Стратегии и тактики в дизайн-проектировании, их характеристики и разновидности.




 

Стратегия как общий замысел, определяемый поставленной целью. Стратегия не меняется по мере достижения цели. Тактика – способ, средство или прием используемый для реализации одного из этапов стратегии. Тактика может меняться по ситуации.

 

Основные «стратегические» подходы в дизайне:

 

- типовое (аналоговое) проектирование – использование «готовых», типовых решений, подходящих для конкретной ситуации;

- инновационное проектирование, направленное на поиск уникальных, оригинальных решений в соответствии с авторской концепцией, художественным стилем;

- создание культурного образца, «пилотного» решения отражающего модный тренд, тенденцию;

- выработка альтернативного, «прорывного» решения, резко меняющее рыночное позиционирование товара, услуги.

__________________________________________________________________________________________________

 

Основные методологические подходы в дизайн-проектировании, их сущность, специфика, возможности использования в практической деятельности. Системное и комплексное проектирование, средовой подход.

В этом вопросе достаточно будет рассказать об основополагающих принципах системного и средового подходов.

 

Системное и комплексное проектирование, системный подход в дизайне связаны с необходимостью проектировать сложные, масштабные объекты, возникшей в результате бурного развития промышленного производства и прежде всего – транспортных систем: судостроения, железных дорог, авиации, автомобилестроения. Помимо этого в середине XX века крупные производители столкнулись с проблемой управления качеством производимой продукции, вопросами унификации, экономии средств на разработку и технологическое обеспечение. Это привело к разработке специальных методик организации проектно-конструкторских работ, получивших обобщенное название «комплексный подход», что включает следующие базовые положения и принципы:

 

  1. На первом этапе разработки прорабатывается общая структура комплексного объекта (или системы), выявляются наиболее важные части, блоки, элементы и их взаимосвязи. Это позволяет разделить дальнейшие работы по их специфике, очередности, а по окончании проектирования – «собрать» отдельные решения воедино. Основой структуры служит функциональый анализ объекта, отражающий его внешние и внутренние связи и отношения.
  2. Для всей системы (комплекса) задаются базовые решения и принципы – константы, которые должны быть обязательно реализованы «сквозным» образом во всех элементах и блоках. В остальном проектирование может весьтись свободно, что позволяет привлекать к работе сторонних исполнителей (аутсорсинг).
  3. Отдельные решения унифицируются и систематизируются, чтобы экономить ресурсы и не проектировать дважды схожие функциональные узлы.

 

Разница между понятиями «комплекс» и «система» в проектировании:

Комплекс – совокупность разнородных объектов, совместно реализующих общую функцию,

объединенных для реализации общей задачи, невыполнимой ими по-отдельности. Например:

торгово-развлекательный комплекс – объединенные на общем пространстве торговые, развлекательные и другие заведения, связанные общей инфраструктурой.

Система – сложный объект или явление, анализируемое и воспринимаемое как самоорганизующееся

и развивающееся единое целое. Важный признак системы – обладание новыми качествами, возникающими только на уровне синтетического целого и несводимыми к качествам отдельных частей и элементов. Например: социальная система образования, компьютерная система кондиционирования здания и т.п.

 

Схема 5. Основные фазы реализации комплексного подхода к проектированию

Недостатком системного подхода можно считать недостаточный учет «человеческого» фактора. При выработке унифицированных решений невозможно учесть все особенности конкретных пользователей и потребителей, вынужденных адаптироваться к усредненным, обезличенным параметрам системы.

Функционирование системы в целом ставится выше, чем удовлетворенность пользователей. В жизни потребители сталкиваются с этими неудобствами например при регулировании и настройке рабочих мест, индивидуальной подгонке инструмента, жизни в типовых гостиничных номерах и т.п.

Достоинствами системного подхода являются:

- экономия средств за счет унификации и использования типовых решений;

- адаптивность проектных решений: возможность изменения параметров под меняющиеся внешние и внутренние условия без необходимости полной замены крупных блоков и частей;

- удобство утилизации отдельных блоков: они могут использоваться вторично, поскольку разрабатывались с учетом автономного выполнения своей функции.

 

В графическом дизайне принципы системного подхода применимы при разработке айдентики крупных брэндов, корпоративного имиджа, периодических изданий, масштабных рекламных кампаний, сложных мультимедиапродуктов, виртуальных пространств и компьютерных игр. В средовом дизайне системный подход используется главным образом при разработке интерьерных комплексов с большим количеством типовых элементов типа гостиниц, аэропортов, торговых и офисных комплексов.

 

Средовой подход корнями уходит в искусство создания уникальных, элитных интерьеров и предметных ансамблей (элитная архитектура, театральная сценография, кинематограф). В его основе – стремление максимально гармонизировать взаимоотношения пользователя со средой жизнедеятельности в соответствии с культурными архетипами (по К. Юнгу) и индивидуальными предпочтениями. Создание оригинальных, эмоционально акцентированных предметно-пространственных форм возможно на основе выявления личностных предпочтений адресата проекта и их авторского переосмысления проектировщиком, проверяющим свои решения на соответствие культурным архетипам. В средовом проектировании разработаны методики игрового и сценарного моделирования, позволяющие включить адресата-пользователя в процесс творчества.

В целом средовой подход применим там, где нужны уникальные решения и имеются достаточные ресурсы для проектного поиска и реализации. Современное искусство и арт-дизайн фактически являются сферами доминирования игровых и личностно, эмоционально ориентированных подходов. Нужно также подчеркнуть, что средовой подход требует от художника-проектировщика яркой авторской манеры работы, без чего немыслимы эмоционально эффектные, выразительные решения.

 

__________________________________________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: