ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ ГУНЬ(ПАЛКА)




ОРУЖИЕ УШУ

Сколько же всего видов оружия существует? По некоторым подсчетам более 400 видов. Среди них имеется:

более 80 разновидностей прямого меча;

более 60 разновидностей широкого меча;

более 40 разновидностей копий;

более 50 разновидностей луков со стрелами;

более 10 разновидностей трезубцев;

более 10 разновидностей топоров и секир;

более 10 разновидностей цепей;

более 10 разновидностей булав;

более 10 разновидностей палок;

более 10 разновидностей дубинок.

Кроме этих видов, существует еще масса видов оружия типа бороны, вил, клюки, лопаты, железной палки цзянь, камней и др. - всего около сорока видов.

Холодное оружие ушу - результат многовекового развития боевого оружия Естественно, не все старинное оружие стало прототипом оружия ушу. Ныне применяемое в ушу оружие лишь капля в море всего арсенала оружия. Вместе с тем, некоторые образцы оружия вовсе были неизвестны древним воинам, а широко использовались, как народные инструменты и орудия труда.

И все же основным оружием ушу являются: широкий меч (дао), копье (цян), прямой меч (цзянь), шест (гунь) и др.

Короткое оружие - широкий меч,прямой меч и т.д.;

длинное оружие - копье, шест, широкий меч дао и т.д.;

парное оружие - парные широкие мечи, крюки и т.д.;

гибкое оружие - девятизвенная цепь, веревка с шаром шэн бьяо и т.д.

Даошу (искусство владения широким мечом) - это искусство ближнего боя. Его козырь - дерзость скорость, напористость, смелость и всевозможные обманные действия. Его можно отнести к молодежным стилям. Имеется много разновидностей ударов - они могут быть рубящие, секущие, висящие, колющие, проникающие, могут носить обманный характер и должны быть строго согласованны с движениями другой руки.

Цзяньшу (искусство фехтования с прямым мечом)тоже применяется в ближнем бою. Многочисленные уколы, удары в болевые точки, сокрушительные удары мечом и координированные действия другой рукой составляют цзянь шу тао лу. Скорость и ловкость, непринужденность, взаимодополняющие твердость и мягкость, ритмичные и легкие движения тела отличают цзянь шу от других видов.

Цяншу (искусство владения копьем). Цян шу - искусство боя на дальней дистанции. Блокировки, захваты, колющие удары предшествуют основным броскам и добивающим ударам, которые и образуют этот комплекс. Особенность этого комплекса такова: удар копьем является продолжением линии, начинающейся в ногах - источнике силы, - которая затем проходит через поясницу и концентрируется на острие

 

Гуньшу (фехтование на палках), так же как и копье, относится к длинномуоружию. Комплекс состоит из размашистых, колющих, протыкающих ударов. Его особенность заключается в использовании обоих концов палки, применение поперечных и продольных ударов, в смелости и быстроте.

ИСТОРИЯ МЕЧА ДАО

 

 

В старом Китае существовало огромное количество разновидностей холодного, однолезвийного рубяще-режущего оружия под общим наименованием «дао». Известно, что основные виды дао разделялись на три большие группы:

· а) длиннодревковые дао ― гуаньдао 关刀 (яньюедао 偃月刀), сянбидао 象鼻刀, пудао 朴刀
и шуаншоудай 双手带;

· б) двуручные дао ― дадао 大刀 (каньдао 砍刀), чжаньмадао 斩马刀 и чандао 长刀;

· в) поясные дао 佩刀 ― чжибэйдао 直背刀, яньмаодао 雁毛刀, водао 倭刀, цицзядао 戚家刀, люедао 柳叶刀, пяньдао 片刀, нювэйдао 牛尾刀, дуаньдао 短刀, шуандао 双刀, наньдао 南刀
(худедао 蝴蝶刀 и худешуандао 蝴蝶双刀).

Исторически в системе боя богомола мэйхуа (мэйхуа танланмэнь) применялись три разновидности дао из первой и вторых групп: гуаньдао, шуаншоудай и нювэйдао. В данной статье мы подробно разберем только последнюю группу, то есть группу поясных дао.

Согласно многочисленным историческим материалам и археологическим исследованиям, в древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао).1 Это был однолезвийный прямой меч с небольшим изгибом ближе к острию и кольцом на ручке. Чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.

"Прямоспинный меч” (чжибэйдао), коллекция военного музея, г. Пекин.

 

Монгольский меч XIII века

 

Прорисовки однолезвийных мечей времен Чингисхана.

Однако, начиная с Юаньской династии (1271—1368 гг.), под мощным влиянием монгольских военных достижений, технологий изготовления и техник применения меча, в Китае начали превалировать четыре категории однолезвийных мечей под общим названием пэйдао (佩刀, поясной меч с крестовидной или дискообразной гардой). Пэйдао всегда носились на специальном подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с особой скобой, прикрепленной к поясу с левой стороны.

"Меч пэйдао с подвесом и скобой, музей дворца Гугун, г. Шэньян.

 

Угорские сабли VII—IX веков, могильники южного Урала.

Согласно ранней военной традиции, сначала заимствованной монголами у кочевых, в основном алано-болгарских и тюркских племен, проживавших в районе Алтая, Тувы и Урала, а потом развитой маньчжурами, пэйдао носили лезвием вниз, причем с рукоятью меча, направленной назад.2 Это делалось с целью не мешать луку, который в налуче был приторочен слева. Для того, чтобы выхватить пэйдао из ножен, воин левой рукой подбивал ножны назад и вверх, таким образом переворачивая меч лезвием вверх и рукояткой вперед, в идеале одновременно извлекая меч и нанося режущий удар по врагу. Это можно было с легкостью сделать как на скаку, так и в пешем строю.

Mаньчжурские офицеры и генералы XVIII и XIX вв, способы выхватывания и ношения меча.

Второй варинат выхватывания пэйдао использовали уже во вне военное время, подбивая ножны назад за спину и выхватывая меч справа из-за спины, но уже лезвием вниз.

Существовал и третий вариант выхватывания лезвием вниз, при котором одновременно с противоположным движением ножен влево назад, меч доставался из ножен, а сами ножны снимались с пояса, позволяя фехтовать как мечом, так и ножнами, потенциально увеличивая техническое превосходство воина.

В Минскую династию (1368—1644 гг.), китайцы практически полностью перешли на использование популярной в те времена круглой гарды японского происхождения в сочетании с традиционными, уже китайско-монгольскими лезвиями и рукоятями. Таким образом сформировалась первая категория поясных однолезвиевых мечей под общим названием «мечи гусиное перо» (яньмаодао). Форма клинка была прямой с постепенным изгибом только в последней трети ближе к острию, что позволяло помимо стандартных рубяще-режущих движений, успешно применять этот меч и как колющее оружие. В связи с этим рукоять также использовалась прямая. На оконечность рукояти был надето квадратное или круглое навершие. В связи со многими историческими и социальными причинами уже к концу XIII века этот тип меча практически полностью потерял свою популярность среди военных и мастеров боевых искусств. Исключение составляли отдельные школы, где он продолжал использоваться вплоть до нашего времени.

«Меч гусиное перо» (яньмаодао), коллекция автора.

К концу династии Мин и под влиянием японских мечей тати и одати, появилась вторая категория пэйдао, в которую вошли два новых типа клинка. Первый назывался «мечи семьи Ци» (цицзядао), а второй «мечи ивовый лист» (люедао), в эту категорию включались также и «короткие мечи» (дуаньдао). «Мечи семьи Ци» представляли собой несколько укороченный вариант так называемых “мечей подрезающих коня” (чжаньмадао), которые относились к длиннодревковым однолезвиевым, а также длинноклинковым мечам и впоследствии оказали влияние на развитие одного из уставных видов длиннодревковых мечей цинской амии — шуаншоудай. “Мечи подрезающие коня”, известные с начала Сунской династии, широко использовались в многочисленных битвах и сражениях, в основном с единственной целью — отрубить ноги скачущего на полном скаку коня.

«Меч подрезающий коня» (чжаньмадао), музей маньчжурского дворца Гугун, г. Шэньян.

В дальнейшем великий минский генерал Ци Цзигуан (1528—1588 гг.), вдохновленный эффективностью, практичностью, и конечно же эстетической красотой японских клинков, которые использовали его заклятые враги — японские пираты “вокоу”, взял за основу японский тати (китайцы пренебрежительно называли их “мечи лилипутов” водао) и скрестил его с чжаньмадао, создав так называемый «Меч семьи Ци» (цицзядао).

Надо заметить, что оба варианта “водао” и “цицзядао” были весьма популярны в прибрежных районах минского Китая.

«Меч семьи Ци» (цицзядао), коллекция автора.

Второй тип второй категории пэйдао под общим названием «меч ивовый лист» (люедао) отличался изогнутыми рукоятями и довольно узким лезвием, плавно изгибавшимся к острию по всей длине клинка, что являлось практически идеальной формой для широкого использования рубяще-режущих техник верхом и в пешем строю. Известно, что воинственные маньчжуры отдавали предпочтение именно таким мечам люедао.

«Мечи ивовый лист» (люедао), коллекция автора.

Люедао весьма успешно были использованы восьмизнаменными войсками как против самих китайцев, так и против их соседей. Неудивительно, что эта разновидность поясных мечей стала уставной в императорской армии Цинской династии (1644–1912 гг.).

Третья категория пэйдао называлась «рубящие мечи» (пяньдао) и отличалась гораздо более акцентированным изгибом клинка, с целью еще больше увеличить режущую силу этого меча в ближнем бою. Надо заметить, что эти мечи использовались довольно редко.

«Рубящий меч» (пяньдао), коллекция музея маньчжурского дворца Гугун, г. Шэньян.

В четвёртую категорию входили «мечи коровий хвост» (нювэйдао). Данные пэйдао развились на основе народных широколезвийных мечей и являются модификацией меча «ивовый лист» путем постепенного и равномерного утолщения ширины лезвия к острию, где последняя треть клинка по форме напоминает кисточку коровьего хвоста и ее верхняя часть, называемая елмань, также как и лезвие, остро заточена.

Меч пэйдао, используемый в разделе фехтования системы боя богомола мэйхуа, имеет самоназвание “ланьмэньдао” 拦门刀, что означает “преграждающий врата меч”. Это название происходит от классической одноименной формы ланьмэньдао, которая является квинтэссенцией фехтовальных техник системы боя богомола мэйхуа. Стандартная длинна всего меча составляет “сань чи сань” (три чи и три цуня) или 101 см, клинок 79-80 см3. Мечи «ланьмэньдао» ковали из так называемой многослойной псевдо-дамасской стали “хуавэньган”, а ножны отделывали черной акульей кожей.

«Преграждающий врата меч» (ланьмэньдао) и ножны (цяо), покрытые черной акульей кожей, коллекция автора.

Если же анализировать ланьмэньдао с точки зрения вышеприведенной классификации согласно форме клинка поясных мечей пэйдао, то он несомненно относится к категории нювэйдао, хотя и обладает многими признаками люедао, таким образом являясь промежуточным звеном в трансформации официально принятых на вооружение цинской армией мечей люедао в новую категорию мечей нювэйдао, которые стали популярными в середине 1700-х годов, и изначально используемых преимущественно народными мастерами боевых искусств, деревенским ополчением и повстанцами разных мастей.


Составные части пэйдао на примере «Преграждающего врата меча» (ланьмэньдао):
а) черен/рукоять ― даобин ― 刀柄;
б) головка/навершие ― биншоу ― 柄首;
в) крестовина/гарда ― даопань ― 刀盘;
г) муфта ― даогу ― 刀骨;
д) клинок ― даошэнь ― 刀身;
е) лезвие ― даожэнь ― 刀刃;
ж) тупьё ― даобэй ― 刀背;
з) остриё ― даоцзянь ― 刀尖
и) голомень ― даомянь ― 刀面;
к) елмань ― даошанжэнь ― 刀上刃.

 

ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ ГУНЬ(ПАЛКА)

Техника гуньшуВ различных стилях ушу нередко применяют оружие, но обычно работа с ним является лишь одной из частей стиля, к тому же, не самой значительной. В наше время это вполне оправдано. Ведь научиться владеть оружием можно только в спортзале, но проблема в том, что использовать меч, копье или нож тоже придется исключительно на тренировках. Т.к. сложности возникнут и при покупке такого оружия, и при оформлении разрешения. К тому же, тот же самый меч не очень удобно постоянно носить с собой. Да и от представителей органов правопорядка появится слишком много претензий.

Но если желание научиться обращаться с оружием все же не дает покоя, то оптимальным решением станет работа с шестом. Во-первых, шест - это действительно один из тех видов оружия, которые уже не раз доказывали свою практичность и востребованность. А во-вторых, умение владеть этим оружием даже в уличной драке послужит вам на пользу. Конечно, постоянно носить шест при себе тоже не получится, но вот в случае опасности вполне возможно заменить его хорошей палкой, которую легко найти неподалеку. Так что изучение гуньшу - занятие довольно полезное.

Гуньшу представляет собой искусство владения шестом. Современное гуньшу основано на техниках, разработанных в школах "Шаолинь иншоугунь", "Тунбэй гуньшу" и т.д.

Как нам известно из школьных уроков истории, палку или шест люди стали использовать довольно рано. Сначала - для рыбной ловли и собирательства, чуть позже - для самозащиты и охоты. Так что шест смело можно назвать одним из самых древних видов оружия.

В эпоху Чжоу (XI-II вв. до н.э.) шест был самым распространенным оружием, как и в эпоху Сун. А эпоха Мин стала периодом быстрого совершенствования и распространения техник работы с шестом. И в то же время появились первые описания приемов такой работы, которые тогда можно было встретить в труде "О мечах", чьим автором был известный полководец по имени Юй Даю. В тот же период о работе с шестом говорилось еще в одном трактате, который назывался "Разъяснения о шаолиньской технике работы с палкой".

 

Существует достаточно много разновидностей работы с шестом. Среди них встречаются техники с такими названиями: "район Восточно-Китайского моря", "зеленое поле", "прыгающая змея", "пять тигров и отара овец", "палка Цзы Вэ", "шаолиньская палка" и т.д.

 

Гуньшу - работа с палкой или шестом

Сегодня шесты чаще всего делают из ясеня, т.к. материал должен быть и крепким, и гибким одновременно. Все шесты по видам разделяют на Древнее искусство работы с палкой - гуньшунесколько категорий: "палки с рукоятками", "палки с большими верхушками", "палки с тремя сочленениями" или "сань цзы гунь", "шесты до бровей" и "большие шесты". Большой шест по длине превышает человеческий рост, но и работа с ним продуктивнее на дальней дистанции. Длина "шеста до бровей", как легко догадаться по названию, доходит ровно до бровей человека. В поединке на ближней дистанции такой шест принесет больше пользы. Сань цзы гунь содержит в себе три короткие палки, которые соединяются специальными железными кольцами, так что такое оружие довольно удобно носить с собой. К тому же, такая палка одинаково подходит для боя как на длинной, так и на короткой дистанции. А значит, ее вполне можно назвать универсальной. Оружие из последней категории - палка с рукояткой - представляет собой одну из разновидностей коротких палок.

Еще Ци Цзигуан говорил, что лишь овладев шестом, можно изучить технику острого оружия. Поэтому тот факт, что гуньшу в ушу занимает важное место, вполне закономерен. Ведь тренировки с шестом все таки менее травматичны, чем тренировки с тем же мечом или копьем. А вот навыки они вырабатывают весьма полезные. Такие, что и в дальнейшем изучении работы с оружием пригодятся, и для поддержания общего тонуса организма не повредят, и в уличной драке тоже помогут.

ИСТОРИЯ СПОРТИВНОГО УШУ

8--12 ноября 1953 года в китайском городе Тяньцзинь состоялась "Первая всекитайская национальная соревновательная и показательная спартакиада". После нее у китайских властей окончательно оформились мысли о необходимости "огосударствления" ушу.

Официальные причины были таковы: ушу мистифицировано, надо освободить его от неоправданной загадочности, от клановости, упростить терминологию, что сделает его более доступным. Тогдашний председатель Госкомспорта КHР призвал отделить истинные ценности от подделок. Такая формулировка позволила оставить "за бортом" официальных боевых искусство многих влиятельных народных мастеров.

Весной 1956 года будущий председатель КHР Лю Шаоци выступая в Госкомспорте прямо сказал: "Hадо усилить исследовательскую и реформаторскую работу по традиционным видам физической культуры в нашей стране, таким как ушу и цигун, изучив их научную ценность". В результате "изучения научной ценности" специальная исследовательская группа создала ряд абсолютно новых, никогда ранее не существовавших нормативных комплексов. Для них было использовано старое название "чанцюань" ("длинный кулак"). В основу чанцюань легло несколько северных стилей, где было принято вести бой на длинной дистанции - чжацюань, хунцюань, хуацюань. Критерием отбора движений в новый стиль были не боевая ценность, доступность или разработанная методика преподавания, а прежде всего зрелищность или оздоровительная ценность. Чанцюань включал в себя широкоамплитудные красивые движения, широкие махи и вращения руками, высокие прыжки, резкие остановки и внезапные ускорения. Традиционные стили под понятие "нормативности" не попадали, так как могли немного отличаться в формах, например, ударов. В результате из обоймы официального ушу было исключено подавляющее большинство традиционных стилей. По такому же принципу был составлен стиль "наньцюань" ("южный кулак"), образованный из движений стилей южнокитайской провинции Гуандун. Аналогичным образом были составлены нормативные комплексы с копьем, палкой, прямым и широким мечами и т.п.

 

Особое внимание уделялось реформе тайцзицюань. Оздоровительная направленность давала возможность превратить его в "стиль номер один" в КHР. В результате из большого, внутренне очень сложного комплекса стиля семьи Ян возник ныне всемирно известный "упрощенный тайцзицюань" в 24 формы.

 

Осенью 1956 года были проведены первые показательные состязания по новому виду спорта - гимнастике ушу. В том же году была создана Всекитайская ассоциация ушу, ее первым председателем стал Ли Мэнхуа - сын одного из создателей КHР Ли Дачжао, проводивший в области ушу официальную линию правящей партии. Грандиозная работа завершилась успехом - ушу находилось под контролем государственной власти, а традиционные мастера уже не имели права слова. Вслед за этим были созданы местные ассоциации. Планомерно создавались специальные спортивные группы, молодежные клубы. С 1957 года в каждой провинции, крупном городе и автономном районе стали создаваться специализированные спортивные команды по гимнастике ушу для участия в соревнованиях.

 

Постепенно правила реформировались, требования к показательности движений усиливались. Высокую оценку стали давать за красивый, высокий прыжок и приземление в устойчивую, зрелищную позицию. В комплексы были включены и акробатические элементы типа кувырков. В 1964 году спортсмены должны были соревноваться уже в многоборье, то есть выступать в нескольких видах программы, а победителем объявлялся тот, кто набирал большую сумму очков. В итоге ушу превратилось в типичный спорт высоких достижений, в котором заметных результатов может добиться лишь человек, принадлежащий к строго определенной категории подготовленных людей, в основном молодежи до 20-ти лет.

 

В период Великой пролетарской культурной революции (1966--1976) соревнования ушу были вообще прекращены, дабы не отвлекать народ от важнейшей цели классовой борьбы. После ее окончания соревнования возобновили, но стало ясно, что народ хочет зрелищ, а не просто красивых движений, что люди хотят увидеть бои. Hачалась работа по созданию спортивного единоборства на основе ушу. Официально его называли саньшоу, но в рекламных целях часто использовали и старый термин саньда, которым в традиционном ушу обозначали рукопашный поединок без правил.

 

После нескольких лет экспериментов с середины 80-х годов начались официальные соревнования по ушу-саньшоу всекитайского масштаба. Поединки велись на квадратном не огражденном помосте со стороной 8м, в полный контакт, в защитном снаряжении. Разрешались удары перчатками, удары ногами и броски, можно было атаковать в падении и выбрасывать противника с помоста. В целях безопасности были запрещены серии ударов руками в голову.

 

Наблюдая, как соседи по региону используют свои единоборства в качестве локомотива для прорыва на рынки западных держав, китайское правительство решило пойти по тому же пути, и начало работу по выходу ушу на международную арену. Спортивное ушу вошло в программу X Азиатских игр (и с тех пор является ее постоянным элементом), а в 1989 году в Шэньчжэне состоялись первые международные соревнования по ушу. Чтобы привлечь иностранных участников, были изменены правила поединков (в частности, стали драться босиком, чтобы сделать правила более знакомыми для каратэк, таеквондистов и тай-боксеров), а ряд китайских спортсменов высокого уровня на состязания допущен не был, чтобы иностранцы могли занять призовые места. Осенью 1991 года в Пекине был проведен первый Чемпионат мира по ушу. Большим удивлением для многих было то, что второе место заняла сборная СССР, лишь немногим уступив хозяевам соревнований. Китайское правительство стало всерьез подумывать о возможности сделать ушу олимпийским видом спорта.

 

После провала попыток завоевания для Пекина права на проведение одной из Олимпиад в районе 2000 года, в китайском руководстве наступил спад интереса к ушу, и несколько лет в начале 90-х годов спортивное ушу просто катилось по накатанной дорожке. Однако в последнее время в спортивном ушу вновь наблюдается всплеск активности. Так, в программу IV Чемпионата мира (ноябрь 1997, Рим) были включены новые виды, а весной 1998 года стало известно о новых изменениях в правилах поединков по саньшоу: теперь разрешены удары локтями и коленями.

 

Ради увеличения интереса к занятиям, в ушу неоднократно пытались ввести систему рангов. Первая такая система состояла из пяти разрядов, высшим из которых являлся "Герой ушу". Она просуществовала года два, потом про нее начали потихоньку забывать. В 1998 году, в связи с новыми попытками выхода на международную арену, Госкомспорт КHР принял решение о введении в спортивном ушу системы рангов, соответствующей установившимся международным стандартам. Hа состоявшемся 17 апреля 1998 года в Пекине собрании 112 знаменитым ушуистам были присвоены высшие даны. За огромный вклад в развитие спортивного ушу Хэ Фушэн, Чжан Вэньгуан и Цай Лунъюнь получили 9-й дан, 26 человек получили 8-й дан и 83 человека - 7-й дан. Окажет ли это нововведение какое-либо влияние на ушу - покажет время.

 

Итак, что входит в спортивное ушу сегодня? Все его виды можно разделить на два: гимнастика ушу (т.н. многоборье ушу), и единоборческие виды. В программу многоборья ушу входят чанцюань, наньцюань, тайцзицюань, нормативные комплексы по некоторым стилям традиционного ушу, комплексы с шестом, копьем, мечом-цзянь, мечом-дао, трехсекционным цепом, девятисекционным хлыстом, парными мечами, алебардой-дадао, парными хлыстами, кистенем-люсин и разными видами традиционного оружия. С 1997 года введены дополнительные виды - меч тайцзи, южный шест и южный меч. К единоборческим видам относятся ушу-саньшоу, состязания по туйшоу ("толканию руками" из тайцзицюань) и дуаньбин (боям на мягких мечах). Ходят слухи, что в скором времени будут созданы и правила для чанбин (бои на длинном оружии, типа шестов и копий).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: