Вопрос 34. Аналитическая философия. Эволюция, основные проблемы и представители. Понимание сознания




Узкий смысл: направление в англоязычной философии ХХ века.

Широкий смысл: определенный стиль философствования, характеризуется строгостью и точностью терминологии, осторожным

отношением к ф. обобщениям и спекулятивным рассуждениям. Язык как основной объект исследования.

ФИО: Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн

Бодрствование – состояние сознания, сон – общая анестезия, умирание – прекращение состояний сознания.

Аналитическая философия (АФ) — одно из наиболее влиятельных направлений современной западной философии, в центре

внимания которого находятся анализ языка, понимаемый как ключ к философскому исследованию мышления и знания. Этот

"лингвистический поворот" в той или иной степени характерен также для таких философских направлений как феноменология,

герменевтика, структурализм. В отличие от классики, современная философия уже не считает возможным абстрагироваться от логико-

лингвистического аспекта философских проблем. Вместо традиционного осуществления философского анализа путем определения

понятий, аналитический подход ориентирует на соответствующее использование языка: в начальный период развития АФ —

формального, а затем и естественного. Термин "аналитическая философия", не будучи строгим, подразумевает традицию

систематического применения аналитико-языковых методов при решении всевозможных, в том числе философских проблем

посредством их ясной репрезентации, адекватного соотнесения вербального и реального и последовательного преодоления

возникающих здесь трудностей. Речь идет об аналитико-языковом понимании природы и задач философии вообще. Аналитическая

точка зрения исходит из того, что язык обуславливает все сферы многообразной деятельности человека и представляет интерес не

только в качестве средства передачи некоторого содержания, но и как самостоятельный объект исследования, необходимый компонент

любого рационального дискурса.

Таким образом, в основе АФ лежат некоторые принципы, благодаря которым приобретаются свои особые и ставшие уже

традиционными для этого течения философской мысли аспекты стиля. Это прежде всего склонность к лаконичности, детальности и

углублению в поиски тонких отличий; использование языков, которым присуща терминологическая ясность и определенность, а также

схем и формализмов. Такая аргументация отличается строгостью, возможностью контроля и перепроверки, когда каждый шаг

рассуждения обоснован, как бы напоминая математическое исчисление. Во-вторых, это склонность считать философию всеобщим

предприятием, в основе которого лежит попытка определять единую почву обсуждения и договоренностей посредством возвращения к

признанным языковым моделям (например, к модели языка, характеризуемой еще Лейбницем). Оба аспекта указывают на особое

значение логики в этом соглашении и самоопределении аналитической работы. Философы-аналитики убеждены, что их работа

приложима к реальным и конкретным объектам и ситуациям ради достижения истины, а не к метафизическим фантомам вроде "бытия",

"сущности", и, тем более, отнюдь не к трансцендентным объектам, которыми так увлечены континентальные философы.

Постепенно "аналитическая философия" перестает быть общим обозначением некоторой группы философских школ и

направлений и превращается в определенный стиль философского мышления. Во второй половине ХХ века все основные разделы

философии — от философии природы до философии человека, истории, социальной жизни, религии и искусства — оказываются

охвачены этим стилем. АФ как стиль мышления основана на языковом подходе к проблемам любой области знания. В последние

десятилетия произошел явный поворот аналитической философии к прикладным областям исследования; активно развиваются

аналитически ориентированная философия права, экономики, образования, политики. При этом аналитики стремятся преодолеть

стереотипный образ философии как консервативной и чисто академической дисциплины, изолированной от процессов социально-

культурной жизни. Для новейшей АФ не характерно выдвижение широких программ или теоретических манифестов, как это было

свойственно, например, логическим позитивистам 20-х — 30-х гг.

Следовательно, можно говорить о двух смыслах употребления понятия "аналитическая философия". В узком смысле слова

под АФ понимается доминирующее направление в современной, в первую очередь, англоязычной философии. В широком смысле

слова АФ можно квалифицировать как определенный стиль философского мышления, связанный с методологическим аспектом ее

программы. Методика аналитического подхода требует, чтобы каждое выдвигаемое положение было строго обосновано с точки зрения

ясности посылок: правомерности формулируемого вопроса; однозначности используемых терминов; логичности рассуждения;

предпочтение доказательной аргументации идей перед их эмоциональным воздействием; соотнесения посылок и выводов; осторожное

отношение к широким философским обобщениям, абстракциям и спекулятивным рассуждениям. Чем данный подход отличается от

классического рационализма? В отличие от традиционного рационализма здесь устанавливается запрет на предельно широкие,

основанные на интуитивной вере, семантически неточные обобщения. Именно акцент на аргументированности, мастерстве

доказательства составляет главный признак аналитического стиля философствования. Безусловно, некоторые из перечисленных

качеств присущи и другим направлениям западной философской мысли. Но ни в одном из них эти качества не являются

преобладающими.

Поэтому мы хотим ввести — подчеркивая, разумеется, его условный характер — следующее рабочее определение АФ: АФ

— это философия, последовательно устраняющая из аргументации метафоры и произвольные аналогии.

Вопрос 35. Сознание. Феноменологический подход Аспекты рассмотрения сознания:

- гносеологический: как отражение действительности;

- онтологический: как реальное бытие мыслей и чувств;

- аксиологический: как оценивающее отношение к миру;

- практический: как духовно-преобразующее отношение к действительности.

Стороны сознания: 1. Предметное сознание; 2. Самосознание; 3. Сознание как поток переживаний

Ф ен ом ен ол ог ич ес ки й п од хо д кс оз на ни ю

Феноменология - философское направление, во многом определившее методологию, тематику, язык и общие контуры философии ХХ века. Способствовало возникновению философской герменевтики и экзистенциальной философии.

Феномен - то, что только кажется, а на самом деле не существует - проявление, обнаружение какой-то реальности, ее самораскрытие

Незыблемость научных истин:

Логические законы идеальны, т.к.

1) Не зависят от реального, от мира объектов

2) Субъект открывает их в себе, но не как результат психической деятельности, а как чистые сущности, предваряющие любую психическую активность и придающую ей форму, структуру, смысл.

Интенциональность:

- Свойство сознания, выражающееся в его направленности на предмет.

- Сознание есть всегда сознание чего-то.

Ноэма и ноэзис

- Ноэматическая сторона сознания –предметная сторона жизни сознания, нечто оформленное им, наделенное смыслом.

- Ноэтическая сторона сознания –процесс наделения смыслом, активность сознания

Жизнь сознания –процесс образования мира и себя самого



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: