ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ




Целью анализа финансовых результатов в оптовой торговле является определение тенденций изменения прибыли и рентабельности хозяйственной деятельности, установление причин их изменения и резервов роста.

Объектами анализа финансовых результатов организаций торговли являются валовая прибыль (доход), прибыль от реализации товаров, прибыль за отчетный период и показатели рентабельности.

Задачами анализа финансовых результатов являются:

1. Оценка степени выполнения плана по валовой прибыли (доходу) и прибыли от реализации товаров;

2. Изучение состава, структуры и динамики валовой прибыли (дохода) и прибыли за отчётный период;

3. Исследование влияния факторов на изменение валовой прибыли (дохода), прибыли от реализации товаров, прибыли за отчетный период и показателей рентабельности деятельности организации;

4. Определение безубыточности торговой деятельности организации, запаса её финансовой прочности, а также объёма продаж, обеспечивающего необходимую (прогнозную) сумму прибыли от реализации товаров;

5. Обоснование управленческих решений, направленных на обеспечение повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и получение прибыли.

Основными источниками информации анализа финансовых результатов являются:

· Бухгалтерский баланс (форма №1), где в третьем разделе «Капитал и резервы» содержатся данные о сумме чистой прибыли (убытка) отчётного периода (стр. 440), а также нераспределённой (неиспользованной) прибыли или непокрытого убытка (стр. 450);

· Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2). В нем за два года содержится информация об источниках формирования прибыли (убытка) по видам деятельности (стр. 070), прибыли (убытка) от операционных (стр. 120) и внереализационных доходов и расходов (стр. 160), прибыли (убытка) за отчетный период (стр. 200) и чистой прибыли (убытка) (стр. 300);

· Отчёт о расходах на реализацию товаров (форма № 3) внутренней бухгалтерской отчетности). В нем содержатся данные о сумме валовой прибыли (дохода) (стр. 110), сумме издержек обращения (стр. 100) и прибыли от реализации товаров (стр. 140). В справке к форме № 3 представлена информация об объеме реализации товаров в оптовой торговле (стр. 510);

· Отчёт о финансовых результатах (форма № 12-ф (прибыль)) статистической отчетности, в котором представлена информация за два года об источниках формирования чистой прибыли.

Также в ходе анализа необходимо использовать регистры аналитического учета по счетам 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль».

Анализ валовой прибыли (дохода). На первоначальном этапе анализа финансовых результатов необходимо оценить валовую прибыль (доход) в оптовой торговле, которая представляет собой разность между выручкой от реализации товаров (за минусом налогов из выручки) и себестоимостью реализованных товаров (их покупной стоимостью). Валовая прибыль (доход) предназначена для покрытия издержек обращения и образования прибыли от реализации товаров.

В зависимости от вида цен и порядка их формирования валовая прибыль (доход) оптовой торговли включает:

· по составу: оптовые надбавки, оптовые и торговые скидки, разницы между сформированной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой;

· по моменту формирования: доход, начисляемый при поступлении товаров (оптовые и торговые скидки); доход, начисляемый при реализации товаров (оптовые надбавки); разницы между сформированной отпускной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой;

· по полноте принадлежности организации оптовой торговли: распределяемые доходы между всеми оптовые посредниками (оптовые надбавки и скидки); распределяемые доходы между оптовым и розничным звеном (торговая скидка); неделимые доходы (разница между сформированной отпускной и покупной ценой, контрактной и покупной ценой товаров).

Методика анализа валовой прибыли (дохода) в оптовой торговле включает следующие этапы ее исследования:

· оценка выполнения плана по валовой прибыли (доходу) с целью контроля выполнения планового задания и определения его реальности;

· изучение динамики валовой прибыли (дохода) и установление тенденций ее изменения;

· определение резервов роста валовой прибыли (дохода) по результатам ее факторного анализа.

По данным формы № 3 бухгалтерской отчетности «Отчет о расходах на реализацию товаров» необходимо оценить состав и структуру валовой прибыли (дохода), соотношение между темпами изменения издержек обращения, объема реализации товаров и прибыли от реализации.

Результаты горизонтального и вертикального анализа валовой прибыли (дохода) оформляют в таблице 15.

 

Таблица 15 –Состав, структура и динамика валовой прибыли

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение по (+,–) Темп изменения, %
сумма, млн р. уд.вес, % сумма, млн р. уд.вес, % сумме, млн р. уд.весу, %
1. Издержки обращения (стр. 100 ф. 3)              
2. Прибыль от реализации товаров (стр. 140 ф.3)              
3. Валовая прибыль (доход) (стр. 110 ф. 3)   100,0   100,0   -  

Примечание. Структура анализируется при условии наличия прибыли от реализации товаров.

 

Анализ суммы валовой прибыли (дохода) в оптовой торговле должен быть увязан с изучением объема реализации товаров, так как между данными показателями существует взаимозависимость. Рост объема реализации товаров влечет за собой повышение суммы валовой прибыли (дохода). И, наоборот, снижение суммы объема реализации товаров приводит к снижению суммы валовой прибыли (дохода). В этой связи в ходе изучения валовой прибыли (дохода) рассчитывают ее уровень к объему реализации товаров по формуле 38:

(38)

где УВП – уровень валовой прибыли (дохода);

ВП – сумма валовой прибыли (дохода) (стр. 110 ф. 3);

В – выручка от реализации товаров (стр. 510 ф. 3).

 

Уровень валовой прибыли (дохода) характеризует удельный вес валовой прибыли (дохода) в сумме реализованных товаров. При расчете уровня валовой прибыли (как и при расчете уровня издержек обращения на реализованные товары) за основу сравнения принимается выручка от реализации товаров (с налогами из выручки), которая наиболее полно характеризует объем реализованных товаров и включает реализацию товаров оптом, выручку от реализации товаров в розницу через собственные объекты розничной торговли, а также выручку от реализации услуг по продаже товаров по договорам консигнации, комиссии (комиссионное вознаграждение).

Рост уровня валовой прибыли (дохода) объясняется опережающим темпом роста суммы валовой прибыли (дохода) по сравнению с темпом роста выручки от реализации товаров и расценивается как положительная тенденция. Снижение уровня валовой прибыли (дохода) связано с более быстрым темпом роста выручки от реализации товаров по сравнению с ростом суммы валовой прибыли (дохода).

В ходе анализа валовой прибыли (дохода) в оптовой торговле оценивают причины изменения ее суммы. Основными факторами, влияющими на изменение суммы валовой прибыли (дохода), являются выручка от реализации товаров и уровень валовой прибыли.

Алгоритм факторного анализа валовой прибыли (дохода) представлен в таблице 16.

Таблица 16 – Алгоритм расчета влияния реализации товаров и уровня валовой прибыли

на изменение суммы валовой прибыли в оптовой торговле

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение (+, –) Расчет влияния факторов
1. Выручка от реализации товаров, млн р. В 0 В 1 В В ∙ УВП 0 :100
2. Уровень валовой прибыли (дохода), % УВП 0 УВП 1 УВП УВП ∙ В 1:100
3. Сумма валовой прибыли (дохода), млн р. ВП 0 ВП 1 ВП ВП

 

Далее определяют влияние факторов второго порядка на изменение суммы валовой прибыли (дохода) через изменение объема реализованных товаров. К таким факторам относятся:

· цена и физический объем реализованных товаров;

· численность работников и производительность их труда;

· средняя стоимость основных средств и эффективность их использования;

· средние товарные запасы и эффективность их использования.

Рост цен и физического объема реализованных товаров, повышение производительности труда работников оптовой торговли, отдачи основных средств и ускорение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, способствуют увеличению выручки от реализации товаров, а, следовательно, и росту суммы валовой прибыли (дохода). Алгоритм расчета влияния факторов второго порядка на изменение суммы валовой прибыли (дохода) в оптовой торговле представлен в таблице 17.

 

Таблица 17 – Алгоритм факторного анализа суммы валовой прибыли в оптовой торговле

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение (+,–) Расчет влияния факторов
1. Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность их использования
1.1. Среднесписочная численность работников, чел. Ч 0 Ч 1 Δ Ч Δ Ч ∙ ПТ 0 ∙ УВП 0:100
1.2. Производительность труда, млн р. ПТ 0 ПТ 1 Δ ПТ Δ ПТ ∙Ч 1 ∙ УВП 0:100
2. Обеспеченность основными средствами и эффективность их использования
2.1. Средняя стоимость основных средств, млн р. ОС 0 ОС 1 Δ ОС Δ ОС ∙ФО 0 ∙УВП 0 :100
2.2. Коэффициент отдачи основных средств, р. ФО 0 ФО 1 Δ ФО Δ ФО ∙ОС 1 ∙УВП 0 :100
3. Обеспеченность товарными запасами и эффективность их использования
3.1.Средняя стоимость товарных запасов, млн р. З 0 З 1 Δ З Δ З ∙Коб 0 ∙УВП 0 :100
3.2. Коэффициент оборачиваемости товарных запасов, раз Коб 0 Коб 1 Δ Коб Δ Коб ∙З 1 ∙УВП 0 :100

 

Влияние цены реализации товаров на изменение суммы валовой прибыли (дохода) в оптовой торговле определяют следующим образом, используя формулу 39:

ВП(р) = (р1 g1р0 g1) ∙УВП 0 : 100, (39)

где ВП(р) – изменение суммы валовой прибыли (дохода) за счет изменения цены на реализованные товары;

р1 g1 – выручка от реализации товаров отчетного периода в действующих ценах;

р0 g1 – выручка от реализации товаров отчетного периода в сопоставимых ценах;

УВП 0 – уровень валовой прибыли (дохода) в базисном периоде.

Влияние физического объема реализации товаров на изменение суммы валовой прибыли (дохода) определяют по формуле 40:

ВП(g)= (р0 g1 p0 g0) ∙УВП 0 : 100, (40)

где ВП(g) – изменение суммы валовой прибыли (дохода) за счет изменения физического объема реализованных товаров;

p0 g0 – выручка от реализации товаров в базисном периоде.

Существенное влияние на изменение уровня валовой прибыли (дохода) оказывает структура реализуемых товаров, так как уровень валовой прибыли (дохода) зависит от размера оптовых надбавок по товарным группам, количества оптовых посредников, а также распределением торговой надбавки между оптовым и розничным звеном. Повышение в составе реализации товаров доли низкодоходных товаров (реализуемых по фиксированным розничным ценам, а также продовольственных товаров) приводит к снижению среднего уровня валовой прибыли (дохода). Влияние изменения структуры реализации товаров на изменение уровня валовой прибыли (дохода) определяют по формуле 41:

УВП(d)= (di1 ∙Уi0 di0 ∙Уi0): 100, (41)

где УВП(d) – изменение уровня валовой прибыли (дохода) за счет изменения структуры реализованных товаров;

Уi0 – средний процент оптовой надбавки i-товарной группы в базисном периоде;

di0 – удельный вес i-товарной группы базисного периода в общем объеме реализации товаров;

di1 – удельный вес i-товарной группы отчетного периода в общем объеме реализации товаров.

На заключительном этапе анализа валовой прибыли (дохода) в оптовой торговле необходимо определить ее влияние на изменение суммы прибыли от реализации товаров, используя формулу 42:

Δ ПВП = Δ УВП ∙ В1: 100, (42)

 

где Δ ПВП – изменение суммы прибыли от реализации товаров за счет влияния валовой прибыли (дохода);

Δ УВП – изменение уровня валовой прибыли (дохода) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

В 1 – выручка от реализации товаров в отчетном периоде.

 

Анализ прибыли от реализации товаров. Прибыль от реализации товаров представляет собой разницу между валовой прибылью (доходом) и издержками обращения по реализованным товарам. Прибыль от реализации является основным источником формирования прибыли за отчетный период. Она является основной целью оптовой торговли. В ходе анализа финансовых результатов от реализации товаров в организациях оптовой торговли необходимо оценить следующее:

· выполнение плана и динамику прибыли от реализации товаров;

· изменение доли прибыли от реализации товаров в прибыли за отчетный период, валовой прибыли (доходе) и выручке от реализации товаров;

· влияние факторов на изменение прибыли от реализации товаров;

· резервы роста прибыли от реализации товаров.

На первом этапе анализа прибыли от реализации товаров необходимо на основании данных бухгалтерской отчетности изучить тенденции изменения прибыли от реализации и источников ее формирования, а также изменение ее доли в составе валовой прибыли, выручки от реализации, а также прибыли за отчетный период.

Результаты анализа динамики прибыли от реализации товаров оформляются в таблице 18.

 

Таблица 18 – Состав, структура и динамика источников формирования прибыли

от реализации товаров

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение по (+,-) Темп изменения, %
сумма, млн р. уд. вес, % сумма, млн р. уд. вес, % сумме, млн р. уд. весу, %
1. Выручка от реализации товаров (за минусом налогов и платежей в составе выручки) (стр. 510 ф. 3 за минусом стр. 511 и 512 ф.3)   100,0   100,0   -  
2. Издержки обращения (стр. 100 ф.3)              
3. Прибыль от реализации товаров (стр. 140 ф.3)              
4. Себестоимость реализованных товаров (стр. 1 за минусом стр. 2 и 3)              

Примечание. Структура анализируется при условии наличия прибыли от реализации товаров.

 

По данным вышеприведенной таблицы 18 необходимо обратить внимание на соотношение темпов изменения выручки от реализации товаров, расходов на их реализацию и прибыли от реализации. Снижение прибыли от реализации товаров связано с опережающим темпом роста расходов на их реализацию по сравнению с темпом роста выручки. Следовательно, для получения прибыли от реализации товаров и ее роста необходимо, чтобы выполнялось следующее соотношение (формула 43):

ТрВП >ТрВ > ТрИО, (43)

где ТрВП – темп роста валовой прибыли (дохода);

ТрВ – темп роста выручки от реализации товаров;

ТрИО – темп роста издержек обращения.

Далее следует оценить изменение доли прибыли от реализации в составе прибыли за отчетный период. Результаты расчетов оформляются в таблице 19.

 

Таблица 19 – Состав, структура и динамика прибыли за отчетный период

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение по (+,–) Темп изменения, %
сумма, млн р. уд.вес, % сумма, млн р. уд.вес, % сумме, млн р. уд. весу, %
1. Прибыль от реализации товаров              
2. Прибыль от операционных доходов и расходов              
3.Прибыль от внереализаци- онных доходов и расходов              
4. Прибыль за отчетный период   100,0   100,0   -  

Примечание. Структура анализируется при условии наличия прибыли от реализации товаров, прибыли от операционных доходов и расходов, прибыли от внереализационных доходов и расходов, и прибыли за отчетный период

 

По данным таблицы 19 необходимо сделать вывод о соотношении темпов изменения прибыли от реализации товаров, прибыли от операционных доходов и расходов, а также прибыли от внереализационных доходов и расходов. Опережающий темп роста прибыли от реализации по сравнению с темпом роста прибыли от операционных доходов и расходов, прибыли от внереализационных доходов и расходов, а также повышение доли прибыли от реализации в прибыли за отчетный период свидетельствуют о повышении эффективности торговой деятельности.

Важное место в процессе исследования финансовых результатов занимает факторный анализ прибыли от реализации, цель проведения которого состоит в определении резервов роста прибыли. Традиционная методика факторного анализа прибыли от реализации товаров основана на применении следующей формулы 44:

Пр = В ∙ (УВП - УИО): 100, (44)

где Пр – прибыль от реализации товаров;

В – выручка от реализации товаров;

УВП – уровень валовой прибыли (дохода);

УИО – уровень издержек обращения.

Однако данная методика не учитывает того, что под влиянием выручки изменяется не вся сумма издержек обращения, а только сумма условно-переменных расходов. В этой связи методика расчета влияния факторов на изменение прибыли от реализации должна базироваться на следующей формуле 45:

Пр = В ∙ (УВП - Упер): 100 - ИОп, (45)

где Пр – прибыль от реализации товаров;

В – выручка от реализации товаров;

УВП – уровень валовой прибыли (дохода);

Упер – уровень условно-переменных издержек обращения;

ИОп – сумма условно-постоянных издержек обращения.

Методика факторного анализа прибыли от реализации товаров в оптовой торговле представлена в таблице 20.

 

Таблица 20 – Алгоритм расчета влияния выручки от реализации товаров, расходов и валовой

прибыли на изменение прибыли от реализации товаров

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Подстановки Расчет влияния факторов
I II III
1. Выручка от реализации товаров, млн р. В 0 В 1 В 1 В 1 В 1 П р / - П р 0
2. Сумма условно-постоянных издержек обращения, млн р. ИОп 0 ИОп 1 ИОп 0 ИОп 1 ИОп 1 П р // - П р /
3. Уровень условно-переменных издержек обращения, % Упер 0 Упер 1 Упер 0 Упер 0 Упер 1 П р /// - П р //
4. Уровень валовой прибыли (дохода), % УВП 0 УВП 1 УВП 0 УВП 0 УВП 0 П р 1 - П р ///
5. Прибыль от реализации товаров, млн р. П р 0 П р 1 П р / П р // П /// Δ П р

 

Таким образом, рост выручки от реализации товаров и уровня валовой прибыли (дохода), а также снижение уровня условно-переменных и суммы условно-постоянных издержек обращения приводят к повышению суммы прибыли от реализации.

На следующем этапе анализа оценивается безубыточность деятельности организаций оптовой торговли на основе расчета точки безубыточности и запаса финансовой прочности. Эти показатели являются основополагающими при разработке бизнес-планов, обоснования управленческих решений, оценке деятельности организаций. Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности производится по следующим формулам:

, (46)

где – точка безубыточности, млн р.;

ИОп – условно-постоянные издержки обращения, млн р.;

УВП – уровень валовой прибыли, %;

Упер – уровень условно-переменных издержек обращения, %.

Точка безубыточности характеризует выручку от реализации товаров, при которой прибыль от реализации товаров равна нулю.

, (47)

где – запас финансовой прочности, %;

В – фактическая сумма выручки от реализации товаров, млн р;

– точка безубыточности, млн р.

Запас финансовой прочности характеризует, на сколько процентов фактическая выручка от реализации товаров превышают (ниже) точку безубыточности.

Для исследования безубыточности деятельности организаций оптовой торговли используется следующая аналитическая таблица 21.

 

Таблица 21 – Показатели безубыточности деятельности организации

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение
1. Выручка от реализации товаров, млн р. (стр. 510 ф. 3)      
2. Валовая прибыль, млн р. (стр.110 ф. 3)      
3. Уровень валовой прибыли, % (стр. 2: стр. 1)      
4. Условно-переменные издержки обращения, млн р. (ф.3)      
5. Уровень условно-переменных издержек обращения, % (стр. 4: стр. 1)      
6. Условно-постоянные издержки обращения, млн р. (ф.3)      
7. Точка безубыточности, млн р.      
8. Запас финансовой прочности, %      

 

Выручка от реализации товаров в точке безубыточности зависят от уровня валовой прибыли и условно-переменных издержек обращения, а также от суммы условно-постоянных издержек обращения. При росте уровня условно-переменных издержек обращения, суммы условно-постоянных издержек обращения и снижении уровня валовой прибыли повышается порог рентабельности и для компенсации понесенных расходов требуется больше доходов. Чтобы определить, как указанные факторы повлияли на изменение точки безубыточности необходимо провести ее факторный анализ. Алгоритм расчета влияния факторов на изменение точки безубыточности представлен в таблице 22.


 

Таблица 22 – Алгоритм расчета влияния факторов на изменение точки безубыточности

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Откло-нение Расчет влияния факторов
1. Условно-постоянные издержки обращения, млн р.
2. Уровень валовой прибыли, %
3. Уровень условно-переменных издержек обращения, %
4. Точка безубыточности, млн р.        

 

Анализ прибыли за отчётный период. Прибыль за отчетный период представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, прибыли от операционных доходов и расходов и прибыли от внереализационных доходов и расходов.

Методика анализа прибыли за отчетный период включает следующие этапы:

· изучается состав, структура и динамика прибыли за отчетный период;

· изучается выполнение плана прибыли за отчетный период;

· оценивается влияние факторов на изменение прибыли за отчетный период;

· изучается влияние прибыли за отчетный период на изменение чистой прибыли;

· оцениваются резервы роста прибыли за отчетный период.

Анализ прибыли за отчетный период (по данным Отчета о прибылях и убытках) начинают с изучения тенденций изменения источников её формирования. Для этого составляют таблицу по форме приведенной ниже (таблица 23):

 

Таблица 23 – Динамика источников формирования прибыли за отчетный период

Показатели Прошлый период Отчетный период Отклонение (+,–) Темп изменения, %
1. Выручка от реализации товаров, млн р.        
2. Налоги, включаемые в выручку от реализации, млн р.        
3. Себестоимость реализованных товаров, млн р.        
4. Расходы на реализацию товаров, млн р.        
5. Прибыль (убыток) от реализации товаров, млн р.        
6. Операционные доходы, млн р.        
7. Операционные расходы, млн р.        
8. Внереализационные доходы, млн р.        
9. Внереализационные расходы, млн р.        
10. Прибыль (убыток) за отчетный период, млн р.        

По результатам расчетов в таблице 23 необходимо обратить внимание на следующие соотношения:

· темпов роста выручки от реализации товаров по сравнению с темпами изменения налогов, включаемых в выручку, себестоимостью реализованных товаров и расходов на их реализацию;

· темпов роста прибыли от реализации товаров по сравнению с темпами роста операционных и внереализационных доходов и расходов.

В процессе анализа финансовых результатов изучается также состав и структура прибыли за отчетный период. При этом оценивается изменение удельных весов прибыли от реализации, прибыли от операционных доходов и расходов, прибыли от внереализационных доходов и расходов в прибыли за отчетный период. Повышение доли прибыли от реализации товаров в прибыли за отчетный период свидетельствует о высоком качестве прибыли за отчетный период.

Результаты горизонтального и вертикального анализа прибыли за отчетный период оформляются в таблице 19.

Методика факторного анализа прибыли за отчетный период основана на следующей формуле (48):

Потч = Пр + Поп + Пвн, (48)

где Потч – прибыль (убыток) за отчетный период;

Пр – прибыль (убыток) от реализации товаров;

Поп – прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов;

Пвн – прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов.

Влияние факторов на изменение прибыли за отчетный период определяют способом балансовой увязки (прямого счета).

Анализ рентабельности деятельности организации. В ходе анализа финансовых результатов кроме прибыли оценивают динамику и тенденции изменения показателей рентабельности. Показатели рентабельности определяют способность организации к росту ее экономического потенциала за счет внутренних источников, раскрывают возможности привлечения и обслуживания заемных средств, характеризуют способность по управлению активами и источниками их формирования.

К финансовым результатам деятельности организации относят также показатели рентабельности, которые характеризуют финансовую эффективность используемых ресурсов и раскрывают сумму прибыли, приходящуюся на 1 рубль доходов, расходов и использованных активов.

Методика расчета и экономическая интерпретация показателей рентабельности раскрыта в таблице 24.

 

Таблица 24 – Система показателей оценки рентабельности деятельности организаций торговли

 

Показатели Методика расчета Экономическая интерпретация
1. Рентабельность продаж Отношение прибыли от реализации к выручке от реализации товаров Характеризует долю прибыли от реализации в сумме реализации товаров
2. Рентабельность расходов основной деятельности Отношение прибыли от реализации к полной себестоимости реализованных товаров (включая издержки обращения) Характеризует сумму прибыли от реализации полученную со 100 рублей понесенных расходов, связанных с реализацией товаров
3. Рентабельность активов Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов Характеризует сумму прибыли полученную со 100 рублей использованных активов

 

Если организация убыточна, то определяется уровень убыточности активов, расходов или доходов организации. Изучение уровня убыточности за ряд лет позволяет установить тенденции его изменения (возрастания или снижения). Результаты расчетов показателей рентабельности (убыточности) торговой деятельности организации должны быть оформлены в таблице 25.

 

Таблица 25 – Данные о динамике показателей рентабельности торговой

деятельности организации

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Темп изменения (%) или отклонение (+,–)
       
1. Выручка от реализации товаров, млн.р.      
2. Полная себестоимость реализованных товаров, млн.р.      
3. Прибыль (убыток) от реализации товаров, млн.р.      
4. Показатели рентабельности (убыточности), %      
4.1. Рентабельность (убыточность) продаж (стр. 3: стр.1 ∙100)      
4.2. Рентабельность (убыточность) расходов (стр. 3: стр. 2 ∙100)      

Примечание. По абсолютным показателям в графе 4 определяется темп изменения, а по относительным – отклонение

 

Результаты сравнительного анализа показателей рентабельности (убыточности) целесообразно дополнить исследованием влияния факторов на их динамику и тем самым установить причины их изменения и резервы роста. Поскольку рентабельность деятельности организации зависит от эффективности проводимого менеджмента, направленного на получение прибыли и обеспечение ее роста от основной деятельности, поэтому в ходе анализа показателей рентабельности (убыточности) продаж целесообразно определить влияние первичных факторов формирования прибыли (убытка) от реализации товаров. Алгоритм факторного анализа рентабельности (убыточности) продаж организаций оптовой торговли представлен в таблице 26.

 

Таблица 26 – Алгоритм расчета влияния выручки от реализации товаров, уровня валовой

прибыли и условно-переменных расходов, суммы условно-постоянных расходов

на изменение рентабельности (убыточности) продаж по торговле

 

Показатели Прошлый период Отчетный период Расчет влияния факторов
1. Выручка от реализации товаров, млн р. В0 В1
2. Уровень валовой прибыли, % УВП 0 УВП 1
3. Уровень условно-переменных издержек обращения, % Упер0 Упер1
4. Сумма условно-постоянных издержек обращения, млн. р. ИОп 0 ИОп 1
5. Рентабельность (убыточность) продаж торговой деятельности, % Рпр0 Рпр1

 

Использование данной методики факторного анализа позволяет оценить влияние выручки от реализации товаров, уровней валовой прибыли (дохода) и условно-переменных издержек обращения, а также суммы условно-постоянных расходов на изменение рентабельности (убыточности) продаж по торговой деятельности. Результаты исследования влияния факторов на динамику рентабельности (убыточности) продаж в оптовой торговле являются основой для обоснования ценовой и маркетинговой политики организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: