Идеологическое освоение действительности




Слово «идеология» часто встречается в повседневной речи, в самых разнообразных текстах. Говорят, пишут о политической, экономической, религиозной идеологии; об идеологии тех или иных реформ; об идеологии партий, движений, организаций; даже об идеологии развития конкретных секторов и отраслей хозяйства, видов бизнеса. По мнению одних, любая идеология мешает видеть вещи такими, каковы они есть на самом деле, поэтому от нее следует уходить, избавляться. По мнению других, идеология неотделима от человека, она всегда присутствует в его мышлении, действиях, независимо от того, сознает он это или нет. Государственных деятелей, политиков, партии критикуют как за «идеологизированность», так и за отсутствие идеологии или ее расплывчатость, нечеткость.

При всем многообразии значений термина «идеология» их объединяет взгляд на идеологию как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности. В этом смысле идеология присутствует в жизни общества очень давно, фактически с момента его возникновения, правда на ранних ступенях истории, преимущественно в качестве элемента других форм духовной деятельности людей, в том числе религии и философии.

 

70. Понятие о будущем. Методы социального прогнозирования. Утопия и антиутопия как формы предвосхищения будущего.

Бу́дущее — часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но произойдут.

Если отбросить всевозможные гадания и пророчества, то все высказывания о будущем можно типологизировать следующим образом:

• предвидение – это широкое, обоснованное, носящее достоверный характер суждение о будущем; как правило, предвидение делается на основе уже имеющегося опыта или по аналогии;

• предсказание – это также носящее достоверный характер суждение о будущем, но носящее достаточно конкретный характер относительно конкретного объекта и даты в будущем;

прогнозирование – это суждение о будущем, основанное на его изучении с позиции вполне конкретных интересов; прогнозирование в отличие от предвидения и предсказания является активной формой прояснения будущего, так как оно кроме простого изучения ещё и определяет, что нужно делать, чтобы конкретные события наступили в конкретный момент.

Существуют определённые общенаучные методы, позволяющие делать прогнозы:

• дедукция, которая на основании выполнения определённых законов и соотношений на общих и больших системах позволяет утверждать, что они также будут выполняться на частных и малых системах;

• индукция, которая, наоборот, на основании выполнения определённых законов и соотношений на частных и малых системах позволяет утверждать, что они также будут выполняться на общих и больших системах;

• экстраполирование, которое на основании результатов, полученных в предыдущие моменты времени, позволяет предугадывать результаты, которые ещё только будут получены в последующие моменты времени;

• интерполирование, которое на основании результатов, полученных в точках на границах интервала, позволяет предугадывать результаты в точках внутри этого интервала;

• анализа и синтеза, который заключается в том, что исследуемый объект или событие предварительно разлагают на отдельные элементы (анализ), а затем с учётом вносимых извне требований или изменений собирают вновь в единое целое (синтез) и изучают свойства и возможности полученного объекта.

Утопия, как теоретический проект, в сущности, есть некий синтез субъективных идей, основанных не на предугадывании будущего, а на желании такового. Данную мысль можно выразить цитатой из произведения «Открытое общество и его враги» К. Поппера: «Будущее зависит от нас, и над нами не довлеет никакая историческая необходимость»[v]. Утопист, следовательно, не проецирует на будущее никаких тенденций, наличествующих в обществе, а разрывает связь с ними, часто откровенно противопоставляя свои взгляды позициям людей настоящего и, в отдельных случаях, прошлого времени.

Принципиально иное отношение к модусам времени предполагает антиутопия. Антиутопия, как правило, предлагает читателю конструкт, принципиально ориентированные на системы ценностей прошлого или настоящего. Антиутопия, согласно взгляду создателя-автора (в идеале – и потребителя тоже), не представляет собой определение будущего как ценности только в одном случае – когда будет реализована представленная модель. В случае отсутствия реализации модели будущее обретает ценность аналогично двум другим модусам.

Таким образом, утопия и антиутопия выступают как специфические формы отношения к различным модусам времени, заостряя особое внимание на будущем, однако подходят к формированию его оценки различно. Для создателя утопии высокая положительная оценка будущего наступает тогда, когда предлагаемый проект будет находиться в процессе реализации или уже реализуется полностью, для автора антиутопии будущее и его содержание получат высокую оценку в случае выбора пути, не приводящего к содержанию изображенной автором модели, более того, будущее не должно быть источником социальных и личностных страхов в целом, поэтому изображенная автором модель – лишь частный пример нежелательного развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: