ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины «ОБЩИЙ КУРС КОМПОЗИЦИИ»- разъяснение студентам понятия «Композиция». Объяснить, какими средствами выражается художественный образ. Научить использовать композиционные приемы и средства гармонизации композиции - ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции, масштаб, цветовые отношения, формы, фактуры. Научить студентов различать в произведениях искусства и применять в своей творческой практике действие основных законов композиции, находить композиционный центр, единство и соподчинение элементов композиции.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Общий курс композиции» является вспомогательной по направлению подготовки 071002 Графика по специализации №5 «Художник анимации и компьютерной графики».

Дисциплина «Общий курс композиции» является частью курса специальности 071002 Графика, в которой объединяются и творчески реализуются знания и практические навыки, приобретаемые при изучении всех дисциплин, от мировоззренческих до узкоспециальных.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

приобрести навыки выразительных средств передачи гармоничного образа правильных пропорций и масштаба, выверенного ритмически; освоение законов композиции на основе различных видов произведений мировой культуры; умение ориентироваться в системах композиций разных исторических эпох.

По завершению освоения данной дисциплины выпускник должен в области художественно-творческой деятельности обладать следующими компетенциями:

 

ПСК-31 свободным владением средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства, способностью через чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, креативное композиционное и образное мышление выражать свой творческий замысел при создании на высоком художественном уровне авторских произведений в области графического изобразительного искусства, мультипликации, анимации компьютерной графики, используя специфику их выразительных средств
ПСК-32 способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области графического искусства, мультипликации, анимации и компьютерной графики
ПСК-33 способностью профессионально применять художественные материалы, техники и технологии, используемые в творческом процессе художника-графика при создании авторских произведений и произведений в области мультипликации, анимации и компьютерной графики
ПСК-34 способностью применять в своей творческой работе полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, основ архитектуры и макетирования, методику и технологию создания декораций в кино и на телевидении
ПСК-35 способностью использовать в своей творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной литературы и драматургии, знания истории костюма, мировой материальной культуры и быта, знания особенностей исторического развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре и искусстве
ПСК-36 способностью использовать в своей творческой практике знания основных произведений мультипликационного и анимационного киноискусства, истории кино, основных произведений мирового и национального киноискусства и особенностей стилевых течений в киноискусстве
ПК-15 способностью к формированию личных позиций и выражению своего отношения к поискам и течениям в современном искусстве
ПК-20 способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, способностью к проведению самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «КОМПОЗИЦИЯ» является центральной академической дисциплиной в профессиональной подготовке выпускника ГИТРа неразрывно связанной с дисциплиной квалификации, выделяющей ее из целого ряда дисциплин образовательного цикла.

Данная дисциплина изучается на базе традиций преподавания ее в ведущих вузах страны и традиций отечественной и мировой изобразительной культуры.

Она является основой успешной творческой работы художника в телевидении, мультимедиа и других экранных искусствах.

Вся система обучения композиции должна способствовать развитию образного мышления студента, воспитанию в нем художника-творца, способного активно уча­ствовать в раскрытии содержания произведений экранного искусства.

Творческая практика художника телевидения отличается, многообрази­ем композиционных решений. Это и архитектурно-интерьерные объекты, и образ­ные решения типажей и узловых мизансцен сценария. Поэтому студент должен широко и свободно владеть различными графическими техниками, свободно рисовать по памя­ти и представлению, что позволяет найти необходимые выразительные средства.

Специфические условия работы на телевидении требуют та­кой методики преподавания, где, помимо законченного академического рисунка большое внимание должно быть уделено наброскам с натуры, зарисовкам дви­жущейся натуры, наброскам по памяти и представлению.

На занятиях по композиции студенты развивают способности к активной компо­зиционной передаче объемно-пластических качеств и характера натуры, целостного восприятия, приобретают опыт в работе по памяти, по представлению, учатся сво­бодно выражать задуманное содержание.

В процессе выполнения учебных заданий последовательно решаются сле­дующие задачи:

1. Осмысление изобразительной темы и поиски композиционного решения.

2. Размещение изображения на листе бумаги, конструктивно-пластическое построение формы и пространства.

3. Трактовка объемной формы и пространства для их образной характеристики средствами линии, свето­тени, тона, фактуры.

В последовательности заданий по курсу композиции проводится принцип ведения работы: от общего к частному, от частного к целому (деталь в условиях целого), с органичным слиянием эмоцио­нального и логического начал, с постоянным стремлением к яс­ному выражению живой конкретной формы, со всеми ее образными и пластическими качествами, единство и взаимодействие композиционных элементов в пространстве листа и в объемных формах.

Длительные и кратковременные рисунки, а также наброски выполняются в рекомендованных педагогом размерах, форматах и рисовальном материале.

Перед каждым заданием педагог объясняет студентам цели и задачи заданий по композиции. В процессе работы, помимо устных рекомендаций, педагог может по мере необходимости практически помогать исправлять ошибки студента.

4.1. Структура

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), 36 недель.

 

Дисциплина читается в 2 семестрах.

ТЕМА Неделя семестра Примечание
1. Вводное занятие. Общие понятия – Композиция в литературе, драматургии, изобразительном искусстве, в произведениях для сценического и телевизионного пространства, эскизах кино и анимации. Понятие «Художественный образ»      
2. Основные законы композиции. Виды композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная (объемно-пространственная). Средства выражения художественного образа: форма, линия, пятно, точка. Совокупность и взаимодействие средств композиции в целях создания художественного образа.      
3. Законы композиции. Единство и соподчинение. Равновесие. Композиционный центр.      
4. Практическое занятие по теме: создание композиции по требованиям соблюдения равновесия, единства и соподчинения, где центр организован: 1- самым большим элементом в композиции, 2- самой сложной по силуэту фигурой, самым маленьким по форме элементом композиции, группой элементов, «одиноким» по форме элементом.      
5. Мотив и интервал. Практическое занятие по теме: создание композиции по требованиям соблюдения равновесия, единства и соподчинения, где центр организован композиционной паузой.      
6. ЦВЕТ. Создание композиции по требованиям соблюдения равновесия, единства и соподчинения, где центр организован контрастным по цвету элементом ко всему решению композиции, самым темным элементом композиции,самым светлым элементом композиции   Зачёт с оценкой  
7. Симметричная композиция. Ассиметричная композиция. Практическое занятие по теме: создание симметричной и ассимметричной композиций      
8. Средства гармонизации композиции. Ритм. Метрические повторения. Раппорт. Практическое занятие по теме: создание 4-х раппортных композиций (по 2 -ч/б и в цвете) с использованием геометрических форм: в одной- выразить пластические задачи линией, во 2-ой- пятном, в 3-ей- сочетанием линий и пятен.        
9. Практическое занятие по теме: построение 4-х ритмических рядов (по 7-10 повторов в каждом ряду), различающихся между собой по замыслу, варьируя форму, силуэт, размеры, членения, рельефность на ней, изменяя на формах тон, цвет, фактуру.      
10. Практическое занятие по теме: построение ритмических рядов (7-10 повторов), различающихся между собой по замыслу, отдавая предпочтение интервалам, несущим художественную нагрузку      
11. Разбор и оценка практических работ по темам 7-10   Зачёт с оценкой  
12. Композиционные приемы. СТАТИКА. ДИНАМИКА.Практическое занятие по теме: создание статичной, устойчивой композиции и динамической композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9      
  Композиционные приемы. Пропорциональные отношения формы, взаимодействия пропорциональных отношений в получении различных результатов воздействия образа композиции.      
14. Композиционные приемы. Соотношения качества и количества цвета в пространстве листа (кадра). Физиологическое воздействие цвета и цветовых отношений на человека      
15. Виды композиции. Фронтальная, объемная, глубинно-пространственная композиции. Восприятие формы на плоскости      
16. Практическое занятие: создание плоскостной абстрактной композиции из простых форм: круг, квадрат, треугольник      
17. Практическое занятие: создание иллюзорно-пространственной абстрактной композиции из простых форм: круг, квадрат, треугольник      
18. ЗАЧЕТ С ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКОЙ   ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА  
  Композиция по модульной сетке.        
  Практическое задание по теме 19      
  Объемные (рельефные) композиции      
  Практическое задание по теме 21      
  Шрифтовые композиции. (плоскостные и иллюзорно-объемные)      
  Композиции, сочетающие простые формы и шрифт. Надписи как элемент композиции на листе и в кадре   Зачёт с оценкой  
  Практическое занятие по теме: создание образной плоскостной композиции, с применением возможностей использования приемов РИТМ и МЕТР по одной из тем «Радость» (формат не менее А3, в любой технике)      
  Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9 - результатом создания которой должен быть получен конкретный образ «ДОБРЯК» (или «ЛЕНИВЕЦ», «ТИРАН» и т.д.- по желанию)      
  Взаимодействие композиционных приемов (контраст, нюанс, ритм, масштаб, форма, пропорции, цвет, перспектива, статика, динамика) в достижении создания художественного образа. Практическая работа по теме.      
  Взаимодействие композиционных приемов (контраст, нюанс, ритм, масштаб, форма, пропорции, цвет, перспектива, статика, динамика) в достижении создания образа пространства в эскизе для театра, кино или телевидения      
  Практическое занятие по теме: единство и различие композиции в решении пространства для театра, кино и телевидения.   Зачёт с оценкой  
  Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9-(по теме 43)-.(Примеры: «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СЕГОДНЯ» и т.д.- можно привязываться к образной структуре соответствующих литературных или драматургических произведений)- ДЛЯ КИНО      
  Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9-(по теме 43)-.(Примеры: «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СЕГОДНЯ» и т.д.- можно привязываться к образной структуре соответствующих литературных или драматургических произведений)- ДЛЯ ТВ      
  Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9-(по теме 43)-.(Примеры: «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СОВРЕМЕННОСТЬ - СЕГОДНЯ» и т.д.- можно привязываться к образной структуре соответствующих литературных или драматургических произведений)- ДЛЯ ТЕАТРА      
  Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9-(по теме 43)-.(Примеры: «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СЕГОДНЯ» и т.д.- можно привязываться к образной структуре соответствующих литературных или драматургических произведений)- ДЛЯ ЦИКЛА ТЕЛЕПРОГРАММЫна установленную с преподавателем тему      
  Разбор и исправление ошибок по заданиям 30-31      
  Разбор и исправление ошибок по заданиям 32-33      
  ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА   ЭКЗАМЕН  
           

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

· демонстрация образцовых работ по очередной теме;

· семинары: просмотр и анализ выполненных работ, обсуждение,

· разбор конкретных индивидуальных проблем, возникающих по ходу выполнения заданий;

· практические занятия: выполнение композиций по темам занятий

· модульно-рейтинговый контроль: выполнение учебных задач й композиции;

· самостоятельная работа: ежедневные наброски, изучение работ мастеров графики и живописи в музейных экспозициях, на выставках, библиотеках, оформление работ к просмотрам и выставкам.

· Интерактивные образовательные технологии при освоении дисциплины составляют более 70%. (в соответствии с ФГОС)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: