Место и роль международной торговли товарами и услугами в современной системе мирохозяйственных связей




 

Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. Более того, сегодня ни одна страна не может рассчитывать на успех без активного участия в международной торговле. Странам выгодно экспортировать. Так, в 1950-1990 гг. производство ВВП в мире возросло в 5 раз (в постоянных ценах), а товарный экспорт – в 11 раз. При расширении обрабатывающей промышленности за этот период в 8 раз ее экспорт увеличили в 20 раз. За последнее десятилетие истекшего века при росте ВВП на ¼ мировой экспорт товаров возрос более чем в 2 раза. В результате внешнеторговая квота, т.е. зависимость экономики всех стран от внешней торговли, рассчитанная как отношение стоимости внешнеторгового оборота к стоимости ВВП в мире, за 1990-2000 гг. увеличилась с 32 до 40%.

Расширение международной торговли товарами стимулирует обмен услугами, на ускоренный рост которого влияют также социально-экономические изменения в странах («постиндустриальное развитие») и научно-технический прогресс в мире. В 2003 г. мировой экспорт услуг составил порядка 1,8 трлн. дол. (против 155 млрд. дол. В 1975 г.), или почти 20% мировой торговли товарами и услугами. При этом уровень протекционистских ограничений в международной торговле услугами повсеместно выше, чем в торговле товарами. Основными участниками этого обмена выступают практически те же страны, что и в торговле товарами, т.е. экономически развитые страны.

Товарная структура мировой торговли отражает сдвиги, происходящие в экономике стран-участниц и в процессе глобализации хозяйственной жизни. Ведущее место в мировом экспорте занимает продукция обрабатывающей промышленности, доля которой в 2000 г. достигла 75% (70% в 1990 г.). Из этого на долю машин, оборудования и средств транспорта приходится более 41% (36% десятилетие назад), среди которых наиболее динамичной статьей является офисное и телекоммуникационное оборудование – более 15% (9%), тогда как торговля продукцией автомобилестроения стабилизировалась на уровне 9%. Следующей по значению товарной позицией является продукция добывающей промышленности – 13% (14%), в которой главное место занимает топливо. Значение сельскохозяйственных товаров продолжает уменьшаться – 9% (12%), так же как и текстильных изделий – 2,5% (3%), при сохранении удельного веса одежды на уровне 3% и прочих потребительских товаров – около 9%.

Современная международная торговля представляет собой многоярусную систему. Нижний этаж – рынок базовых товаров – образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности. Средний – полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, т.е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности). К среднетехнологичным товарам относятся станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки.

Наиболее динамичным сектором международной торговли в последние годы является обмен товарами «высоких технологий» или наукоемких отраслей промышленности и отраслей нематериального производства. Именно рынок высокотехнологичной продукции формирует офисное и телекоммуникационное оборудование, электронику, электрооборудование, точные измерительные приборы, аэрокосмическую технику, медицинское оборудование и фармацевтику. Основные торговые державы – это экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Германия, Япония, Франция, Великобритания.

Сохранение лидерства развитых стран в международной торговле обеспечивается, прежде всего, благодаря экспорту продукции высоких технологий. На развитые страны приходится ¾ мирового экспорта этой продукции, который по сумме составил в 2000 г. более 1 трлн. дол. Следует отметить различие в характере международной торговли ведущих стран. США имеют многолетний пассив торгового баланса, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, достигающего 0,5 млрд. дол. И более. Однако платежный баланс этой страны сводится с активом за счет поступлений от экспорта капитала и услуг. В то же время для Германии и Японии характерны активное сальдо торгового баланса. Из стран переходной экономики наибольшие объемы внешнеторговых операций приходятся на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Россию, хотя в целом их доля в международной торговле продолжает оставаться незначительной (в 2003 г. – менее 4%). Самое скромное положение в системе международной торговли занимают наименее развитые страны, к которым принадлежит 50 государств мира, на долю которых приходится лишь 0,6% мирового экспорта. Разрыв в доходах этих стран по сравнению со странами “золотого миллиарда” составляет 1:150, а продолжающаяся их маргинализация чревата опасностями для процесса глобализации.

Рынок есть система обмена разными по своим потребительским свойствам продуктами труда как товарами. Причем рынок предполагает наличие как разных по своим потребительским свойствам продуктов труда, так и их разных собственников. В то же время рынок – это способ или механизм реализации и приобретения товаров и услуг, в котором участвуют продавцы и покупатели. Нельзя не заметить, что рынок представляет собой как бы стоимостную систему обмена разными продуктами труда. Крупнейшими товарными рынками (производство плюс обмен), определяющими характер мировой торговли. Являются рынок машин и транспортного оборудования (с объемом экспортных поставок до 2,5 трлн. дол.), рынок минерального топлива (более 400 млрд. дол.), а также рынок черных и цветных металлов (около 350 млрд. дол.).

Специфика современного мирового рынка машин и оборудования состоит в том, что он сегодня во многом определяет материальное содержание процесса глобализации, называемого в современной литературе “глобальным производством”. В основе этого явления лежат устойчивые связи производственного кооперирования на базе средне- и долгосрочных контрактов в рамках внутриотраслевой специализации. Здесь в полной мере проявляются преимущества международного разделения труда и межстрановых перемещений факторов производства, включая движение огромных финансовых средств и инвестиций, использование передовых инноваций, информационных технологий, оригинальных предпринимательских решений. Именно в этой сфере, составляющей важный элемент развития всей мировой цивилизации, удерживают свои позиции промышленно развитые страны “золотого миллиарда” благодаря перекрестным внутриотраслевым связям, прибыльность которых является постоянной заботой транснациональных корпораций и транснациональных банков.

Эти процессы отразились, в частности, в бурном росте торговли офисным и телекоммуникационным оборудованием (в 1990-2000 гг. – ежегодно в среднем на 12%), составляющем почти 40% зарубежных поставок машинотехнической продукции (в 1990 г. – 25%). Крупнейшими поставщиками этого оборудования выступают США и Япония, хотя в то же время США является еще более крупным импортером этой продукции. Главными поставщиками автомобилей на мировом рынке выступают Германия (16% стоимости мирового экспорта в 2000 г.), Япония (15%), США (12%), Канада (11%), Франция (7%), а среди развивающихся стран – Мексика (более 5%) и Южная Корея (около 3%). Главным импортером (почти 30%) являются США. В 2000 г. в мире было произведено около 58 млн. автомобилей, более 40% которых было экспортировано. Помимо готовый автомобилей, значительная часть продукции этой отрасли экспортируется и импортируется в виде узлов и компонентов для последующей сборки. Несравненно большую номенклатуру кооперационных поставок насчитывает авиакосмическая промышленность.

Другим крупнейшим товарным рынком в мире является рынок минерального топлива, ресурсы которого сосредоточены в основном на Ближнем Востоке (более 65% мировых разведанных запасов нефти). Страны региона обеспечивают свыше 50% поставок сырой нефти на мировой рынок, регулируя добычу и экспорт нефти с помощью организации ОПЕК. Нефть и нефтепродукты занимают 80% (по стоимости) мирового экспорта энергоресурсов; в то же время за последние два десятилетия усилились позиции природного газа, в основном из-за его большей экологичности. Крупнейшим экспортером природного газа является Россия – 130 млрд. куб.м. в 2000 г. Главными мировыми импортерами нефти и нефтепродуктов выступают США (26%), Западная Европа (24%), страны ЮВА (19%), Япония (более 12%). США, Германия и Япония – основные покупатели природного газа – соответственно 20, 15 и 14%. Постоянное расширение международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности объясняется не только потребностями научно-технического прогресса, но и высокой эффективностью этой торговли в плане как быстрой коммерциализации, так положительного влияния на экономику стран – экспортер.

Топливно-сырьевой экспорт, как показывает мировой опыт, подвержен резким изменениям спроса и цен, трудно предсказуем и зависит от колебаний рыночной конъектуры. Примером нестабильности топливно-сырьевой торговли может служить динамика мировых цен на нефть, которые только за период 80-90-х годов трижды переживали резкое падение; в 1986 г. к уровню 1985 г. более чем на 50%; 1988-1987 – на 22% и 1998 – 1997 гг. – на 34%.

Глобальную понижающую тенденцию цен на сырье хорошо иллюстрирует движение индекса условий торговли, показывающего отношение средних цен экспорта к средним ценам импорта, т.е. покупательную способность 100 единиц экспорта, выраженных в единицах импорта. Если этот показатель для страны или группы стран больше 100, то соотношение цен в их торговле по сравнению с базисным периодом благоприятное; если меньше, то, напротив, неблагоприятное. Для развитых стран этот индекс на протяжении всех 90-х годов, да и раньше (база –1990 г.) был постоянно положительным в пределах 105-106 пунктов, а для развивающихся – в основном поставщиков сырья – колебался в пределах 95 –100 пунктов.

В международной торговле услугами, как и товарами, ведущее место опять-таки принадлежит промышленно развитым странам, в первую очередь странам ЕС. Однако в последнее время доля этих стран в торговле услугами несколько снизилась из-за расширения поставок услуг филиалами ТНК в развивающихся странах в развивающихся странах. На страны Западной Европы сегодня приходится более 40% экспорта и импорта услуг, на Северную Америку – более 20% и примерно столько же на азиатские страны. Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7% мирового экспорта в 2003 г.), а также Франция, Германия (по 6%). Крупнейшими импортерами выступают США (13%), Германия (10%), Япония (6%). На долю России в 2003 г. пришлось около 0,9 % экспорта и 1,5% импорта услуг в мире.

Сравнительно новые, быстро развивающиеся виды деловых услуг связаны с обслуживанием бизнеса – предприятий, банков, страховых обществ, торговли, а также СМИ. К этим услугам относятся, в частности, профессиональные и управленческие (консультации, бухгалтерия, аудит); информационные и компьютерные, в том числе программное обеспечение, база данных; передача технологий и ноу-хау; кадровые услуги; операционные – управление предприятием, контроль качества, ликвидация отходов производства; банковские и страховые; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, торговое посредничество; услуги в области телекоммуникаций и аренды; ремонт и техобслуживание оборудования; проектирование и строительство объектов; услуги в освоении космоса в гражданских целях.

Глобализация этой важнейшей сферы человеческой деятельности бизнеса привела к расширению привлечения квалифицированных специалистов с целью дальнейшего увеличения производительности труда, сокращения издержек, повышения качества, более эффективного использования ресурсов, сокращения времени работ. Все это позволяет предприятию повысить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Последние через передачу технологий, информации, трансграничное перемещение персонала и путем коммерческого присутствия (создание отделений банков, например) все больше связаны с прямыми иностранными инвестициями. Активно растущим сектором деловых услуг в последнее десятилетие стала электронная торговля через Интернет. Объем мировой электронной торговли составил в середине 90-х годов 5 – 10 млрд. дол., в начале века – 100 – 150 млрд. дол и порядка 1,5-2 трлн. дол. В 2003 г. Каждые 12-18 месяцев в мире происходит удвоение коммерческих сделок через Интернет, а их потенциал оценивается в 30% ВВП развитых стран. Исключительно большие возможности для роста электронной коммерции представляют сектора торговли и финансов. Преимущества этого вида услуг состоят, прежде всего, в экономии издержек и времени совершения сделок.

Подобно тому, как безгранично развитие внутриотраслевой специализации и кооперирования в материальной сфере, так безграничен по своей природе и рынок услуг. Значение международной торговли услугами выходит за рамки этого сектора и представляет собой динамичную составляющую глобализации мирового хозяйства.

 

Заключение

Если рассматривать международную торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо, с одной стороны, явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны – углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые. Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена интеграции и заключении самих сделок. В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно, в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда. Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то на лицо с одной стороны – ясное усиление международной тенденции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны – углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отраслевые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов. В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Международная торговля имеет важнейшее значение для экономического роста и развития стран в динамично развивающейся мировой экономике. Развитие и усложнение мировой торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда. Рассмотрев мировую торговлю в плане тенденций ее развития, можно сделать вывод, что с одной стороны наблюдается явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые. Следует обратить внимание на возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов. В заключение хочется сказать о мировой торговле в нашей стране. Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Россия испытывает проблемы, как в области экспорта, так и импорта. Но, несмотря на возникающие трудности, товарооборот России с другими странами растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей. К сожалению, роль России в мировой торговле не так велика, как хотелось, но для самой России значение внешнеэкономической сферы очень существенно. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны и поддержания благосостояния народа.

 

 

Список литературы

Ø Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М., 2000. 320c.

Ø Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М.: Владос, 2006..246c.

Ø Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. – 2006, № 32. 32-41с.

Ø Баранова Е.П. Современная мировая торговля // Российский экономический журнал. – 2006, № 6. 14-19 с.

Ø Бурмистров В.Н., Холопов К.В. Внешняя торговля РФ. – М.: Юристъ, 2001.259c.

Ø Васильева, Т.Н. Мировая экономика: конспект лекций / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев. - Орел: ОрелГТУ, 2005. - 135 с.

Ø Винокуров Е.И. Мировая торговля и международные инвестиции // Мировая торговля и международные отношения. – 2000, № 10 5-19c.

Ø Гагаринов В.И. Россия в международной торговле: учебное пособие.- АСА. 2006.178 с.

Ø Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции //Мировая экономика и международные отношения. – 2000, № 8. 49-55с.

Ø Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под. ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н. Осьмовой. - 3-е изд.- М.: Флинта Московский психолого-социальный институт 2001 — 480с.

Ø Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: От античности до ВТО: Монография. Изд-во СПбГУ - Санкт-Петербург. 2006. 230 с

Ø Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. – М., 2000.c.87

Ø Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб и допю-М, 2005. – 272

Ø Фомичев В.И. Международная торговля. – М.: Инфра-М, 2001. 446с

Ø Международные экономические отношения: Учебник / Под редакцией И.П. Фаминского,-М.:Юрисъ 2001.- 847 с

Ø Улин Б.И. Межрегиональная и международная торговля. Монография.- ДЕЛО.,2004.416 с.

Ø Холопов А.В. Теория мировой торговли – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000. 80 с.

Ø Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.c.367.

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: