Протокол регистрации показателей общения в первом полугодии жизни ребенка
Фамилия, имя ребенка.................. Возраст........ Дата обследования..........
Ситуации | Сосре- дото- чение | Улыбка | Дви- гатель- ное ожив- ление | Вока- лизации | От- влечен ия | При- мечани я | ||||||||
“Пассивный взрослый” | ||||||||||||||
“Чистое общение” | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
“На руках у взрослого” | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
Воздействия взрослого | ||||||||||||||
Пауза | ||||||||||||||
Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления
Компонентыкомплекса оживления | Критерии оценки компонентов | Баллы |
Сосредоточение | Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого Сильное: полное замирание, длительный сосре- доточенный взгляд в глаза взрослого | |
Улыбка | Отсутствует Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех | |
Двигательное оживление | Отсутствует Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса | |
Вокализации | Отсутствуют | |
Тихий однократный голосовой звук | ||
Эпизодические голосовые звуки | ||
Многократные разнообразные голосовые | ||
звуки, радостные призывные вскрики |
Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни
Параметры общения | Критерии оценки параметров | Баллы |
Инициатив- | Отсутствует: | |
ность | ребенок не проявляет интереса ко взрослому или | |
пассивно выжидает обращения | ||
Определяется | Слабая: | |
в ситуации | ребенок однократно проявляет комплекс оживления | |
“Пассивный | (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко | |
взрослый” | взрослому | |
Средняя: | ||
ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках | ||
отвлекается | ||
Высокая: | ||
младенец многократно или непрерывно проявляет | ||
КО, отвлечения отсутствуют | ||
Чувствитель- | Отсутствует: | |
ность к воздей- | ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО | |
ствиям взрос- | в ответ на воздействия взрослого | |
лого | Слабая: | |
ребенок однократно проявляет КО, затем отвлека- | ||
Определяется в | ется и теряет интерес ко взрослому | |
ситуациях “Чис- | Средняя: | |
тое общение” и | ребенок изредка проявляет КО в ответ на обраще- | |
“Общение на | ния взрослого, некоторые воздействия оставляет | |
руках у взросло- | без внимания | |
го”, а также при | Высокая: | |
сопоставлении | ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздейст- | |
комплекса | вие взрослого; | |
оживления во | интенсивность КО у младенца выше при пассивно- | |
всех | сти взрослого, чем в период воздействий взрослого | |
3 ситуациях | (ребенок затихает при воздействиях взрослого и | |
оживляется во время каждой паузы); | ||
состав КО у ребенка различен в разных ситуациях | ||
общения | ||
Средства об- | Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и бо- лее компонентов во всех 3 пробах Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компо- нента, но при этом максимальное значение выра- женности 1 или более компонентов равно 1 баллу Достаточный уровень владения средствами обще- ния: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компо- нента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов | |
щения | ||
Определяются | ||
по характери- | ||
стикам компо- | ||
нентов КО во | ||
всех ситуациях | ||
Анализ результатов и составление заключения
На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров обще- ния, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка. Форма заключения и образец ее заполнения приводятся в конце данного раз- дела.
Инициативность. Отсутствие или низкий уровень инициативности в возрасте до 3 месяцев считается нормой, но после 3 месяцев рассматривается как задержка в развитии общения. Обычно такая задержка наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воз- действиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе. Средний уровень инициативности у младенца в возрасте старше 3 месяцев может свидетельствовать о недостатках в общении с близкими, прежде всего о невысокой чувствительности к проявлениям ре- бенка. Высокий уровень инициативности характерен для ребенка старше 3 месяцев с благоприятным опытом общения.
Чувствительность. У здорового ребенка при благоприятных условиях воспитания уже на втором месяце жизни может отмечаться высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Однако в период становления общения – до 2,5 – 3 месяцев – у ребенка могут отмечаться низкий и средний уровни чувствительности. Отсутствие чувствительности к воздействиям взрослого у ребенка старше 1,5 месяца может свидетельствовать как о де- фиците общения, так и о патологии ЦНС, следовательно, является показанием для обращения к невропатологу. Низкий уровень чувствительности к воздей- ствиям взрослого в этом возрасте свидетельствует о задержке в развитии общения.
Для ребенка старше 3 месяцев нормальным является высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Средний уровень чувствитель- ности может свидетельствовать о том, что взрослые недостаточно эмоцио- нально общаются с ребенком, не всегда сопровождают общением разнооб- разные ситуации взаимодействия с ним.
Средства общения. В период становления общения – до 2,5 месяца – состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов – слабой. К 3 месяцам ребенок овладевает достаточным репер- туаром средств общения, т. е. в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента и их выраженность достигает высоких значений. Недостаточный репертуар коммуникативных действий у ребенка от 3 до 5 месяцев может
свидетельствовать о задержке в развитии общения, в том числе связанной с нарушением работы какого-либо анализатора.
После 5 месяцев интенсивность компонентов комплекса оживления может снижаться, двигательное оживление сменяться более целенаправленными координированными движениями (протягивание рук, хватание, повороты ту- ловища и т.д.). Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуатив- но-личностной форме.
Заключение об уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров об- щения. Во второй соотносится оценка параметров развития общения с воз- растом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяца отсутствие или низкий уровень показателей параметров об- щения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяца нормальными являются низкие и средние показатели. После 2,5 месяца отсутствие или низкие показатели ка- кого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3 – 3,5 месяца для здорового ребенка, воспи- тывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех па- раметров общения. Сроки появления и уровень развития общения зависят от разных причин, связанных как со здоровьем ребенка, так и с условиями его воспитания. Поэтому в третьей части заключения психолог должен проанали- зировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспита- телям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомен- даций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения. Так, при наличии высокого уровня инициа- тивности, как правило, оправдывается положительный прогноз в отношении психического развития младенца, даже если отмечается обедненный репер- туар коммуникативных средств. Например, слабое двигательное оживление может быть вызвано нарушением мышечного тонуса, лечение которого нахо- дится в компетенции невропатолога. Напротив, низкий уровень инициативности при нормальных показателях остальных параметров – явное свидетельство неадекватного общения взрослых с ребенком.
Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических
данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение пере- дается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок на- правляется. (Форма и образец заключения приведены ниже.)
Заключение об уровне развития общения у ребенка в первом полугодии жизни
Фамилия, имя ребенка.................. Возраст........ Дата обследования..........
Инициативность ребенка в общении (отсутствует, слабая, средняя, высокая – описать по показателям)
Чувствительность к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая – описать по показателям)
Репертуар коммуникативных средств (обедненный, ограниченный, достаточный
– конкретизировать по показателям с указанием отсутствующих или слабовыраженных компонентов КО)
Заключение (содержит вывод об уровне развития общения – нормальный, задержка в развитии общения, глубокая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и указание возможных причин задержки)
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в раз- витии общения, в случае необходимости направление к соответствующим специали- стам)
Образец составления заключения
Заключение об уровне развития общения
Фамилия, имя ребенка: Ирсеньева Карина. Возраст: 3;07. Дата обследования: 26.02.2000.
Инициативность ребенка в общении
Отмечается низкий уровень инициативности в общении.
(Пассивно выжидает обращения взрослого, наблюдалось однократное прояв- ление двигательного оживления в виде слабых движений ножками – 2 балла – с последующим отвлечением. Повторного внимания ко взрослому не проявила.)
Чувствительность к воздействиям взрослого
Чувствительность к воздействиям взрослого среднего уровня.
(Наблюдались эпизодические – чаще однократные – проявления КО как в пе- риоды воздействий взрослого, так и в периоды паузы. Состав и интенсивность компонентов КО оставались неизменными: сосредоточение – 2 балла, улыбка – 1 балл, двигательное оживление – 2 балла.)
Репертуар коммуникативных действий
Репертуар коммуникативных действий – недостаточный.
(В составе КО отсутствуют вокализации; не наблюдаются высокие показатели выраженности остальных компонентов КО.)
Заключение
Задержка в развитии общения: снижена инициативность, недостаточная чув- ствительность к воздействиям взрослого, ограниченный репертуар коммуни- кативных средств (отсутствуют вокализации). Наиболее вероятная причина – педагогическая запущенность, усугубленная болезнью – ребенок 2 недели находился в больнице.
Рекомендации
Даны рекомендации по организации общения с ребенком (повышенное вни- мание со стороны матери и близких, регулярное эмоциональное общение, эмоциональные игры, пение, игры с включением предметов).
Подпись
ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Параметры и показатели познавательной активности
Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окру- жению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впе- чатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зри- тельными, оральными – с помощью рта, мануальными – с помощью рук), а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.
В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассмат- ривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за пере- мещением в более отдаленном пространстве. С помощью рта младенец также получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку. При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2 – 3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребенок научается координи- ровать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, схватывать его. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает.
Эмоциональная окраска познавательной деятельности становится все более яркой и выразительной. В эмоциональных проявлениях постепенно на- чинают дифференцироваться радость, сосредоточенность, интерес, удивле- ние. При благоприятных условиях воспитания для нормально развивающегося ребенка характерным является поиск новых впечатлений. Во время бодрст- вования он постоянно что-то рассматривает, оглядывает помещение, при- стально наблюдает за людьми и их действиями, интересуется игрушками, узором на одеяльце, выбирает “любимый” объект для рассматривания, заме- чает малейшие изменения в окружающем (зашевелились ветки от ветра, солнечный луч упал на стену, мама надела другую кофту, сделала новую прическу и пр.). Отсутствие или слабая выраженность у младенца интереса к окружающему, стремления обследовать доступные предметы являются при- знаками задержки в развитии.
Таким образом, в качестве основных параметров при диагностике позна- вательной активности выступают следующие:
внимание и интерес к предметам. Показателями данного параметра являются степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность
внимания, интереса или удивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов;
положительные эмоциональные проявления, сопровождающие по- знавательную деятельность. Показателями данного параметра выступают выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровож- дающих восприятие ребенком предметов и действий с ними;
познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обсле- дованию предметов. Показателями этого параметра являются характеристики зрительных, оральных и мануальных действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном обследовании предметов.
Все перечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов.
Описание диагностических ситуаций
Ситуация 1. “Разные игрушки”.
Цель: выявление параметров познавательной активности младенца в си- туации свободного поиска ребенком внешних впечатлений. В этой ситуации ребенок может выбрать любой объект для ознакомления и продолжить поиск впечатлений, переключаясь на другие предметы. При этом проявляются на- личные возможности ребенка актуализировать познавательную активность.
Предметная среда. Подбираются четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре, среди которых имеется игрушка с изображением че- ловеческого лица, например кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна, машинка, мягкая игрушка-животное, волчок, мяч с узорами. Игрушки не должны быть чересчур большими, так как дети могут испугаться, но и не очень ма- ленькими, чтобы младенец при желании мог взять предмет, похлопать по нему или толкнуть. Главное, чтобы они были красочными, интересными для рас- сматривания. Игрушки должны быть чисто вымытыми перед проведением ди- агностики, не иметь острых краев и зазубрин.
Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Пси- холог садится на стул справа от младенца, стараясь находиться вне поля его зрения, наблюдает за поведением ребенка и регистрирует данные в протоколе. Рядом с ребенком в поле его зрения размещаются четыре разные игрушки, по две с каждой стороны. В течение 5 минут ведется наблюдение за поведением ребенка. В протоколе регистрируются компоненты комплекса оживления и действия руки, глаза, рта, направленные на обследование каждой игрушки.
Ситуация 2. “Одна игрушка”.
Цель: выявление параметров познавательной активности младенца в си- туации предъявления игрушек, организованной взрослым. Эта ситуация по- зволяет актуализировать потенциальные возможности ребенка реализовать познавательную активность.
Организация предметной среды. Для совсем маленького ребенка (до 2 месяцев) лучше всего использовать блестящий металлический коло- кольчик с нежным звоном высотой и диаметром примерно 3 – 5 см. Более старшим детям можно предложить куклу-неваляшку примерно 25 см высотой, погремушку или резиновую игрушку-пищалку. Желательно, чтобы игрушку предъявляла мать или другой знакомый ребенку взрослый. Если такой воз- можности нет, психолог сам показывает малышу игрушки.
Процедура проведения диагностических проб. Ребенок находится в кро- ватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Взрослый стоит рядом с ребенком и показывает ему игрушку. Игрушка демонстрируется путем проведения последовательных 5 проб, в которых варьируется способ предъявления. Между пробами делается перерыв в 2 минуты.
1. Взрослый фиксирует игрушку на расстоянии 30 – 40 см от груди ребенка по линии взгляда в течение 1 минуты.
2. Взрослый медленно (со скоростью примерно 50 см за 5 секунд) пере- мещает игрушку в горизонтальной плоскости справа налево от линии взгляда перед собой ребенка и обратно в течение 1 минуты.
3. В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.
4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает, пока ребенок активно не за- хватит его. Проба длится 1 – 2 минуты. Если младенец роняет игрушку и бес- покоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.
5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится ниже).
Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка (“адресуется ко взрослому”). В протоколе простав- ляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется макси- мальный балл из зафиксированных во всех пробах.
Протокол регистрации параметров познавательной активности в первом полугодии жизни
Фамилия, имя ребенка…………....Возраст……..Дата обследования……………
Ситуации, | Интерес | Положительное эмоциональное | Стремление обсле- | При | ||||
пробы | отношение | довать предмет | -ме | |||||
ча- | ||||||||
ния | ||||||||
Улыбка | Двигательное | Вокализации | Зрительные | Мануальные | Оральные | |||
оживление | действия | действия | действия | |||||
“Разные игрушки” | ||||||||
Кукла | ||||||||
Машинка | ||||||||
Мягкая игрушка | ||||||||
Пирамидка | ||||||||
“Одна игрушка” | ||||||||
1-я проба | ||||||||
2-я проба | ||||||||
3-я проба | ||||||||
4-я проба | ||||||||
5-я проба | ||||||||
Максимальный балл |