Погружение «Работы с мышлением и информацией» 03-04.06
1. Съём ожиданий от группы.
2. Небольшой отрывок из Л.С. Выготского "Мышление и речь". Психические функции (например, образование понятий, принятие решений, произвольная память, прооизвольное внимание) возникают во внешнем мире, а потом попадают во внутренний мир.
"Человек появляется при соприкосновении внешнего мира и внутреннего".
3. Задание "Какие роли нужны в группе для решения задачи?". Выработали такие роли и типы мышления для них.
· Координатор
· Генератор идей творческое, образное, дивергентное мышление
· Проблематизатор – критическое мышление
· Создатель модели – логическое, модельное, конвергентное мышление
· Стратег – стратегическое
· Мотиватор – тактическое мышление
· Переводчик – творческое, аналитическое мышление
· Создатель образов и примеров (приземляющий) – эмпирическое, образное, рефлексивное мышление
· Собирающий
4. Упражнение на дивергентное мышление. Как можно использовать маркер?
5. Упражнение на образно-ассоциативное мышление. Представь человека в образах: фруктов, погоды, животных и т.п. Другие отгадывают.
6. Упражнение на конвергентное мышление. Загадываем определенный мир, время и место. Говорим человеку 3 вещи. По 3 вещам отгадывает мир, время и место. Если нужно можно сказать ещё 3 вещи.
7. Можно выделить такие типы мышления.
· Естественно-научное: цепочки фактов -> гипотеза -> логическая проверка на непротиворечивость -> предсказание
· Образно-ассоциативное: связано с ресурсными состояниями. Перевод слов в образы.
· Рефлексивное: самонаблюдение (всматривание в пространство своего сознания, слушание своих мыслей)
8. Марсианское мышление.
Есть базовые вопросы: что? (понятие, определение), почему? (причина, прошлое, обстоятельства, потому что) – вопрос объекта, зачем? или для чего? (цель, смысл, будущее, для того чтобы) – вопрос субъекта, иначе? или по-другому?
9. Игра. Марсианин хочет узнать о жизни землян и задаёт вопросы землянину. Марсианин (знает русский язык, но не понимает культуры), землянин (говорит простым языком, чтобы марсианин понял), наблюдатель (смотрит, даёт обратную связь, говорит о нарушениях структуры)
10. Можно рассматривать человека как биологическую машину по принятию, обработке, передаче и выдаче информации (ТИМы). (Соционика Каленаускаса)
Субъектное (внутренний мир) | Объектное (внешний мир) | |
Логика | Как я понимаю? Я строю модель | Выполнение инструкций, алгоритмов |
Интуиция | Получится ли? Прогнозирование. Где я нахожусь? Что со мной происходит? | Что здесь происходит? Целостное восприятие ситуации. |
Этика | Моё отношение к другим. | Отношение других ко мне. Отношения между другими |
Сенсорика | Как я себя чувствую? Саморегуляция | Оцениваю ощущения другого человека. Манипуляции, движения. |
11. Функции (Соционика Каленаускаса).
I ХОРОШО (уровень организации личности)
Эта область достаточно консервативна, в ней трудно что-либо изменить. По первой функции человек уверен в себе. Здесь решается вопрос: “Я есть или меня нет?!” В области первой функции находится то, в чем я уверен, то, что я достаточно хорошо про себя знаю. Эта сфера является важной, осознаваемой и охраняемой. Фактически это система ценностей. Обозначим ее словом “хорошо”. Обычно в сфере, соответствующей первой функции, человек демонстрирует уверенную ориентацию и надежное владение ситуацией. Здесь он опирается на свой собственный авторитет и имеет глубокую подсознательную уверенность в своей правоте: “Об этом я знаю сам”.
II НАДО (уровень функционирования)
Вторую функцию мы можем обозначить словом “надо”, так как она включает в себя именно те условия и те средства, которые необходимы личности, чтобы она могла проявиться, продемонстрировать свои возможности, свое творчество. Причем есть вероятность как созидания, так и разрушения. Большая внутренняя свобода в выборе стратегий допускает здесь крайне “острые” решения. Со второй функцией в значительной степени связана специфика речевого поведения человека. Вторая функция — это творчество, демонстрация возможностей, того, “что я могу и умею”, и в то же время это наиболее легко рационализируемая сфера.
III ПРОБЛЕМЫ(место наименьшего сопротивления)
Это функция, по которой человек оценивает себя. В психологии есть понятие “референтная группа” — группа значимых для человека людей (сначала родителей, потом каких-то взрослых уважаемых людей), которые его оценивают: “Ты — хороший” или “Ты — плохой”. Таким способом он получает энергию от социума. Постепенно происходит интериоризация, т. е. присвоение, как бы перемещение референтной группы внутрь. Психологически мы эту группу значимых для нас взрослых превращаем в один из блоков нашего оценочного мышления — блок оценки себя. Далее, когда это становится частью нашего сознания, спрятаться уже невозможно. Эту область можно назвать зоной проблем. Она значима для личности и уже в силу этого становится проблемной. Здесь люди почему-то плохо понимают юмор, они просто не готовы шутить на эти темы. Человек постоянно защищает свою третью функцию, причем у каждого вырабатывается определенная стратегия. Как уже было сказано, третья функция — это место в структуре типа, по которому человек получает энергию от социума.
IV ХОЧУ (суггестивная)
По четвертой функции человек открыт для внешних воздействий. В зависимости от того, к какому типу он принадлежит, на него большее или меньшее влияние оказывают те или иные внешние сигналы. Если первая функция — это то, что я знаю сам, то четвертая функция — то, что знают другие люди. Здесь человек склонен ориентироваться на других, опираться на внешние авторитеты. Здесь человек доверчив и открыт для внешней информации, которую воспринимает некритически. Имеет смысл знать, что происходит, когда внешний мир каким-то образом вами манипулирует. Знать и быть к этому готовым, уметь такие воздействия отслеживать, фиксировать, фильтровать и отстраиваться от них. Речь сейчас не идет о защите, но об осознанном поведении. С моей точки зрения, сама идея защиты от внешнего мира порочна.