Иррационализм в западно-европейской философии XIX века




В философии существует рационализм и иррационализм. Рационализм полагает, что человек может познать разумный мир с помощью своего разума. Западно- европейская философия 17-18вв. имела преимущественно рационалистический характер(философы этого периода рационалисты),а в 19 в.появляются несколько выдающихся философов-иррационалистов. В широком смысле слова под иррационализмом имеют в виду учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное начало, а иррациональное (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства, словом, тех срезов духовного начала, которые противопоставляются разуму, рассудку, мудрости. В более узком смысле под иррационализмом имеют в виду различные философские учения, в которых умаляется разумное начало в пользу иррациональных сил, например воли в противовес разуму. Рац. - уважительное отношение к науке, т.к. она познает мир с помощью разума, он был связан с ней, опирался на науку, осмысливал научные познания. Что же касается иррац, он выражал недоверие к науке также как и к разуму, она не постигает суть мира, она вводит нас в заблуждение. В 19 веке выделяются 3 крупнейших философа-иррац

1.С.Кьеркегор,

2. Ф.Ницше,

3. А.Шопенгауэр.

1. (1813-1855) - датский философ, религиозный философ. В 20 в появится и будет развиваться экзистенциализм (и он является предтечей этого течения - он высказал ряд фундаментальных для этого течения идей). По Кьеркегору, никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека. Оно возможно только посредством саморефлексии и чувства. Таким образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное ей.

2. Основоположник «философии жизни» - философское течение, получившее распространение в нач. 20 века. В качестве центрального понятия в философии используется жизнь, но оно у них разное - сам Ницше трактовал в натуралистическо-биологическом духе, другие представители этого течения понимали жизнь как духовную реальность.

3. (1788-1860). На его взгляды оказали влияние И. Кант, Платон + индийская философия. Главное произведение – «Мир как воля и представление». Он пишет: «Весь этот мир только объект по отношению к субъекту, воззрением для взирающего». Все, что принадлежит миру неизбежно обусловлено субъектом, по Ш, это распространяется на время и пространство. Он вполне согласен с Кантом. Исходное - наблюдение, а вместе с ними объект - субъект. Нет объекта без субъекта. Это положение делает сразу невозможным материализм, но, с другой стороны, нет субъекта без объекта. Шоп. пишет: «мы исходим не из объекта и не из субъекта, а мы исходим из первого факта сознания (т.е. из представления)». А существенная форма представления и есть распад на субъект и объект. По Ш., мир - есть воля. Это не только чел-ая воля (имеет онтологический статус-наука о бытии), он подчеркивал неотделимость воли от действия (всякое действие есть проявление воли). По Ш., силы, изучаемые науками, ими не уясняются. Они остаются в сущности непостижимыми (гравитационные, электромагнитные и т.д.). Ш. хочет сказать, что там где наука устанавливает те или иные силы, то во всех этих случаях идет речь о проявлении мировой воли. Бытие, по учению Ш., это мировая воля, которая проявляется во всем течении Вселенной (как в одушевленной, так и в неодушевленной природе), человеческая же воля лишь проявление мировой воли. Познание он трактовал, что в основе познания лежит интуиция. Познание опирается на представления (не на понятия). А представления возникают интуитивно, а затем на этих представлениях строятся другие ступени познания. Любая религия включает в себя долю иррац. Он приобретает нерелигиозные оттенки - Шопенгауэр, Ницше,а Кьеркегор – религиозный философ. В 20 веке усилилась иррационалистическая струя.

 

16. Возникновение и эволюция позитивизма. Программа логического позитивизма. Постпозитивизм.

Яркое направление сциентизма – позитивизм. (Сциентизм – это наука, это мировоззренческая ориентация, которая рассматривает науку в качестве высшей ценности). Позитивизм зародился в середине 19 века. Важнейший вопрос, который ставит позитивизм – это вопрос об отношении философии и науки. Позитивизм ориентировался на науку. Он представляет собой яркое выражение сциентизма. К философии отношение позитивизма было негативное. Различают 1. первый позитивизм, 2. второй позитивизм (эмпириокритицизм (критика опыта)), 3. третий позитивизм (неопозитивизм) или логический позитивизм, 4. постпозитивизм.

Первый П был связан с именами таких философ как О. Конт (Франция), Дж. С. Милль(Англия), Г. Спенсер (Англия).Основоположником позитивизма считается Конт.

Второй П связан с именами Э. Мах (Австрия), Р. Авенариус (Швеция).

Третий П – логический позитивизм ведет свое начало с Венского кружка, который возник в 1920 г. – это объединение ряда выдающихся ученых математиков, философов. Таких как Л. Витгенштейн, В. Рассел, Р. Карнап и др. Представление логического позитивизма ориентировались на научное знание и считали, что философские положения не имеют научного смысла. Как относится к этому утверждению? Философия – это философия, но представители логического позитивизма задались целью разделить научное и ненаучное – принцип верификации. Этот принцип оказался нереализуемым. Действительно, в науке есть такие положения, которые не поддаются проверке, но являются опорными положениями научной теории, без них теория рассыпаются – они являются фундаментальными положениями, без которых теория невозможна, но опытным путем их одобрить или опровергнуть невозможно. Своеобразным развитием логического П явилась концепция Поппера (Австрия, после эмигрировал в США) – он подверг критике принцип верификации. Он считал, что для признания научной теории необходима не её подтверждение – верификация, а ее опровержение - фальсификация. Теория научна тогда, когда можно указать явления, которые бы ее опровергали. А если таких событий и явлений нет, то тогда теория ненаучна. Развитие науки, по Попперу, совершается путем фальсификации тех или иных научных теорий, и тогда появляется новая теория (концепция). Несомненно, значение фальсификации было преувеличено Поппером, так как верификация имела не меньшее значение, чем фальсификация (но заслуга есть уже в том, что он ее выделил). Дальнейшее развитие позитивизма связано с творчеством Витгенштейна (1 этап – он примыкал к логическому позитивизму, а затем он пришел к выводу, что необходим анализ естественного языка, т.к. он считал, что философские проблемы коренятся в языке). Он явился основоположником лингвистического анализа – анализа естественного языка (это особое течение в философии 20века).

Постпозитивизм - совокупность концепций в фи­лософии и методологии науки, возникших как критическая реакция на программу эмпирического обоснования науки, выдвинутой логическим эмпиризмом (неопозитивизмом), а с распадом этой программы пришедших ей на смену. В значительной степени эта реакция была инициирована идеями К. Поппера, которая появилась в период, когда неопозитивизм имел преобладающее влияние, и сыграла едва ли не решающую роль в его критике. Постпозитивизм эволюционировал от альтернативных ре­шений проблем, поставленных позитивистами, к признанию этих проблем неразрешимыми или бессмысленными и фор­мированию новой проблемной сферы. Прежде всего это относится к проблеме взаимоотношения между наукой и философией. Отталкиваясь от позитивистско­го лозунга «Наука — сама себе философия» и третирования «ме­тафизики» как совокупности положений, не имеющих науч­ного смысла, постпозитивизм взял курс на «реабилитацию» метафизи­ки, которая должна была осуществляться теми же аналитичес­кими методами, с помощью которых неопозитивисты пытались ее дискредитировать, обнаружил, что защита «твердого ядра» научно-иссле­довательской программы от опровержений («негативная эври­стика») в периоды, когда эта программа обеспечивает прирост эмпирического содержания, делает это «ядро» методологичес­ки неотличимым от метафизики, наконец, вообще признал «псевдо­проблемой» поиск каких бы то ни было «демаркаций» между наукой, мифом или метафизикой. В отличие от неопозитивистов, уповавших на установление несомненных оснований научного знания на почве чувственного опыта, постпозитивизм объявил «эмпирический базис» науки продуктом рациональной конвенции, выявил неустра­нимую «теоретическую нагруженностъ» (т. е. смысловую за­висимость от научных теорий, используемых в исследователь­ских процессах) терминов языка науки; тем самым была сня­та (или значительно ослаблена) дихотомия «теоретических» и «эмпирических» терминов языка науки. Постпозитивизм фактически отказался στ различения контекста обоснования и контекста открытия (Рейхенбах) как от методологически бесплодного; напротив, именно методология, приближенная к реальной практике на­уки, обязана объяснить возникновение новых научных тео­рий и процессы их принятия научными сообществами (Лакатос, Агасси, К. Хукер, Э. Захар).

Унаследовав от неопозитивизма проблему «рациональной ре­конструкции» истории науки (т. е. объяснения исторической эволюции научного знания с помощью «нормативных» методологических концепций), постпозитивизм затем пришел к плюрализму методологий, к идее принципиальной ущербно­сти любых попыток «втиснуть» историю науки в какую-то единую методологическую схему, наконец, к «дескриптивизму», т. е. сведению задач методолога к описанию конкретных приемов, методов, условий, которыми направляются научно-исследовательские действия, приводящие ученых к успеху. Тем самым постпозитивизм отказался видеть в методологических нормах универсальные критерии научной рациональности. Отсюда—постепенный отход пост­позитивизма от свойственных критическому рационализму установок на нормативную методологию и усиление интере­са к «ситуационному анализу» этих примеров с при­влечением социологических, социально-психологических и др. факторов, не принимавшихся в расчет методологами-нормативистами. Постпозитивизм перешел к радикальному пе­ресмотру представлений о науке как целенаправленном по­иске истин. Само понятие «истины» либо вовсе устранялось из методологических рассуждений, либо подвергалось специ­фической интерпретации «дискретным» моделям эволюции науки.

Экзистенциализм

Экзистенциализм — это философия существования, одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего. Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности. Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. Экзистенциализм оформился после первой мир войны. Пик его приходится на 1940-е гг. Экзистенция координирована с трансцендентным (-переступающий, выходящий за пределы). Подлинное сущ-ие человека возможно лишь в устремленности к трансцендентному, если нет этой устр-и, то человек ведет неподлинное сущ-ие. В религиозном трансцендентное - это Бог, в нерел. – ничто. Экзистенция сугубо личностна и невыразима в понятиях. Она противопоставляется рациональному мышлению (оно скрывает истинное, подлинное бытие). Бытие, согласно экз., может раскрыться в актах веры (религиозный экзистенциализм). Характерным для этого учения – учения о пограничных ситуациях (-это предельные безвыходные ситуации). Свобода, смерть, страх, одиночество – ведущие темы экзистенциализма. К экзистенциализму относят разных авторов, никогда не составлявших цельного и единого учения. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений. По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как «забота», «страх», вина» и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека — на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом. В своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. Карл Ясперс — выдающийся немецкий, философ, психолог и психиатр, один изоснователей экзистенциализма. Философствованию свойственна жизненность экзистенциального высветления проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то осмыслить наполненное бедственностью и неизбывной заботой наше существование. Экзистенция составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в пограничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конечности своегосуществования. Экзистенция релятивирует и в смысловом отношении ограничивает вещное «бытие-в-мире». Но и сама экзистенция существенным образом ограничена, причем эта ее ограниченность не только не негативна, но и содержательно-позитивна и потому не может быть от нее, так сказать, «отмыслена» в акте интеллектуального абстрагирования, а принадлежит самому ее бытию. Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма — этой главной опасности XX в., ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны. Жан Поль Сартр. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Влияние Сартра основывается на этой гибкости и многосторонности творчества. Он вывел экзистенциализм философии, он соединил его общие черты с литературой — в той мере, в какой можно говорить о единстве французского экзистенциализма в основном вопросе, есть ли еще сверх существования трансцендентность, воздействующая на область экзистенциального и дающая ей смысл?.. Сартр отвечает на этот вопрос отрицательно. Для него человеческому существованию принадлежит страх, неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни. Человек, как говорит Сартр в своем главном сочинении, «осужден на свободу». Человек обременен безграничной свободой, но также и безграничной ответственностью. Свобода, у Сартра, находится в сфере человеческого существования, она «творческая активность» — и ничего более. Над существованием нет какого-либо закона, императива, детерминизма. Все, в чем раньше видели свободу,предопределение, нечто навязанное извне, человек принимает по свободному выбору — он существует, лишь, поскольку он выбирает. Все вновь из нашего наличного бытия возникает наше человеческое бытие, и именно это имеется в виду, когда экзистенциализм атеиста Сартра требует, чтобы за ним признали достоинства и долг гуманизма.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: