Место дисциплины в структуре образовательной программы




Учебная дисциплина «Управление человеческими ресурсами» входит в базо­вую часть учебного плана блок 1 ООП ВО 38.03.02«Менеджмент».

При реализации ООП ВО 38.03.02 «Менеджмент» изучение учебной дисципли­ны осуществляется на втором и третьем курсах (очная форм) и на четвертом и пятом курсах (заочная форма).

Учебная дисциплина «Управление человеческими ресурсами» формирует ба­зисные знания, навыки и умения, необходимые компетенции для изучения таких дисциплин, как: «Управление персоналом», «Кадровая политика и кадровое плани­рование», «Тренинги в организации», «Мотивация и стимулирование трудовой дея­тельности», «Правовая среда управления человеческими ресурсами» и др.

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выде­ленных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объём дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения

Вид учебной работы Всего часов    
     
Контактная работа (всего), в том числе:        
В том числе:        
Лекции        
Практические занятия (ПЗ) 36      
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа (всего)        
В том числе:        
Курсовой проект (работа)        
Расчетно-графические работы        
Реферат        
Другие виды самостоятельной работы 12      
Работа с учебной литературой        
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) в том числе консультации   Зач. Экз.  
Общая трудоемкость (часы) зачетные единицы 5з.е.      


Объём дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения

Вид учебной работы Всего часов    
     
Контактная работа (всего), в том числе:        
В том числе:        
Лекции        
Практические занятия (ПЗ)        
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа (всего)        
В том числе:        
Курсовой проект (работа)        
Расчетно-графические работы        
Реферат        
Другие виды самостоятельной работы        
Работа с учебной литературой        
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) в том числе консультации   Зач. Экз.  

Содержание дисциплины, структурированное по темам, с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Структура дисциплины по очной форме обучения

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
               
4-й семестр
  Предмет, задачи и структура курса           ОПК-3, ПК-1.
  Персонал и трудовой потенциал организации       4*  
  Сущность управления человеческими ресурсами       4*  
  Система управления человеческими ресурсами       2*  
  Кадровая политика и стратегия управления человеческими ресурсами       4*  
  Кадровое планирование в организации       2*  
  Зачет       2*    
  Итого за 4-й семестр       18*    
5-й семестр
  Найм и отбор персонала в организацию       4*   ОПК-3, ПК-1.
  Профориентация и трудовая адаптация работников       4*  
  Управление профессионально должностным продвижением персонала       2*  
  Управление деловой карьерой персонала       2*  
  Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала       2*  
  Аттестация и деловая оценка сотрудников       2*   ОПК-3, ПК-1.
  Оценка эффективности проектов совершенствования системы управления человеческими ресурсами       2*  
  Экзамен            
  Итого за 5-й семестр       18*    
  Всего за курс:       36*    

* А/В: А - количество практических занятий;

В - из них, проводимых в активной или интерактивной форме.

Структура дисциплины по заочной форме обучения

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
               
4-й семестр
  Предмет, задачи и структура курса           ОПК-3, ПК-1.
  Персонал и трудовой потенциал организации          
  Сущность управления человеческими ресурсами       2*  
  Система управления человеческими ресурсами       2*  
  Кадровая политика и стратегия управления человеческими ресурсами          
  Кадровое планирование в организации       2*  
  Зачет            
  Итого за 4-й семестр       8/6*    
5-й семестр
  Найм и отбор персонала в организацию       1*   ОПК-3, ПК-1.
  Профориентация и трудовая адаптация работников          
  Управление профессионально должностным продвижением персонала       1*  
  Управление деловой карьерой персонала       1*  
  Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала       1*  
  Аттестация и деловая оценка сотрудников       1*   ОПК-3, ПК-1.
  Оценка эффективности проектов совершенствования системы управления человеческими ресурсами       1*  
  Экзамен            
  Итого за 5-й семестр       6*    
  Всего за курс:       12*    

 

* А/В: А - количество практических занятий;

В - из них, проводимых в активной или интерактивной форме.

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет, задачи и структура курса «Управление человеческими ресурсами»

Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента. Управление человеческими ресурсами в системе современного менеджмента. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами.

Предмет курса, его задачи. Логика изложения учебного материала и структура курса. Место дисциплины в общей системе профессиональных дисциплин, взаимосвязь с другими учебными курсами: экономической теорией, менеджментом, трудовым правом, экономикой труда, социологией, физиологией и психологией, организацией и нормированием труда, этикой и психологией делового общения*.

Тема 2. Теоретические основы управления человеческими ресурсами

Понятие «персонал» организации. Признаки персонала: условия найма, уровень качественных характеристик и их развитие. Виды структуры персонала организации: по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации, стажу работы, категориям. Факторы, влияющие на структуру организации. Зарубежный опыт классификации персонала*.

Понятие трудового потенциала работника в организации. Компоненты трудового потенциала. Показатели и характеристика состояния и использования трудового потенциала в организации, возможности получения интегральной оценки. Применение результатов анализа для выбора направлений и методов работы персонала.

Тема 3. Сущность управления человеческими ресурсами организации

Понятие «Управление персоналом». Цели и задачи управления персоналом*. Выделение двух групп целей системы управления персоналом: цели работника и цели администрации организации, их сходство и различие, определение степени их противоречивости. Место и значение цели системы управления персоналом в обеспечении главных целей организации.

Основные виды деятельности (этапы) по управлению персоналом.

Сущность концепции управления персоналом, ее составляющие: методология, система и технологии управления персоналом.

Системный подход к управлению персоналом организации и формированию системы управления им.

Тема 4. Система управления человеческими ресурсами организации

Управление персоналом как система. Функционально-целевая модель системы управления организацией, состав подсистем управления персоналом в общей системе управления. Система целей управления персоналом – основа функционального разделения труда. Состав, содержание функций управление персоналом, варианты их классификации, взаимосвязь и последовательность выполнения.

Организационная структура службы управления персоналом, её место в общей системе управления организацией. Взаимодействие с линейными руководителями.

Цели, задачи, показатели кадрового обеспечения системы управления персоналом. Методы расчёта количественного состава кадровых служб управления персоналом.

Задачи делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом. Состав основной документации по управлению персоналом.

Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом*. Основные виды нормативно-методических документов: правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, положения о подразделении, должностная инструкция. Порядок разработки должностных инструкций.

Правовое обеспечение системы управления персоналом, сущность и задачи.

Информационное обеспечения системы управления персоналом, его содержание.

Техническое обеспечение системы управления персоналом, его назначение и сущность. Используемые средства технического оснащения, их виды*.

Тема 5. Кадровая политика и стратегия управления человеческими ресурсами

Сущность кадровой политики и ее особенности на современном этапе*. Основные направления кадровой политики. Исходные положения формирования кадровой политики. Зависимость кадровой политики организации от общей политики организации, организационной культуры.

Типы кадровой политики и их характеристика.

Методы реализации кадровой политики, их сущность и разновидности (административные, экономические и социально – психологические).

Кадровая политика и стратегия управления организацией. Стратегия управления персоналом, как элемент стратегии управления организацией. Ориентация стратегии управления персоналом на качество человеческих ресурсов, обеспечивающих конкретное преимущество организации. Составляющие стратегии управления персоналом: цели организации, её ресурсы и ограничения по ним, развитость системы управления персоналом, качество человеческих ресурсов и т.п. Виды стратегии развития организации и соответствующие им стратегии управления персоналом.

Составляющие эффективности реализации кадровой политики и стратегии управления персоналом.

Тема 6. Кадровое планирование в организации

Кадровое планирование как составная часть планирования в организации и как необходимое условие реализации кадровой политики. Цели, задачи и сущность. Уровни планирования: стратегическое, тактическое и оперативное*.

Сущность и задачи стратегического планирования персонала. Классификация факторов, влияющих на стратегическое планирование. Внешние факторы, конъюнктура и структура рынка, конкуренция, экономическая политика. Внутренние факторы: объём производства и сложность изготовляемой продукции, уровень техники и технологии, организации производства, труда и управления. Разработка стратегического плана кадровой работы в организации.

Оперативный план работы с персоналом, его содержание: планирование потребности в кадрах, планирование привлечения, адаптации и высвобождения персонала, планирование обучения, переподготовка, повышение квалификации, планирование карьеры, кадрового резерва, планирование расходов на персонал.

Планирование потребности в персонале. Качественная и количественная потребность. Методы определения количественной потребности в персонале. Метод трудоемкости производственного процесса, расчет по рабочим местам, нормам обслуживания и нормативам численности. Нормы управляемости. Стохастические методы расчета. Методы экспертных оценок. Планирование расходов на персонал.

Тема 7. Найм, отбор и прием персонала в организацию

Выбор организацией политики найма. Основные источники (внешние и внутренние) формирования персонала и их сравнительная характеристика. Активные и пассивные пути покрытия дополнительной потребности в персонале.Содержание и группировка критериев и показателей отбора работников.Понятие и основные задачи отбора кандидатов. Последовательность действий при отборе претендентов на рабочее место. Методы отбора. Отбор с помощью заявительных документов: резюме, анкеты, характеристики, рекомендательные письма. Собеседование, его цель и виды. Технология проведения собеседования. Тестирование, его разновидности и условия применения. Медицинский отбор. Испытательный срок. Соблюдение правовых норм при приеме. Методика оценки личных качеств персонала*. Экспертиза вакансий*.

Тема 8. Профориентация и трудовая адаптация работников

Понятие, цели и задачи профориентации, основные формы: просвещение, информация, профконсультация. Понятие и сущность социализации трудовой адаптации. Виды социализации адаптации, ее структура: психофизиологическая, профессиональная, социально-психологическая, организационная. Стадии адаптации. Факторы трудовой адаптации: личностные и производственные*. Программы адаптации работников на предприятии.

Тема 9. Управление профессионально-должностным продвижением

персонала

Понятие и основные виды профессионально-должностных перемещений работников. Понятие «ротация» кадров. Характеристика системы профессионально-должностных перемещений работников. Планирование продвижения персонала.

Кадровый резерв, его назначение. Принципы работы с кадровым резервом. Формирование кадрового резерва: определение ключевых должностей (структуры) резерва, количественного состава, выбор критериев зачисления в резерв и методов их оценки. Подготовка резерва. Планы индивидуального развития. Оценка работы с кадровым резервом*.

Понятие высвобождение персонала. Обстоятельства и причины высвобождения персонала, виды высвобождений. Мероприятия по высвобождению персонала: организационные, экономические, социально-психологические.Текучесть (увольнение по собственному желанию) персонала, её последствия. Показатели текучести, факторы, условия и мотивы текучести*.

Тема 10 Управление деловой карьерой персонала

Понятие деловой карьеры. Виды деловой карьеры. Этапы деловой карьеры и их содержание. Сущность и принципы управления деловой карьерой. Инструментарий управления деловой карьерой.Сущность служебно-профессионального продвижения персонал. Содержание этапов системы служебно-профессионального продвижения персонала: работа со студентами старших курсов вузов, работа с молодыми специалистами, работа с руководителями нижнего звена управления, работа с руководителями среднего звена управления, работа с руководителями высшего звена управления.

Проблемы резерва кадров. Сущность управления кадровым резервом. Критерии, используемые при отборе кандидатов в резерв. Источники формирования резерва кадров. Планирование работы с кадровым резервом.

Практический опыт управления деловой карьерой в отечественных и зарубежных организациях.

Тема11. Обучение, переподготовка и повышение квалификации персонала

Сущность системы непрерывного обучения персонала. Характеристика деятельности служб по организации и планированию непрерывного обучения: учет и анализ состава кадров, аттестация, оценка уровня обучения, оценка профессионализма, выбор психологического исследования, экономические оценки.

Цели подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Принципы, методы, формы и виды обучения. Классификация и содержание форм обучения на рабочем месте, вне рабочего места, около рабочего места. Методы обучения, их преимущества и недостатки. Сущность переподготовки работников. Классификация форм повышения квалификации, их характеристика. Учебные центры*. Определение эффективности обучения.

Тема 12. Аттестация сотрудников в организации и деловая оценка

Сущность, цели, функции деловой оценки сотрудников и использование ее результатов в практической деятельности. Условия формирования системы оценки сотрудников. Процедура деловой оценки. Выбор критериев оценки: результативность труда, показатели профессионального поведения, деловые и личностные качества. Методы измерения критериев оценки: шкалирования, упорядоченных рангов, альтернативных характеристик, экспертного опроса, метод оценки посредством установки целей*. Комплексная оценка качества работы.

Роль линейного руководства при проведении деловой оценки. Назначение и содержание оценочной беседы руководителя с подчиненным. Подведение итогов и использование результатов деловой переписки.

Аттестация сотрудников как форма деловой оценки, ее виды. Основные этапы проведения аттестации: подготовительный, аттестация, заключительный. Опыт развития аттестации на предприятиях.

Оценочные центры и их роль в управлении персоналом.

Тема 13. Оценка эффективности проектов совершенствования системы управления человеческими ресурсами

Характеристика экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом. Анализ существующих подходов к измерению экономической и социальной эффективности управления персоналом. Методы расчета экономической эффективности. Методы расчета результатов и затрат, связанных с совершенствованием управления персоналом.

Методика оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.

Проектные технологии совершенствования управления человеческими ресурсами.*



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: