям прежде всего по нескольким сборникам фольклорных материалов: «Сказы и сказки Беломорья и Пинежья» (Архангельск, 1941), «О рыбаках, морских зверобоях и охотниках. Народные сказы, сказки, песни и частушки, пословицы» (Архангельск, 1952), «Русские частушки» (М., 1956), «У Белого моря. Народные песни и сказы» (Архангельск, 1958). Н.И. Рождественская вела активную полевую работу – в 1930-е гг. на Русском Севере, а позднее также на Северном Урале и Алтае. В экспедиции она выезжала вместе с мужем – художником В.В. Рождественским: Василий Васильевич писал этюды и фотографировал, а Наталья Ивановна вела собирательскую работу. Научная деятельность Н.И. Рождественской, к сожалению, еще не нашла должного отражения в трудах по истории фольклористики[1].

Значительное количество материалов Н.И. Рождественской сохранилось в архивном фонде в РГАЛИ (ф. 2950)[2]. Однако они до сих пор мало востребованы исследователями, что отчасти связано с тем, что хранятся не в самостоятельном фонде, а в фонде В.В. Рождественского, где, по-видимому, мало кому приходит мысль их искать. Здесь хранятся различные рукописи Н.И. Рождественской (научные сборники, составленные исследовательницей, автографы статей, очерков, выступлений, дневники, записные книжки и др.), переписка, биографические материалы, а также различные материалы, собранные в экспедициях (в частности, документы XVII - начала XX вв. по истории северных деревень [РГАЛИ. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 306-309], рукопись П.М. Пяткова «Пословицы, поговорки, загадки, песни и слова, собранные в Пинежском уезде Архангельской губернии» [РГАЛИ. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 302] и др.)[3].

Архивные материалы позволяют нарисовать более полную картину научной деятельности Н.И. Рождественской. Так, работ, подготовленных исследовательницей к печати, было значительно больше, нежели увидело свет. В РГАЛИ хранятся такие рукописи, как, например, «Устные рассказы и плачи на темы гражданской войны крестьян дер. Нижмозеро Онежского района» (Сборник фольклорных текстов. 1935-1950-е гг. 46 л.) [РГАЛИ. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 126]; «Народные причитания» (Исследование. Разрозненные листы. 1939-1940; 105 л.) [РГАЛИ. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 146]; «Быт и фольклор деревни Лопшеньга (Северной области, Приморского района)» (сборник фольклорных текстов. Разделы I-IV. 1937 г.; 408 л.) [РГАЛИ. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 127-129]; «Женщина в русском народном творчестве» (сборник фольклорных текстов. 1940-1943 гг. 698 л.) [РГАЛИ. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 131-134]. Значительную научную ценность имеют полевые дневники и тетради с расшифровкой записей по фольклору и этнографии из экспедиций по Архангельской области, Уралу и Алтаю 1930-х-1950-х гг. [РГАЛИ. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 168-191]. Все эти и многие другие материалы еще ждут своих исследователей.

Пастушеский отпуск. В числе материалов, собранных Н.И. Рождественской в экспедициях, особый интерес представляет список рукописного пастушеского отпуска, озаглавленный «Отпуск рогатаго скота на пастьбу под присмотром пастуха, ходящаго в лето на поскотине» [РГАЛИ. Ф. 2950. Оп. 1. Д. 310]. К сожалению, место его приобретения пока не удалось выяснить. Опираясь на данные по географии полевых выездов Н.И. Рождественской можно уверенно предполагать, что Отпуск происходит с территории Русского Севера: в 1930-е гг. Н.И. Рождественская исследовала поселения Пинежья, Онежского Поморья и Летнего берега, а в 1948-1950 гг. – Мезень и вновь Онежское Поморье[4].

Отпуск написан выцветшими коричневатыми чернилами скорописью одного почерка на бумаге форматом в «осьмушку» листа, занимает три несшитые тетрадки (л. 1-10, 11-18, 19-19 а), а также один отдельный лист (л. 19 б), объем рукописи - 21 лист (л. 1-19, 19 а, 19 б). Переплет отсутствует. Водяные знаки не просматриваются. Рукопись датируется нач. ХХ в. Текст написан с соблюдением норм дореволюционной орфографии. На л. 19б об. имеется запись фиолетовыми чернилами: «Сер. Резин сер. Тимоф». В настоящий момент сохранность рукописи в целом хорошая: в 1987 г. она была отреставрирована[5] – восстановлены обтрепавшиеся поля листов, укреплен бумажный слой. Однако имеется дефект: отсутствует верхняя часть л. 14 размером в 2-3 строки текста (при реставрации бумажный слой в этом месте был восстановлен).

Особенности структуры и текста отпуска. В структурном отношении Отпуск представляет собой комплекс заговоров и состоит из 11 фрагментов и части, обычно называемой «указом». При сравнении состава и последовательности фрагментов Отпуска Н.И. Рождественской (далее – Р) с другими списками отпусков выяснилось, что он относится к так называемому I типу отпусков, выделенному в 1986 г. А.Г. Бобровым и А.Е. Финченко. Как известно, А.Г. Бобров и А.Е. Финченко обнаружили 8 списков этого типа Отпуска и выделили среди них три подгруппы: А, Б и Пинежскую [Бобров, Финченко 1986, 145-146][6]. Исследователи условно разделили текст Отпуска I на две части (см. таблицу), считая, что первая находит прямые соответствия в обряде выгона скота, а вторая соотносится с магическими сторонами пастушеской практики.

 

Таблица 1. (По [Бобров, Финченко 1986, 146] с добавлением данных по Р)[7]

 

  Подгруппа А Подгруппа Б Пинежская подгруппа  
  Сдв Я Еф-1 Т-1 ВУ Еф-2 П-19 П-136 Р
I часть
I Вступительная часть                  
II Замыкание святыми       - -   - -  
III Замыкание пастухом   -       - -    
IV Прятание ключей                  
V Укрывание ризой (Богородица)           - 6 [3] -  
VI Укрывание ризой и огненной рекой (апостолы)         - - 10 [4] - -
VII Сбор стада (сравнение с огнем)           - 11 [5] 8 [4]  
VIII Сбор стада (сравнение с пчелами)     -     -  
0. «От супостата» (сравнение с ветром) - -       - 7 [6]   -
II часть
IX Насылание порчи на врага   - - - - - 8 [7] 7 [5]  
X Насылание кобелей на врага   - -   -   3 [8] 5 [6] -
XI Посылание врага на Фавор-гору   - -   -   4 [9] 6 [7] -
XII Укрывание стада ризой и пеньем-кореньем   - - - -   5 [10] -  
XIII Оборачивание стада пеньем-кореньем   - -   -   - -  
«Мертвец на сем свете» - - -   -   - -  
«Кровь мертвеца» - - - - -   9 [11] 4 [8]  

 

Каково же место Р среди других списков Отпуска I? Первая часть списка Р структурно и содержательно очень близка к подгруппе А, особенно к опубликованному А.Г. Бобровым и А.Е. Финченко списку конца XVIII века Сдв. В списке Р отсутствует лишь фрагмент 6 - укрывание ризой и огненной рекой (апостолы) (отметим, что его нет и в отдельных списках подгруппы Б и Пинежской). Как и в двух списках подгруппы А, в Р отсутствует фрагмент 0 - насылание порчи на супостата (сравнение с ветром). Таким образом, за исключением фрагмента 6, первая часть Р почти дословно совпадает с Сдв.

Вторая часть Р содержит лишь три фрагмента из пяти (IX, насылание порчи на врага; XII укрывание стада ризой и пеньем-кореньем; XIII оборачивание стада пеньем-кореньем). При этом фрагмент XII является контаминацией с фрагментом X Отпуска I: перечень врагов и обращение к святым текстуально совпадает с началом фрагмента X, а далее следует просьба укрыть стадо от врагов ризой, пеньем-кореньем и т.п. Между фрагментами IX и XII помещен окказиональный для Отпуска I мотив «крови мертвеца» (встречается в подгруппах Б и Пинежской): «Как из никакого раба Божия из мертваго человека не можно достать ни крови, ни воды, так бы и надо мною, рабом Божиим имрк, ни над стадом моим ничего не сотворить в день и в ночь и по всякой час, в утры рано и в вечеры поздо, от ныне и во веки веков. Аминь»[Р, л. 11-11 об.].

Разночтения между Р и списками подгруппы А (Сдв и Еф-1) невелики и, как правило, обусловлены ошибками, возникающими при переписке. Некоторые разночтения имеют устойчивый характер: например, вместо «перехожего пакостника» (Сдв) - «прохожой, перехожой, жировой пакостник» (Р). Устаревшая лексика в Р заменяется современной переписчику: вместо «быков легченых» (Сдв) – «быки холостые» (Р); вместо «малых телков» – «малые телята», эвфемистическое именование медведя «черной зверь широколапой» (Сдв, Еф-1) в Р лишь сопровождает настоящее имя зверя: «черной зверь медведь широколапой» (Р)[8]. Для Р характерна своя модификация перечня природных элементов, вместо «колодья» постоянно употребляется слово «коренье», а наряду с традиционными «пеньем», «матерью-землей», «каменьем» и «выскидьем», появляются «валежинье» (фрагмент XII), «завальное колодье» (фрагмент XIII), «завальное коренье» (фрагмент V).

Во фрагменте I Р имеется подробное перечисление мастей скота («...всякую домошерстную скотину, красных, бурых, черных, белых, седатых, краснопестрых [9], чернопестрых, белохрептых, белоголовых и разнопестрых [10], комолых и рогатых, быков холостых, быков порозов и малых телят и подтелков»). Тогда как в аналогичном месте Сдв этого нет, а в Еф-1 указано: «(помянуть всякую шерсть)» [Еф-1, 166]. В ряде случаев в Р встречаются детали, отсутствующие в подгруппе А: «под восточною стороною стоит лесница златая» (л. 8); «или иною какою дьявольскою статьею покусится на меня (?)» (л. 10 об.-11); «от ныне и во веки веков до Страшнаго втораго пришествия Христова » (л. 14); в конце фрагмента V добавлен перечень врагов: «чтобы не входили в мою поскотину черной зверь медведь широколапой, насылочной опрокидинь, прохожой, перехожой, жировой пакостник, волк рыскучой и волчица, всякия змия и скорпия и всякой злой лихой человек » (л. 9-9 об.).

Имеющиеся в Р сокращения в целом незначительны. В двух случаях сокращен перечень врагов (фрагменты II и XIII), во фрагменте VII сокращен повтор формулы о голосе, трубе и роге пастуха.

Таким образом, анализ структуры и содержания Р позволяет отнести его к подгруппе А Отпуска I. Учитывая, что один из списков этой подгруппы – Еф-1 – происходит из д. Лямца на Белом море, не исключено, что отпуск Рождественской мог быть обнаружен в одной из близлежащих деревень Онежского полуострова – например, в Нижмозере или Лопшеньге, где проходили полевые маршруты Н.И. Рождественской.

Указ. Как отметили А.Г. Бобров и А.Е. Финченко, текстологическому анализу не поддаются т.н. «указы» - описания обрядовых действий пастуха, имеющиеся в 6 списках Отпуска I типа (Сдв, П-19, П-136, Еф-1, Т-1, Р) и восходящие, вероятно, к различным локальным и индивидуальным вариантам пастушеской обрядности [Бобров, Финченко 1986, 146][11].

Действительно, если например, указ из Т-1 (кон. XVIII в.) предельно краток, то указы Сдв и Еф-1, несколько пространнее, а содержательно (несмотря на некоторые общие мотивы в Сдв и Еф-1) это вовсе разные тексты:

 

Т-1 Сдв Еф-1
Говорить воск в Великой Четверток поутру до сонца и брать у скотины шерсть со лба, со спины, с трех прешественных мест и оходить поскотину вкруг в чистоте.   Указ. И наговариват на воск, а воск класть к ножу, а нож поставить в лавку прет богородичною иконою ко всякому совершению. Воск смешиват с шерстию, и как отпустят, воск пополам рознят и положить на обе стороны, и огонь клась тако же на обе стороны, а как скот выйдет и в то время вместо сложит и покрить втайне. Агонь положити на одну сторону, да пусть згорит, а замок клась в ворота, замок на правую сторону, и душку на левую сторону, и так, как скот проидет - замок взят и замкнуть вместо и покрыть в землю под камен до опасу. Указ: Ходить кругом скота, волочить топор, а наговаривать на воск, а воск прилепить к ножу, и как станешь читать, расклади огонь и положи в заворницах на правую сторону ножик, а на левую камешок, и замок на правую сторону, а на левую душку, и по прочтении отпуска воск разнять на двое, и огонь положить по сторонам, и скота провести под образ Богородицы, и когда скот войдет весь, тогда взять замок, камень и воск, сложить в одно место, и сокрыть в тайном месте, а замок в ручей и камешки в ручей же.  

 

Список Р интересен тем, что содержит чрезвычайно подробный «указ», составляющий более трети от объема всего списка (л. 14 об.-18 об., 19а-19а об., 19-19 об.). Указ имеет отдельный заголовок, начало которого, к сожалению, утрачено, приведем сохранившееся окончание: «...до того косающемся изъяснения» (л. 14 об.). Содержательно указ делится на две части: предписания пастуху в день первого выгона скота (л. 14 об.-18 об., 19а-19а об.) и предписания на весь сезон пастьбы (л. 19а об., 19-19 об.).

Поскольку текст Р публикуется в Приложении к статье, мы не будем подробно останавливаться на содержании указа. Отметим лишь, что в тексте указа некоторые фрагменты Отпуска вписываются в обрядовый контекст. Обходя изнутри ограду со скотом и при этом волоча за собой топор, нож и посох, держа за пазухой трубу, а в левой руке свечу, пастух читает вторую часть фрагмента I о тыне, стене и огненой реке («Постави, Господи, около меня, раба Божия имрек, и около скота <…> медян, железен и булатен тын, стену каменну и реку огненну...»). Во время выпускания скота из ограды на выпас читаются фрагменты VII и VIII («Сколь жарко и ярко огни горящия и непотыхающие горят...»; «И как пчелы ерыя дружно роятся...»). Ключ, использовавшийся в обряде первого выгона, пастух привязывает к палочке и кладет в проточные ручей или реку под камень или колоду, приговаривая слова фрагмента IV («Приними, свежая рыба щука...»). Таким образом, вербальный компонент Отпуска находит соответствие в акциональном и предметном коде обряда первого выгона.

В Приложении публикуется полный текст Отпуска Н.И. Рождественской. Вышедшие из употребления буквы заменяются современными (i = и, «ять» = е); «ъ» на конце слов опускается. Знаки препинания расставлены в соответствии с нормами современной пунктуации. Отдельные буквы и слова, утраченные по механическим причинам (выцветание или загрязнение текста, повреждение бумаги), а также пропущенные переписчиком буквы вносятся в квадратных скобках. В случае незначительных утрат (1-2 буквы) текст восстанавливается по смыслу, три строки, утраченные на л. 14, восстановлены на основании аналогичных формул в списке. Утраченный текст на л. 14 об. обозначен отточием в угловых скобках. Исправления в тексте оговариваются в подстрочных примечаниях. При сомнении в правильности прочтения после слова ставится вопросительный знак в круглых скобках. Знаком * помечены отсылки к лексическому комментарию, помещенному в конце текста публикации. Нумерация фрагментов проставлена публикатором римскими цифрами, а названия двух «безномерных» фрагментов даны в угловых скобках.

 

Список сокращений

Агапкина, Топорков 2011 - Восточнославянские заговоры: Аннотированный библиографический указатель / Составители: Т.А. Агапкина, А.Л. Топорков. М., 2011. (Адрес доступа в Интернете: URL: https://verbalcharms.ru/agap.pdf (Дата обращения: 5 декабря 2011 г.)).

Бобров А.Г., Финченко А.Е. Рукописный отпуск в пастушеской обрядности Русского Севера (конец XVIII– начало XX в.) // Русский Север. Проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики. Л., 1986. С. 135-164.

ВУ – Библиотека РАН. 32.9.8. 1807-1810 гг.

Еф-1 - Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Изв. ОЛЕАЭ. М., 1877. Т. ХХХ. Вып. 2. № 1. С. 166-168. (с. Лямца Онежского у. Архангельской губ.)

Еф-2 - Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Изв. ОЛЕАЭ. М., 1877. Т. ХХХ. Вып. 2. № 20, С. 176-177. (с. Нижмозеро Онежского у. Архангельской губ.)

Иванова 2009 - Иванова Т.Г. История русской фольклористики XX века: 1900 - первая половина 1941 гг. СПб., 2009.

Ильина, Ипполитова 2009 – Ильина Т.С., Ипполитова А.Б. Водлозерский пастушеский отпуск конца XVIII в. из экспедиционных материалов Н.Н. Харузина. // Ильинский Водлозерский погост: материалы науч. конф. "Водлозерские чтения: Ильинский погост" (6 – 10 авг. 2007 г.). Петрозаводск, 2009. С. 197-245.

ИРЛИ – Древлехранилище Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. С.-Петербург

П-136 - ИРЛИ. Пинежское собр. № 136. Кон. XIX в.

П-19 - ИРЛИ. Пинежское собр. № 19. Перв. четв. XIX в.

РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства. Москва

РЗК 2000 – Русские заговоры Карелии / Сост. Т. С. Курец. Петрозаводск, 2000.

Рождественская 1941 - Сказы и сказки Беломорья и Пинежья / Зап. текстов, вступ. ст. и комм. Н. И Рождественской. Архангельск, 1941.

Рождественская 1952 - О рыбаках, морских зверобоях и охотниках. Народные сказы, сказки, песни и частушки, пословицы / Сост. Н.И. Рождественская. Архангельск, 1952.

Сдв - ИРЛИ. Северодвинское собрание. № 618. Рубеж XVIII-XIX вв. (д. Городок Борецкого с/с Виноградовского р-на Архангельской обл.)

Т-1 – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Собр. Титова. № 4194. Кон. XVIII в.

Топорков 2010 – Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. / Сост., подг. текстов, статьи и коммент. А.Л. Топоркова. М., 2010.

Я - Якушкин Е.И. Молитвы и заговоры в Пошехонском уезде // Труды Ярославского губернского статистического комитета. Ярославль, 1869. Вып. 5. С. 167-170.

 

Приложение

РГАЛИ. Ф. 2950. Д. 310.

Отпуск рогатаго[12] скота на пастьбу под присмотром пастуха, ходящаго в лето на поскотине.

I. Господи Боже, благослов[и]. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Встану я, раб Божий имрек, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, путем-дорогою в чистое поле в подвосточную сторону. Стану я, раб Божий имрек, на земле[13] на восток лицом, (л. 1 об.) на запад хрептом и покроюсь я, раб Божий имрек, чистыми облаками и теми облаками подпояшусь, умываюсь росою, утираюсь зарею. Помолюсь я, раб Божий имрек, истиному Господу Иисусу Христу Сыну Божию и Пресвятой его Матери Царице Богородице и Приснодеве[14] Марии, ангелам и архангелам, всем небесным силам, Иоану Крестителю, Михайлу Архангелу Архистратигу, (л. 2) Гавриилу, Петру и Павлу, верховным апостолам, Иоанну[15] Богослову, Луке Евангелисту, Андрею Первозваному, Филипу, апостолу Христову, Василию Великому, Николаю, святителю Христову, святому Власию и святому Георгию, страстотерпцам Христовым. Ты, Господи Боже, сотворил небо и землю и главное святое Океан-море. И ты, Господи, сотворил прадеда нашего Адама и праматерь Евву и по прародителех (л. 2 об.) всех нас, грешных людей, и меня, многогрешнаго раба Божия имрек. Проемлю я, раб Божий имрек, себе на руки скот, милой любимой крестьянской живот*, всякую домошерстную скотину, красных, бурых, черных, белых, седатых, краснопестрых[16], чернопестрых, белохрептых, белоголовых и разнопестрых[17], комолых* и рогатых, быков холостых, быков порозов* и малых телят (л. 3) и подтелков*. И помолю[сь] я, раб Божий имрек, Господу Богу нашему Иисусу Христу Сыну Божию и Пресвятой его Матери Царице Богородице и Присно Деве Марии, ангелам и архангелам и всем небесным силам, Иоанну Крестителю, Михайлу Архангелу Архистрат[и]гу, Гавриилу, Петру и Павлу верховным апостолам, Иоанну Богослову и Луке Евангелисту, Андрею Первозванному, Филиппу[18], апостолу Христову, (л. 3 об.) Василию[19] Великому, Николаю Святителю, святому Власию и святому Георгию[20], ст[р]астотерпцам Христовым.

Постави, Господи Боже, около меня, раба Божия имрек, и около скота, моего милаго любимаго крестьянскаго живота, около всякия долгошерстныя скотины, комолых и рогатых, около быков холостых и быков порозов*, и малых телят и подтелков медян железен и булатен тын, стену каменну со всех (л. 4) четырех сторон от земли до неба, от востока до запада, от лета и до севера, тридцать верст длина и тридцать сажен галубина от чернаго зверя медведя широколапаго, насылычнаго опрокидня*, прохожаго, перехожаго и жироваго пакостника*, от волка рыскучаго и волчицы, от всякия змии и скорпии* и от всякаго злаго и лихаго человека, чтобы не входили в мою поскотину* черной зверь медведь (л. 4 об.) широколапой, насылочной опрокидень, прохожой, перехожый и жировой пакостник, волк рыскучей и волчица всякяя[21], змия скорпия и всякой злой лихой человек в день и в ночь и во всякой час, ни поутру рано, ни вечером поздо*, от ныне и во веки веков. Аминь.

II. И вы запирайте и замыкайте тридевять булатные ворота тридевять булатными замками и заваливайте пеньем и кореньем (л. 5) и матерью-землею, выскодьем*[22] и белым и серым каменьем от чернаго зверя медведя широколапаго, насылачнаго опрокидня, прохожаго и жироваго пакостника, от волка рыскучаго и волчицы, от всякия змии и скорпии, от всякаго злаго и лихаго человека, чтобы никто из них не входил в мою поскотину в день и в ночь и по всякой (л. 5 об.) час, по утрам рано и вечерамы поздо*, от ныне и во веки веков. Аминь.

III. И емлю[23] я, раб Божий имрек, тридевять былатныя[24] замки, ворота запираю и замыкаю тридевять булатными замками от чернаго зверя медведя широколапаго, насылачнаго опрокидня, прохожаго, перехожаго и жироваго пакостника[25], от волка рыскучаго (л. 6) и волчицы, от всякия змии и скорпии и от всякаго злаго человека, чтобы не входили в мою поскотину черной зверь медведь широколапой, насылычной опрокидень, прохожой, перехожой и жировой пакостник, волк рыскучей и волчица, всякия змия и скорпия и всякий злой и лихой человек в день и в ночь и по всякой час, в утры рано и в вечеры[26] поздо, от ныне и во веки веков Аминь.

IV. И емлю[27] я, раб Божий имрек, (л. 6 об) тридевять булатные ключи и отношу булатные те ключи к синему Окиян-морю. Есть в синем Окиян-мори стоит бел камень Алатырь, а под тем белым камнем Алатырем стоит свежая рыба щука, очи бисерныя, зубы железные, выходит та свежая рыба щука от синяго Окиян-моря из-под белаго камня Алатыря ко мне, рабу Божию имрк, принимает та свежая (л. 7) рыба щука у миня, раба Божия, тридевять булатные ключи, поедает[28] и уносит в синее Окиян-море под бел камень Алатырь. И как та свежая рыба щука не бывает из синяго Окиян-моря из-под белаго камня Алатыря с тридевятью булатными ключами, так бы не бывать в мою поскотину черному зверю медведю широкола-(л. 7 об.)пому, насылочному опрокидню, прохожему, перехожому и жировому пакостнику, волку рыскучему и волчицы, всякой змии и скорпии и всякому злу лиху человеку ни днем ни ночью, ни по утру рано, ни в вечеру поздо от ныне и во веки веков. Аминь.

V. Господи Боже, благослови. Во Имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь.

Встану я, раб Божий имрк, (л. 8) благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, путем-дорогою в чистое поле под восточную сторону. Есть под восточною стороною стоит лесница златая, ступени ея серебряныя, сходит тою лесницею сама Мати Божия Пресвятая Богородица со ангелами и архангелами и со всею небесною силою ко мне, рабу Божию[29], на пособие и на помощь. Ограждает Пресвятая Богородица меня, раба Божия, своею нетленною ризою и на путь про-(л. 8 об.)вождает с моим скотом, милым любимым крестьянским животом, со всякою живущею долгошерстною скотиною, комолою и рогатою, с быки холостыми и быки порозами, с малыми телятами и подтелками. И укрывает она, Пресвятая Богородица, меня, раба Божия[30], и мой скот, милой любимой крестьянской живот, всякую долгошерстную скотину, комолую и рогатую, быков холостых, быков порозов и малых телят (л. 9) и подтелков своею нетленною ризою, небом и землею, пеньем и кореньем, и завальным кореньем, и выскидьем, и белым каменьем от чернаго зверя медведя широколапаго, насылочного опрокидня, прохожаго, перехожаго и жироваго пакостника, от волка рыскучаго и волчицы, от всякия змии и скорпии и от всякаго злаго лихого человека, чтобы не входили в мою поскотину черной зверь медведь широколапой, насылочной опрокидинь, прохожой, (л. 9 об.) перехожой, жировой пакостник, волк рыскучой и волчица, всякия змия и скорпия и всякой злой лихой человек в день и в ночь и по всякой час, ни в утры рано, ни в вечеры поздо от ныне и во веки веков. Аминь.

VII. Сколь жарко и ярко огни горящия и непотыхающия горят, столь же бы жарко и ярко горели сердца и печени у всякой скотины в поскотине друшка по друшки и по рабе Божием имрк, и увидят меня, и голос (л. 10) услышат в трубу трубящим или в рог играючи в поле и за полем, в лугах и за лугами, в горах или ручьях, в вертепах* или в малых поточинах*, или в темных лесах, шли бы ко мне со всех четырех сторон безотворотно и безъотпятно*.

VIII. И как ярыя пчелы слетаются к гнездам и детям своим безотворотно и безотпятно, и гнезд своих не разоряют, и детей своих не покидают, так бы сходился и сливался вместо (л. 10 об.) мой скот, милой любимой крестьянской живот, всякая живущая долгошерстная скотина, комолая и рогатая, быки холостые, быки порозы, малыя телята и подтелки, и шли бы ко мне, рабу Божию, на голос мой и на трубу мою в день и в ночь по всякой час, в утры рано и в вечеры поздо, от ныне и во веки веков. Аминь.

IX. Кто злой лихой человек подумает порчею[31] и пыточну или иною какою дьявольскою (л. 11) статьею покусится на меня (?), язык бы у его теменем тянуло, очи бы вон воротило, всякой состав и подколенное жилье рвало и корчило, чтобы тот человек против миня, раба Божия имрк[32], не мог ничего сотворить, ни умом своим и подумать, ни языком проглаголать в день и во ночь и по всякой час, в утры рано и в вечеры поздо, от ныне и во веки веков. Аминь.

<«Кровь мертвеца »>. Как из никакого раба (л. 11 об.) Божия из мертваго человека не можно достать ни крови, ни воды, так бы и надо мною, рабом Божиим имрк[33], ни над стадом моим ничего не сотворить в день и в ночь и по всякой час, в утры рано и в вечеры[34] поздо, от ныне и во веки веков. Аминь.

X+XII. Господи Боже, благослови. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Если ты станешь ходить, черной зверь медведь ши-(л.12)роколапой, насылочной опрокидень, прохожой, перехожой, жировой пакостник, волк рыскучой и волчица, всякая змия и скорпия и всякой злой лихой человек в поскотину мою по следам и тропам и ухожьям* моим, то помолюсь (?) я, раб Божий, истиному Господу нашему Иисусу Христу Сыну Божию, Пресвятой Матери Царице Богородице и Присно Деве Марии, ангелам и архангелам и всем небесным (л. 12 об.) силам, Иоану Крестителю, Михайлу Архангелу Архистратигу, Гавриилу, Иоану Богослову, Луке Евангелисту, Андрею Первозваному, Филипу, Христову апостолу, Василию Великому, Николаю Святителю и его страстотерпцам Христовым. Укрывайте миня, раба Божия, мой скот, милой любимой крестьянской живот, всякую живущую долгошерстную (л. 13) скотину, комолую* и рогатую, быков холостых, быков порозов, малых телят и подтелков своими нетленными ризами, небом и землею, пеньем и кореньем, колодьем* и валежиньем, вискидьем и камением от чернаго зверя медведя широколапаго, насылочнаго опрокидня, прохожаго, перехожаго и жироваго пакостника, от волка рыскучого и волчицы, от всякия змии и скорпии и от всякаго злаго лиха человека (л. 13 об.) в день и в ночь и по всякой час, утры рано и в вечеры поздо, от ныне и во веки веков. Аминь.

XIII. Кажись мой скот, милый и любимой крестьянской живот, всякая живущая долгошерстная скотина, комолая и рогатая, быки холостые, быки порозы, малыя телята и подроски черному зверю медведю широколапому, насылочному опрокидню, прохожему перехожему и жировому пакостнику и (л. 14) [волку рыскучему и волчице, всякой змии и скорпии и всякому злому лихому человеку][35] пеньем[36] и кореньем, завальным колодьем и выскидьем, сырой матерью-землею и белым или серым каменьем в день и в ночь и во всякой час, утром рано и вечером поздо, от ныне и во веки веков до Страшнаго втораго пришествия Христова.

Аминь. Аминь. Аминь. Всем аминям аминь.

<Указ.> <…>[37] ...до того косающемся изъяснения [38] .

Отслуживши в цер[к]ви молебен св. Власию или кому пастух пожелает, должен он обойти по всем домам и собрать от всякой скотины шерсти и замять всю в один ком воска. А как придет день гонить скота в (л. 15) поскотину на пастьбу, то первоначално подпаскам и домохозяевам загонить всего [се]ления (?) скота, коего котораго пастух берет себе на сбереженье, во едино собрание в огород* заворняти* с западной или с летней* сторон, а пастух должен придти к той заворне*, из коей будет скота выпускать на пастьбу и, растворив оную, поставить посреди оной на возвышенном месте икону Богоматери, обложеную пеленою или каким-либо платом, куда положить (л. 15 об.) и воск с замятою шерстью и висячей новой замок с ключем. И по ту и по другу сторону заворни внутри огорада[39] раскласть огни и по правую сторону к огню положить свой кошель, трубу, топор, посох и весь пастушей прибор. За сим, вставши на восток лицем, прочитать троекратно весь вышеписанный отпуск, молясь иконе Божией Матери. Прочитав отпуск, привязать топор, нож, посох на веревочку, чтобы они волоклись по земли. Взять же (л. 16) кузов за плечи, трубу под пазуху, икону Божией Матери с возженною свецею в левую руку, воск, замок и ключь от него в пазуху, пастух должен идти внутренностию огорода посолонь около всего скота, говоря слова: «Постави, Господи, около меня, раба Божия имрек, и около скота, милаго любимаго крестьянскаго живота, и около поскотины моей, около всякия живущия долгошерстныя скотины, около комолых и рогатых, около быков холостых, быков порозов, малых телят и подтелков, от чернаго зверя медведя[40] широколапаго, насылочнаго (л. 16 об.) опрокидня, прохожаго, перехожаго и жироваго пакосника, от волка рыскучаго и волчицы, от всякия змии и скорпии и от всякаго злаго лихаго человека медян, железен и булатен тын, стену каменну и реку огненну со всех четырех сторон от земли до неба, от востока до запада, от юга до севера тридцать верст длина и тридцать сожен глубина[41] и широта, чтобы не входил в мою поскотину черной зверь медведь широколапой, насылочной опрокидень, прохожой, перехожой и жировой (л. 17) пакостник[42], волк рыскучей и волчица, всякая змия и скорпия и всякой злой лихой человек в день и в ночь и по всякой час, ни по утрам рано ни в вечеры поздо, от ныне и во веки веков. Аминь».

Проговоря эти слова во время обхода около скота и подошед к заворне, где огни, обрать из заворни все и выпускать скота, потихонку, не торопясь, затрубив в трубу и говоря сии слова: «Сколь жарко и ярко огни горящия и непотыхающие горят, столь же бы жарко и ярко горели сердца и печени у всякой скотины (л 17 об.) в поскотины дружка по дружке и по мне, рабе Божием имрек[43], увидят меня и голос услышат в трубу трубячим или в рог играющим в поле и за полем, в лугах и за лугами, в горах или ручьях, в вертепах или малых поточинах, или в темных лесах, шли бы ко мне, раб[44] Божию, и в дом[45] свой безотворотно и безотпятно[46] со всех четырех сторон.

И как пчелы ерыя дружно роятся и слетаются к гнездам своим безотворотно и безотпятно и к детям своим, и гнезд своих[47] не разоряют, (л. 18) и детей своих не покидают, так бы сходился и сливался и сбегался мой скот, милой любимой крестьянской живот, всякая долгошерстная скотина, комолая и рогатая, быки холостые и быки порозы, малые телята и подтелки безотворотно и безотпятно ко мне, рабу Божию имрек[48], на голос мой и на трубу мою во всякой день и во всякой час, в утры рано и в вечеры поздо от ныне и во веки веков».

А как все скотины пройдут, то огонь с правой руки собрать на левую сторону и пусть догорит и потухнет сам собою. (л. 18 об.) Следы из выпускной заворни с песку и с земли загрести и носить в первой день с собою в поскотину. По прогоне всего скота в вечеру по домам, землю эту упрятать в такое место, чтобы никто топтать и разрывать не мог. А воск с шерстью и замок положить на божницу под пелену где отпусткная икона, чтобы никто до отпаска ничего не касался, икону же по выгоне скота из огороды послать на квартеру, чтоб поставил на божницу. А ключь привязав на ниточьку к палочке, спустить (л. 19 а) в проходной ручей или реку, под камень запехав или под колоду, приговаривай: «Приними, свежая рыба щука, у миня, раба Божия имрк, тридевять булатные ключи и унеси в синее море-окиян под бел камень Алатырь. И как свежяя рыба щука не быват из синяго Окиян-моря из-под камня Алатыря с тридевятью булатными ключами, так бы не бывать в мою поскотину черному зверю медведу широколапому, насылочному опрокидню, прохожому, прихожому, перехожому и жировому пакостнику, (л. 19а об.) волку рыскучему и волчицы, всякой змии и скорпии и всякому злу лиху человеку по утрам рано и в вечеры поздо отныне и во веки веков. Аминь».

Этот Отпуск весь каждое утро до отпасения скота пастух должен прочитывать, обувшись и одевшись, стоя пред Отпускною иконою, а потом, разбудив подпаска идти обедать[49], протрубив по всей волости в трубу, чтобы дать голос скоту и хозяйкам к доению и речовке (?) своего скота на поскотину. А если пастуху приведется проходить мимо (л. 19) церкви или часовни[50], то везде в прохождение в перед и в зад к дому, должен поклониться троекратно с приличною молитвою и прошением Бога о сохранении себя самого и своего[51] стада от притчей. Если же пастух неграмотной, то грамотея подобным образом по прочоте Отпуска и выпуске скота должен научить его исполнить все вышеописаное о земли и ключе и прочем, и пастух должен выполнить все и хранить себя в чистоте и исполнять каждое утро даную[52], (л. 19 об.) полагая пред иконою отпускною по 25-ть или по 30-ть поклонов утром, по 10-ть или 5 земных вечером, говоря Иисусову молитву, то все будет благополучно по его стаду и по поскотине[53].

Конец и Богу слава.

 

Лексический комментарий

Безотпятно – ‘решительно, бесповоротно’ (холмог., арханг.) [СРНГ 2, с. 197]; ‘невозвратно, неизменно’ (помор.) [Подвысоцкий 1885, с. 5].

Вертеп – ‘большой овраг с непроходимым кустарником, лесом’ (калуж., смол., перм.); ‘возвышенность, холм с логами’ (перм.); (ср. вертепа ‘крутая гора, покрытая густым непроходимым лесом’ (черд. перм.)) [СРНГ 4, 151]; ‘воронка, водоворот в реке’ (холмог., арханг.); ‘ямистое неровное место’ (вельск. арханг.) [СРГС 2, 64].

Выскидье – ср. выскедь, выскерь, выскирь, выскердь, выскидь и др.(арханг., волог.) ‘вывороченное с корнем дерево’ [СРГС 2, 252-259]; выскеренье, выскерник, выскерняк, выскерье ‘лесной завал из вырванных с корнем деревьев’ [СРГС 2, 252-259].

Живот – ‘богатство, имущество’ (Пт., Крг., Вт.) [Подвысоцкий 1855, 23], (холмог., арханг.) [Грандилевский 1907, 144]; ‘домашний скот’ [СРНГ 9, с. 157].

Заворня – ‘поперечная жердь, которой закладывают проход в изгороди’ (арханг., волог.); ‘разборное звено изгороди из свободно вынимающихся жердей, служащее воротами’ (арханг.); ‘калитка’ (волог.) [СРГС 4, 37-38].

Заворнять – ср. заворить ‘закладывать проход в из



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: