ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ




 

Доходы – один из основных показателей работы торговых организаций, определяющий все стороны хозяйственной деятельности. Он оказывает влияние на валовую прибыль, прибыль от реализации товаров, рентабельность и финансовое состояние организации. Следовательно, его систематический анализ имеет большое значение в работе торговых организаций. Анализ доходов служит предпосылкой для их прогнозирования, определения рентабельности организации и ее финансового состояния на предстоящий период. От полноты и глубины анализа, от правильности сделанных выводов зависят точность, экономическая обоснованность последующих прогнозных расчетов. Необходимость всестороннего анализа доходов обусловливается тем, что они являются одним из основных показателей работы торговых организаций и характеризуют их деловую активность.

Доходы торговой организации относятся к числу важнейших показателей экономического развития страны. В данном показателе проявляются основные народнохозяйственные пропорции, структура валового внутреннего продукта, распределение национального дохода и т.д. Объем полученных доходов оказывает большое влияние на денежное обращение в стране, так как выручка торговых организаций составляет важную часть наличного денежного обращения. Полученные доходы служат для возмещения произведенных затрат и создают основу для дальнейшего роста производства.

Цель анализа доходов организаций оптовой торговли состоит в обосновании управленческих решений, направленных на повышение доходов.

Объектами анализа являются доходы от видов деятельности, операционные доходы и внереализационные доходы.

Для достижения поставленной цели в ходе анализа доходов организаций оптовой торговли решаются следующие задачи:

1) оценка состава, структуры и динамики доходов организации, определение типа их структурной динамики;

2) определение влияния доходов организации и их составных элементов на изменение прибыли (убытка) отчетного периода и рентабельности (убыточности) доходов организации;

3) изучение состава, структуры и динамики доходов от реализации товаров в оптовой торговле;

4) оценка выполнения плана по поступлению доходов от реализации товаров;

5) исследование динамики доходов от реализации товаров за ряд лет;

6) анализ ритмичности и равномерности поступления доходов от реализации товаров;

7) расчет влияния факторов на изменение доходов от реализации товаров;

8) выявление и исчисление резервов роста доходов от реализации товаров;

9) изучение показателей безубыточности деятельности оптовой организации, факторов их изменения;

10) определение влияния доходов от реализации товаров на изменение рентабельности продаж;

11) оценка состава, структуры и динамики операционных и внереализационных доходов, их факторный анализ;

12) оценка влияния составных элементов операционных и внереализационных доходов на изменение прибыли (убытка) отчетного периода.

Основными источниками информации анализа доходов торговой организации являются:

1) бухгалтерская отчетность, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 14.02.2008 № 19:

· форма 2 «Отчет о прибылях и убытках», в которой по строке 020 отражается выручка от реализации товаров за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку, а по строкам 090 и 140 – соответственно операционные и внереализационные доходы за вычетом налогов и сборов, включаемых в них;

· форма 3 «Отчет о расходах на реализацию товаров», где по строке 510 представлена информация о реализации товаров в оптовой торговле, а также об НДС (стр. 511 ф.3) от реализации и акцизах (стр. 512 ф.3);

· форма 4 «Отчет о движении денежных средств», содержащая по строке 030 данные о выручке от реализации товаров, полученной денежными средствами;

2) статистическая отчетность:

· форма 1-ф (офп) «Отчет об отдельных финансовых показателях», в которой представлены данные, аналогичные данным формы 4 бухгалтерской отчетности;

· форма 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», содержащая данные о выручке от реализации, оплаченной и не оплаченной покупателями;

3) расшифровки операционных и внереализационных доходов, данные аналитического учета по счетам 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» и 92 «Внереализационные доходы и расходы»;

4) смета доходов (бизнес-план).

Анализ доходов организаций оптовой торговли проводится в следующем порядке. На первом этапе анализа по данным формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» исследуется состав, структура и динамика доходов организации, для чего используется аналитическая таблица 1.

 

Таблица 1 – Состав, структура и динамика доходов организации

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение по (+,–) Темп изменения, %
сумма, млн р. уд. вес, % сумма, млн р. уд. вес, % сумме, млн р. уд. весу, %
               
1. Доходы от видов деятельности (стр. 020 ф.2), в том числе              
1.1. Доходы от реализации товаров оптом              
1.2. Комиссионное вознаграждение              
1.3. Доходы от реализации товаров в розницу через собственные объекты розничной торговли              
2. Прочие доходы (стр. 2.1 + стр. 2.2)              
в том числе: 2.1 операционные доходы (стр. 090 ф.2)              
2.2 внереализационные доходы (стр. 140 ф.2)              
3. Доходы организации (стр. 1 + стр. 2)            

 

Данная таблица 1 позволяет выявить наметившиеся тенденции в изменении доходов и их структуры, дать им оценку. При анализе данных таблицы доходы от видов деятельности следует рассматривать как основной, определяющий вид доходов организации, который при нормальных условиях деятельности имеет наибольший удельный вес в общей величине доходов. Если операционные или внереализационные доходы получают преобладающий характер в структуре доходов организации, этот факт объясняется изменениями условий деятельности.

На следующем этапе анализа доходов определяется их влияние на изменение прибыли (убытка), полученного в отчетном периоде, путем сопоставления их величины в отчетном и прошлом периодах. Результат этих расчетов приведен в графе 6 таблицы 1.

Детальный анализ доходов как фактора формирования прибыли (убытка) позволяет определить, какие доходы в большей степени повлияли на изменение прибыли (убытка) отчетного периода – доходы от видов деятельности или прочие доходы (операционные и внереализационные).

Анализ общей суммы доходов организаций оптовой торговли дополняется детальным аналитическим исследованием отдельных видов доходов. В первую очередь исследуют доходы от реализации товаров, так как они являются основным элементом доходов организаций оптовой торговли.

Анализ начинают с оценки состава, структуры, динамики и выполнения плана поступления

доходов от реализации товаров. Динамика и выполнение плана поступления доходов изучаются как в целом по организации оптовой торговли, так и по их видам, отдельным складам, периодам времени (квартал, месяц, декада), формам товародвижения (складская, транзитная), формам поступления доходов (доходы, оплаченные денежными средствами, оплаченные неденежными средствами, неоплаченные), товарным группам при наличии соответствующей информации.

Изучая доходы от оптовой реализации товаров, необходимо принимать во внимание изменение цен за анализируемый период. Поэтому оценка выполнения прогнозных показателей и динамики доходов от осуществления оптовой деятельности производится в действующих и в сопоставимых ценах.

Для пересчета доходов от реализации товаров в сопоставимые цены () необходимо доходы отчетного периода () разделить на индекс цен ():

(1)

Поскольку полученные доходы от реализации товаров предназначаются для возмещения расходов по приобретению товаров, издержек обращения и получения прибыли, в процессе горизонтального и вертикального анализа необходимо оценить их динамику и структуру по составным элементам. Это позволит определить рациональность структуры доходов от реализации товаров с точки зрения ее влияния на эффективность деятельности организаций оптовой торговли (таблица 2).

 

Таблица 2 – Состав, структура и динамика доходов от реализации товаров

по составным элементам

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение по (+,–) Темп изменения, %
сумма, млн р. уд. вес, % сумма, млн р. уд. вес, % сумме, млн р. уд. весу, %
               
1. Себестоимость реализованных товаров (стр.3 – стр.2)              
2. Валовая прибыль (стр. 110 ф. 3)              
в том числе: 2.1 издержки обращения (стр. 100 ф. 3)              
2.2 прибыль от реализации (стр. 140 ф. 3)              
3. Доходы от реализации товаров (стр. 510 ф.3 – - стр. 511 ф.3 – стр. 512 ф.3)            

Примечание. Структура доходов от реализации товаров по составным элементам оценивается при условии наличия прибыли от реализации.

 

Положительной тенденцией в изменении структуры доходов по составным элементам является сокращение удельного веса себестоимости реализованных товаров и издержек обращения и, соответственно, увеличение доли валовой прибыли и прибыли от реализации. Удельный вес прибыли от реализации отражает экономический эффект по оптовой торговле.

Сравнение темпов изменения доходов от реализации товаров и себестоимости реализованных товаров позволяет определить причины изменения валовой прибыли. Опережение темпов изменения доходов от реализации товаров по сравнению с темпами изменения себестоимости обеспечивает прирост валовой прибыли, и наоборот.

Далее проводится трендовый анализ доходов от реализации товаров за последние 5-10 лет. Он позволяет выявить наметившиеся тенденции в поступлении доходов. Для этого рассчитываются следующие показатели динамики доходов в действующих и сопоставимых ценах:

1) абсолютное отклонение (цепным и базисным способами):

, (2)

где – абсолютное отклонение доходов от реализации товаров;

– доходы от реализации товаров отчетного периода в действующих (сопоставимых) ценах;

– доходы от реализации товаров прошлого (базисного) периода.

Характеризует прирост (снижение) суммы доходов в отчетном периоде по сравнению с прошлым (базисным).

2) темп изменения (цепным и базисным способами):

, (3)

где – темп изменения доходов от реализации товаров.

Показывает относительное изменение (в %) доходов в отчетном периоде по сравнению с прошлым (базисным).

3) темп прироста (снижения) (цепным и базисным способом):

, (4)

где – темп прироста (снижения) доходов от реализации товаров.

Отражает прирост (снижение) доходов в отчетном периоде по сравнению с прошлым (базисным) в процентах.

4) абсолютное значение 1 % прироста (снижения):

, (5)

где – абсолютное значение 1 % прироста (снижения) доходов от реализации товаров.

Характеризует абсолютный прирост (снижение) суммы доходов при их изменении на 1 %.

Результаты расчета указанных показателей представляются в таблице 3:

 

Таблица 3 –Динамика доходов от реализации товаров

 

Год Доходы от реализации товаров, млн р Отклонение (+,–) Темп изменения, % Темп прироста (снижения), % Абсолютное значение 1 % прироста (снижения), млн р.  
в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах
      - - - - - -  
                   
                   
                   
                   

Примечание. Для исследования динамики доходов от реализации товаров цепным и базисным способами составляются две отдельные таблицы.

 

Для определения закономерностей развития доходов за исследуемый период времени без учета их колебаний в отдельные периоды определяются среднегодовой темп изменения доходов от реализации товаров и среднегодовой темп их прироста (снижения) по формулам:

, (6)

где – среднегодовой темп изменения доходов от реализации товаров;

– доходы от реализации товаров последнего анализируемого периода;

– доходы от реализации товаров в начальном (базисном) периоде.

Отражает относительное изменение (в %) доходов в среднем за год.

 

, (7)

где – среднегодовой темп прироста (снижения) доходов от реализации товаров.

Показывает, на сколько процентов в среднем за год возрастают (снижаются) доходы.

Определив основную тенденцию изменения доходов за длительный период времени, можно рассчитать их прогнозную величину при сложившихся темпах изменения.

На следующем этапе анализа изучается ритмичность выполнения плана поступления доходов реализации товаров, то есть соответствие фактических поступлений доходов плановым. Для этого рассчитываются следующие показатели:

1) среднеквадратическое отклонение:

, (8)

 

где – среднеквадратическое отклонение;

– процент выполнения плана по поступлению доходов в отдельных отчетных периодах;

– средний процент выполнения плана по поступлению доходов за анализируемый период;

– количество отчетных периодов.

Показывает степень варьирования выполнения плана поступления доходов в отдельных отчетных периодах относительно его среднего значения за исследуемый период.

2) коэффициент вариации:

, (9)

 

где – коэффициент вариации (неритмичности), %.

Показывает, на сколько процентов выполнение плана поступления доходов в отдельных отчетных периодах отклоняется от его среднего значения за исследуемый период.

3) коэффициент ритмичности:

, (10)

 

где – коэффициент ритмичности, %.

 

Показывает степень соответствия фактического поступления доходов плану за исследуемый период. Чем ближе значение коэффициента ритмичности к 100 %, тем больше фактическое поступление доходов соответствует плановому заданию.

Для анализа ритмичности поступления доходов от реализации товаров целесообразно использовать таблицу 4:

 

 

Таблица 4 – Выполнение плана по поступлению доходов от реализации товаров по месяцам

Месяц Доходы от реализации товаров, млн р. Выполнение плана (х), %
план фактически
Январь          
Февраль          
Март          
и т.д.          
Итого    

 

В случае выявления значительных отклонений от плана поступления доходов следует установить причины таких отклонений, а также проверить правильность и обоснованность утвержденного плана.

С целью определения резервов роста доходов от реализации товаров на следующем этапе анализа дается количественная оценка их изменения под влиянием различных факторов. Факторные модели, отражающие взаимосвязь между доходами от реализации товаров и факторами, определяющими их изменение, представлены ниже:

 

, (11)

где – доходы от реализации товаров;

– физический объем реализованных товаров отдельного вида;

– отпускная цена i -го товара.

 

, (12)

где – доходы от реализации товаров;

– средняя стоимость товарных запасов;

– скорость обращения товарных запасов в разах.

 

, (13)

где – доходы от реализации товаров;

– среднесписочная численность работников;

–производительность труда 1 работника.

 

, (14)

где – доходы от реализации товаров;

– средняя стоимость основных средств;

– фондоотдача.

 

, (15)

где – доходы от реализации товаров;

– количество складов;

– средняя площадь 1 склада;

– доходы от реализации товаров на 1 м2 складской площади.

Алгоритм расчета влияния факторов на изменение доходов от реализации товаров представлен в таблице 5.

Таблица 5 –Алгоритм расчета влияния факторов на изменение доходов от реализации товаров

 

Факторы Прошлый период Отчетный период Отклонение (+,–) Расчет влияния факторов
Цена и физический объем
1. Физический объем реализованных товаров, нат. ед.
2. Отпускная цена реализованных товаров, млн р.
Обеспеченность товарными запасами и эффективность их использования
1. Средние товарные запасы, млн р.
2. Скорость обращения товарных запасов, Раз
Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования
1. Среднесписочная численность торговых работников, чел.
2. Производительность труда, млн р.
Обеспеченность основными средствами и эффективность их использования
1. Средняя стоимость основных средств, млн р.
2. Фондоотдача, р.
Обеспеченность материально-технической базой и эффективность ее использования
1. Количество складов, ед.

Окончание таблицы 5

Факторы Прошлый период Отчетный период Отклонение (+,–) Расчет влияния факторов
2. Средняя складская площадь, м2
3. Доходы от реализации товаров на 1 м2 складской площади, млн р.

 

Результаты факторного анализа позволяют сделать обоснованные выводы о причинах изменения доходов от реализации товаров и выявить резервы их роста. Основное внимание при этом должно уделяться росту за счет интенсивных факторов (скорости обращения средств в товарных запасах, производительности труда, фондоотдачи, доходов от реализации товаров на 1 м2 складской площади), поскольку они характеризуют степень усилия, напряженности труда и направлены на повышение отдачи ресурсов.

Наряду с доходами от видов деятельности немаловажное значение в формировании финансовых результатов имеют операционные и внереализационные доходы. В процессе их анализа выясняется детализированная структура операционных и внереализационных доходов и ее динамика за отчетный период по сравнению с прошлым периодом. Результаты детализированного анализа отражаются в таблицах 6 и 7, составляемых на основании расшифровок операционных и внереализационных доходов.

 

Таблица 6 – Состав, структура и динамика операционных доходов

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение по (+,–) Темп изменения, %
сумма, млн р. уд. вес, % сумма, млн р. уд. вес, % сумме, млн р. уд. весу, %
1. Доходы от продажи и прочего выбытия основных средств, нематериальных активов, запасов и иных активов              
2. Доходы от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов              
3. Доходы от предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности              
4. Доходы от участия в уставных фондах других организаций              
5. Доходы по ценным бумагам              
6. Доходы от участия организации в совместной деятельности по договору простого товарищества              
7. Доходы по операциям с тарой и т.д.              
Итого            

Примечание. Операционные доходы в таблице отражаются за минусом НДС и других аналогичных платежей.

Таблица 7 – Состав, структура и динамика внереализационных доходов

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение по (+,–) Темп изменения, %
сумма, млн р. уд. вес, % сумма, млн р. уд. вес, % сумме, млн р. уд. весу, %
1. Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров полученные, присужденные судом или признанные              
2. Безвозмездно полученные активы              
3. Имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации              
4. Поступления в возмещение причиненных организации убытков              
5. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году              
6. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности              
7. Сумма дооценки активов и т.д.              
Итого              

Примечание. Внереализационные доходы в таблице отражаются за минусом НДС и других аналогичных платежей

 

По результатам расчетов в таблицах 6 и 7, выясняется, какие элементы операционных и внереализационных доходов в большей мере повлияли на изменение их общей суммы и, соответственно, прибыли (убытка) отчетного периода.

На заключительном этапе анализа доходов изучается их влияние на изменение прибыли или убытка, полученных в отчетном периоде, и рентабельности (убыточности) доходов организации.

Воздействие доходов, в том числе их отдельных видов, определяется путем сопоставления их величины в отчетном и прошлом периодах. Эти сведения содержатся в графе 6 таблицы 1. Детальный анализ доходов как фактора формирования прибыли (убытка) позволяет определить, какие доходы в большей степени повлияли на изменение прибыли (убытка) отчетного периода – доходы от видов деятельности или прочие доходы (операционные и внереализационные).

Изложенная методика анализа доходов позволяет комплексно изучить их состав и тенденцию изменения, а также определить резервы роста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: