Теория и технологии экологического образования детей




Тема: Содержание экологических знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста (на материале темы: «Растения», «Животные»)

 

Современное экологическое образование и воспитание дошкольников ориентирует педагогов на формирование у детей элементарной системы знаний о живой и неживой природе, некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внеш­ней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе. Данная тема в структуре курса «Теория и технологии экологического образования детей» для студентов заочного обучения не освещается, следовательно, студенты изучают ее самостоятельно.

Цель контрольной работы – изучение теоретической и методической литературы по проблеме формирования системных знаний о природе, совершенствование умений проводить диагностическое исследование и планировать работу с дошкольниками.

Студент свободен в выборе темы контрольной работы, но вариант формулировки темы должен отражать возраст детей и конкретные живые организмы. Например: «Содержание экологических знаний у детей 6-7 лет о растениях».

Контрольная работа включает две части: теоретическую (анализ литературы) и практическую (анализ проведенного исследования). Помимо основной литературы, желательно использовать дополнительные, самостоятельно обнаруженные источники.

В разработке контрольных работ использовались рекомендации из пособия «Методические указания к самостоятельной работе студентов ОЗО» под ред. Н.Н. Кондратьевой и П.Г. Саморуковой. – С.Пб., 1996.- 40 с. Содержание контрольной работы дополнено в соответствии с требованиями ГОСт 2010 г.

Примерный план изложения

Часть 1.Психолого - педагогические основы формирования систем знаний экологического содержания о природе (растениях, животных)

Введение

1.1. Понятие «система знаний». Знания экологического характера о природе.

1.2. Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему.

1.3. Методы и приемы формирования системных знаний о растениях (животных) у дошкольников.

Часть II. Особенности знаний экологического характера о растениях (животных) у старших дошкольников

2.1. Цель, задачи и методика выявления знаний о растениях (животных) у дошкольников.

2.2. Уровень знаний о растениях (животных) у детей.

2.3. Методические рекомендации по совершенствованию знаний о растениях (животных) у старших дошкольников.

Выводы

Литература

Рекомендации к выполнению первой части

Во введении к контрольной работе необходимо показатьзначимостьсистемности знаний о природе как одной из основ умственного развитиядетей.Студент определяет цель и основные задачи, которые будут решаться при выполнении работы.

Изучая психолого-педагогическую литературу, следует раскрыть основные понятия по теме: объектные, систематизированные, системные знания. Кроме того, с современных позиций обосновать важность приобретения дошкольниками знаний экологического характера. Обозначить отличие природоведческих знаний от экологических. Далее представить влияние системных знаний о растениях (животных) на правильное отношение детей к миру природы.

В следующем параграфе описать методы и приемы формирования системных знаний о растениях (животных). Желательно указать те средства, которые были предложены исследователями, работающими в данном направлении. В частности: И.А. Хайдурова - формирование системных знаний о растениях, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева - формирование системных знаний о животных.

Рекомендации к выполнению второй части контрольной работы

В пункте 2.1 надлежит четко определить цель, задачи, методику выявления уровня знаний дошкольников. Прописать все задания, критерии оценки знаний и характеристику уровней экологического развития детей, которые представлены в таблице 1. Для исследования взять 8 - 10 детей. По мере проведение изыскания надлежит вести протокол на каждого ребенка (таблица 2).

В пункте 2.2 необходимо подробно описать полученные уровни знаний о живых организмах у дошкольников, привести примеры детских ответов, результаты представить в графиках или круговой диаграмме (примеры графиков и диаграмм находятся в методическом кабинете № 16). При анализе данных, полученных в результате эксперимента, необходимо отметить: наличие конкретных и обобщенных представлений у детей, элементарных понятий, знаний о связях и отношениях, соответствие выявленных знаний требованиям той программы воспитания и обучения в детском саду, по которой работает дошкольное учреждение.

На основе изученной литературы и выявленных знаний составить методические рекомендации для воспитателей по повышению уровня знаний детей о растениях (животных) для возрастной группы, где обследовались дети. Методические рекомендации должны иметь конкретный характер. Например, если дети показали низкий уровень знаний о причинно-следственных связях, необходимо указать метод (дидактическая игра) и ее название. Данные рекомендации отражаются в пункте 2.3.

Схема изучения знаний детей о растениях и животных

Методика обследования (автор – Н.Н. Кондратьева) представлена в издании: Экологическое образование дошкольников в Ломоносове / Авт.: В.В. Смирнова, Н.О. Никонова, Г.М. Парфенова. – СПб., 1998. Ч. I. – 92 с.

Таблица 1.

Диагностика экологических знаний детей о животных и растениях

Задания детям Цель Диагностические материалы
     
1. Выбери среди картинок живое. Объясни, как ты узнал, что это живое. Выявить умение детей видеть живое. Определить, на какие признаки дети при этом опираются. Картинки с изображением неживых объектов, животных, растений с признаками живого.
2. Выбери среди картинок животных/ растения. Как ты узнал, что это животные/растения? Определить, на какие признаки опираются дети при узнавании животных / растений. Относят ли к животным рыб, птиц, насекомых или только млекопитающих.   --//--
3. Разложи картинки по группам: звери, рыбы, птицы, насекомые. Как ты отличил их друг от друга? Разложи картинки по группам: деревья, кустарники, травы, цветы. Как ты отличил их друг от друга? Выявить знание детьми классов животных (групп растений). Какие признаки являются значимыми для отнесения животного к классу. Владеют ли дети элементарной система-тикой растений. Определить признаки классификации растений. Картинки с изображением животных разных классов, по несколько картинок каждого класса с учетом возраста (мл.-по1; ср.-по 2; ст.-3-4. Растения – деревья, кустарники, травы, цветы (количество с учетом возраста).
4. Расскажи, какие органы есть у животного/ растения (называется конкретное животное/ растение). Для чего нужен каждый орган (орган называется конкретно). Что будет с животным/ растением, если орган будет поврежден. Выявить знание о внешнем строении животных/растений, а также понимание детьми значения каждого органа и его функции для жизни живого существа как целостного организма. Несколько картинок с изображением одного и того же животного/ растения, на каждом из которых художник «забыл» изобразить какой-либо орган.
5. Расскажи, что нужно для жизни животного/ растения. Выявить знания о потребностях животных/ растений как живых организмах. Картинки, обозначающие жизненные потребности живого (пища, тепло, и др.предметы, не являющие таковыми – луна, машина).
6. Расскажи (разложи на панно), где живут животные разных классов. Посади растения в их среду обитания – лес, луг, цветник, комната. Выявить знания детей о средах обитания животных разных классов. Выявить знания детей о среде обитания растений. Панно с изображением разных сред обитания животных/растений. Можно использовать д/игру «Зоологическое лото».
7. Расскажи, как звери приспособились к жизни на суше, в воде. Могут ли рыбы жить на суше (звери в воде)? Выявить знания о приспособленности животных к средам обитания. Определить понимание детьми экологической связи приспособления к среде.   --//--
8. Расскажи, какими растения бывают осенью (зимой, весной, летом). Почему растения изменяются по сезонам?     Расскажи, как разные животные приспосо-бились к зиме. Как зимует медведь, еж? Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? Почему исчезают насекомые? Где они зимуют? Выявить знания о приспособлении растений к сезонным изменениям среды. Определить понимание детьми того, что сезонное состояние растений зависит от удовлетворения их потребностей (в почвенном питании, тепле, свете и т.д.) Выявить знания о сезонных приспособ- лениях животных. Определить понимание зависимости сезонного изменения образа жизни животных от удовлетворения их жизненных потребностей в пище, тепле. Пейзажные картинки с изображением природы в разные времена года.     Картинки с изображением животных в разные сезоны.
9. Расскажи, как рос горох (огурцы). Разложи картинки в той последовательности, как росло растение (мл./гр.-3 стадии, ср./гр.-4-5 стадий, ст.,подг./гр.- все стадии). Расскажи как рос цыпленок (котенок). Разложи картинки в определенной последовательности. Выявить знания о росте и развитии растений/ животных, понимании последовательности стадий развития.   Картинки с изображением стадий роста растений/ животных. Горох: 1-горошина. 2- проросток. 3 – росток с несколькими листьями. 4 – цветущее растение. 5 – растение со стручком. 6 – растение со стручком, который слегка раскрыт и из него начинают выпадать горошины. 7 – снова горошина. Цыпленок: 1 – яйцо. 2 – цыпленок проклюнулся из яйца. 3 – цыпленок пуховичок. 4 – цыпленок – подросток. 5 – взрослая курица. 6 – опять яйцо.

 

Таблица 2.

Форма протокола

Вопросы к детям Ответы детей Особенности проявлений и действий ребенка
     

 

Критерии оценки знаний о природе детей дошкольного возраста:

Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

Существенность знаний - выделение существенного в объекте.

Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Характеристика уровней знаний детей о природе.

Низкий уровень – неустойчивые, поверхностные, часто неадекватны представления о природных объектах и их существенных свойствах. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, непостоянные представления о некоторых особенностях живого. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не всегда выделяют группы предложенных растений и животных, не могут аргументировать свой выбор. Не знают внешнее строение растений (животных) и их функции. Не могут выделить стадии роста и развития живых организмов.

Средний уровень - дети различают объекты природы. У них сложились некоторые представления о живом, знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому преимущественно животных и растений. Называют разные признаки живого (у человека, животных - в основном движение, питание, у растений - рост). Дети недостаточно овладели общими понятиями и связями. В основном правильно называют и выделяют группы предложенных растений и животных, иногда затрудняются аргументировать свой выбор. Называют внешнее строение растений (животных) и частично их функции. В основном правильно выделяют стадии роста и развития живых организмов.

Высокий уровень - дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Правильно относят животных и растения к живому, знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют всю группу живого в целом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений (как отдельных объектов, так и группы в целом). Дети называют всю совокупность существенных признаков живого: двигаются, дышат, питаются, растут, рождают себе подобных. Дети называют все органы растения (животного) и их функции, условия необходимые для роста. Верно распределяют растения и животных по предложенным группам. Правильно выделяют стадии роста и развития живого организма. Знания их характеризуются основами системности.

Приложения к контрольной работе: все протоколы дословных ответов детей.

Рекомендуемая литература

Зебзеева В.В. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. – Л., 1987.

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для пед. уч. по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998.

«МЫ». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002.

Николаева С.Н. Ознакомление детей с животными // Дошкольное воспитание.– 1976. – № 8.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005.

Николаева С. Н, Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2005.

Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа», М.: «Карапуз-Дидактика» 2005.

Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 4.

Саморукова П.Г., Кондратьева Н.Н. Освоение детьми дошкольного возраста знаний о росте и развитии растений и животных как центральной связи понятия «живое» // Умственное воспитание детей в детском саду. – Л., 1981.

Хайдурова И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей 5 лет // Умственное воспитание детей в детском саду. – Л.,1987.

Хайдурова И.А. Программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с зависимостями в растительном мире // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1977.

 

 

Задание к зачету

2. Составить терминологический словарь основных понятий, пользуясь не менее чем 4 – 5 учебными пособиями, словарями. Оперировать понятиями: экология, природа, экологическая культура, экологическое сознание, экологическое образование, экологическое воспитание.

3. Самостоятельно изучить тему: Становление и развитие экологического образования дошкольников. Все содержание лекции преобразовать в таблицу. Ответить на вопросы, представленные в пособии.

Л.И. Терентьева Становление и развитие методики экологического воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогики (ХҮІ – начало ХХ в.) – Архангельск, 2009. (Учебно – методические рекомендации – библиотека)

Вопросы к экзамену

 

1. Экологический кризис на современном этапе, его причины и пути преодоления. Среда социальная и природная.

2. Природа в системе ценностей. Значение природы в психическом и личностном развитии ребенка. Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста.

3. Методика экологического образования и воспитания как наука. Основные экологические понятия. Задачи методики. Взаимосвязь методики с другими науками.

4. Взгляды зарубежных педагогов на значение природы в воспитании детей (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори).

5. Русская прогрессивная педагогика об использовании природы в первоначальном образовании и воспитании детей, значимость идей для экологического образования дошкольников (В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова).

6. Научная разработка проблем дошкольного природоведения и экологического образования во 2-ой половине ХХ в.

7. Цель, задачи экологического образования детей, их обоснование. Взаимосвязь обучения, воспитания и экологического развития детей.

8. Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

9. Сравнительный анализ технологий экологического образования детей дошкольного возраста Н.Н. Кондратьевой и С.Н. Николаевой.

10. Понятие: экологическое сознание, его составные компоненты. Экологическое восприятие, его особенности у детей. Пути формирования экологического восприятия дошкольников.

11. Экологические эмоции и чувства, эстетическая оценка о природе. Особенности проявления и пути формирования у детей дошкольного возраста.

12. Отношение к природе в структуре экологической культуры
личности, его сущность, основные характеристики.

13. Технологии формирования разных видов отношения дошкольников к природе.

14. Понятие «экологическая деятельность» (А.Д. Урсул). Виды экологически ориентированной деятельности детей дошкольного возраста, их характеристика.

15. Методы экологического образования. Их классификация и характеристика.

16. Наблюдение как познавательная деятельность и основной метод экологического образования дошкольников. Его сущность и значение.

17. Виды и характеристика наблюдений, их структура, технология руководства наблюдениями разного вида в группах детского сада.

18. Моделирование как наглядно-практический метод. Использование разных видов моделей в экологическом воспитании детей.

19. Несложные опыты на занятиях и в уголке природы, на участке. Организация и методика их проведения.

20. Роль и место разнообразных видов игр в экологическом образовании детей Виды игровых обучающих ситуаций, их значение в развитии сюжета игры.

21. Содержание сюжетно-ролевых игр экологической направленности, роль воспитателя в развитии сюжета игры.

22. Формы организации труда детей в природе, методика обучения дежурству в уголке природы.

23. Рассказы воспитателя и детей о природе, их характеристика. Методика обучения дошкольников составлению сюжетных рассказов о природе.

24. Технология использования природоведческой литературы в экологическом воспитании детей.

25. Беседа как метод экологического образования детей. Виды бесед, их характеристика. Использование различных приемов при проведении бесед с дошкольниками.

26. Технология формирования у дошкольников системы знаний о животных (по исследованиям Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, Е.Ф. Терентьевой).

27. Технология формирования у дошкольников системы знаний о растениях (по исследованиям И.А. Хайдуровой).

28. Педагогическая диагностика и ее роль в совершенствовании образовательного процесса экологического развития дошкольников.

29. Формы экологического образования детей, их характеристика. Методика проведения занятий по экологическому образованию и воспитанию в группах детского сада.

30. Целевые прогулки, экскурсии и походы в природу как формы осуществления экологического развития дошкольников, специфика их организации.

 

 

Контрольные задания

Контроль сформированности ОК-1, ОПК-1, ОК-8.

1. Назовите экологические проблемы родного края, выделите причины их возникновения. Приведите примеры улучшения экологической обстановки в крае.

2. Докажите, что экологическое образование - новое направление дошкольной педагогики.

3. Обоснуйте необходимость осуществления экологического образования и воспитания с раннего и дошкольного возраста.

4. Обоснуйте необходимость знания принципов отбора содержания экологических знаний для дошкольников.

5. Докажите взаимосвязь задач экологического образования дошкольников на конкретных примерах.

6. Раскройте педагогические условия, способствующие воспитанию у детей бережного и заботливого отношения к природе.

7. Докажите, что организуя педагогический процесс по экологическому воспитанию дошкольников воспитатель должен обладать экологической культурой.

8. Укажите группы умений, которыми должен владеть воспитатель, осуществляющий эколого-образовательную работу в дошкольном учреждении. Раскройте содержание специальных умений.

9. Обоснуйте необходимость создания материальных условий, обеспечивающих успех реализации экологического образования детей.

10. Докажите на примерах, что дошкольники могут освоить основные понятия экологии и естественнонаучные идеи.

11. Назовите авторов, разработавших диагностику по экологическому образованию детей. По какой диагностике можно выявить в целом экологическую воспитанность или начала экологической культуры детей.

 

Контроль сформированности СК-1

12. Докажите, что зарубежные педагоги (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори) уделяли природе большое значение в воспитании детей.

13. Приведите примеры методов при ознакомлении детей с природой, рекомендуемые К. Д. Ушинским, Е. Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой.

14. Раскрыть современные подходы к содержанию программ экологического образования дошкольников. Оценить возможности их практического применения.

15. Выделить своеобразие современных зарубежных программ по экологическому образованию дошкольников.

 

Контроль сформированности ОК-8, ПК-4

16. Докажите, что использование разнообразных дидактических приемов в наблюдении повышает его эффективность.

17. Выделите особенности использования предметных, сюжетных и художественных картин в экологическом образовании детей.

18. Раскройте методику использования предложенного календаря о природе.

19. Отобрать из предложенных экологических паспортов растения для уголка природы младшей и средней групп. Обосновать выбор.

20. Отобрать из предложенных экологических паспортов растения для уголка природы старшей и подготовительной групп. Обосновать выбор.

21. Отобрать из предложенных экологических паспортов аквариумных рыб для уголка природы каждой возрастной группы. Обосновать выбор.

22. Выписать растения для огорода каждой возрастной группы. Обосновать выбор.

23. Выписать растения для цветника каждой возрастной группы. Обосновать выбор.

24. Дать анализ плана участка детского сада, экологической тропы, зимнего сада, уголка природы и т.д. с точки зрения экологического воспитания детей и грамотного конструировании в соответствии с рекомендациями С.Н. Николаевой и Н.А. Рыжовой.

 

Контроль сформированности СК-2

25. Познакомиться с конспектом проведения занятия по ознакомлению с живым объектом. Оценить целесообразность постановки целей и задач, их реализацию.

26. Составить речевую логическую задачу для детей старшего дошкольного возраста об объектах живой и неживой природы.

27. Дать анализ дидактической игры экологического содержания (соответствие цели и содержания, указать методику использования данной игры).

28. Подобрать природоведческое произведение, в котором автор нацеливает ребенка на:

- получение знаний о природе, о связях и зависимостях в ней.

- проявление положительного отношения к природе, затрагивающее чувства и эмоции ребенка.

- действенное отношение к природе - помочь ей.

29. Доказать цитатами из произведений данные положения.

30. Дать анализ произведения природоведческого содержания, рекомендуемого по программе «От рождения до школы» или «Детство», используя методические указания:

– цель использования данного произведения;

– основная идея произведения;

– программные задачи, решаемые при чтении данного произведения;

– предварительная работа, направленная на восприятие детьми произведения;

– пояснения трудных слов и выражений;

– вопросы к детям по содержанию произведения.

31. Составить сюжетный или описательный рассказ о природе, предназначенный для образца детям старшего дошкольного возраста. (Тема по выбору студента.)

32. Составить цикл наблюдений в уголке природы, направленных на систематизацию знаний о рыбках, определить их цель (группа по выбору студента).

33. Проанализировать перспективный план на сезон (выделить взаимосвязь между основными и педагогическими задачами, содержанием и технологией педагогического процесса).

34. Прочитать педагогические ситуации, выделить педагогическую задачу, наметить способы ее решения:

А) Саша помогал бабушке ухаживать за клубникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске. Ребенок с нетерпением ждал полного созревания ягод.

Б) Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну ее рассмотреть и запомнить внешний вид: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

В)«Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Воспитательница обращается к мальчику: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!» Из ладошки падает на асфальт маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно накрыла ее.

Г) Придя из детского сада, Вадик говорит: «Мама, нам дали задание сочинить сказку про любое дерево, снежинку или тучку». Перед сном мальчик придумал такую сказку: «Жила – была тучка, в ней было много капелек, но одна, самая большая, не удержалась и оторвалась от тучки. По пути на землю тяжелая капелька превратилась в легкую красивую снежинку. Она кружилась, кружилась в воздухе, не знала куда сесть. Увидела собачку, которая сидела на дорожке. Та вскочила и побежала, а снежинка снова поднялась вверх. Потом снежинка села на рукавичку мальчика. Он долго любовался нежными, красивыми иголочками, а потом дунул, и снежинка снова превратилась в капельку». Довольный Вадик быстро уснул.

Вечером следующего дня мама поинтересовалась, понравилась ли сказка. Понурив голову, сын ответил: «Любовь Александровна сказала, что это не сказка, так в жизни не бывает!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: