ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА
КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
РАННЕГО ВОЗРАСТА
(до 2 лет)
Составители В. П. Балобанова, Т. А. Титова, И. А. Чистович
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Дата рождения, возраст ребенка________________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________________________
Кто направляет ребенка (какой специалист, по желанию родителей)____________________
Запрос родителей
Сведения о родителях:
Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)______________________________
Отец (фамилия, имя, отчество, возраст)____________________________________________
Данные скрининга слуха______________________________________________________
Данные скрининга зрения_____________________________________________________
Особенности коммуникации
Действия ребенка | Со словмамы | Наблюдение |
До 6 мес. Появляются: устойчивый интерес к человеческому лицу | ||
попытки повторить артикуляцию мамы | ||
попытки повторить мимику мамы, когда она с ним разговаривает |
Действия ребенка | Со слов мамы | Наблюдение | |||
Узнает маму, ее голос | |||||
Внимание младенца и мамы в основном направлено друг на друга, а не на посторонний предмет | |||||
Младенец оживляется, когда к нему обращаются | |||||
реагирует движениями рук, ног | |||||
мимикой | |||||
голосовыми и иными реакциями на голос | |||||
громко смеется и плачет | |||||
Игра младенца манипулятивная, младенец начинает хватать игрушки | |||||
тянет их в рот | |||||
стучит и роняет | |||||
6—12 мес. Ребенок понимает простые просьбы: «Дай ручку» | |||||
«Иди ко мне» | |||||
«Нельзя» | |||||
Машет ручкой, прощаясь: «пока-пока» | |||||
Различает близких и незнакомых людей — не идет на руки к незнакомым людям | |||||
Расширяются коммуникативные возможности ребенка. Ребенок и мама начинают координировать внимание на других предметах — вместе играть с игрушкой | |||||
У ребенка появляется указательный жест | |||||
12—24 мес. Ребенок может использовать разнообразные средства общения, но индивидуальные различия в этом возрасте очень велики: мимика | |||||
Действия ребенка | Со слов мамы | Наблюдение | |||
жесты | |||||
слова | |||||
короткие фразы | |||||
Ребенок может общаться не только с мамой, но и с другими взрослыми, с детьми | ■ | ||||
Предметом беседы могут быть не только непосредственно наблюдаемые игрушки и вещи, но и отсутствующие | |||||
Ребенок понимает: названия знакомых предметов и игрушек | |||||
несложные грамматические конструкции | |||||
некоторые слова, означающие качества, направления и т. д. | |||||
Уровень игры повышается — начинает формироваться игра «понарошку»: кормит и укладывает спать куклу | |||||
сажает в машину зверей и кубики | |||||
Подражает действиям взрослых — «читает» книги | |||||
В игре и коммуникации устанавливается очередность | |||||
Примечание. Понимание речи в раннем возрасте является более важным показателем уровня коммуникативного развития, чем экспрессивная речь.
Особенности орально-моторного развития
Орально-моторные модели в раннем возрасте — движения губ, языка, щек, нижней челюсти — приспособлены для сосания. Орально-моторное функционирование зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок.
Действия ребенка | Со слов мамы | Наблюдение | ||
Вид вскармливания: естественное | ||||
искусственное | ||||
смешанное | ||||
До4 мес. Большого разнообразия движений языка и челюсти нет. Нижняя челюсть опускается и поднимается — рот открывается и закрывается | ||||
Язык в форме «чашечки», что обеспечивает сосание | ||||
К 6 мес. Появляются, но не в полном объеме, движения языка: вверх-вниз | ||||
из стороны в сторону | ||||
С изменением характера пищи (твердая пища) изменяется (увеличивается) чувствительность десен, появляется новое движение нижней челюсти по горизонтали — из стороны в сторону | ||||
Как ребенок жует твердую пищу: охотно | ||||
капризничает | ||||
выталкивает изо рта | ||||
Какую пищу предпочитает ребенок: протертую | ||||
рубленую | ||||
молотую | ||||
К 12 мес.Ребенок уже может: пить жидкость из чашки, которую держит взрослый | ||||
брать пищу с ложки | ||||
держать в руке и сосать сухарик, печенье | ||||
сдавливать и прокусывать твердую пищу | ||||
Действия ребенка | Со слов мамы | Наблюдение | ||
С 12—15 мес.Ребенок активно использует щеки, губы, язык для удержания и контроля пищи во рту. У ребенка активно развивается жевание. | ||||
От 15до 24 мес.Идет совершенствование орально-моторных движений щек, губ, языка, нижней челюсти. Движения становятся более координированными. Увеличиваются объем и сила движений. | ||||
Периферический артикуляционный аппарат уже больше приспособлен к артикуляции. | ||||
Особенности звуко- и речеобразования
Особенности орально-моторного развития (кормление, жевание, глотание) чрезвычайно важны для подготовки артикуляционного аппарата к звуко- и речеобразованию. Не менее важной является двигательная активность ребенка, которая изменяет объем и функционирование грудной клетки (ребенок двигает руками, ногами, переворачивается, ползает, присаживается и т. д.).
Действия ребенка | Со слов мамы | Наблюдение | ||
До 6 мес. Младенец издает: нейтральные гласные, часто с закрытым ртом | ||||
другие звуки — заднеязычные, фрикативные | ||||
Пробуя свои возможности, изменяет громкость и высоту голоса | ||||
Гулит — произносит слоги типа «гу-гы» | ||||
Плачет и смеется | ||||
С 6 до 12 мес. Появляется слогоподобный лепет (слоги повторяющиеся или отдельные) | ||||
Одновременно появляется интонационно похожий на взрослый язык лепет — «говорит фразами» | ||||
Действия ребенка | Со слов мамы | Наблюдение | ||
С 12 мес. Начинают появляться осмысленные слова, которые длительное время перемешаны с лепетом | ||||