ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «ОБЩИЙ КУРС КОМПОЗИЦИИ»- разъяснение студентам понятия «Композиция». Объяснить, какими средствами выражается художественный образ. Научить использовать композиционные приемы и средства гармонизации композиции - ритм, контраст, нюанс, тождество, пропорции, масштаб, цветовые отношения, формы, фактуры. Научить студентов различать в произведениях искусства и применять в своей творческой практике действие основных законов композиции, находить композиционный центр, единство и соподчинение элементов композиции.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Общий курс композиции» является вспомогательной по направлению подготовки 071002 Графика по специализации №5 «Художник анимации и компьютерной графики».
Дисциплина «Общий курс композиции» является частью курса специальности 071002 Графика, в которой объединяются и творчески реализуются знания и практические навыки, приобретаемые при изучении всех дисциплин, от мировоззренческих до узкоспециальных.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
приобрести навыки выразительных средств передачи гармоничного образа правильных пропорций и масштаба, выверенного ритмически; освоение законов композиции на основе различных видов произведений мировой культуры; умение ориентироваться в системах композиций разных исторических эпох.
По завершению освоения данной дисциплины выпускник должен в области художественно-творческой деятельности обладать следующими компетенциями:
ПСК-31 | свободным владением средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства, способностью через чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, креативное композиционное и образное мышление выражать свой творческий замысел при создании на высоком художественном уровне авторских произведений в области графического изобразительного искусства, мультипликации, анимации компьютерной графики, используя специфику их выразительных средств |
ПСК-32 | способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения в области графического искусства, мультипликации, анимации и компьютерной графики |
ПСК-33 | способностью профессионально применять художественные материалы, техники и технологии, используемые в творческом процессе художника-графика при создании авторских произведений и произведений в области мультипликации, анимации и компьютерной графики |
ПСК-34 | способностью применять в своей творческой работе полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, основ архитектуры и макетирования, методику и технологию создания декораций в кино и на телевидении |
ПСК-35 | способностью использовать в своей творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной литературы и драматургии, знания истории костюма, мировой материальной культуры и быта, знания особенностей исторического развития стилевых течений (ренессанс, классицизм, барокко, рококо, готика) в архитектуре и искусстве |
ПСК-36 | способностью использовать в своей творческой практике знания основных произведений мультипликационного и анимационного киноискусства, истории кино, основных произведений мирового и национального киноискусства и особенностей стилевых течений в киноискусстве |
ПК-15 | способностью к формированию личных позиций и выражению своего отношения к поискам и течениям в современном искусстве |
ПК-20 | способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, способностью к проведению самостоятельной научно-исследовательской и творческой работы |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «КОМПОЗИЦИЯ» является центральной академической дисциплиной в профессиональной подготовке выпускника ГИТРа неразрывно связанной с дисциплиной квалификации, выделяющей ее из целого ряда дисциплин образовательного цикла.
Данная дисциплина изучается на базе традиций преподавания ее в ведущих вузах страны и традиций отечественной и мировой изобразительной культуры.
Она является основой успешной творческой работы художника в телевидении, мультимедиа и других экранных искусствах.
Вся система обучения композиции должна способствовать развитию образного мышления студента, воспитанию в нем художника-творца, способного активно участвовать в раскрытии содержания произведений экранного искусства.
Творческая практика художника телевидения отличается, многообразием композиционных решений. Это и архитектурно-интерьерные объекты, и образные решения типажей и узловых мизансцен сценария. Поэтому студент должен широко и свободно владеть различными графическими техниками, свободно рисовать по памяти и представлению, что позволяет найти необходимые выразительные средства.
Специфические условия работы на телевидении требуют такой методики преподавания, где, помимо законченного академического рисунка большое внимание должно быть уделено наброскам с натуры, зарисовкам движущейся натуры, наброскам по памяти и представлению.
На занятиях по композиции студенты развивают способности к активной композиционной передаче объемно-пластических качеств и характера натуры, целостного восприятия, приобретают опыт в работе по памяти, по представлению, учатся свободно выражать задуманное содержание.
В процессе выполнения учебных заданий последовательно решаются следующие задачи:
1. Осмысление изобразительной темы и поиски композиционного решения.
2. Размещение изображения на листе бумаги, конструктивно-пластическое построение формы и пространства.
3. Трактовка объемной формы и пространства для их образной характеристики средствами линии, светотени, тона, фактуры.
В последовательности заданий по курсу композиции проводится принцип ведения работы: от общего к частному, от частного к целому (деталь в условиях целого), с органичным слиянием эмоционального и логического начал, с постоянным стремлением к ясному выражению живой конкретной формы, со всеми ее образными и пластическими качествами, единство и взаимодействие композиционных элементов в пространстве листа и в объемных формах.
Длительные и кратковременные рисунки, а также наброски выполняются в рекомендованных педагогом размерах, форматах и рисовальном материале.
Перед каждым заданием педагог объясняет студентам цели и задачи заданий по композиции. В процессе работы, помимо устных рекомендаций, педагог может по мере необходимости практически помогать исправлять ошибки студента.
4.1. Структура
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа), 36 недель.
Дисциплина читается в 2 семестрах.
№ | ТЕМА | Неделя семестра | Примечание | ||
1. | Вводное занятие. Общие понятия – Композиция в литературе, драматургии, изобразительном искусстве, в произведениях для сценического и телевизионного пространства, эскизах кино и анимации. Понятие «Художественный образ» | ||||
2. | Основные законы композиции. Виды композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная (объемно-пространственная). Средства выражения художественного образа: форма, линия, пятно, точка. Совокупность и взаимодействие средств композиции в целях создания художественного образа. | ||||
3. | Законы композиции. Единство и соподчинение. Равновесие. Композиционный центр. | ||||
4. | Практическое занятие по теме: создание композиции по требованиям соблюдения равновесия, единства и соподчинения, где центр организован: 1- самым большим элементом в композиции, 2- самой сложной по силуэту фигурой, самым маленьким по форме элементом композиции, группой элементов, «одиноким» по форме элементом. | ||||
5. | Мотив и интервал. Практическое занятие по теме: создание композиции по требованиям соблюдения равновесия, единства и соподчинения, где центр организован композиционной паузой. | ||||
6. | ЦВЕТ. Создание композиции по требованиям соблюдения равновесия, единства и соподчинения, где центр организован контрастным по цвету элементом ко всему решению композиции, самым темным элементом композиции,самым светлым элементом композиции | Зачёт с оценкой | |||
7. | Симметричная композиция. Ассиметричная композиция. Практическое занятие по теме: создание симметричной и ассимметричной композиций | ||||
8. | Средства гармонизации композиции. Ритм. Метрические повторения. Раппорт. Практическое занятие по теме: создание 4-х раппортных композиций (по 2 -ч/б и в цвете) с использованием геометрических форм: в одной- выразить пластические задачи линией, во 2-ой- пятном, в 3-ей- сочетанием линий и пятен. | ||||
9. | Практическое занятие по теме: построение 4-х ритмических рядов (по 7-10 повторов в каждом ряду), различающихся между собой по замыслу, варьируя форму, силуэт, размеры, членения, рельефность на ней, изменяя на формах тон, цвет, фактуру. | ||||
10. | Практическое занятие по теме: построение ритмических рядов (7-10 повторов), различающихся между собой по замыслу, отдавая предпочтение интервалам, несущим художественную нагрузку | ||||
11. | Разбор и оценка практических работ по темам 7-10 | Зачёт с оценкой | |||
12. | Композиционные приемы. СТАТИКА. ДИНАМИКА.Практическое занятие по теме: создание статичной, устойчивой композиции и динамической композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9 | ||||
Композиционные приемы. Пропорциональные отношения формы, взаимодействия пропорциональных отношений в получении различных результатов воздействия образа композиции. | |||||
14. | Композиционные приемы. Соотношения качества и количества цвета в пространстве листа (кадра). Физиологическое воздействие цвета и цветовых отношений на человека | ||||
15. | Виды композиции. Фронтальная, объемная, глубинно-пространственная композиции. Восприятие формы на плоскости | ||||
16. | Практическое занятие: создание плоскостной абстрактной композиции из простых форм: круг, квадрат, треугольник | ||||
17. | Практическое занятие: создание иллюзорно-пространственной абстрактной композиции из простых форм: круг, квадрат, треугольник | ||||
18. | ЗАЧЕТ С ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКОЙ | ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | |||
Композиция по модульной сетке. | |||||
Практическое задание по теме 19 | |||||
Объемные (рельефные) композиции | |||||
Практическое задание по теме 21 | |||||
Шрифтовые композиции. (плоскостные и иллюзорно-объемные) | |||||
Композиции, сочетающие простые формы и шрифт. Надписи как элемент композиции на листе и в кадре | Зачёт с оценкой | ||||
Практическое занятие по теме: создание образной плоскостной композиции, с применением возможностей использования приемов РИТМ и МЕТР по одной из тем «Радость» (формат не менее А3, в любой технике) | |||||
Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9 - результатом создания которой должен быть получен конкретный образ «ДОБРЯК» (или «ЛЕНИВЕЦ», «ТИРАН» и т.д.- по желанию) | |||||
Взаимодействие композиционных приемов (контраст, нюанс, ритм, масштаб, форма, пропорции, цвет, перспектива, статика, динамика) в достижении создания художественного образа. Практическая работа по теме. | |||||
Взаимодействие композиционных приемов (контраст, нюанс, ритм, масштаб, форма, пропорции, цвет, перспектива, статика, динамика) в достижении создания образа пространства в эскизе для театра, кино или телевидения | |||||
Практическое занятие по теме: единство и различие композиции в решении пространства для театра, кино и телевидения. | Зачёт с оценкой | ||||
Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9-(по теме 43)-.(Примеры: «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СЕГОДНЯ» и т.д.- можно привязываться к образной структуре соответствующих литературных или драматургических произведений)- ДЛЯ КИНО | |||||
Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9-(по теме 43)-.(Примеры: «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СЕГОДНЯ» и т.д.- можно привязываться к образной структуре соответствующих литературных или драматургических произведений)- ДЛЯ ТВ | |||||
Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9-(по теме 43)-.(Примеры: «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СОВРЕМЕННОСТЬ - СЕГОДНЯ» и т.д.- можно привязываться к образной структуре соответствующих литературных или драматургических произведений)- ДЛЯ ТЕАТРА | |||||
Практическое занятие по теме: создание композиции в любой технике, но в заданных рамках пространства листа - соотношение сторон листа 4:3 и 16:9-(по теме 43)-.(Примеры: «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», «ВОЗРОЖДЕНИЕ», «СЕГОДНЯ» и т.д.- можно привязываться к образной структуре соответствующих литературных или драматургических произведений)- ДЛЯ ЦИКЛА ТЕЛЕПРОГРАММЫна установленную с преподавателем тему | |||||
Разбор и исправление ошибок по заданиям 30-31 | |||||
Разбор и исправление ошибок по заданиям 32-33 | |||||
ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА | ЭКЗАМЕН | ||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
· демонстрация образцовых работ по очередной теме;
· семинары: просмотр и анализ выполненных работ, обсуждение,
· разбор конкретных индивидуальных проблем, возникающих по ходу выполнения заданий;
· практические занятия: выполнение композиций по темам занятий
· модульно-рейтинговый контроль: выполнение учебных задач й композиции;
· самостоятельная работа: ежедневные наброски, изучение работ мастеров графики и живописи в музейных экспозициях, на выставках, библиотеках, оформление работ к просмотрам и выставкам.
· Интерактивные образовательные технологии при освоении дисциплины составляют более 70%. (в соответствии с ФГОС)