Особенности звуко- и речеобразования




ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА

КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

(до 2 лет)

Составители В. П. Балобанова, Т. А. Титова, И. А. Чистович

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Дата рождения, возраст ребенка________________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________________________

Кто направляет ребенка (какой специалист, по желанию ро­дителей)____________________

Запрос родителей

Сведения о родителях:

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст)____________________________________________

Данные скрининга слуха______________________________________________________

Данные скрининга зрения_____________________________________________________

Особенности коммуникации

 

Действия ребенка Со словмамы Наблю­дение
До 6 мес. Появляются: устойчивый интерес к человеческо­му лицу    
попытки повторить артикуляцию мамы    
попытки повторить мимику мамы, когда она с ним разговаривает    

 

Действия ребенка Со слов мамы Наблю­дение
Узнает маму, ее голос    
Внимание младенца и мамы в основном направ­лено друг на друга, а не на посторонний предмет    
Младенец оживляется, когда к нему обращаются    
реагирует движениями рук, ног    
мимикой    
голосовыми и иными реакциями на голос    
громко смеется и плачет    
Игра младенца манипулятивная, младенец начи­нает хватать игрушки    
тянет их в рот    
стучит и роняет    
6—12 мес. Ребенок понимает простые просьбы: «Дай ручку»    
«Иди ко мне»    
«Нельзя»    
Машет ручкой, прощаясь: «пока-пока»    
Различает близких и незнакомых людей — не идет на руки к незнакомым людям    
Расширяются коммуникативные возможности ре­бенка. Ребенок и мама начинают координиро­вать внимание на других предметах — вместе играть с игрушкой    
У ребенка появляется указательный жест    
12—24 мес. Ребенок может использовать разнообразные средства общения, но индивидуальные различия в этом возрасте очень велики: мимика    
  Действия ребенка Со слов мамы Наблю­дение
    жесты    
    слова    
    короткие фразы    
  Ребенок может общаться не только с мамой, но и с другими взрослыми, с детьми  
    Предметом беседы могут быть не только непо­средственно наблюдаемые игрушки и вещи, но и отсутствующие    
    Ребенок понимает: названия знакомых предметов и игрушек    
    несложные грамматические конструкции    
    некоторые слова, означающие качества, на­правления и т. д.    
    Уровень игры повышается — начинает формиро­ваться игра «понарошку»: кормит и укладывает спать куклу    
    сажает в машину зверей и кубики    
    Подражает действиям взрослых — «читает» книги    
    В игре и коммуникации устанавливается очеред­ность    
           

Примечание. Понимание речи в раннем возрасте является более важным показателем уровня коммуникативного развития, чем экспрес­сивная речь.

Особенности орально-моторного развития

Орально-моторные модели в раннем возрасте — движения губ, языка, щек, нижней челюсти — приспособлены для сосания. Орально-моторное функционирование зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок.

 

Действия ребенка Со слов мамы Наблю­дение
Вид вскармливания: естественное    
искусственное    
смешанное    
До4 мес. Большого разнообразия движений языка и че­люсти нет. Нижняя челюсть опускается и под­нимается — рот открывается и закрывается    
Язык в форме «чашечки», что обеспечивает сосание    
К 6 мес. Появляются, но не в полном объеме, движения языка: вверх-вниз    
из стороны в сторону    
С изменением характера пищи (твердая пища) изменяется (увеличивается) чувствительность де­сен, появляется новое движение нижней челюс­ти по горизонтали — из стороны в сторону    
Как ребенок жует твердую пищу: охотно    
капризничает    
выталкивает изо рта    
Какую пищу предпочитает ребенок: протертую    
рубленую    
молотую    
К 12 мес.Ребенок уже может: пить жидкость из чашки, которую держит взрослый    
брать пищу с ложки    
держать в руке и сосать сухарик, печенье    
сдавливать и прокусывать твердую пищу    
Действия ребенка Со слов мамы Наблю­дение
С 12—15 мес.Ребенок активно использует ще­ки, губы, язык для удержания и контроля пи­щи во рту. У ребенка активно развивается жева­ние.    
От 15до 24 мес.Идет совершенствование орально-моторных движений щек, губ, языка, нижней челюсти. Движения становятся более координированными. Увеличиваются объем и сила движений.    
Периферический артикуляционный аппарат уже больше приспособлен к артикуляции.    
         

Особенности звуко- и речеобразования

Особенности орально-моторного развития (кормление, жева­ние, глотание) чрезвычайно важны для подготовки артикуляцион­ного аппарата к звуко- и речеобразованию. Не менее важной является двигательная активность ребенка, которая изменяет объем и функционирование грудной клетки (ребенок двигает руками, ногами, переворачивается, ползает, присаживается и т. д.).

 

Действия ребенка Со слов мамы Наблю­дение
До 6 мес. Младенец издает: нейтральные гласные, часто с закрытым ртом    
другие звуки — заднеязычные, фрикативные    
Пробуя свои возможности, изменяет громкость и высоту голоса    
Гулит — произносит слоги типа «гу-гы»    
Плачет и смеется    
С 6 до 12 мес. Появляется слогоподобный лепет (слоги повто­ряющиеся или отдельные)    
Одновременно появляется интонационно похожий на взрослый язык лепет — «говорит фразами»    
Действия ребенка Со слов мамы Наблю­дение
С 12 мес. Начинают появляться осмысленные слова, кото­рые длительное время перемешаны с лепетом    
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: