Вопрос № 7 Торговые режимы




 

Режим наибольшего благоприятствования — РНБ (most favored nation regime — MFN) — условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.

Национальный режим (national treatment) — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала.

В практике международных экономических организаций системы ООН иногда используется понятие справедливого и недискриминационного режима, который не имеет четкого определения и используется в основном как напоминание о совершаемой несправедливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых странами на двусторонней основе, содержится положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом и поддерживается ВТО.

Например, к середине 90-х годов Россия подписала пятилетние торговые соглашения с 138 странами мира, с Европейским союзом и через него со всеми входящими в него странами. 126 соглашений содержали пункт о применении РНБ во взаимной торговле. Эти соглашения имеют разные названия — Соглашение о торговых отношениях с США, Соглашение о торговле и платежах с Ливаном, Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве с Индией, Долгосрочное соглашение о товарообороте и платежах с Гвинеей, Соглашение о торговом, коммерческом и экономическом сотрудничестве с Европейским союзом и т. д.

Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:

Изъятия для соседних стран с целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятия, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом.

Изъятия и преимущества, вытекающие из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торговли. Страны, предоставившие определенные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принципа РНБ, искажающее влияние соглашений о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.

Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы преференций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предоставляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены или значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.

Итак, на двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществления торговли, включая режим — режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, — который предоставляется в стране иностранным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам. В рамках ВТО универсально признанной основой для международной торговли является РНБ — предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство, — исключения из которого допускаются только для приграничной торговли, для интеграционных объединений и для развивающихся стран.

Под торговым режимом следует понимать уста­новленную в международном договоре совокупность международ­ных и внутригосударственных норм и правил, в рамках которых го­сударства определяют принципы взаимоотношений в торгово-экономической области своих юридических и физических лиц.

В международном торговом праве принято выделять три ос­новных торгово-политических режима:

- режим наибольшего благоприятствования (РНБ);

- режим свободной торговли (РСТ);

- национальный режим (HP).

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) – торгово-политический режим (наиболее благоприятствуемой нации), устанавливаемый в договорном порядке в отношениях между двумя или несколькими государствами. РНБ является одним из основных универсальных торговых режимов, положенных в основу системы Генерального соглашения о тарифах и торговле, всей праве системы ВТО. В рамках торгового режима РНБ каждая из договаривающихся сторон обязуется, что при ввозе на ее таможенную территорию товаров с территории другой договаривающейся сто­роны эти товары и услуги должны пользоваться теми же льготами, преимуществами и привилегиями или иммунитетами, что и товары и услуги, происходящие из любой другой страны.

РНБ определяет также и важнейший принцип международной торговли - принцип свободы транзита и транзитных перевозок, в качестве которого принято понимать право на свободный проход товаров, включая багаж, а также судов и транспортных средств че­рез территорию договаривающейся стороны, начинающуюся и за­канчивающуюся за пределами договаривающейся стороны, через территорию которой совершается движение груза. Нормы РНБ распространяются и на возможные перегрузки, складирование то­вара, перемену вида транзитного транспорта и т. д.

Режим свободной торговли (РСТ) является, как правило, промежуточным режимом, направленным на введение более либеральных мер регулирования ввоза (вывоза) товаров. Если РНБ правомерно рассматривать в качестве универсального торгового режима, то РСТ носит селективный, ограниченный во времени и в пространстве характер. При этом режим свободно торговли, хотя и допускается нормами ВТО (ст. XXIV ГАТТ), тем не менее рассматривается в качестве изъятия из РНБ.

Режим свободной торговли призван обеспечить необходимую правовую базу перехода к созданию зоны свободной торговли, та­моженного (экономического) союза. По существу, соглашение о РСТ (в практике чаще используется название «соглашение о сво­бодной торговле») имеет переходное значение для гармонизации внешнеторгового законодательства государств - участников со­глашения в части, касающейся их взаимных торговых интересов.

 

Итак, установление между государствами (двумя либо более) режима РСТ преследует свою ближайшую цель - постепенно (поэтапно) формировать зону свободной торговли (ЗСТ).

Национальный режим (HP) предусматривает нормы, при которых одно государстве доставляет на своей таможенной территории товарам, услугам юридическим и физическим лицам другого государства так права, возможности и гражданские обязательства, какие он предоставляет на своей территории собственным товарам, услуги своим юридическим и физическим лицам.

Национальный режим в торгово-политическом отношении, как правило, применяется в двух пределах: частично на отдельные элементы факторов обмена или факторов производства. В данном случае HP является изъятием из режима наибольшего благоприятствования, или изъятием из режима свободной торговли.

Национальный режим может применяться полностью, когда между двумя или более государствами установлен либо устанавливается экономический союз, т. е. учреждена единая таможенная территория с единым органом управления торговой политикой, установлен однотипный механизм регулирования национальных экономик, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования, унифицированном законодательстве, единых финансовых, экономических социальных стандартах в сфере предпринимательства на дани единой таможенной территории.

Применительно к торговле товарами сфера применения национального режима заключается в том, что импортируемые товары после прохождения так называемой «таможенной очистки» полностью выравниваются в правах с товарами национального производства и не могут подвергаться никаким внутренним дискриминационным мерам и действиям со стороны государственных и местных органов власти места назначения товара.

Таким образом, при предоставлении странами национального режима условия торговли и переработки отечественных товаров и товаров зарубежного производства должны быть одинаковыми в том, что касается налогов, сборов, правил закупки и продажи, транспортировки и потребления.


Вопрос № 13

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

Нетарифные методы регулирования внешней торговли означает применение различных инструментов внешнеторгового регулирования отличных от таможенной пошлины.

К ним относятся:

Квотирование

Лицензирование

Добровольное ограничение экспорта

Административные и технические барьеры и т.д.

Административные и технические барьеры включают в себя:

требования по соблюдению национальных стандартов; получение сертификатов качества импортной продукции;

специфическую маркировку и упаковку товара;

соблюдение определенных санитарно гигиенических норм, требований к экологическим характеристикам продукции и оборудования; административный запрет продажи продукции отдельных видов стран; использование механизмов гос закупки и т.д.

В целом насчитывается несколько сотен нетарифных ограничений. Нетарифные ограничения ориентированы, как правило, на регулирование торговли отдельными товарами (за исключением валютного регулирования, которое обычно касается всей внешней торговли).

Главной их целью является затруднение доступа иностранных товаров на внутренний рынок страны в целях ослабления конкуренции на внутреннем рынке.

Наиболее показательной и получившей большее распространение формой нетарифного ограничения является квотирование импорта (экспорта) товара.

Квотирование во внешнеторговой сфере означает ограничение экспортных и импортных поставок количеством товара (количественная квота) или их суммарной стоимостью (суммарная квота) на установленный период времени.

Основными методами количественного нетарифного ограничения в международной торговле являются квотирование, лицензирование и контингентирование.

Квотирование – лимитирование размера импорта с помощью глобальных, индивидуальных, сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений.

Глобальная квота устанавливает ограничение объема импорта в стоимостных или натуральных показателях на определенный период. Индивидуальная квота предусматривает размер импорта в отношении конкретных стран или конкретного товара (его производителя). В качестве критерия при распределении индивидуальной квоты принимаются во внимание встречные обязательства государств по импортированию товаров данной страны. Такие обязательства закрепляются торговыми соглашениями и принимают характер двусторонней квоты на договорной основе.

Сезонные квоты устанавливают ограничение размеров импорта сельхозтоваров на определенное время года. Ограничение импорта без учета временного периода предоставляют неконкретизированные квоты.

Квотирование вводится для сбалансирования развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, выполнения международных обязательств и достижения взаимовыгодной договоренности на межправительственных переговорах.

Лицензирование – ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на ввоз или вывоз определенного объема товара. Лицензирование является временной мерой, осуществляемой на основе строгого контроля тех или иных товарных потоков.

Лицензирование применяется при следующих обстоятельствах:

при необходимости рационального использования иностранной валюты;

при отсутствии таможенных пошлин или их неэффективного использования;

для выторговывания встречных уступок;

в качестве дискриминационных действий.

Виды лицензий:

Генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости;

Индивидуальная лицензия – разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара, содержит сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара, является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (до 1 года);

Открытые индивидуальные лицензии – разрешение на ввоз неограниченного объема товара;

Автоматические лицензии с упрощенным процессом выдачи;

Неавтоматические лицензии – свободно не предоставляются и используются для ограничения импортера в случаях, когда квоты на ввоз продукции заранее не установлены.

Контингентирование – установление государством централизованного контроля над ввозом и вывозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Контингентирование является составным элементом лицензирования.

Находясь поз запретом ГАТТ, контингентирование широко используется отдельными государствами. В этих странах оно охватывает сравнительно небольшой круг товаров (черные металлы, медикаменты, продовольствие, текстиль, важнейшие виды сырья). «Контингенты» оказывают влияние на объем и структуру внешней торговли, а также цены, обеспечивая их рост и принося крупные прибыли тем компаниям, которые производят или продают товар, являющийся предметом ограничения.

Следует отличать контингенты от тарифных контингентов, которые разрешают ввоз определенного количества товаров по сниженным таможенным пошлинам или беспошлинно, выпадая тем самым из понятия нетарифного ограничения.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товара.

По месту применения нетарифные ограничения можно разделить на:

Меры по ограниченному регулированию (пограничные налоги и сборы, акцизы, ветеринарный и карантинный контроль и т.д.). данные меры применяются к товарам во время пересечения ими таможенной границы до выпуска их таможенными органами.

Меры внутреннего регулирования, применяемые к товарам иностранного происхождения внутри страны во время их реализации и потребления.

К внутренним мерам относятся административные, технические или другие нормы и стандарты, ограничивающие ввоз иностранных товаров и способствующие приобретению покупателями отечественного товара.

По форме воздействия меры нетарифного ограничения подразделяются на:

Экономические меры (пограничные налоги и сборы, импортные депозиты и т.д.) как и таможенные пошлины, эти меры воздействуют опосредованно, прежде всего через механизм спроса и предложения, что в большинстве случаев приводит к подорожанию импортных товаров.

Административные меры (лицензирование, квотирование, запреты, гос монополия на торговлю)

С помощью административных и тарифных барьеров, регулирующих воздействие на внешнюю торговлю, проводится прямыми методами и средствами без использования рыночного механизма.

По характеру действия нетарифные ограничения можно разделить на:

Прямые или явные нетарифные ограничения (квотирование, эмбарго, таможенные формальности, пограничные сборы и другие ограничения).

Данные ограничения чаще всего регламентируются торговыми договорами и международными соглашениями, либо определяются нормами национальных законодательств, разработанные в соответствии с международными правилами и обычно носят общедоступный характер (т.е. публикуются в официальных изданиях), а также имеют необходимый механизм использования и потому облают прозрачностью.

Скрытые нетарифные ограничения (меры административного характера: требования к упаковке, маркировке, к информации о продукте и его происхождении, технические стандарты и нормы и т.д.).

скрытые ограничения состоят из мер формально направленных не на ограничение торговли, а на осуществление определенных экономических и социальных задач. Данные инструменты вместе с тем призваны косвенно воздействовать на национальный рынок или потребление таких товаров в стране.

Классификация нетарифных мер регулирования по признаку целевой направленности, принятые ЮНГТАД, предлагается следующая:

Торгово-политические средства, направленные на защиту национальных производителей от зарубежной конкуренции и для поддержки экспортеров в продвижении на внешних рынках.

Инструменты не торгово-политического характера, используемые в определенный период времени для регулирования внешней торговли.

Средства, не имеющие непосредственного отношения к внешней торговле, но применение, которых известным образом оказывает влияние на нее (проведение технической политики, решение задач, направленных на окружающую среду, реализация норм в области здравоохранения и т.д.).

 

Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=6745

 

При подготовке Устава Международной организации по торговле и занятости в первые послевоенные годы (1946 - 1948 гг.) его составители включили положение, разделившее все средства регулирования экспорта и импорта на две группы:

«тарифные меры» и «другие меры регулирования торговли», позже получившие название нетарифные меры. Перекочевавшее из раздела «Торговая политика» Устава несостоявшейся Международной организации по торговле и занятости в текст ГАТТ-1947 это положение говорило: «Ни одна из договаривающихся сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз любого товара... или продажу для экспорта любого товара... никаких запрещений или ограничений... кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов»4

Вопросы таможенно-тарифного регулирования всегда занимали первое место в деятельности ГАТТ-1947. Они обросли многочисленными толкованиями и дополнениями. Однако внимание хотелось бы обратить на следующий момент: положения ГАТТ-1947 все же разрешали использовать прямые административные формы государственного регулирования внешней торговли (в частности разрешали при определенных условиях применять количественные ограничения во внешней торговле). Их использование внесло много нового в рыночный механизм регулирования экономических связей. Как известно, таможенные пошлины и другие стоимостные средства регулирования экспорта и импорта не ограничивали самостоятельность предприятий в вопросах выхода на внешний рынок и не устанавливали прямых норм, определяющих количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу, не ограничивали круга стран, откуда эти товары могли быть ввезены или куда они могли быть вывезены. Все это могли делать инструменты, содержащиеся в очень емком положении статьи XI.1 ГАТТ-1947 под названием “другие меры”.

В середине 50-х годов прошлого века появился термин «нетарифные меры – НТМ (ограничения, барьеры)». Впервые этот термин появился в исследовании Международной торговой палаты, которое называлось Non-tariff Obstacles to Trade. Paris. 1954. С тех пор этот термин стал использоваться Секретариатом ГАТТ,

Международным валютным фондом, а затем и многими другими международными организациями.

Секретариат ГАТТ-1947 с начала 60-х годов ХХ века стал вести регулярное наблюдение за нетарифными мерами. Страны-участницы ГАТТ-1947 должны были на «добровольной основе» информировать Секретариат ГАТТ о нетарифных мерах, с которыми встречался в других странах их экспорт, а также и о тех, которые применяли они сами (нотификации и контрнотификации). Секретариат ГАТТ стал регулярно публиковать первый перечень нетарифных мер.

Во второй половине 60-х годов в изучение и наблюдение за нетарифными мерами включился ЮНКТАД. Информационная система ЮНКТАД (Trade Analyses and Information System (TRAINS)) стала одной из наиболее полных по информативности систем по нетарифным мерам. Она доступна через Интернет.

Информационная система, созданная Секретариатом ГАТТ-1947, перешла в 1995 году в Секретариат ВТО. Она была расширена и стала обязательной для стран-членов ВТО. Страны-члены ВТО обязаны уведомлять Секретариат ВТО путем подачи нотификаций, а через Секретариат и все другие страны-члены ВТО о своих торговых мерах. В этом же направлении в рамках ВТО действует механизм «Обзор торговой политики», который значительно усилил информацию о нетарифных мерах в международной торговле.

Надо сказать, что определение термина «нетарифная мера» мало изменилось с конца 40-х годов прошлого столетия (другие меры помимо таможенных тарифов). В большинстве зарубежных исследований и в торгово-политических документах это определение продолжает присутствовать. Однако группа нетарифных мер включает сотни различных методов нетарифного воздействия на внешнюю торговлю и часто выполняет прямые функции ее регулирования. Перечень нетарифных мер продолжает увеличиваться. Возрастает и потребность в создании четкого и юридически обязательного термина НТМ.

Сейчас не возникнет сомнение

называть ли квотирование или лицензирование нетарифной мерой. Однако по

многим направлениям такой ясности нет. Нет также и четкого общепринято-

го определения термина НТМ. Это обстоятельство привело к появлению много-

численных классификаторов НТМ (перечни различных видов НТМ). Ниже приво-

дится классификационная схема ЮНКТАД. Она состоит из достаточно емких

разделов (глав), каждая из которых включает НТМ близкие по характеру своего

воздействия на торговлю (16 разделов от А до Р). Каждый раздел включает под-

группы, объединяющие отдельные виды НТМ. Эта краткая схема дает представле-

ние о Классификаторе ЮНКТАД. Этот классификатор был разработан совмест-

ными усилиями ЮНКТАД, ВТО, Всемирного банка и Международного торгового

центра и используется этими организациями.

Классификатор нетарифных мер:6

А. Санитарные и фитосанитарные меры, включая системы сертификаций;

B. Технические регламенты и стандарты, включая системы соответствия;

С. Предотгрузочная инспекция и таможенные формальности;

D. Антидемпинговые, компенсационные и защитные меры;

Е. Запреты, квоты, лицензии и другие меры количественного контроля;

F. Контроль за ценами, включая поддержку внутреннего производства и цен;

G. Финансовые меры, включая ограничительные методы платежей;

Н. Внутренние меры, влияющие на конкурентоспособность импортных това-

ров;

I. Инвестиционные меры, связанные с торговлей;

К. Ограничения и запреты послепродажного обслуживания импортных това-

ров;

L. Субсидии, воздействующие на торговлю (исключая экспортные субсидии);

М. Торги в отношении правительственных закупок импортируемых товаров;

N. Ограничения торговли, связанные с правами на интеллектуальную собствен-

ность;

О. Ограничения торговли, связанные с определением страны происхождения

товаров;

P. Меры в отношении экспорта товаров: запреты, квоты, лицензии, экспортные

субсидии и др.

Следует подчеркнуть, что в мировой практике и в торговой политике при-

нято выделять НТМ, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осу-

ществлять регулирование внешней торговли и проводить торговую политику

(запреты, квотирование, лицензирование и другие меры). Эти меры получили

название «жесткие нетарифные меры» (hard core measures).

Применение этих мер опирается на развитую законодательную базу. Их исполь-

зование обычно регулируется международными соглашениями. Число случаев

применения таких мер существенно возросло с 1995 года, когда была учреждена

ВТО. Заметно усилилась торгово-политическая роль и экономическое значение

таких НТМ. В 60-е и 70-е годы прошлого века во многих развитых и в части раз-

вивающихся государств произошел постепенный поворот к активному использо-

ванию все более широкого комплекса средств, входящих в эту группу. Наметилось

и постепенное усиление международно-правовых норм, четко определяющих, как

и в каких случаях эти меры могли применяться.

Немаловажную роль в развитии международно-правовой основы применения

таких НТМ сыграло и то обстоятельство, что глобализация экономики была вы-

звана развитием глобальных производственно-технологических цепочек по линии

производства сложных наукоемких товаров.

Другая растущая группа НТМ – это нетарифные меры, которые возникают

в результате проведения технической политики, реализации норм здравоох-

ранения, методов защиты жизни животных и растений, мер экологической

политики, финансовой политики и др. Эти средства прямо не направлены на

ограничение или регулирование внешней торговли. Их цель – не торговая поли-

тика, а осуществление технической политики или мер в области здравоохранения,

экологии, безопасности людей и др. Однако их побочное действие часто создает

дополнительные препятствия и ограничения для экспорта или импорта. Это может

превратить их в нетарифные меры в торговле. Часто это делается преднамеренно.

Тогда эти меры становятся инструментами торговой политики.

В конце прошлого века и в начале XXI столетия нетарифные меры вышли на

первое место как регуляторы внешней торговли и как барьеры в международной

торговле. За период 2008 – (октябрь) 2015 годов было зарегистрировано 1441 но-

вых ограничительных мер в торговле. За тот же период – 354 меры были сняты.

Иными словами, за восемь последних лет (2008 - 2015 гг.) «заградительный забор»

в мировой торговле увеличился на 1087 ограничительных мер.7

Эта тенденция имеет длительный характер. Только в отношении технических барьеров в торговле в период с 1995 по октябрь 2015 года было зарегистрировано 24000 новых или модифицированных мер технического регулирования.

По многим данным только на долю технических норм, а также санитарных и фитосанитарных норм пришлось около половины всех зарегистрированных случаев использования нетарифных мер. Секретариат ВТО отметил, что использование этих норм в качестве НТМ существенно усилилось в 2010 - 2015 годах. Об этом же говорит и то обстоятельство, что за последние пять лет более четверти всех разбирательств в Органе по разрешению споров ВТО пришлось на споры, связанные с применением этих категорий НТМ.

В начале XXI века нетарифные меры вышли на первое место как барьеры и регуляторы внешней торговли.

Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные меры, воздействующие на международную торговлю, охватывают следующие категории:

 количественные ограничения и сходные административные меры (импортные и экспортные квоты, лицензии, меры валютного контроля, запреты и др.);

 нетарифные сборы, финансовые меры, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, защитные меры;

 ограничительная практика правительственных органов;

 субсидии и другие дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная для национальных предприятий система размещения правительственных заказов, транспортные мероприятия, дискриминирующие иностранные грузы и предприятия, региональная политика развития, устанавливающая льготы отдельным регионам, дискриминационная политика в отношении иностранных инвестиций, дискриминационная налоговая, финансовая и валютная политика;

 таможенные и другие пограничные формальности в том случае, когда они превышают нормальные общепринятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности: методы таможенной оценки, система тарифной классификации, завышенные и произвольные требования к документам, необходимым для таможенного оформления, недостаточная правовая и судебная защита в спорах, возникающих по этому кругу вопросов;

 технические барьеры в торговле и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары;

 санитарные и фитосанитарные нормы. Практика последних десятилетий показывает, что применение этих норм постепенно становится все более заметным направлением их использования не столько по прямому назначению, а в качестве нетарифных мер. Анализ деятельности системы разрешения споров ВТО за последние 15 лет – яркое тому подтверждение.

С начала 90-х годов прошлого века нетарифные меры занимают все более значимое место в регулировании международной торговли. Тем не менее, при всей значимости нетарифного регулирования в международной торговле, точное юридически обязательное, одинаковое для всех членов ВТО определение термина «нетарифные меры» – отсутствует.

Связано это с тем, что нетарифные меры являются не только инструментами регулирования внешней торговли или инструментами торговой политики. Как было показано выше, они часто регулируют другие направления развития экономики и не только экономики и выполняют различные функции. Они могут быть инструментами технической или экологической политики, методами защиты жизни и здоровья людей и животных или выполнять другие функции. При этом они могут одновременно воздействовать на внешнюю торговлю, как содействуя ей, так и противодействуя.

При создании ВТО делались попытки добиться четких правовых определений многих терминов, используемых в торговой политике и в международных торговых переговорах, были и попытки создать согласованное определение термина «нетарифная мера». Однако сделать это не удалось.1

По характеру и месту своего воздействия на внешнюю торговлю нетарифные меры можно разделить на несколько категорий:

 Прежде всего, это меры, которые воздействуют на импорт товаров.

Они включают запреты, квоты, лицензирование, таможенные и административные формальности и др.

 Другая категория – это нетарифные меры в отношении экспорта товаров. Они также включают запреты, квоты, лицензии, таможенные и административные формальности в отношении экспорта, добровольные ограничения экспорта и др.

Обе названные выше категории действуют, как правило, на границе страны.

Контроль над применением этих мер осуществляет таможенная администрация и некоторые другие органы власти. В ряде случаев к названным выше категориям добавляются меры, связанные с пограничным техническим регулированием и пограничным санитарно-фитосанитарным регулированием. В рамках ВТО многие из технических и санитарных норм выведены из-под юрисдикции ГАТТ или ВТО15 в качестве мер торговой политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: