и педагогическая практика




Мобильная история

Как образовательная технология

и педагогическая практика

 

Вопрос о практике применения педагогической технологии «мобильной истории» был поднят на встрече Президента Российской Федерации В.В. Путина с делегатами конференции Общероссийского народного фронта в г. Ростове-на-Дону 29 марта 2013 г. С таким предложением об актуализации исторических знаний в ходе встречи выступил губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев, который отметил особую важность историко-патриотичес­кого воспитания молодежи на примерах славного прошлого донского края. Предложение донского губернатора активно поддержал Президент Российской Федерации В.В. Путин, и при этом глава государства подчеркнул необходимость распространения практики «мобильной истории» и назвал это делом государственной важности, поскольку отечественная история является стержнем формирования национального достоинства российских граждан.

Что же такое «мобильная история»?! Какие интеллектуальные смыслы она охватывает?! А главное, какая практика «мобильной истории» может быть использована, прежде всего, в системе высшего профессионального образования?! Мы даем свои авторские ответы на поставленные вопросы.

Мобильная история – это вспомогательная педагогическая технология по своевременной актуализации исторических знаний, углубленному изучению исторического опыта созидательной деятельности человека с использованием разнообразных средств, формирующих потребность в обращении к национальному историческому достоянию, облегчающих доступ к информационно-справочным источникам исторических сведений и активизирующих ресурсы человеческой памяти по усвоению интерпретаций исторических фактов, событий и явлений.

Основные признаки понятия «мобильная история»:

– вспомогательная педагогическая технология, которая является неотъемлемым дополнением базового исторического курса «История России», начинающегося в средней общеобразовательной школе и продолжающегося в высшем учебном заведении;

– основана на своевременной актуализации исторических знаний, а поэтому тесно связана с общенациональным календарем памятных исторических дат, с юбилейными вехами в жизни известных исторических деятелей, исключительными событиями в региональной и локальной истории;

– предназначена для более углубленного изучения исторического опыта созидательной деятельности человека, и тем самым локус ее применения, с одной стороны, зачастую носит фрагментарно-исторический характер, а, с другой стороны, в большей мере обеспечивается самостоятельной интеллектуальной работой обучающегося субъекта;

– характеризуется использованием весьма разнообразных средств, максимально учитывающих мыслительные способности и организационно-техни­ческие возможности, а также индивидуальный график внеаудиторных занятий для каждого пользователя, насыщающего свое свободное время личностно полезной работой;

– отличается эффективностью воспитательного воздействия за счет использования различных ресурсов человеческой памяти и деятельностного способа усвоения исторических знаний, как в самостоятельной форме, так и в рамках сопричастной группы.

Мобильная история как многогранное понятие и историческая практика вполне допускает различные трактовки, поэтому можно говорить о разных направлениях реализации настоящей вспомогательной педагогической технологии. К числу отдельных направлений мобильной истории следует отнести отличающиеся по масштабу проведения и организационной форме следующие фрагменты человеческой деятельности:

– проведение научно-практических конференций, посвященных определенным историческим событиям, фактам общенациональной и региональной истории, юбилейным датам;

– организация торжественных митингов у памятных мест, связанных с деятельностью отдельных личностей, групп людей, и т.п.;

– распространение комплектов CD-дисков и файлов аудиокниг, медиа-файлов по исторической тематике, в том числе учебных;

– подготовка и проведение мобильных выставок с использованием частей (фрагментов) актуальной экспозиции музеев, отдельных картин из музейных фондов и т.п.;

– создание научно-популярных сайтов и иных Интернет-ресурсов с целью расширения доступа к историческим знаниям;

– издание малоформатной и необъемной учебной исторической литературы, в том числе подготовка справочной информации для мобильных телефонов.

Итак, в качестве отдельного направления реализации «мобильной истории» можно рассматривать проведение научно-практических конференций. В частности, 19 марта 2013 г. по инициативе ректора нашего университета, профессора В.Г. Передерия в ЮРГТУ(НПИ) прошла научно-практическая конференция «Новочеркасские крылья российской авиации», посвященная 100-летию со дня рождения маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина. В качестве участников конференции стали студенты ЮРГТУ(НПИ), кадеты казачьих кадетских корпусов, ветераны авиации. Перед участниками выступил летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, инженер-исследова­тель космического корабля (КК) «Союз-7»; командир КК «Союз-24» и орбитальной научной станции «Салют-5», летчик-космонавт СССР № 21 Виктор Васильевич Горбатко. Накануне проведения научно-практической конференции состоялся торжественный митинг у памятной доски на пересечении улиц Московской и Дубовского города Новочеркасска, посвященный вышеназванной дате.

Определенный опыт по созданию и распространению исторических аудиокниг накоплен в Южном федеральном университете. Это направление курирует доктор философских наук, профессор Геннадий Николаевич Сердюков. Наши коллеги подготовили комплект из шести CD-дисков, где объединили классическую историческую литературу и современные учебно-методические разработки, что позволяет студенту после прослушивания не только сформировать базовые представления по отечественной истории, но и насытить их интересными историческими сюжетами. Эта методика в значительной мере рассчитана на большой город, когда студенту приходится добираться до места занятий довольно продолжительное время, которое может быть рационально использовано для овладения историческими знаниями с помощью аудиокниг.

Что касается подготовки и проведения мобильных выставок с использованием частей (фрагментов) актуальной экспозиции музеев, отдельных картин из музейных фондов, то Новочеркасский музей истории донского казачества в январе-феврале 2012 г. организовал выставку одной картины известного художника Николая Ге «Распятие», ранее обнаруженной в запасниках музея. Ученый совет Третьяковской галереи в Москве подтвердил подлинность этого шедевра, хранящегося в Новочеркасске. «Распятие» представляет собой огромный холст высотой почти два метра, на котором Ге со всей силой зрелого мастера изобразил сцену казни Иисуса Христа, отражающей определенную историческую эпоху. За 127 лет с момента создания эта потрясающая глубиной мысли картина удивительным образом пережила жестокие периоды войн и революций и к счастью сохранилась в прекрасном состоянии, причем вместе с «родной» рамой. Посещение учащейся молодежью выставки одной картины позволяет не только вспомнить известные библейские сюжеты, но и предметно поговорить об исторической эпохе существования Римской империи.

С 14 февраля по 22 июня 2013 г. в городе Ростове-на-Дону проходит масштабная акция «[У]Лица Победы», которая является одним из актуальных вариантов реализации «мобильной истории». Акция призвана напомнить ростовчанам о героях, имена которых вписаны в историю города и всей нашей страны. Авторами акции «[У]Лица Победы» стали студентки 5 курса факультета филологии и журналистики Южного федерального университета Мария Скорик, Татьяна Павлова и Татьяна Степаничева. Девушки уверены в том, что нельзя забывать людей, которые сделали столько для освобождения города Ростова-на-Дону и страны от немецко-фашистских захватчиков. Планируется установить более чем на 100 улицах города памятные таблички с рассказом о людях, в чью честь названы эти улицы. проект «[У]Лица Победы» есть и в социальных сетях, там он открыт с 11 февраля 2013 г. Патриотическую инициативу студентов поддержала ректор ЮФУ, профессор М.А. Боровская. Студенческая акция нашла свое отражение в региональной и центральной печати, получила освещение в специальном репортаже телекомпании «Дон-ТР».

Более двадцати лет свой вариант «мобильной истории» реализует доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Института сервиса и туризма Донского государственного технического университета, кандидат исторических наук Руслан Геннадьевич Тикиджьян. Он консультирует студентов по изготовлению коллекций исторических костюмов народов, проживающих на Дону. Причем, это вышло далеко за рамки учебных занятий, некоторые дизайн-проекты смогли попасть на европейские конкурсы. Такие же попытки предпринимались и на кафедре дизайна и культурологии ЮРГТУ(НПИ). Даже защищались дипломные работы с использованием донской казачьей тематики, например, оформление издания энциклопедии казачьей кухни, оригинальных рекламных буклетов и пр.

С конца 2012 г. мы ведем работу по планомерному развертыванию Интернет-ресурса «Платовская казачья страничка» на сайте нашего университета (адрес размещения: https://www.npi-tu.ru/index.php?id=1837). Это наша перспективная и многоцелевая авторская разработка. Стараемся Платовскую казачью страничку активно пополнять, использовать свой и накопленный коллегами педагогический опыт и научные знания. Уже аккумулировано достаточно много информации, есть тематические изображения, фотографии и рисунки. Разделы и подразделы странички показаны в навигации, а через навигацию открывается доступ к новой информации. Такое размещение Интернет-ресурса рассчитано, прежде всего, на молодежь, которая хорошо ориентируется в подобной схеме расположения Интернет-материалов, а также скачивает необходимые сюжеты. Более того, Платовская казачья страничка имеет учебные цели. Расчет делается на разные категории студентов. Если у молодого человека наличествует ознакомительный подход, то он читает, прежде всего, учебные пособия. Если необходимо поглубже что-то узнать, то имеются исключительно научные тексты для изучения отдельных проблем казачьей истории. Размещено на Интернет-ресурсе даже отдельное учебное пособие для кадетов казачьих кадетских корпусов. Создание «Платовской казачьей странички» вписывается в инициативу Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева по учебно-методическому обеспечению общего учебного курса «Доноведение». «Платовская казачья страничка» сегодня является казачьим брендом нашего университета, реализующим одно из важных направлений «мобильной истории».

Основным камнем преткновения для педагогической технологии «мобильная история» является внедрение системы ЕГЭ, которая, на наш взгляд, не способствует и даже препятствует настоящему историческому воспитанию российской молодежи. Самое главное, что в результате внедрения ЕГЭ происходит снижение интеллектуального потенциала выпускников общеобразовательных школ. Воспитание историей может происходить исключительно в диалоговом режиме, в формировании и развитии сужденческих навыков у молодежи. Набор тестов ЕГЭ по истории (сколько бы его не модернизировали), к сожалению, ликвидирует желание размышлять и заменяет целенаправленный воспитательный процесс по большому счету детской игрой в «крестики–нолики».

Мы по существу сегодня очень тяжело (прямо-таки, по известной ленинской формуле «шаг вперед, два шага назад») возвращаемся к идее единого и стабильного школьного учебника по истории России. И здесь главное – постараться не переборщить, чтобы на каком-то этапе обучения курс истории России оставался для обучающихся единым (в целях получения базовых исторических знаний), а может уже со старших классов общеобразовательной школы юношей и девушек начинали приучать к вариативности исторических суждений, которая возможна только при непременном условии отмены ЕГЭ. Вот здесь и сможет как нельзя лучше помочь «мобильная история», являющаяся деятельностной технологией с характерной визуализацией исторического знания.

Пока продолжаются не очень удачные эксперименты с общевузовским историческим курсом, который почему-то назвали одним словом «История». История чего, какой страны?! Если мы хотим воспитывать в российских вузах, прежде всего, российских граждан, то в наших вузах должен быть федеральный базовый курс с исключительным названием «История России», подкрепленный рядом педагогических технологий с последовательным внедрением идей «российскости» (солидный опыт разработки которых принадлежит кавказоведческой исторической научной школе профессора В.Б. Виноградова). Среди вспомогательных исторических технологий свое достойное место может и должна занять «мобильная история», которая как нельзя лучше использует региональный компонент образования. Мы считаем, что будущий специалист должен хорошо знать историю общественной среды, в рамках которой будет складываться его предстоящая профессиональная карьера: историю города, историю села, историю Северного Кавказа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: