То не ветер ветку клонит,




Петух- кочет

Жаргонизмы - речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Различаются жаргонизмы: салонный, мещанский, воровской, студенческий, школьный, армейский, спортивный, и т.д. «Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Звукопись - подбор звуков в стихотворной речи (реже прозаической), имеющий художественно - выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. Например: Дремлет чуткий камыш Тишь безлюдье вокруг

Никитин

Инверсия (лат. Inversion- перестановка, переворачивание) – обратный порядок слов нарушение общепринятой последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей новый, особый оттенок выразительности:
он пришёл - пришёл он
...Где глаз людей обрывается куцый

В. Маяковский

Досадно было, боя ждали

М. Лермонтов

И курганов зеленеет убегающая цепь

А. Фет

Ирония (греч. Еirоnеiа- притворство, насмешка) – скрытая насмешка - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный знак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположенный ему, подразумеваемый.

«Отколе, умная, бредёшь ты, голова»? (И. Крылов) (обращение к Ослу - см. аллегорию)

Контекстные синонимы - слова или сочетание слов, которые приобретают близкое значение лишь в определённом контексте. «Ничегонеделание» - пассивный отдых, см. Синонимы контекстуальные.

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. Тютчев)

Литота (от греч. Litotes- простота, малость, умеренность) - образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить,

Чтоб на свете сиротиночке

Беспечально век прожить.

(Н. Некрасов)

«Мальчик с пальчик », «мужичок с ноготок », тише воды, ниже травы.

Метафора (греч. Metaphora - перенесение) - представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов: сонное озеро города, взлетающий бубенметели (А. Блок) слов моих сухие листья (В. Маяковский) моих слов соловьи (Б. Ахмадуллина) вранья холодный дым ( А. Твардовский) ручей улыбки (М. Светлов) серебряная ложка луны (Ю. Мориц)

Иногда весь текст или значительный по объёму его фрагмент строится на основе переноса значения по сходству. В таком случае говорят о развёрнутой метафоре. Примером такого вида метафоры может служить стихотворение М. Лермонтова «Чаша жизни», которое построено на развёртывании метафорического высказывания пить чашу жизни.

Метафорический эпитет - соединяет в себе признаки метафоры (перенос значения с одного понятия на другое на основании сходства) и эпитета (образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия). Например:

«Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого... входят в человека, становясь мерилом прошлого» Д. Лихачёв.

 

Метонимия - вид тропа (см.), употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре (см.), с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.д.) связи с предметом (явлением), который обозначается замещаемым

словом. Например: «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.

«Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду»

А. Чехов

Бессоюзие

Морфемный повтор - повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней.

Неологизм (от греч. Neos - новый и logos- слово) - слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий (в науке, технике, культуре, в быту). Неологизм подчёркивает выразительность речи. Например, «бездарь» вместо «бездарность».

 

Однородные члены, ряды однородных членов

Оксюморон (греч. oxymoron- остроумно- глупое) - необычное соединение слов, сочетание противоречащих друг другу слов, логически исключающих друг друга. «Мёртвые души», «невольник чести», «невозможное возможно», «живой труп».

Олицетворение - троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. «О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?»

Параллелизм (от греч. Parallelos - идущий рядом) - сравнение в форме сопоставления. Параллелизм бывает прямой: «Травой зарастают могилы - давностьюзарастает боль» и отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит-

То моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

С. Стормилов.

Парадокс - суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению («Трус умирает много раз, храбрец - только однажды» В. Шекспир). Парадокс может быть средством разоблачительного, сатирического изображения действительности. Парадокс может ставить суждение на грань нелепости («Торопись медленно», «Чем хуже, тем лучше»), но это лишь придаёт парадоксу особую яркость.

Парцелляция (итал. Parcellf - частица; от лат. particla) - стилистический приём, расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Цель парцелляции - придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками:

А всё Кузнецкий мост,

И вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы, Губители карманов и сердец;

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!

А. Грибоедов.

Период (отгреч. Neriodos - обход) - лингвистический термин, означающий длинное сложное предложение, в первой части которого интонация идёт на повышение, а во второй - на понижение. Например, стихотворения А.С.Пушкина «Когда порой воспоминанье...», М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...».

Перифраз (отгреч - paraphrases- описательный оборот, описание)

1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова: Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора).

2)Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты: Царь зверей вместо «лев», Туманный Альбион вместо «Англия», Северная Пальмира вместо Санкт-Петербург.

Сравнение у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение (от греч. Rhetorike - ораторское искусство) - специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получит на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин)

Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: