Спец мет-ка обуч-я яз как сам-ая наука: цели, зад-ч, предмет исслед-ия, научные основы.




Мет-ка рус.яз в спец-й шк относ-ся к пед-м дисц-нам. Она иссл-т цели, сод-е, закон-ти, прин-пы, методы и приемы обуч-я рус.яз УО уч-ся. Применительно к спец-й методике рус.яз пред-м явл-ся пр-с обуч-я УО дет с целью форм-я уст и пис-й речи как ср-ва общ-я, способа корр-и их позн-й деят-ти, одного из условий нрав-го соверш-ния личности.Что же касается общих с пед-й объектов иссл-я, то частная мет-ка рассматривает их с точки зрения конкретного уч пр-та. Спец мет-ка рус.яз опирается на законы лингв-ки и психологии речи уо реб-ка. Все эти факторы в совок-ти требуют особого, ориг-го подхода к отбору уч мат-ла и его распол-нию в прог-ме и учеб-х. В рез-те пр-п спец-й дид-ки конкрет-ся, напол-ся сод-ем, к-е вытекает из специфики уч пр-та.Исходя из пр-та иссл-я и целей обуч-я мет-ка реш-т след зад-ч: 1. Опред-е осн0й направл-ти обуч-я рус.яз шк-в с нар инт-том; 2. Устан-ие объема и сод-я уч мат-ла, доступного для УО дет; 3. Выявление условий реализации общедид-х прин-в при обуч-и рус.яз, разработка спец-х мет-х прин-в препод-ния пр-та; 4. Разработка и описание наиболее рациональных и прод-х мет-в и приемов обуч-я, системы упр, способствующих эффективной орг-ции зан-й, корр-и нед-ов и достижению оптимально выс-го ур-я реч и умст-о разв-я уч-ся спец-й шкы; 5. Поиски путей оптим-го воздействия на дет ср-вами яз.Мет-ка обуч-я рус.яз — наука иерархическая, разнопорядковая. Ее 1ю ст составляет сис-ма понятий, в к-й отраж-ся осн-е мет-е концепции. Сюда входят мет-е условия реал-ции дид-х прин-в, мет-е закон-ти обуч-я родному языку и сформ-ные на их основе научно-теор-ие пол-ия сис-мы обуч-я грамоте, чт-ю, грамматике, правоп-ю и др.На 2й ст иерархии распол-ся цели, зад-ч, содер-е уч пр-са, методы и ср-ва обуч-я, виды упр по рус.яз и др. Все эти мет-е категории форм-ся на основе теор-х концепций науки. Так, с учетом особ-тей УО первоклассников и мет-х закон-тей их обуч-я грамоте выдвигаются конкретные зад-ч добукварного и букварного периодов, опред-ся осн-е методы обуч-я дет на данном эт.3я ст мет-ки представлена метод-ими рек-циями к програм-м темам, напр, сис-ма изуч-я имени сущ, прилаг

 

2. Рус.яз как уч предмет во вспом.шк. Корр-я. практ-я и комм-я направ-ть прогр-го мат-ла. Зад-ч и этапы обуч-я языку.. Отводится примерно 20—50% уч времени. Пр-ма по рус.яз включает в себя следе разд: «Об-е грамоте», «Разв-е уст речи на основе ознак-ния с пр-тами и явл-ми окр действ-ти», «Чт-е и разв-е речи», «Грам-ка, прав-е и разв-е речи».Об-е рус.яз носит корр-ю и практ-ю направ-сть, что опред-еляется сод-ем и стр-ой уч пр-та.Корр-я напр-ть прогр-го мат-ла проявл-ся в области реч разв-я дет, важн-я цель уроков рус.яз — форм-е речи как ср-ва общения, как способа корр-и позн-й деят-ти уч-ся и облегчения их адаптации после окончания шкы.Пр-мма вспом.шк форм-т след зад-ч препод-я рус.яз: 1. Научить шкьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст; 2. Выработать достаточно прочные навыки грам-го письма на осне усвоения зв-го состава яз, элем-х сведений по грам-ке и правоп-ю; 3 Повысить ур общего разв-я уч-ся; 4. Научить шк-в послед-но и прав-но излагать свои мысли в уст и пис-й форме; 5. Разв-ть нрав-е кач-ва шк-в. Об-е рус.яз во вспом.шк можно условно разделить на 3 этапа. 1 этап ограничен 1м годом обуч-я, что обусловлено психол-ми особ-ми УО дет. Эти особ-ти опр-т также специфику задач обуч-я, отбор мат-ла и мет-в препод-ния. Зад-ч 1 этапа: углуб-е изуч-е дет; включение их в школ-е зан-я; испр-е нед-ов произн-я, слух-о, зрит-о и двиг-о анал-в; выработка первонач-х навыков чт-я и письма; уточнение и разв-е словарного запаса; форм-е умений строить простые предл-я, вести беседу; восп-е первонач-х навыков повеств-й речи.Во 2—4-м кл осущ-ся 2 этап обуч-я. В этот период реш-ся такие зад-ч: разв-е познав-го интереса к родному языку и форм-е первонач-х яз-х обобщений; дальнейшее соверш-ние произнос-й стороны речи; уточнение, расшир-е и акт-ция словаря; разв-е умения правильно выражать в уст форме свои мысли; освоение шк-ками простейших видов пис-й речи; практ-ое усвоение ряда грамм-х сведений и орфо-х правил; разв-е навыка прав-го, выраз-о и сознат-го чт-я на мат-ле несложных худ-х текстов и статей научно-популярного хар-ра. Зад-ч 3 этапа (5—9-й классы) закл-ся в дальнейшем соверш-нии техники чт-я, в частности, форм-нии навыка беглого чт-я, расш-нии возм-тей в осознании чит-го мат-ла, овл-нии разл-ми формами пересказа. Старшеклассники учатся послед-но, грамотно и достаточно сам-но излагать свои мысли в уст и пис-й формах, осв-ют элем-е и грамм-е понятия и связанные с ними правила правописания.

 

3. Особ-ти применения анал-синт-го метода обуч-я. грамоте во вспом.шк. Харак-ка психолингвистической гот-ти дет к овладению грамотой.Зв овой анал-синт-й метод обуч-я грамоте был создан в 60-е гг. прошлого столетия. Этот метод, как уже говорилось ранее, наиболее полно и послед-но отражает фонет-й и фонемат--й хар-р рус письма.Ориент-й на разв-е фонем-го слуха, форм-е мыслит-х операций анализа и синтеза, данный метод целенапр-но готовит дет к овладению навыками чт-я и письма, спос-т разв-ю мыш-я и речи.В наст время этот метод явл-ся наиболее распростр-ным Теор-е позиции его на современном эт сформ-ны авторами букваря В.Г. Горецким, В.А. Кирюшкиным, А.Ф. Шанько. Осн положения анал-синт-го метода закл-ся в след:1.Ед-цей обуч-я явл-ся зв, обоз-мый опред-й буквой. Зв выд-ся из живой речи, набл-ся в сильных позициях слова, в связи с др-ми звами, соотносится с буквой.2.На протяжении всей работы сочет-ся приемы ан-за и син-за. Уч-ся делят предл-ния на слова, а последние на слоги, выделяют зв и снова включают его в слог, дополняют до слова, составляют пред-е по опорным словам.3.Порядок изуч-я звов и букв опред-тся частотностью их упот-ния в речи.4.В качестве ед-цы чт-я и письма берется слог как отражение слог-го прин-па рус графики. Осн-й слог-й стр-й явл-ся слог-слияние (ра). На первонач-м эт шк-ки учатся читать и писать по слогам, ориентируясь при чт-и на след за согл букву (вал —вял), а при записи слога — на хар-р произн-ия согло зва (мягкость-твердость).Пр-с обуч-я грамоте учитывает не только псих-е особ-ти тех, кто начинает осваивать пись-ую речь, но и специфику самой речи и, в частности, ее пис-ть. Иными словами, об-е грамоте может быть успешным в том случае, если мет-ка принимает также во вним-е лингв-е законы яз и прежде всего те, к-е хар-рны для русской фонетики и графики.5.Послед-ть введения слог-х стр-р обусл-ся их доступностью для чт-я, а также частотностью употреб-я в словах. Слоги усваиваются дет в таком порядке: Г — гл (а), СГ — согл, гл (ма), СГС (кот, кит), ССГС (стол, клюв, степь), СГСС (мост, серп), ГС (ум), СССГ (стро-ит). Все слог-е стр-ры изуч-ся на базе прямого слога, остальные согл в нем рассм-ся как лежащие за пределами слияния: т/ре/с/к.6.Об-е чт-ю и письму осущ-ся параллельно. После ознак-ия с печатной буквой (урок чт-я) шк-ки усваивают ее рукописный вариант (урок письма).7Изуч-е всех звов и букв, а также слог-х стр-р осущ-ся в добукварный и букварный периоды, затем до конца уч года навыки чт-я и письма соверш-ют (послебукварный период).8Весь пр-с обуч-я грамоте носит воспит-щий и разв-щий хар-р. Он обесп-ся соответ-й сист-й упр, наблюд-ми за окр миром и их анализом, подбором текстов и осознанным их усвоением, др-ми видами игр-й и уч-й деят-ти.Кроме общих нед-ов, к-е следует учитывать при орг-ции обуч-я УО дет грамоте, набл-тся типол-е и индив-е особ-ти, свойственные гр уч-ся или отд уч-кам.В спец-й шк встречаются дети с ТНР; с более сложными нед-ми зрит-простр-й ориентировки, из-за чего в течение длит-го времени они не усваивают конфигурацию букв или зеркально передают на письме изобр-я графем; со стойким снижением работ-ти, низким ур-м мысл-й деят-ти. Все это создает дополн-е труд-ти в усвоении такими первоклассниками навыков письма и чт-я.

 

4. Зад-ч, содержание и особ-ти добукварного периода обуч-я грамоте во вспом.шк. Обуч-ю гр-те предш-т период добукварных зан-й. он прод-тся от 1 до 2 мес. В это время пед-г тщательно из-учает каж-о реб-ка:устан-т ст-нь его орие-ции, ур разв-я речи, сост-е фонем-го слуха, зрит-х воспр-й, моторики, объем владения шк-ми нав-ми (зн-е звов и букв, техника чт-я, умение записывать буквы, слоги, слова). Совместно с логопедом уч-ль пров-т звопроизн-е, лекс-й запас, грамм-й строй речи уч-ся.Параллельно идет подг-ка уч-ся к обуч-ю гр-те. В период добукварных зан-й реш-ся след зад-ч:1.Разв-е у дет интереса к учению.2.Уточнение, расш-е их пред-ний и речи.3.Испр-е нед-ов слух-о воспр-я, восп-е фонем-го слуха, нек-х умений в области зв-го ан-за.4.Укреп-е мыши артик-ного апп-а, разв-е навыков четкого артик-ния звов.5.Испр-е нед-ов зрит-о воспр-ия и простр-й орие-ции.6.Коор-ция мелких мышц кисти руки.Необх-сть особого вним-я пед-га к разв-ю у УО дет интереса к учению объясняется двумя причинами. 1я связана с низким ур-м позн-х интересов. У многих уч-ся с нар-м инт-та не возникает потребность научиться читать, писать, считать и т.п. 2я причина состоит в том, что пребывание УО реб-ка в массовой шк неблагопр-о отр-ся на его психике: теряется увер-сть в собст-х силах, появл-ся замкн-ть или излишняя разболтанность. Потеря у реб-ка уверенности в себе обычно сводит на нет те зачатки интереса к учению, к-е у него были.Прогр-й мат-л добукварных зан-й составлен таким образом, чтобы уч-ся, приобретая точные сведения о природе, жизни дет в шк, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом разв-и.Практ-я работа первокласс-в с глиной, картоном, бумагой на занятиях руч труда; набл-я, экскурсии, рассм-е предметов, картинок на уроках разв-я уст речи; чт-е сказок, расск-в, игры во внеуч-е время — все это позволяет исп-ть и разв-ть разл-е формы речи дет (отраж-ю, хоровую, диалогическую, простейшие виды монолога).

 

5 Сис-ма работы над зв и бук. Мет-ка обуч-я чт-ю слогов, слов, предлож-й и текстов в букварный пер-д обуч-я грамоте. Букварный период в спец-й шк подразделяется на 4 эт. На каждом эт после изуч-я мат-ла предусматривается время для закреп-я пройд-го, для дифф-ции сходных звов и букв.На 1 эт уч-ся усв-т гл [а], [у], [о], сонорный согл [м] и гл длит-е согл, различ-е по месту образ-я: [с], [х]. Кроме изуч-я зв и букв, шк-ки чит-т слова, сост-е из двух гл (ау, уа), закр-й двухбукв-й слог (ам, ах, ох) и отк-й прямой слог (ма, му, ха) и др.Бол-во слогов, к-е чит-ся на 1 эт, фактически совпадают со звоподраж-ми словами. Каждое прочитанное слово разб-тся по зв составу и знач-ю. Для лучшего усвоения знач-я слова исп-т разл-е пособия (натур-е предметы, картины), демонстрацию дейс-й.Параллельно с усв-ем нав-в чт-я дети учатся писать эл-ты изучаемых букв, сами буквы, прочитанные и разобранные слоги.Знак-у с буквой предш-ет большая работа по опред-ю наличия зв в слове, по его выделению, по набл-ю за артик-ей. После ознак-я с буквой фонет-й.анализ обог-ся еще одной операцией: первокласс-ки устан-ют место каждого зва в слове, их послед-ть.Опр-я место зва в слове, дети кладут картинку в один из двух домиков, в зависимости от того, какое место в слове зан-т зв в названии пр-та на картинке; играют в лото, закрывая 1ю или 2ю часть карточки (по месту зва в слове) предметной картинкой или буквой, и т.п.На 2 эт уч-ся знак-ся с длительным гл зв [ш], с сони [л], [н], [р], с гл [ы]; уч-ся чит и писать соответ-е буквы; прод-т работать с прямыми двубукв-ми слогами (ла, на); знак-ся с закр трехбуквенным слогом (нос); учатся чит слова, состоящие из гл и прямого слога (у-ра, о-сы), из обратного и прямого слогов (ум-на), из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша), из трехбуквенного закр слога (сын), и короткие предл-я.Работа по фонет-му ан-зу слогов и слов остается такой же, как и на первом эт.На 4 эт обуч-я грамоте шк-ки усваивают йотированные гл [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотреб-е зв, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согл в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отд слогу (рва-ла, клюк-ва).Большие затруд-я на этом эт УО дети исп-т прежде всего при освоении слогов со стечением согл и с йотированными глас.На 3 эт обуч-я грамоте шк-ки изучают гл взрывные согл [к], [п], [т], длит-е зонкие согл [з], [в], [ж], зввзрывные согл [б], [г], [д], гл [и], щелевой согл [и], мягкий знак. На этом эт дети усв-т понятие мягкости согл и способ ее обозначения — буквами и, ь.Из слог-х стр-р изуч-ся прямой слог с мягкими согласными (пц), закрытый слог с твердыми и мягкими согл, состоящий из трех или четырех букв (кот, кит, конь).

 

6. Мет-ка обуч-я письму (букв-й период обуч-я грамоте). Особ-ти освоения УО дет грамматики и правопис-я закл-ся в след:1. Мех-е зауч-е грамм-х опред-й или орфограф-х правил. В рез-те шк-ки, запоминая формулировку, совершенно не понимают ее сути. Нередко можно наблюдать, как дети, четко запомнив грамм-е опред-е или орфограф-е правило, оказ-ся не в состоянии справиться с выпол-ем практ-о зад-я, связанного с данным мат-лом;2. Фрагмент-е усв-е правила. При опред-нии грамм-х категорий или в пр-се письма дети исп-ют правило частично, не учитывая его многоплановости. Напр, они относят слово конь к сущ 3-го склонения, ориентируясь только на мягкий согл в конце слова и забывая определить род сущ. Или: проверяя слова с гл и зв согл, дети заботятся только об изменении этих слов, не учитывая второго необходимого при этом условия — постановки гласной после проверяемой согласной;3. замена сложного правила более простым на основе случайных, несущ-х признаков. Так, выпол-е упр, где в примерах подлежащее оказ-ся на первом месте, вырабатывает косный стереотип в опред-ии подлежащего как слова, к-е стоит в нач предлож-я. В рез-те сложное понятие об одном из главных членов предл-я оказ-ся упрощенным;4. смешение грамм-х понятий и орфограф-х правил, к-е происходит или на основе неточного знания правила (что менее типично), или в силу свойственной уо уч-я тенденции к уподоблению сходных понятий. Эта. Особ-ть выступает в таких, напр, случаях, когда безударную гл они проверяют путем замены слова др, в к-м после согл стоит гл, или когда глагол уч-к определяет с помощью вопроса что? И т.п.Смешение правил может происходить и при их полном различии на основе случ-х сходных признаков. Так, в именах сущ 1-го склонения (типа Маша, Саша) в П п. шк-ки пишут окончание -и, мотивируя это тем, что после ж и ш пишется и;5. быстрое забывание грамм-го и орфограф-го мат-ла. Зн-я и ум-я у УО дет чаще всего очень непрочны и без постоянного повт-я или при изменении сис-мы работы утрач-ся;Букварный период в спец-й шк подразделяется на 4 эт. На каждом эт после изуч-я мат-ла предусматривается время для закреп-я пройд-го, для дифф-ции сходных звов и букв.На 1 эт уч-ся усв-т гл [а], [у], [о], сонорный согл [м] и гл длит-е согл, различ-е по месту образ-я: [с], [х]. Кроме изуч-я зв и букв, шк-ки чит-т слова, сост-е из двух гл (ау, уа), закр-й двухбукв-й слог (ам, ах, ох) и отк-й прямой слог (ма, му, ха) и др.Бол-во слогов, к-е чит-ся на 1 эт, фактически совпадают со звоподраж-ми словами. Каждое прочитанное слово разб-тся по зв составу и знач-ю. Для лучшего усвоения знач-я слова исп-т разл-е пособия (натур-е предметы, картины), демонстрацию дейс-й.Параллельно с усв-ем нав-в чт-я дети учатся писать эл-ты изучаемых букв, сами буквы, прочитанные и разобранные слоги.Знак-у с буквой предш-ет большая работа по опред-ю наличия зв в слове, по его выделению, по набл-ю за артик-ей. После ознак-я с буквой фонет-й.анализ обог-ся еще одной операцией: первокласс-ки устан-ют место каждого зва в слове, их послед-ть.Опр-я место зва в слове, дети кладут картинку в один из двух домиков, в зависимости от того, какое место в слове зан-т зв в названии пр-та на картинке; играют в лото, закрывая 1ю или 2ю часть карточки (по месту зва в слове) предметной картинкой или буквой, и т.п.На 2 эт уч-ся знак-ся с длительным гл зв [ш], с сони [л], [н], [р], с гл [ы]; уч-ся чит и писать соответ-е буквы; прод-т работать с прямыми двубукв-ми слогами (ла, на); знак-ся с закр трехбуквенным слогом (нос); учатся чит слова, состоящие из гл и прямого слога (у-ра, о-сы), из обратного и прямого слогов (ум-на), из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша), из трехбуквенного закр слога (сын), и короткие предл-я.Работа по фонет-му ан-зу слогов и слов остается такой же, как и на первом эт.На 4 эт обуч-я грамоте шк-ки усваивают йотированные гл [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотреб-е зв, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согл в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырехбуквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отд слогу (рва-ла, клюк-ва).Большие затруд-я на этом эт УО дети исп-т прежде всего при освоении слогов со стечением согл и с йотированными глас.На 3 эт обуч-я грамоте шк-ки изучают гл взрывные согл [к], [п], [т], длит-е зонкие согл [з], [в], [ж], зввзрывные согл [б], [г], [д], гл [и], щелевой согл [и], мягкий знак. На этом эт дети усв-т понятие мягкости согл и способ ее обозначения — буквами и, ь.Из слог-х стр-р изуч-ся прямой слог с мягкими согласными (пц), закрытый слог с твердыми и мягкими согл, состоящий из трех или четырех букв (кот, кит, конь).

 

7 Зад-ч и сис-мы обуч-я чт-ю во вспом.шк, прин-пы построения учеб-в и программ. Гл зад-ч уроков чт-я—выработка у дет навыков прав-го, беглого, выраз-го и созн-го чт-я. Кроме общих с массовой шк задач уроки чт-я в спец-й шк выполняют функцию корр-и нед-ов. У УО дет испр-тся произн-е, становится более стабильным вним-е, соверш-ся память, сглаживаются нек-е дефекты лог мышления, в частности, затруд-я в устан-нии послед-ти и связи событий, причинной завис-ти явлений. Работа над содер-ем проч-го в большой степени помогает исп-ть недостатки образного восприятия, актив-ть словарь дет, в той или иной степени устранить нар-я монол-й речи, усоверш-ть слов-ю сис-му мышления.Стр-ра учебников по чт-ю обусловлена прогр-ми треб-ми. Во 2—6-м классах пров-ся объясн-ое чт-е, к-е предс-т собой целую сис-му уч зан-й, в пр-се к-х у шк-в соверш-ся техника чт-я, разв-ся умения анал-ть произв-ния, объяснять поступки героев и причинную обуслов-ть событий. Дост-ть анализа обесп-ся за счет груп-ки мат-ла в соответствии с опред-ми темами, связанными с жизнью и опытом дет. Это сезонные изм-я в природе, мор-эт-ие проблемы («Что такое хорошо?», «Дружная семья», «Наша Родина» и др.). Такое распол-е мат-ла дате возмож-ть опираться в разборе произв-й на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, шк-е и классные мер-тия, поступки и дела дет.С 7-го класса нач-ся так называемое лит-е чт-е. Шк-ки знакомятся с произв-ми клас-в рус лит-ры или с фрагментами из этих произв-й, чит произ-ия соврем пис-й и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение мат-ла в хронол-й после-ти дает педагогу возм-ть к концу обуч-я систем-ть знания дет в области русской и совр лит-ры.Заметно увел-ся объем текстов, услож-ся сюжет, образность его передачи, становится более разнообразной жанровая харак-ка мат-ла. Кроме рассказов, стих-й, сказок, в учеб-х для 7—9-го кл даются фрагменты из худ произ-й больших форм (повести, поэмы, баллады).Усложнение сод-ния произв-й требует работы не только по актуа-ции опыта дет, но и по форм-ю знаний о той или иной эпохе, описанной в произв-ии, об обст-х биографии автора, послуживших источником тв-ва, и др.

 

8 Приемы форм-я орфогр-ки и орфоэпически прав-го чт-я. Наиболее резул-м периодом для форм-я навыков прав-о чт-я явл-ся 1—3-й классы, когда уч-ся от побукв-го воспр-я слов переходят к слоговому, а затем и к чт-ю целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и уч-ль имеет возм-ть обращать самое пристальное вним-е на прав-е прочитывание текста.Одним из эффект-х приемов выработки у дет навыка прав-го чт-я явл-ся ежедневные спец упр, способствующие точному воспр-ю слоговых структур и слов, к-е могут вызывать затруднения при чт-и текста. Конкр-е зад-ч таких упр след: установление связи между зрительными и речедвиг-ми образами слогов и слов, дифф-ция сходных единиц чт-я, закр-е в памяти слогов и слов, читаемых глобально, слияние в единый пр-сс воспр-я и осмысления слова. Несомненно, что предварительные упр в правил-м чт-и решают и задачу совершенствования произн-х навыков, поскольку прочт-е слогов и слов предп-т четкость их артикул-я.Мат-лом для упр служат слоговые стр-ры слов и целые слова, к-е встр-ся в тексте, предназначенном для чт-я на данном уроке. Виды упр подбирают с учетом общего уровня разв-я у дет навыка чт-я, в частности, хар-ра их ошибок, а также в зав-ти от особ-тей стр-ры слов текста, прорабатываемого на уроке.После воспр-я слоговых структур дети читают слово либо в сл-й разбивке, либо целиком, в зав-ти от того, на каком эт чт-я они находятся и какова сложность стр-ры слова. Исходя из програм-х треб-й, уч-ся 2-го класса зак-ют чт-е цепочки слог-х стр-р чт-ем целого слова без слоговой разбивки в том случае, если слово состоит не более чем из 2 слогов доступных им стр-р. Все ост-е слова чит-ся по слогам. В 3-м классе предвар-е прочит-е слог-х стр-р чаще заканч-ся глобальным чт-ем слова. Как показала практика, наиболее опт-м для проведения подобного рода упр явл-ся тот этап урока, к-й непосредственно предшествует чт-ю текста самими дет. Сод-е произв-я им уже знакомо из чт-я учителя. В связи с этим слова, к-е отобраны для упр, легче осмысливаются уч-ся, поскольку ранее они были восприняты в контексте. После первого прочт-я выбранных слов выясняется знач-е тех из них, к-е не знакомы шк-м или к-е, по мнению учителя, могут быть неточно поняты. На эти упр отводится 4—5 мин, в зав-ти от объема мат-ла.

 

9. Корр-развив-е знач-е работы над сознательным чт-ем. Осознанность чт-я явл-ся осн качеством, при овладении к-м достигается наиболее полное поним-е информ-й, смысл-й и идейной сторон текста. В разв-и этого навыка огромную роль играют те виды зан-й, к-е проводятся и в массовой шк, а именно: подготовка уч-ся к воспр-ю текста, словарная работа, выраз-е первонач-е чт-е произв-я пед-м или дет, втор-е чт-е текста шк-ми, анализ прочит-го при повт-м чт-и, сост-е плана, пересказ, работа над выраз-ми ср-вами худ произ-я, харак-ка героя, обобщение проч-го мат-ла.Так, подготовка уч-ся к воспр-ю текста не может огран-ся предварительной беседой. Она проводится более углубленно с исполь-ем целого ряда др приемов и мет-в. В мл кл подгот-я работа часто требует создания нагляд-й конкретной ситуации, лежащей в основе текста. Экскурсии в природу, на производство, демонстрация натур-х предметов, картинок, изготовление макетов, анализ возможной ситуации имеют первостепенное знач-е для прав-го понимания чит-го. В ряде случаев подготовку можно проводить в виде беседы, в пр-ссе к-й будут актуал-ся и уточняться имею-ся в опыте дет предст-я, понятия, устанав-ся связи между уже знак-м мат-лом и новым.В ст кл хар-р подготовки уч-ся к чт-ю худ произв-й несколько меняется. Это связано, во-1, с ростом позн-х возм-ей шкьников и, во-2, с особ-ми текстов, к-е им предлагаются. Часто лит ситуация бывают далеки от жизни дет и окруж их взр-х. При усвоении таких произв-й шк-ки не могут опираться на наглядно-практ-ю деят-ть и собст-й опыт. Бол-ю роль в раскрытии такой ситуации играет слово и прежде всего образный рассказ уч-ля, сопров-ый демонст-ей нагл-х пособий.Осн ср-вами нагляд-ти в пр-ссе подготовки к чт-ю в ст кл служат картины, кино-, видеои диафильмы, экск-и в музеи, к памятным местам и др.Не менее важна для понимания чит-го словарная работа, к-ю следует проводить на разных эт урока. При этом для каждого эт отбирают не более 2—4 слов..Особенно сложен в спец-й шк анализ изобр-х средств худ произ-я. Трудность закл-ся в том, что недостатки образного мышл-я, обедненность конкр-го чувст-го опыта дет не позволяют им ясно, предс-ть описанное в произ-ии, а общее недоразв-е абстрактного мышления затрудняет перенос признаков с одного явления на другое.Все худ произ-я в мл кл чит-т уч-ль, а дети слушают, закрыв книги. Открытый уч-к отвлекает вним-е реб-ка: темп чт-я педагога уч-ку недоступен, и следить по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное пед-м, уч-к теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов чит-го.В ст кл 1 раз текст могут чит сами шк-ки. Однако и в этом случае значимую часть текста, выраж-ю эмоц напряж-ть событий, осн-ю идею произ-я, читает педагог. Если техника чт-я у дет отработана хорошо, можно разрешать им следить за чт-ем по книге, но при этом необх несколько замедлять его темп.Анализ текста произв-ся в пр-ссе повтор-го чт-я или совм-ся с первичным чт-ем произв-я уч-ся В мл кл текст анал-ся, как правило, индуктивным путем, т.е. от частного к общему. Этот путь легче для дет. В ходе послед-го разбора содер-я вним-е акцент-ся на отд-х сущ-но важных моментах и дети постоянно подводятся к пониманию всего произв-я в целом. В нек-х случаях, когда осн мысль дана в готовом виде, при разборе произв-я можно испол-ть и метод дедукции.

 

10. Мет-ка форм-я выраз-го чт-я. Выраз-ть чт-я — это такое кач-во чт-я, при к-м с помощью различных ср-в интонации наиболее полно передается эмоц-е и смысл-е сод-е произв-я.Разв-е навыка выраз-о чт-я осущ-ся на уроках и во внеклассное время как на мат-ле текстов в книгах для чт-я, так и на основе спец подобр-х упр. Уч-ся спец-й шкы должны научиться владеть всеми компонентами реч интонации, но с разной степенью осознания.Виды и приемы работы по разв-ю этого навыка могут быть след:1.Отчетливое произнес-е звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артик-й гим-ки в 1-м классе — для выработки четкой арт-ции каждого зва, хорошей дикции и прав-о дыхания.2.Хоровое чт-е — для отработки умений регул-ть силу голоса, воспроиз-ть мелодику и темп речи уч-я. Мат-лом для упр подобного рода могут служить предлож-я из чит-о текста или четверостишия, исп-е на физкультминутках. Так, для форм-я умения регул-ть силу голоса в соответствии со смыслом произносимого текста дети зауч-т стих-е, произнося его во время пауз на уроках чт-я и сопровождая движениями.3.Подражание образцу выраз-о чт-я. Данный прием в мл кл спец-й шкы явл-ся вед-м. При этом образец выраз-о чт-я дает в первую очередь сам уч-ль.4.Чт-е по ролям, драматизация текста. Эти приемы хотя и сложны, но эффективны, так как шк-ки вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способ-т переносу навыков разгов-й речи на выраз-ть чт-я.5.Спец упр на форм-е умения сознательно поль-ся нек-ми видами интон-х ср-в.Уместно также уже с 3-го кл обращать вним-е дет на авторские хар-ки речи персонажей, («прошептал», «вскрикнул», «испуганно произнес»), предлагать им сам-о передать при чт-и указания автора.6.Чт-е стих-я уч-ся вслух.7.Прослуш-е стих-я в грамзаписи. Сравнение декламации чтеца и чт-я дет. Установление сходства и различия. Пояснения к выявленным отличиям.

 

11. Мет-ка работы над беглым чт-ем. Беглость чт-я — это такой темп, к-й хар-рен для разговорной речи и при к-м понимание читаемого мат-ла опережает его произнесение.Подготовка к овладению этим навыком чт-я нач-ся с 4 года обуч-я, когда уч-ся в основном освоят чт-е целыми словами. У них уже увеличилось поле зрения в рез-те упр, к-е проводились во 2—3-м классах. Прежде всего для форм-я беглости чт-я, так же как и любого другого его качества, важна многократность упр в самом чт-и. Поскольку УО дети мало чит-т вне кл, важно и в послед годы обуч-я орган-ть работу Т,О, чтобы текст, предлагаемый для урока, читался всеми, чтобы к нему возвр-сь неоднократно, чтобы у шк-в не пропадал интерес к нему на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чт-е сопров-ся сменой зад-й. Испо-ся чт-е по абзацам на основе указаний учителя, чт-е с эстафетой, выборочное чт-е, воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон. Начиная с 5-го класса - сам-ая работа по подготовке к выраз-му чт-ю и неоднократное в связи с этим возвр-е к тексту. Кроме того, шк-ки перечитывают текст для деления его на части, озаглавливания частей, выявления хар-рных черт героя. Увеличивается доля упр в чт-и мат-ла про себя.В 4—5-м кл можно вводить упр, к-е мы назвали «речевой разминкой». Данное название обусловлено тем, что, во-1, чт-е явл-ся одним из видов реч деят-ти, поэтому сами упр можно считать реч. Во-2, тренировка в чт-и спец-х текстов, к-е не связаны с основным произв-ем, изучаемым на уроке, проводится в нач зан-я как разминка. В течение 4—5 мин дети работают с текстами, напечатанными на карточках. Тексты могут быть один-ми для всего класса. Возможны и различ-е варианты для каждого уч-ка.В качестве тренир-го упр в беглости чт-я можно исп-ть прием подсчета слов, проч-х уч-ками за определенный промежуток времени. По команде уч-ля дети читают отрывок, предназначенный для курсорного чт-я, способом, к-й получил в мет-ке название «жужжащего» чт-я. Это не чт-е про себя, когда очень трудно контролировать, читает ли уч-к. «Жужжащее» чт-е (его еще называют чт-е «птичьим базаром») предполагает, что каждый шк-к читает тихо, но вслух.Спец работа над разв-ем смысловой догадки очень важна, потому что у УО дет любая инт-туальная операция несовершенна, тем более такая, как прогнозирование.

12. Мет-ка работы над рассказом и сказкой. Осн мат-лом для уроков чт-я служит рассказ. В учеб-х по чт-ю для 2—6-го кл спец-й шкы Р составляют примерно 50% от произв-й држанров.Р — это повест-е, изображ-е эпизоды, события из жизни героев.В книгах для чт-я для каждого кл спец-й шк представлены Р с разными по сложности сюжетами, но боль-во из них — это простые по структуре тексты. Инфо, заключ-я в таких Р восприн-ся УО дет без особых затруднений. Хотя и тут шк-ки могут не осмысливать содерж-е Р в целом, не всегда осознавать смысловые связи между отдельными инфо-ми един-ми текста, затрудняться в выделении глав-й мысли.Осн напр-е в работе по Р — это помощь шк-м в установлении смысл-х связей между отд-ми событиями и поступками героев, в выявлении главного замысла. Чем старше кл, тем более глубоким должен быть анализ моральных проблем, с большим выходом на современную жизнь.

Сказка —любимый для всех дет жанр. Занимат-сть сюжета, послед-ть его разв-я, четкость и опред-ть хар-ров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают пон-е содерж-я С даже уч-ся спец-й шк.В книгах для чт-я в спец-й шк представлены все виды сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных.К работе над С предлагаются след реком-ции.1. При подготовке к чт-ю С важно организ-ть нагл-практ-ю деяте-ть дет (в мл кл) или проводить беседу (в ст кл), так, чтобы уч-ся могли правильно воспр-ть самих героев и их действия.2. Чт-е С в мл кл необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций в книге или аппликаций в coчетании с меловым рисунком на доске.3. Поскольку С по природе своего жанра предназначена для устного воспр-я, ее не следует только читать. Лучше испол-ть так называемое чт-е-Рвание, когда уч-ль, заглядывая в книгу, ведет как бы устный сказ, обращаясь к кл4. Анализ С следует проводить без акцентирования на том, что что-то явл-ся вымыслом, а что-то — правдой жизни.5. С хорошо читать по ролям. Эту возможность необходимо исп-ть.6. Шк-ки должны быть хорошо подготовлены к пересказу С всей предыдущей работой.

 

13. Особ-ти мет-ки работы над басней, научно-познав-ми и деловыми статьями во вспом.шк. Басня — это короткий аллегорический рассказ с нравоучением. В ней раскрывается один эпизод из жизни людей или жив-х с оценкой, к-я дается либо от имени действ-го лица Б, либо от имени самого автора.В спец шк изуч-е Б нач-т только с 4-го кл. Аллегоричность Б создает знач-е трудности для понимания их смысла УО дет.Специфика этого жанра предполагает и нек-е своеобразие метод-й работы.1.Сложность смысловой и идейной сторон Б требует такой подгот-й работы, в к-й должны быть выявлены основные линии поведения персонажей.2.Учитывая сложность языка Б и не всегда понятный для дет смысл (даже на уровне информации), можно проводить чт-е Б по частям с одновременным разбором каждой3Несмотря на нравоуч-льный хар-р Б, анализу подлежит прежде всего ее конкретное сод-е.4.Переск-ть Б не следует, так как ее язык неповторим, исп-ть его при пересказе уч-ся не смогут: исчезнут сатирические краски в описании событий.

Пр-мой спец шк предусм-но об-е состав-ю мн-х видов деловых бумаг начиная с 4-го кл. Эта работа обычно связ-ся с необх-тью оформить нужный док-т, напр, подгот-ть объявление о праздновании в шк Нового года, составить телеграмму маме, заявление по поводу производс-й практики и др. Об-е состав-ю любого вида деловой бумага происходит примерно в след порядке: уч-ь раскрывает знач-е данного док-та (вида деловых бумаг), говорит о необход-ти правильно его оформлять, предлагает уч-ся рассм-ть образец док-та, колл-но заполнить такую же бумагу с измен-м содерж-м, сам-но поупр-ся в состав-и подобного док-та по образцу. Если деловая бумага предназ-на не для шк, то на заключ-м эт работы важно орган-ть ее заполнение в соответ-м учреж-и (почта, телеграф, завод и др.).

 

14. Мет-ка работы над стих-м во вспом.шк. Стих-е — это небольшое лир-е или лир-эпическое произ-е, имеющее особую ритмико-звовую и строфическую стр-ру.Мет-ка работы с эпическим С совпадает с методикой чт-я рассказов. Она направлена на выяснение сюжета, раскрытие хар-ра действ-х лиц, идеи произв-я. Так же, как в работе с рассказом, уч-ся могут поделить эпическое С на части, озаглавить каждую часть, нарис-ь словесные картины, переск сод-е, соотнести строчки С с карт-ми или кадрами диафильма.Вместе с тем особ-ти С предп-т и нек-ю специфику в работе. Она связана прежде всего с подгот-й уч-я к выраз-му чт-ю С, форм-ем этого навыка у уч-ся, работой над образными ср-вами яз.Бол-е место в книгах по чт-ю для спец-й шкы зан-т лир-е С. Затруднения, к-е испытывают УО дети при изучении С этого типа, связаны не только с необычной поэтич-й речью, но и с кажущейся статичностью, с обилием метафор, эпитетов и других выраз-х ср-в яз. Особенно сложны для восприятия С рус классиков, отражающие закон-ти той далекой жизни, к-я окружала поэта и определяла хар-р его внут-го мира.Несомненно, что необходим творч-й подход со стороны уч-ля к проведению любого урока, в том числе и подготов-й его части. Главное, чтобы была реализована осн-я цель этой работы.

 

15. Мет-ка форм-я первонач-х язык-х обобщений на эт практ-х граммат-х упр (показать на конкр примере). Приступая к освоению понятий «названия дейс-й предметов», 2кл наблюдают действие, к-е выполняет приглашенный к доске уч-к, отгад-т это действие, называют его. Затем находят изо-е того же действия на картинке, прикр-т ее к доске и подпис-т под ней название действия. Уч-ль предлагает вспомнить вопрос, к-й он задавал относительно действия уч-ка, найти этот вопрос на карточке и подставить к слову. Получившийся ряд слов (что делает? — бегает) шк-ки запис-т в тетрадь.Уч-ль демон-ет картинку (девочки прыгают), просит назвать действие и задать к нему вопрос. Карт-ку снова помещают на доске, подпис-т название действия, прикреп-т табличку с вопросом. Шк-ки прочит-т данный ряд слов и с новой строчки запис-т их в тетрадь. Подводится итог: уч-ки зачит-т по тетради названия дейс-й, вопросы, на к-е они отвечают, показ-т на доске, где изображены действия, а где записаны слова — названия этих дейс-й, еще раз повторяют вопросы, на к-е отвечают названия дейс-й

 

16. Мет-ка форм-я грамм-х понятий на эт систем-го курса элем-й грам-ки (показать все этапы на конкр примере). Рассмотрим на примере объяснения нового мат-ла на теме «Местоимение» (7-й кл).Уч-ль сообщает, что сегодня шк-ки познак-ся с новой частью речи. Ее название он сообщит позднее. Уч-ся предл-ся записать число, слова «классная работа», а затем прочитать парами предл-я, подготовленные на доске:

Меня зовут Валя.

Уч-к, будь прилежен!

Кругом лес.

Я и Слава очень дружны.

Огни салюта, взлетайте выше!

Люди борются за чистый

воздух на земле.

Я учусь в седьмом классе.

Ты добьешься успеха.

Он раскинулся на много километров.

Мы подружились в походе.

Вы небо празднично украсьте.

Они победят в этой борьбе.

Предл-я разбирают по два в след порядке:

— Выделите имя сущ в первом предл-и. На к-й вопрос оно отвечает? К-м словом заменено это имя сущ во втором предл-ии? Поставьте к нему вопрос.сущ и мест-е подчеркивают. Над ними пишут вопросы. По окончании разбора последнего примера уч-ль предл-т прочитать в предл-ях второго столбика слова, к-е заменяют им сущ. Далее он сообщает, что все эти слова, употребленные вместо им сущ, назыв-ся мест-ми, так как заним-т место имени. Уточняется тема урока, запис-ся на доске и в тетрадях. Затем уч-ки спис-т все предл-я 2ого столбика, подчеркивая мест-я и ставя над ними вопрос.Далее дети должны установить, пон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: