Первая конституция Баварии 1808 г.




Вступительная статья и перевод с немецкого - Омельченко O.A.

* * *

Максимилиан Йозеф, Божиею милостью Король Баварии.

Пребывая в уверенности, что государство, покуда оно остаётся сово­купностью различных составляющих, ни полной целостной, в его средст­вах находящейся силы не достигает, ни не может обеспечить отдельным оного членам все выгоды гражданского объединения, в степени, коя его целью поставлена, приуготовлены Мы посредством ряда установлений в державе Нашей разнообразие управленческих форм, сколь сие достижимо, сократить, равномерную систему как в отношении прямых, так косвенных повинностей утвердить, и важнейшим публичным учреждениям в особен­ности обеспечить совместность их определения чрез установления соот­ветственно сделать попытаться. Далее имеем Мы, дабы Нашим соединён­ным государствам обрести преимущества подобающих равных граждан­ских и уголовных законов, указать о также к сему необходимых предвари­тельных работах, кои частию действительно завершены. Однако же, по­скольку отдельные эти усовершенствования особенных частей государст­венного устроения лишь в малой степени к цели ведут и оставляют пробе­лы, коих заполнение составляет существенную потребность необходимей­шего единства целого, то порешили Мы собранным составным частям за­конодательства и управления Державы Нашей, в уважении ко внешним и внутренним отношениям таковых, придать завершённую связь посредст­вом органического закона и к сему основание положить через настоящую Конституционную Грамоту, намерение имеющую соответствующими постановлениями и определениями обеспечить исполнение справедливых, на всеобщей цели государственной основанных требований государства к отдельным своим сочленам, как и отдельных сочленов к государству, и тем придать целому прочное сохранение и связь, а каждой части государствен­ной власти - соответственные им силу действия согласно потребностям всеобщего блага.

Мы определили и указали по сему, как [ниже] следует:

 

Глава Первая.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ.

§ 1. Королевство Бавария составляет часть Рейнской федерации.

§ 2. Все особые установления, привилегии, пожалования и областные корпорации отдельных провинций упраздняются. Королевство в целом представляется чрез единое национальное представительство, руково­дствуется равными законами и управляется согласно равным принципам; сему в продолжение должна быть единая и одна и та же налоговая система для королевства в целом. Поземельный налог не может превосходить пя­той части дохода.

§ 3. Крепостничество, где оное ещё существует, отменяется.

§ 4. Невзирая на до сего существующие подразделения на провинции, королевство в целом подразделяется на по возможности равные края сооб­разно, насколько возможно, естественным границам.

§ 5. Дворянство сохраняет свое звание и свои, равно как каждый зе­мельный собственник, вотчинные права согласно законным постановлени­ям; впрочем же в отношении государственных повинностей, как они иско­ни существуют или заново могут быть введены, оно рассматривается на­равне с прочими гражданами государства. Оно не образует также особен­ной части национального представительства, но принимает в нём участие соразмерно с прочими полностью свободными собственниками земель. Равным образом столь же мало подобает ему исключительное право на го­сударственные должности, государственные отличия, государственные бе­нефиции. Общие статуты до сих пор существующих корпораций должны быть изменены согласно сим принципам, либо должно быть установлено время их [действия].

§ 6. Таковые постановления применяются и в отношении духовенства. В прочем обеспечивается всем без изъятия религиозным институтам ис­ключительное и полное владение приходскими, школьными и церковными имуществами, как они согласно указу от 1 октября 1807 г. под тремя под­разделениями в единое управление объединено: [предназначенные целям] культа, обучения и благотворительности. Эти владения могут быть как уп­разднены под каким-либо иным предлогом, так и изменены для иной цели. Таковое же действует по части имений, которые в своё время должны были быть предназначены на вспоможение учреждённым епископствам и ка­питулам.

§ 7. Государство обеспечивает всем гражданам государства безопас­ность личности и собственности, полную свободу совести, свободу печати (согласно эдикту о цензуре от 13 июня 1803 г. и изданным установлениям о политических повременных изданиях от 6 сентября 1799 г. и 17 февраля 1806 г.[11]).

Только урождённые или собственность в государстве имеющие [гра­ждане] могут занимать государственные должности. Индигенат[12] может осуществляться только согласно королевскому объявлению или закону.

§ 8. Каждый гражданин государства, коему исполнился 21 год, обязан принести присягу пред управлением своего края в том, что он желает по­виноваться конституции и законам и быть верным Королю. Никто без вы­раженного дозволения монарха не может выезжать заграницу или посту­пать в чужую службу, равно же принимать от иностранной власти содер­жание [под угрозой] потери всех гражданских прав. Все кто, помимо обы­чаями или договорами определённых случаев, признают над собою иную юрисдикцию, подпадают под таковое наказание и могут, по обстоятельст­вам, подлежать ещё более тяжким.

Глава Вторая.

О КОРОЛЕВСКОМ ДОМЕ.

§ 1. Корона есть наследственная в мужском поколении правящего До­ма согласно праву первородства и агнатически-линеарного преемства.

§ 2. Принцессы навсегда отрешаются от правления, и таковое сохра­няется постольку, поскольку имеется мужское потомство правящего Дома.

§ 3. По полном прекращении мужского поколения наследство падает на дочерей и их мужское потомство.

§ 4. Особый фамильный закон определит способ, как это преемство происходит - однако же с оговоркой по части упомянутых наследственных притязаний в § 34-м Акта Рейнской федерации, поскольку они признаны и определены. Последноживущий из королевского Дома будет пытаться со­хранить спокойствие и непреложность права посредством целесообразных распоряжений.

§ 5. Следующие по рождению принцы получают не недвижимые име­ния, но ежегодную аппанажную[13] ренту в 100 тыс. гульденов платимую помесячно из королевской казны, которая отзывается по исчерпании их мужского наследия.

§ 6. Дважды по сто тысяч гульденов ежегодного дохода наряду с по­добающей резиденцией определяются в качестве максимума для вдовьей части царствовавшей королевы; приданое принцессе устанавливается в 100 тыс. гульденов.

§ 7. Все члены королевского дома пребывают в подсудности монарха и могут вступать в брак не иначе, как с его соизволения [под угрозой] по­тери права наследия.

§ 8. Совершеннолетие королевских принцев наступает по исполнении 18 лет.

§ 9. Всякому монарху вольно выбрать между совершеннолетними принцами Дома правителя державы на время малолетства своего наслед­ника. За неимением такового постановления оное подлежит ближайшему из совершеннолетних агнатов. Следующий из отдалённых [родичей], кото­рый вследствие несовершеннолетства ближайших принимает управление, продолжает его до совершеннолетия монарха. Правление осуществляется от имени малолетнего; все должности на время регентства, за исключени­ем судебных мест, могут предоставляться лишь временно. Правитель дер­жавы может как отчуждать коронные имения, так и учреждать новые должности. За неимением совершеннолетнего агната управляет первый из коронных должностных лиц державы. Вдовствующей королеве может пе­редаваться воспитание её детей под надзором державного регента, но не управление державой.

§ 10. Надлежит учредить 4 коронные должности: коронного обергофмейстера, коронного оберкамергера, коронного гофмаршала, коронного оберпочтмейстера, кои присутствие имеют в Тайном совете. Все действи­тельно правящие тайные государственные министры пользуются всеми, со статусом коронных должностей связанными почётом и преимуществами.

§11. Утверждается изданная 20 октября 1804 г. Прагматическая санк­ция о неизменности государственных имений; однако же, Королю вольно в награждение великой и определённой, государству оказанной услуги, на­правлять к тому главным образом выпадающие из Дома лены или ново-приобретенные государственные домены, кои затем обретают свойство мужских ленов короны и в отношении которых не может быть установлено ожидания.

Глава Третья.

ОБ УПРАВЛЕНИИ ДЕРЖАВОЙ.

§ 1. Министерство подразделяется на 5 департаментов - таковые: внешних отношений, юстиции, финансов, внутренних дел и военное. Об­ласть дел каждого определена и остаётся согласно указам от 26 мая 1801 г., 29 октября 1806 г и 9 марта 1807 г. Несколько министерств могут объеди­няться в одном лице. Государственный секретариат предусматривается каждым министром для своего департамента; в связи с этим все королевские декреты должны быть таковыми подписываться и только с таковой формальностью они будут рассматриваться как имеющие правовую силу. Министры ответственны перед королём за точное исполнение королевских приказов, как и за каждое нарушение конституции, которое имело место по их инициативе или при их содействии. Они ежегодно представляют мо­нарху исчерпывающий отчёт о состоянии своего департамента.

§ 2. Для совещания о важнейших внутренних делах державы учрежда­ется Тайный совет, состоящий, помимо министров, из 12 или самое боль­шее 16 персон. Тайные советники первоначально назначаются Королём на один год и рассматриваются в качестве постоянных не ранее, как по 6-летней службе. Король и наследник короны присутствуют в заседаниях со­вета; в отсутствие обоих председательствует старейший из присутствую­щих государственных министров.

Тайный совет предполагает и обсуждает в общих чертах все законы и важнейшие указы, которые ему сообщаются от Короля чрез соответст­вующее министерство, в особенности закон о повинностях или финансо­вый закон. Он разрешает все споры о компетенции судебных или админи­стративных мест, как и вопрос, может или должен административный слу­жащий предстать перед судом.

Для ведения дел Тайный совет подразделяется на 3 отдела: таковой гражданского и уголовного законодательства, финансов и внутреннего управления. Каждый отдел состоит, по меньшей мере, из 3 членов и гото­вит дела к докладу общим советом.

§ 3. Тайный совет в отправлении своих полномочий имеет лишь со­вещательный голос.

§ 4. Во главе каждого края стоит королевский генерал-комиссар, кое­му подчинены, по меньшей мере, 3, самое большее же 5 краевых советни­ков; далее в каждом крае наличествует

а) всеобщее собрание, и

б) представительство.

Первое избирает национальных представителей, последнее избирается Королём среди [лиц] краевого собрания и вносит предложение

1) о необходимых обязанностях к покрытию издержек по местным де­лам, которые, будучи записанными отдельно в ежегодном финансовом от­чёте и устанавливаемы казначейскими и налоговыми службами наряду с повинностями державы, должны быть направлены исключительно к цели, к которой они определены;

2) позволяет к улучшению состояния края относящиеся предложения и просьбы представлять чрез министерство внутренних дел Королю.

Места во всеобщем собрании даются пожизненно от Короля; они из­бираются из таковых 400 земельных собственников, купцов или фабрикан­тов округа, кои платят наивысший поземельный налог, в отношении 1 к тысяче жителей, и собираются так часто, как укажут выбранные предста­вители или приказал бы Король.

Собрания их длятся самое большее 8 дней. Король назначает предсе­дателя и прочих официалов на одну или несколько сессий; первенствую­щее место может также быть передано генерал-комиссару края.

Краевое представительство обновляется ежегодно на одну треть. Ко­роль назначает членов такового из депутатов всеобщего собрания. Имена выходящих определяются по жребию.

Представительство собирается ежегодно самое большее на 3 недели. Время и место собрания определяется монархом. В отношении правления и секретарей держатся того ж, как и при генеральном собрании.

§ 5. Местную полицию отправляет земский суд под надзиранием ге­нерал-комиссариата, содержа для сей цели одного или более полицейских делопроизводителей. Для каждой городской или сельской общины уста­навливается местное управление.

§ 6. Повинности, налоги и обязанности державы, равно как местные побочные сборы, устанавливаются казначействами и прочими к приёму повинностей определёнными чиновниками.

§ 7. Все чиновники управления в действительных чинах подлежат по­становлениям уставов от 1 января 1805 и 8 июня 1807 гг.; однако, все впредь имеющие быть зачисленными лишь тогда будут рассматриваться как действительные государственные чиновники, если они должность, ко­торая с собою таковое право несёт, непрерывно отправляли в продолжение 6 лет. Для вспомоществования прочих королевских служителей и их вдов будет выпущено особое соответствующее постановление.

Глава Четвёртая.

О НАЦИОНАЛЬНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ.

§ 1. В каждом крае из тех 200 земельных собственников, купцов или фабрикантов, кои платят наивысший поземельный налог, избираются вы­борщиками семь членов, которые вместе и образуют державное собрание.

§ 2. Король назначает из членов собрания одного председателя и че­тырёх секретарей на одно или более заседаний.

§ 3. Продолжительность действования депутатов определяется на шесть лет; по истечении этих шести лет, однако, они могут избираться снова.

§ 4. Национальное представительство собирается по меньшей мере один раз в году по общему от Короля полученному приглашению, который открывает и закрывает собрание. Он также может их отложить или распус­тить; в последнем случае, однако, должен заново собрать по меньшей мере в течение двух месяцев.

§ 5. Выбор депутатов равно как и державного представительства в це­лом предприемлется столь часто, как то будет потребовано или от всех, или от части краевых собраний королевскими открытыми обращениями, которые направляет министр внутренних дел.

§ 6. Собрание избирает из себя комиссии из трёх, самое большее че­тырёх сочленов, а именно: финансов, гражданского и уголовного законо­дательства, внутреннего управления и уплаты государственных обяза­тельств. Оные собираются и сносятся с соответствующими секциями Тай­ного совета в отношении проектов законов и общих уставов, равно как и по отчёту финансов, столь часто, как правительство от них потребует.

§ 7. Таким образом приуготовленные законы вносятся в представи­тельство двумя, самое большее тремя членами Тайного совета; собрание постановляет о том путём тайного баллотирования согласно абсолютному большинству голосов. Брать слово не уполномочен никто, кроме как коро­левский комиссар из Тайного совета и члены подобающих комиссий пред­ставительства.

Глава Пятая.

О ПРАВОСУДИИ.

§ 1. Правосудие осуществляется посредством в надлежащем числе оп­ределённых высших и низших судов. Для державы в целом существует единственное высшее судебное место.

§ 2. Все судебные места обязаны в окончательных постановлениях приводить основания решения.

§ 3. Члены юридических коллегий назначаются Королём пожизненно и могут потерять свои места только чрез формальное приговорение.

§ 4. Король может осуществлять помилование в уголовных делах, от­менить или смягчить наказания, однако ни в коем случае не замедлять как-либо возбуждённое дело или начатое расследование, и тем менее лишить сторону её законного судьи.

§ 5. Королевская казна во всех спорных частноправовых отношениях ищет правосудия в королевском суде.

§ 6. Конфискация имений места не имеет ни в коем случае, исключая дезертирство; разве только могут подлежать секвестру доходы во время жизни преступника, дабы с тем оплачены были судебные издержки.

§ 7. Надлежит, чтобы были введены собственные гражданское и уго­ловное уложения для единой державы.

Глава Шестая.

О ВОИНСКОМ ЗНАНИИ.

§ 1. Для обороны государства и к исполнению посредством Рейнского союзного акта наложенных обязанностей содержится постоянная армия.

§ 2. Войска пополняются путём всеобщей воинской повинности.

§ 3. Армия используется только против внешнего врага; во внутри, однако, лишь тогда, когда это в особенных случаях выраженно приказано монархом или военная сила формально к тому истребована гражданскими властями.

§ 4. Военнослужащие состоят в военной подсудности только в уго­ловных и служебных делах; во всех прочих же они, как и каждый гражда­нин государства, подвержены соответствующим гражданским судам.

§ 5. Устанавливается гражданская милиция. Учреждаются националь­ная гвардия - к поддержанию спокойствия в военное время и жандармерия - к отправлению полиции.

Сии суть принципы будущей конституции Державы Нашей. Её введе­ние сим назначается на 1 октября сего года. В переходное время воспосле­дуют на основании сего задуманные уложения, равно как и отдельные ор­ганические законы, которые послужат частью ближайшему разъяснению вышеуказанных постановлений, частью предначертают способ и путь оных пополнения.

Народы Державы Нашей! Наша цель - утверждение вашего сообщественного благополучия. Сколь важнее вам таковая покажется и преисполненнее вам быть в осознании, что благо особенное себе не иначе, как в тесной связи со всеобщим длительно содержаться может; и тем прочнее будет эта цель достигнута и Наша правительственная забота вознаграждена.

Дано в городе Наших столицы и пребывания Мюнхене, в первый день месяца мая тысяча восемьсот восьмого года, державы Нашей третьего.

Максимилиан Йозеф.

[Контрасигновано:] барон фон Монтеглас, граф Моравиц, барон фон Хомпеш.

 


 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: