Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления




Протокол регистрации показателей общения в первом полугодии жизни ребенка

 

 

Фамилия, имя ребенка.................. Возраст........ Дата обследования..........

 

    Ситуации Сосре- дото- чение   Улыбка Дви- гатель- ное ожив- ление   Вока- лизации   От- влечен ия   При- мечани я
  “Пассивный взрослый”            
             
             
             
             
  “Чистое общение”  
  Воздействия взрослого            
  Пауза            
  Воздействия взрослого            
  Пауза            
  Воздействия взрослого            
  Пауза            
  Воздействия взрослого            
  Пауза            
  Воздействия взрослого            
  Пауза            
  “На руках у взрослого”  
  Воздействия взрослого            
  Пауза            
  Воздействия взрослого            
  Пауза            
  Воздействия взрослого            
  Пауза            
  Воздействия взрослого            
Пауза              
                             


Шкалы оценки выраженности компонентов комплекса оживления

 

Компонентыкомплекса оживления Критерии оценки компонентов Баллы
Сосредоточение Отсутствует: рассеянный, блуждающий взгляд Слабое: кратковременное неполное замирание, взгляд на взрослого Среднее: неполное замирание со взглядом на лицо или глаза взрослого Сильное: полное замирание, длительный сосре- доточенный взгляд в глаза взрослого  
   
   
   
Улыбка   Отсутствует Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех  
   
   
   
  Двигательное оживление Отсутствует Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками или ножками Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса  
   
   
Вокализации Отсутствуют  
  Тихий однократный голосовой звук  
  Эпизодические голосовые звуки  
  Многократные разнообразные голосовые  
  звуки, радостные призывные вскрики  

Шкалы оценки параметров общения в первом полугодии жизни

 

 

Параметры общения Критерии оценки параметров Баллы
Инициатив- Отсутствует:  
ность ребенок не проявляет интереса ко взрослому или  
  пассивно выжидает обращения  
Определяется Слабая:  
в ситуации ребенок однократно проявляет комплекс оживления  
“Пассивный (КО), затем отвлекается и теряет интерес ко  
взрослый” взрослому  
  Средняя:  
  ребенок эпизодически проявляет КО, в промежутках  
  отвлекается  
  Высокая:  
  младенец многократно или непрерывно проявляет  
  КО, отвлечения отсутствуют  
Чувствитель- Отсутствует:  
ность к воздей- ребенок ни в одной из ситуаций не проявляет КО  
ствиям взрос- в ответ на воздействия взрослого  
лого Слабая:  
  ребенок однократно проявляет КО, затем отвлека-  
Определяется в ется и теряет интерес ко взрослому  
ситуациях “Чис- Средняя:  
тое общение” и ребенок изредка проявляет КО в ответ на обраще-  
“Общение на ния взрослого, некоторые воздействия оставляет  
руках у взросло- без внимания  
го”, а также при Высокая:  
сопоставлении ребенок проявляет КО в ответ на каждое воздейст-  
комплекса вие взрослого;  
оживления во интенсивность КО у младенца выше при пассивно-  
всех сти взрослого, чем в период воздействий взрослого  
3 ситуациях (ребенок затихает при воздействиях взрослого и  
  оживляется во время каждой паузы);  
  состав КО у ребенка различен в разных ситуациях  
  общения  
Средства об- Отсутствуют: ребенок ни в одной пробе не проявляет КО Обедненный репертуар коммуникативных средств: в составе КО у ребенка стабильно отсутствует 1 и бо- лее компонентов во всех 3 пробах Недостаточное владение средствами общения: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компо- нента, но при этом максимальное значение выра- женности 1 или более компонентов равно 1 баллу Достаточный уровень владения средствами обще- ния: в составе КО у ребенка присутствуют все 4 компо- нента, но при этом каждый компонент достигает выраженности не менее 2 баллов  
щения  
   
Определяются  
по характери-  
стикам компо-  
нентов КО во  
всех ситуациях  
   

Анализ результатов и составление заключения

 

 

На основании данных первичного протокола наблюдений и в соответствии с приведенными выше показателями производится оценка параметров обще- ния, которая вносится в заключение об уровне развития общения у ребенка. Форма заключения и образец ее заполнения приводятся в конце данного раз- дела.

 

Инициативность. Отсутствие или низкий уровень инициативности в возрасте до 3 месяцев считается нормой, но после 3 месяцев рассматривается как задержка в развитии общения. Обычно такая задержка наблюдается при дефиците общения, когда взрослые не проявляют чувствительности к воз- действиям ребенка, не общаются с ним или вступают в общение редко и лишь по собственной инициативе. Средний уровень инициативности у младенца в возрасте старше 3 месяцев может свидетельствовать о недостатках в общении с близкими, прежде всего о невысокой чувствительности к проявлениям ре- бенка. Высокий уровень инициативности характерен для ребенка старше 3 месяцев с благоприятным опытом общения.

 

Чувствительность. У здорового ребенка при благоприятных условиях воспитания уже на втором месяце жизни может отмечаться высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Однако в период становления общения – до 2,5 – 3 месяцев – у ребенка могут отмечаться низкий и средний уровни чувствительности. Отсутствие чувствительности к воздействиям взрослого у ребенка старше 1,5 месяца может свидетельствовать как о де- фиците общения, так и о патологии ЦНС, следовательно, является показанием для обращения к невропатологу. Низкий уровень чувствительности к воздей- ствиям взрослого в этом возрасте свидетельствует о задержке в развитии общения.

Для ребенка старше 3 месяцев нормальным является высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого. Средний уровень чувствитель- ности может свидетельствовать о том, что взрослые недостаточно эмоцио- нально общаются с ребенком, не всегда сопровождают общением разнооб- разные ситуации взаимодействия с ним.

 

Средства общения. В период становления общения – до 2,5 месяца – состав комплекса оживления может быть неполным, а интенсивность его компонентов – слабой. К 3 месяцам ребенок овладевает достаточным репер- туаром средств общения, т. е. в комплексе оживления присутствуют все четыре компонента и их выраженность достигает высоких значений. Недостаточный репертуар коммуникативных действий у ребенка от 3 до 5 месяцев может


свидетельствовать о задержке в развитии общения, в том числе связанной с нарушением работы какого-либо анализатора.

После 5 месяцев интенсивность компонентов комплекса оживления может снижаться, двигательное оживление сменяться более целенаправленными координированными движениями (протягивание рук, хватание, повороты ту- ловища и т.д.). Сохранение комплекса оживления в полном составе после 6 месяцев свидетельствует о задержке развития общения в его ситуатив- но-личностной форме.

Заключение об уровне развития коммуникативной деятельности состоит из трех частей. В первой части дается качественное описание параметров об- щения. Во второй соотносится оценка параметров развития общения с воз- растом ребенка и делается общее заключение об уровне развития общения. До 1,5 месяца отсутствие или низкий уровень показателей параметров об- щения считается нормой. От 1,5 до 2,5 месяца нормальными являются низкие и средние показатели. После 2,5 месяца отсутствие или низкие показатели ка- кого-либо параметра общения свидетельствуют о задержке либо отклонении в развитии общения. Начиная с 3 – 3,5 месяца для здорового ребенка, воспи- тывающегося в нормальных условиях, характерен высокий уровень всех па- раметров общения. Сроки появления и уровень развития общения зависят от разных причин, связанных как со здоровьем ребенка, так и с условиями его воспитания. Поэтому в третьей части заключения психолог должен проанали- зировать причину задержки в развитии общения и дать родителям и воспита- телям соответствующие рекомендации. Прогнозируя при выработке рекомен- даций ход дальнейшего развития ребенка, следует учитывать соотношение различных параметров общения. Так, при наличии высокого уровня инициа- тивности, как правило, оправдывается положительный прогноз в отношении психического развития младенца, даже если отмечается обедненный репер- туар коммуникативных средств. Например, слабое двигательное оживление может быть вызвано нарушением мышечного тонуса, лечение которого нахо- дится в компетенции невропатолога. Напротив, низкий уровень инициативности при нормальных показателях остальных параметров – явное свидетельство неадекватного общения взрослых с ребенком.

Заключение психолог составляет с целью фиксации диагностических

данных в процессе отслеживания развития ребенка. Такое заключение пере- дается также специалистам, к которым в случае необходимости ребенок на- правляется. (Форма и образец заключения приведены ниже.)


Заключение об уровне развития общения у ребенка в первом полугодии жизни

 

 

Фамилия, имя ребенка.................. Возраст........ Дата обследования..........

 

 

Инициативность ребенка в общении (отсутствует, слабая, средняя, высокая – описать по показателям)

 

Чувствительность к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая – описать по показателям)

 

Репертуар коммуникативных средств (обедненный, ограниченный, достаточный

– конкретизировать по показателям с указанием отсутствующих или слабовыраженных компонентов КО)

 

Заключение (содержит вывод об уровне развития общения – нормальный, задержка в развитии общения, глубокая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и указание возможных причин задержки)

 

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в раз- витии общения, в случае необходимости направление к соответствующим специали- стам)


Образец составления заключения

 

Заключение об уровне развития общения

 

 

Фамилия, имя ребенка: Ирсеньева Карина. Возраст: 3;07. Дата обследования: 26.02.2000.

 

 

Инициативность ребенка в общении

Отмечается низкий уровень инициативности в общении.

(Пассивно выжидает обращения взрослого, наблюдалось однократное прояв- ление двигательного оживления в виде слабых движений ножками – 2 балла – с последующим отвлечением. Повторного внимания ко взрослому не проявила.)

 

Чувствительность к воздействиям взрослого

Чувствительность к воздействиям взрослого среднего уровня.

(Наблюдались эпизодические – чаще однократные – проявления КО как в пе- риоды воздействий взрослого, так и в периоды паузы. Состав и интенсивность компонентов КО оставались неизменными: сосредоточение – 2 балла, улыбка – 1 балл, двигательное оживление – 2 балла.)

 

Репертуар коммуникативных действий

Репертуар коммуникативных действий – недостаточный.

(В составе КО отсутствуют вокализации; не наблюдаются высокие показатели выраженности остальных компонентов КО.)

 

Заключение

Задержка в развитии общения: снижена инициативность, недостаточная чув- ствительность к воздействиям взрослого, ограниченный репертуар коммуни- кативных средств (отсутствуют вокализации). Наиболее вероятная причина – педагогическая запущенность, усугубленная болезнью – ребенок 2 недели находился в больнице.

 

 

Рекомендации

Даны рекомендации по организации общения с ребенком (повышенное вни- мание со стороны матери и близких, регулярное эмоциональное общение, эмоциональные игры, пение, игры с включением предметов).

 

 

Подпись


ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 

Параметры и показатели познавательной активности

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окру- жению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впе- чатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зри- тельными, оральными – с помощью рта, мануальными – с помощью рук), а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним.

В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассмат- ривать предмет, прослеживать его движение, а вскоре и наблюдать за пере- мещением в более отдаленном пространстве. С помощью рта младенец также получает много информации: дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесенному ко рту, любят сосать соску, кулачки, пеленку. При благоприятных условиях воспитания (полноценном общении, отсутствии тугого пеленания и свободных ручках, наличии в зоне досягаемости игрушек, привлечении к ним внимания ребенка, совместном со взрослыми их восприятии) в 2 – 3 месяца к обследованию предметов подключаются руки. Сначала это неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пеленке и другим попавшим под руку предметам, но постепенно ребенок научается координи- ровать движения глаз и рук, дотягиваться до видимого предмета, схватывать его. К 4 месяцам ребенок может удерживать предмет, совершать некоторые действия, количество и разнообразие которых неуклонно возрастает.

Эмоциональная окраска познавательной деятельности становится все более яркой и выразительной. В эмоциональных проявлениях постепенно на- чинают дифференцироваться радость, сосредоточенность, интерес, удивле- ние. При благоприятных условиях воспитания для нормально развивающегося ребенка характерным является поиск новых впечатлений. Во время бодрст- вования он постоянно что-то рассматривает, оглядывает помещение, при- стально наблюдает за людьми и их действиями, интересуется игрушками, узором на одеяльце, выбирает “любимый” объект для рассматривания, заме- чает малейшие изменения в окружающем (зашевелились ветки от ветра, солнечный луч упал на стену, мама надела другую кофту, сделала новую прическу и пр.). Отсутствие или слабая выраженность у младенца интереса к окружающему, стремления обследовать доступные предметы являются при- знаками задержки в развитии.

Таким образом, в качестве основных параметров при диагностике позна- вательной активности выступают следующие:

внимание и интерес к предметам. Показателями данного параметра являются степень сосредоточенности ребенка на предмете, выраженность


внимания, интереса или удивления, наличие или отсутствие отвлечений в процессе восприятия предметов;

положительные эмоциональные проявления, сопровождающие по- знавательную деятельность. Показателями данного параметра выступают выраженность улыбки, двигательного оживления и вокализаций, сопровож- дающих восприятие ребенком предметов и действий с ними;

познавательные действия, отражающие стремление ребенка к обсле- дованию предметов. Показателями этого параметра являются характеристики зрительных, оральных и мануальных действий, совершаемых ребенком при визуальном восприятии и тактильном обследовании предметов.

Все перечисленные параметры определяются по показателям поведения ребенка в разных ситуациях предъявления предметов.

 

 

Описание диагностических ситуаций

Ситуация 1. “Разные игрушки”.

Цель: выявление параметров познавательной активности младенца в си- туации свободного поиска ребенком внешних впечатлений. В этой ситуации ребенок может выбрать любой объект для ознакомления и продолжить поиск впечатлений, переключаясь на другие предметы. При этом проявляются на- личные возможности ребенка актуализировать познавательную активность.

Предметная среда. Подбираются четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре, среди которых имеется игрушка с изображением че- ловеческого лица, например кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна, машинка, мягкая игрушка-животное, волчок, мяч с узорами. Игрушки не должны быть чересчур большими, так как дети могут испугаться, но и не очень ма- ленькими, чтобы младенец при желании мог взять предмет, похлопать по нему или толкнуть. Главное, чтобы они были красочными, интересными для рас- сматривания. Игрушки должны быть чисто вымытыми перед проведением ди- агностики, не иметь острых краев и зазубрин.

Процедура проведения диагностической пробы. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Пси- холог садится на стул справа от младенца, стараясь находиться вне поля его зрения, наблюдает за поведением ребенка и регистрирует данные в протоколе. Рядом с ребенком в поле его зрения размещаются четыре разные игрушки, по две с каждой стороны. В течение 5 минут ведется наблюдение за поведением ребенка. В протоколе регистрируются компоненты комплекса оживления и действия руки, глаза, рта, направленные на обследование каждой игрушки.

 

Ситуация 2. “Одна игрушка”.

Цель: выявление параметров познавательной активности младенца в си- туации предъявления игрушек, организованной взрослым. Эта ситуация по- зволяет актуализировать потенциальные возможности ребенка реализовать познавательную активность.


Организация предметной среды. Для совсем маленького ребенка (до 2 месяцев) лучше всего использовать блестящий металлический коло- кольчик с нежным звоном высотой и диаметром примерно 3 – 5 см. Более старшим детям можно предложить куклу-неваляшку примерно 25 см высотой, погремушку или резиновую игрушку-пищалку. Желательно, чтобы игрушку предъявляла мать или другой знакомый ребенку взрослый. Если такой воз- можности нет, психолог сам показывает малышу игрушки.

Процедура проведения диагностических проб. Ребенок находится в кро- ватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Взрослый стоит рядом с ребенком и показывает ему игрушку. Игрушка демонстрируется путем проведения последовательных 5 проб, в которых варьируется способ предъявления. Между пробами делается перерыв в 2 минуты.

1. Взрослый фиксирует игрушку на расстоянии 30 – 40 см от груди ребенка по линии взгляда в течение 1 минуты.

2. Взрослый медленно (со скоростью примерно 50 см за 5 секунд) пере- мещает игрушку в горизонтальной плоскости справа налево от линии взгляда перед собой ребенка и обратно в течение 1 минуты.

3. В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает, пока ребенок активно не за- хватит его. Проба длится 1 – 2 минуты. Если младенец роняет игрушку и бес- покоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится ниже).

Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка (“адресуется ко взрослому”). В протоколе простав- ляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется макси- мальный балл из зафиксированных во всех пробах.


Протокол регистрации параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Фамилия, имя ребенка…………....Возраст……..Дата обследования……………

  Ситуации,   Интерес   Положительное эмоциональное   Стремление обсле-   При
пробы   отношение довать предмет -ме
        ча-
        ния
      Улыбка   Двигательное   Вокализации   Зрительные   Мануальные   Оральные  
  оживление   действия действия действия  
             
             
             
             
             
“Разные игрушки”                
Кукла                
Машинка                
Мягкая игрушка                
Пирамидка                
“Одна игрушка”                
1-я проба                
2-я проба                
3-я проба                
4-я проба                
5-я проба                
Максимальный балл                



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: