Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни




 

Параметры познава- тельной активности     Критерии оценки параметров   Бал- лы
  Интерес   Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и ин- тереса Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматрива- ется, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается  
ребенка к  
предметам  
   
   
   
  Положи- тельные эмоцио- нальные проявле-   Улыбка: Отсутствует Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойной мимикой Средняя:    
ния улыбка с размыканием губ, довольным выражением  
  лица, но без оживленной мимики  
  Яркая:  
  длительная улыбка с размыканием губ, оживленной  
  мимикой, радостным взглядом, смех  
  Двигательное оживление:  
  Отсутствует  
  Слабое:  
  поворот головы, слабые эпизодические движения  
  ручками или ножками  
  Среднее:  
  вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок  
  Сильное:  
  энергичные многократные шагающие движения но-  
  гами, вскидывание ручек, вовлечение в движение  
  корпуса  

  Вокализации:  
Отсутствуют  
Тихий однократный голосовой звук  
Эпизодические голосовые звуки  
Многократные разнообразные голосовые звуки, радо-  
стные вскрики  
  Познава-   Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете) Ребенок фиксирует взгляд на предмете Ребенок прослеживает взглядом движение пред- мета Ребенок рассматривает предмет с видимым пере- движением взора по объекту, наблюдает за его перемещением   Оральные действия: Отсутствуют Ребенок ощупывает предмет губами и языком, ку- сает, захватывает деснами, лижет языком   Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий Ребенок прикасается к приложенному к руке пред- мету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой  
тельные  
действия  
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Анализ результатов и составление заключения

 

Интерес ребенка к предметам. Отсутствие интереса к предметам кон- статируется, если ребенок не проявил внимания к предметам ни в одной из проб. Низкая степень интереса определяется, если интерес ребенка к пред- метам ни в одной пробе не превышает 1 балла. Средняя степень интереса отмечается, если его максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам, а в ысокая степень интереса – если оценка достигает 3 баллов хотя бы в одной пробе.

До 2,5 месяца низкая степень интереса является нормальной. После 2,5 месяца отсутствие или низкая степень интереса ребенка к предметам мо- жет настораживать как симптом задержки в развитии познавательной актив- ности. До 3,5 месяца средняя степень интереса является нормальной. После 3,5 месяца это может означать, что взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания: мало общаются с ним, не пытаются привлечь его внимание к предметам, не организуют адекватную предметную среду. Высокая степень интереса свидетельствует о нормальном ходе развития познавательной ак- тивности ребенка.

Положительные эмоциональные проявления. Отсутствие положи- тельных эмоциональных проявлений констатируется, если они не отмечены ни в одной из проб. Слабая выраженность положительных эмоциональных про- явлений констатируется, если во всех пробах оценка улыбки, двигательного оживления или вокализаций не превышает 1 балла. До 2,5 месяца отсутствие или слабая выраженность положительных эмоций при восприятии предметов считается нормой, однако после 3 месяцев может расцениваться как один из симптомов задержки в развитии познавательной активности, особенно в со- вокупности с другими признаками. В этом случае необходимо проанализиро- вать, какие именно компоненты комплекса оживления представлены слабо, и сопоставить характеристики комплекса оживления, проявляющиеся в ситуации восприятия предметов с его характеристиками при общении со взрослыми.

Средняя степень выраженности положительных эмоций отмечается, когда их максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам, высокая степень – если хотя бы в одной из проб значения улыбки, двигательного оживления или вокализаций достигают 3 баллов. Средняя и высокая степени выраженности положительных эмоциональных проявлений при восприятии предметов сви- детельствуют об общем эмоциональном благополучии ребенка и нормальном ходе развития его познавательной активности.

Познавательные действия. Отсутствие познавательных действий у младенца констатируется, если ни одно из них не наблюдается ни в одной из проб. Это чрезвычайно тревожный признак, так как уже в конце первого месяца может свидетельствовать о неврологической патологии, а в более позднем возрасте – о серьезной педагогической запущенности. В этом случае следует немедленно обратиться за консультацией к соответствующим специалистам (невропатологу, окулисту, отоларингологу и др.).


Уровень владения познавательными действиями анализируется для каж- дого вида действий отдельно. Например, у ребенка могут быть хорошо развиты зрительные действия, но развитие мануальных действий в силу тех или иных причин задерживаться. Необходимо выявить, какие действия отсутствуют, и в соответствии с этим рекомендовать консультации других специалистов.

Зрительные действия. Отсутствие фиксации взгляда ребенка на пред- мете может отмечаться в первые недели жизни, до 3 месяцев нормальными оценками являются 1– 2 балла, после 3 месяцев – 3 балла.

Оральные действия присутствуют в поведении ребенка с первых дней жизни.

Мануальные действия. До 1,5 – 2 месяцев пальцы младенца обычно сжаты в кулачки, поэтому мануальные действия могут отсутствовать, хотя, если удастся вложить предмет в ручку, малыш рефлекторно схватит его. После 2 месяцев нормальными оценками являются 1 – 2 балла, после 4 месяцев – 3 балла. Мануальные действия могут быть недостаточно развиты по разным причинам, например вследствие педагогической запущенности (дефицит об- щения или спеленывание ручек), органического поражения центральной или периферической нервной системы либо другого заболевания.

Заключение об уровне развития познавательной активности делается на основании обобщения показателей выраженности отдельных параметров.

Высокий уровень познавательной активности отмечается, если все пока- затели ее параметров имеют оценку 3 балла.

Средний уровень развития познавательной активности определяется, ко- гда показатели параметров измеряются средними баллами или одни из них имеют высокие баллы, а другие – более низкие. Психолог должен проанали- зировать, по каким параметрам и показателям выявилось отставание, соот- нести их с возрастом ребенка и сопоставить данные диагностики познава- тельной активности с данными диагностики развития общения.

Отсутствие и низкий уровень развития познавательной активности кон- статируются, если все или большинство ее параметров получили нулевую оценку, что свидетельствует о серьезной задержке в психическом развитии ребенка.

После анализа результатов диагностики психолог составляет заключение. (Форма заключения приведена ниже.)


Заключение об уровне развития познавательной активности у ребенка в первом полугодии жизни

 

Фамилия, имя ребенка.................. Возраст........ Дата обследования..........

 

Интерес к предметам (отсутствует, слабая, средняя, высокая степень выраженности

– описать по показателям)

 

Положительные эмоциональные проявления (слабая, средняя, высокая сте- пень выраженности – описать по показателям)

 

Улыбка

 

Двигательное оживление Вокализации

Познавательные действия:

 

Зрительные Мануальные Оральные

 

Уровень развития познавательной активности (вывод об уровне развития познавательной активности – нормальный, задержка в развитии, глубокая задержка в развитии – с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных причин задержки)

 

 

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в раз- витии познавательной активности, в случае необходимости – направление к соответ- ствующим специалистам)


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: