Видео о Алтайской принцессе https://youtu.be/yh9zzEPFTyQ 2 глава




род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Обитали они в Малой Азии или в пред- горьях Кавказа. Считается, что их имя происходит от названия обычая вы­жигать у девочек левую грудь для более удобного владения боевым луком. Древ­ние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года всту­пали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев, поэтому храбрец Ахилл, грек, победив в схватке их царицу Пенфисилею, рьяно опровер­гал слухи о любовной связи с ней. Статные воительницы привлекали не одного Ахилла. В битвах с амазонками участвовали Геракл и Тесей, который похитил царицу амазонок Антиопу, женился на ней и с ее помощью отразил вторжение дев-воительниц в Аттику.

Античный мир. Словарь-справочник.

4. (от греч. a - нет, mazos - грудь)

в древнегреческой мифологии воинственные женщины, жившие по берегам Мео­тиды (Азовское море) или же по берегам р. Термодонт в Малой Азии. По легендам, для удобства стрельбы из лука амазонки выжигали девочкам правую грудь. Желая сохранить свой род а. вступали в брак с мужчинами соседних племен. Если у них рождались мальчики, их возвращали отцам или убивали (или калечили, чтобы сде­лать непригодными для войны), а девочек воспитывали и обучали военному делу. Таким образом, вся община а. состояла из одних женщин. С ними воевали такие герои, как Беллерофонт, Тесей и Геракл. От последнего а. потерпели крупное по­ражение. А. принимали участие в Троянской войне, помогая троянцам.

Согласно Иордану, историку IV в. н.э. (О происхождении и деяниях гетов. 49-52, 56-57), после смерти готского короля Танаузиса, когда войско при его преемниках совершало походы в другие страны, а соседние племена пытались захватить гот­ских женщин, те, избрав предводительницами двух храбрейших женщин Лампето и Марпесию, вооружились и дали отпор соседям. После этого Лампето осталась охранять свои владения, а Марпесия повела свое войско в Азию, покорила различ­ные племена, с другими заключила мир и таким образом дошла до Кавказа. «Они, - продолжает Иордан, - с одинаковым успехом покорили Армению, Сирию и Кили­кию, Галатию, Писидию и все области Азии. Обратившись затем в сторону Ионии с Эолией, сделали их подчиненными себе по договору провинциями. Долгое время господствуя там, они назвали своими именами и города, и укрепления. А в Эфесе, расточив большие богатства, они воздвигли храм дивной красоты в честь Дианы по причине рвения своего к стрельбе и охоте, каковым искусствам они предавались. Таким вот образом женщины родом из Скифии овладели царствами Азии, которые и держали почти сто лет; наконец возвратились они к своим подругам в Марней­ские скалы, о которых мы упоминали выше, т.е. в горы Кавказа».

Сегодня а. называют наездниц, а также женскую одежду для верховой езды. На­звание реке Амазонке в Южной Америке дали европейцы, которые встретили на ее берегах воинственных женщин. Косвен М.О. Амазонки: История легенды // Сов. этнография. 1947. № 2-3.

 

5. Племя мифических женщин-воительниц в Малой Азии, происходящее от Ареса и Гармонии. Их имя означает искаженное "безгрудые" - имея в виду обычай выжига­ния у девочек правой груди для более удобной стрельбы из лука. В определенное время года они вступали с мужчинами в брачные отношения ради продолжения рода, но оставляли себе только девочек. В греческой мифологии против дев-вои­тельниц сражались Беллерофонт, Геракл, Тесей; последний увез из захваченного города амазонок их царицу Антиопу. Существовало предание, что самая тяжелая битва Александра Македонского была именно с амазонками; согласно другой вер­сии, царица воительниц присоединила свое боеспособное племя к армии Алексан­дра. В Троянской войне амазонки сражались против греков; только Ахилл смог по­бедить богатыршу Пенфесилею, после чего скорбел, пораженный ее красотой. Ан­тичное искусство оставило нам богатую коллекцию древних феминисток: от сцен амазономахии (борьба греков против воительниц) на рельефах саркофагов, святи­лищ, храмов до скульптурных римских копий с работ Фидия, Поликлета, Кресилая. (Современный словарь-справочник: Античный мир.Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

 

6. АМАЗОНКИ. Геродот: У скифов выдался затяж­ной военный поход. После сокрушения мидян и 28-летнего отсутствия, они, наконец, направились до­мой. По возвращении великие воины были непри­ятно удивлены, т.к. их жены, за время долгого от­сутствия сильного пола, сошлись с рабами и уже ус­пели вырастить молодое поколение, которое не по­желало принять своих господ, и завязалась война. Скифы смогли обратить восставших в бегство весьма оригинальным способом. Они бросили луки и доспехи, взяли в руки бичи и пошли на рабов. Полные решимости сражаться, но не ожидавшие та­кого подвоха, рабы не выдержали психологического давления и бежали. После подавления бунта рабов скифы изгнали своих жён. Например, Сергей Алек­сеев утверждает, что амазонками женщин-воительниц назвали греки, из-за особенно­стей речи, т.к. не могли выговорить слово "омуженки". А само название имеет прасла­вянские корни и происходит от "омуженки" (возможно, - это мужественные женки(щины) или жёны, похожие на мужей (имеется в виду характер занятий, сила). Так же представляет интерес то обстоятельство, что местоимение «ома» с карельского переводится как "своя" (родная). Другими словами, с кем пришлось воевать скифам? Правильно, со своими (ома) родными жёнками. Женщины племени, достигшие пре­клонных лет, которые уже не могли воевать и рожать, уходили на Север к Скифам в леса и назывались ягинями. Селились уединённо, занимались, в основном, врачева­нием хворых и обучали молодых воинскому искусству. На новом месте они были чу­жыми. Помните, как баба-яга из сказок недовольно бурчит: «Русским духом пахнет»? Только чужеземка может так говорить. Но мы отвлеклись.Известно, что сарматские женщины принимали участия в войнах наравне с мужчинами. Очередное подтвержде­ние этому - обнаружения разного вида оружия и конской сбруи в могилах сарматских (савроматских) женщин (такие захоронения были обнаружены даже на Северном Причерноморье и на Кавказе). А ведь Сарматы (IV в. до н.э. - IV в.н.э.) являлись род­ственным племенем тем самым Скифам (VII в. до н.э. - III в.н.э.), были в прямом смысле их потомками. Это было отдельное воинствующее государство, в котором ца­рил матриархат. Правителями также избирали женщин. Самые известные из них - Ан­тиопа, Ипполита (Главка, Меланиппа), Фалестра, Мирин, Молпадия, Пенфесилея.
© русь-портал.рфСарматские женщины были потомками скифов и грозных амазонок-омуженок распространено заблуждение, что амазонки отрезали или выжигали пра­вую грудь для удобства стрельбы из лука. Но на всех античных изображениях, релье­фах, статуях и картинах воительницы предстают перед нами с парой грудей. Просто, одну из них, зачастую, закрывает (туго обтягивает) одежда.
Источник: https://xn----8sb7akeedene4h.xn--p1ai/istoriya/971-legendarnye-amazonki-a-mozhet-omuzhenki.html

7. Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, ведущих свой род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Обитали они в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. Считается, что их имя происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения боевым луком. Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев, поэтому хра- брец Ахилл, грек, победив в схватке их царицу Пенфисилею, рьяно опровергал слухи о любовной связи с ней. Статные воительницы привлекали не одного Ахилла. В бит- вах с амазонками участвовали Геракл и Тесей, который похитил царицу амазонок Антиопу, женился на ней и с ее помощью отразил вторжение дев-воительниц в А ттику.

Амазонки - (от греч. a - нет, mazos - грудь) в древнегреческой мифологии воинствен­ные женщины, жившие по берегам Меотиды (Азовское море) или же по берегам р. Термодонт в Малой Азии. По легендам, для удобства стрельбы из лука амазонки вы­жигали девочкам правую грудь. Желая сохранить свой род а. вступали в брак с муж­чинами соседних племен. Если у них рождались мальчики, их возвращали отцам или убивали (или калечили, чтобы сделать непригодными для войны), а девочек воспиты­вали и обучали военному делу. Таким образом, вся община а. состояла из одних жен­щин. С ними воевали такие герои, как Беллерофонт, Тесей и Геракл. От последнего а. потерпели крупное поражение. А. принимали участие в Троянской войне, помогая троянцам.

Согласно Иордану, историку IV в. н.э. (О происхождении и деяниях гетов. 49-52, 56-57), после смерти готского короля Танаузиса, когда войско при его преемниках совер­шало походы в другие страны, а соседние племена пытались захватить готских жен­щин, те, избрав предводительницами двух храбрейших женщин Лампето и Марпесию, вооружились и дали отпор соседям. После этого Лампето осталась охранять свои владения, а Марпесия повела свое войско в Азию, покорила различные племена, с другими заключила мир и таким образом дошла до Кавказа. «Они, - продолжает Иордан, - с одинаковым успехом покорили Армению, Сирию и Киликию, Галатию, Писидию и все области Азии. Обратившись затем в сторону Ионии с Эолией, сделали их подчиненными себе по договору провинциями. Долгое время господствуя там, они назвали своими именами и города, и укрепления. А в Эфесе, расточив большие богатства, они воздвигли храм дивной красоты в честь Дианы по причине рвения своего к стрельбе и охоте, каковым искусствам они предавались. Таким вот образом женщины родом из Скифии овладели царствами Азии, которые и держали почти сто лет; наконец возвратились они к своим подругам в Марнейские скалы, о которых мы упоминали выше, т.е. в горы Кавказа».

Сегодня а. называют наездниц, а также женскую одежду для верховой езды. Название реке Амазонке в Южной Америке дали европейцы, которые встретили на ее берегах воинственных женщин.

Косвен М.О. Амазонки: История легенды // Сов. этнография. 1947. № 2-3.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

8. Племя мифических женщин-воительниц в Малой Азии, происходящее от Ареса и Гармонии. Их имя означает искаженное "безгрудые" - имея в виду обычай выжигания у девочек правой груди для более удобной стрельбы из лука. В определенное время года они вступали с мужчинами в брачные отношения ради продолжения рода, но оставляли себе только девочек. В греческой мифологии против дев-воительниц сражались Беллерофонт, Геракл, Тесей; последний увез из захваченного города амазонок их царицу Антиопу. Существовало предание, что самая тяжелая битва Александра Македонского была именно с амазонками; согласно другой версии, царица воительниц присоединила свое боеспособное племя к армии Александра. В Троянской войне амазонки сражались против греков; только Ахилл смог победить богатыршу Пенфесилею, после чего скорбел, пораженный ее красотой. Античное искусство оставило нам богатую коллекцию древних феминисток: от сцен амазономахии (борьба греков против воительниц) на рельефах саркофагов, святилищ, храмов до скульптурных римских копий с работ Фидия, Поликлета, Кресилая.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

9. Предания об амазонках

Мой интерес к проблеме амазонок был в значительной мере спровоцирован появлением этих архаических дам, переодетых в белые колготки и вооруженных снайперскими винтовками, в городе Грозном во время чеченской войны. В данном конкретном случае этот пропагандистский прием, ориентированный на подсознание, не сработал. Однако не следует обольщаться, так бывает не всегда. Когда юристы и политологи всего мира ломали головы над тайной сталинских "показательных процессов", была опубликована статья Леви-Строса "Колдун и его магия" в которой он описывает аналогичную ситуацию в племени зуньи.

Архетипы (эмоционально окрашенные врожденные или неявно навязанные культурой системы ассоциаций) продолжают оказывать сильнейшее влияние на наше мировосприятие, особенно тогда, когда оно не опосредованно рефлексией. Один из способов осознания архетипических структур — исследование мифологии, которая является достаточно удобным объектом изучения, поскольку она в наибольшей степени отстранена от нашего сегодняшнего бытия и связанных с ним эмоций.

Истории о странах безмужних женщин — одна из наиболее распространенных тем фольклора и мифологии в самых разнообразных культурных традициях. Существует сравнительно большое количество литературы, посвященной этой проблеме, где собран разнообразный мифологический и фольклорный материал.

Однако концептуальная сторона этого образа, характерная для отечественной традиции, меня не удовлетворяла. В нашей литературе образ амазонок однозначно связывался с периодом матриархата, якобы имевшем место в истории человечества, Ни из экологии приматов, ни из фактического материала, накопленного историками и этнографами это отнюдь не вытекает. Сама теория матриархата была сформулирована на основе мифологии, как античной (Бахофен), так и индейской (Морган). Гипотетическая теория после выхода работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" тоже превратилась в миф, построенный по тому же принципу, что и архаичные мифы:"В доисторическое время, до появления частной собственности, все было наоборот, чем теперь". (По этому поводу см. Ронкин 1994).

Некоторые исследователи (напр. Калоев 1959, Толстова 1984) обоснование мифа об амазонках ищут, в обычаях участия девушек в военных действиях, расценивая такие обычаи, как пережиток матриархата. Не возвращаясь к проблеме гинеократии, замечу, что даже, если участие женщин в войне и имело место, к проблеме амазонок это никакого отношения не имеет. Героини нартского или каракалпакского эпосов воюют против врагов своего племени вместе с мужчинами или вместо них. Амазонки же выступают против мужчин, либо оказываются на стороне врагов.

Насколько люди античной культуры считали амазонок реальностью видно из "Панегерика" Исократа (III-IV в до н.э.), в котором он сопоставляет победы в греко-персидской войне с победой Афин (и Афины!) над амазонками. При этом в народном, массовом сознании амазонки были несколько иные, чем в эпосе. Именно из массовых представлений черпали свои сведения Гиппократ, схолиасты (комментаторы) и историки. В европейской традиции наиболее полное сообщение об амазонках оставил Геродот (V. 110-117). По его рассказу эллины воевали с амазонками, в Малой Азии за рекой Фермодонт. Геродот сообщает, что амазонок "скифы называют "эорпата", что значит мужеубийца".

Эллины взяли некоторых женщин в плен и погрузили на свои корабли, но на обратном пути пленницы напали на эллинов и перебили их всех. Амазонки не были знакомы с кораблевождением, поэтому после убиения мужчин они носились по волнам, пока ветер не пригнал их к скифскому побережью. Здесь амазонки сошли с кораблей и некоторое время бродили по окрестностям, затем встретив табун лошадей, захватили его и принялись грабить скифов. Скифские вожди, пораженные воинственностью амазонок, решили породниться с ними, для чего выделили отряд юношей, повелев ему следовать за амазонками, не вступая в конфликт. Однажды один из юношей случайно встретил амазонку, отошедшую от своего лагеря, женщина не прогнала юношу, но позволила вступить с ней в сношения. Движением руки она указала ему, что на следующий день он может прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет тоже двое. На следующее свидание она явилась с подругой. Постепенно все юноши обрели таким образом жен и, поселившись отдельно от скифов, образовали отдельный народ.

Отметим противоречие в изложении: амазонки, названные "мужеубийцами" не отклоняют ухаживания юношей.

Это противоречие, на мой взгляд, свидетельствует о том, что изложение Геродота является компиляцией двух мифов, сходных внешне, но различных типологически. Мифы обоих типов достаточно широко распространены почти во всем мире.

Рассказ Геродота любопытно сравнить с фольклорной записью, сделанной в Смоленской губернии в конце прошлого века: В былые дни протекали две реки — Воробей и Девица. За Воробьем жили мужчины, за Девицей — "девки". Однажды один из парней по имени Трехсотлетник увидел спящую девицу на территории между река-ми, он провел с нею ночь и покинул ее раньше, чем она проснулась. У "девки Двухсотлетки" родился ребенок. При следующей встрече парень дождался ее пробуждения и они договорились встретиться вновь двумя парами. Когда Двухсотлетка родила, "все остальные девки дивились, глядя на ребенка". Постепенно о существовании мужчин узнали и другие. Потом все образовали пары, хотя и жили отдельно, мальчиков воспитывали мужики, девочек — женщины. Наконец мужчинам это надоело и они напали на женщин, часть взяли в плен, другая — погибла, остальные откочевали в горы, где дожив до тысячи лет, умерли (Богданов 1946).

Эта фольклорная запись интересна тем, что в ней не акцентируется агрессивность женщин.

Подобные истории записаны не только в России. В африканской Дагомее зафиксировано аналогичное предание: когда-то существовали две деревни — мужская и женская, жители которых не знали друг о друге; однажды, возвращаясь с охоты, мужчина встретил женщину, которая несла просо, он угостил ее мясом, она его — лепешками, через некоторое время у них появился ребенок и его показали остальным; с тех пор мужчины и женщины живут совместно (Косвен 1947 N3 с. 6; другая версия см. "Сказки нар. Африки" 1976, N37). Такой же миф существует и на Новой Гвинее: Одного мужчину проглотила черепаха и унесла "в другое место". Там оказалась деревня безмужних женщин. С одной из женщин он сблизился, научил ее добывать огонь, пользоваться известью для приготовления жвачки из бетеля. Мужского фаллоса она никогда не видела и новый знакомец показал ей для чего тот предназначен. Женщина забеременела и родила. Остальные женщины, узнав о рождении младенца, тоже захотели иметь детей и родив мальчиков, захотели сделать их своими мужьями, но пришелец запретил им инцест, разделив на брачные классы, после чего покинул остров. (Сказки Океании. N31). В китайском "Каталоге гор и морей" повествуется: "В великой пустыне находится гора Дракон, сюда заходят солнце и луна. Там расположено царство женщин. Есть царство мужчин"(16.4).

По сути дела, в подобных случаях мы имеем дело не с мифом об амазонках, а с мифом о происхождении современного мира, о преобразовании изначального хаоса в упорядоченный космос (знаменательно, что это совпадает с овладением огнем и установлением брачных классов). Прежнее состояние мира мыслилось, зачастую, как простая инверсия, абсолютное противопоставление прошлого настоящему: если теперь огнем владеют только люди, то значит раньше он был у животных, у которых люди и похитили огонь. Если теперь мужчины и женщины живут совместно, то ранее, "до начала времен" они жили раздельно (смоленская запись, указывающая на возраст героев, подтверждает "допотопность" ситуации). Отметим так же, что основным мотивом, побуждающим женщин отказаться от своей независимости, является рождение ребенка. Геродот в своем сообщении очевидно объединил две разных мифологемы: о воинственных амазонках, воевавших с эллинами и о появление из моря женщин, с которыми встречаются холостые парни, образуя народ.

Другой вариант изначального состояния также противоположен нынешнему. Если теперь некоторые сакральные действия и атрибуты, табуируемые для женщин, а так же власть, принадлежит мужчинам, то ранее все это пытались присвоить себе женщины.

Античные писатели нередко упоминали гинеократию, описывая варварские племена, с которыми ни греки, ни римляне непосредственных контактов не имели (Косвен 1948, с20-21). По их представлениям, в значительной степени рационализованным, варвары жили еще в "доисторические времена". (Эти рассказы, как и предания об амазонках, тоже вошли в уже упомянутый миф ХIХ в.)

Такие же представления о прошлом зафиксированы и в других ареалах. В Танзании у африканского племени хадзапи рассказывается, что в начале времен только женщины владели оружием и занимались охотой. Мужчины их боялись. Но потом солнечный бог Ишоко установил современный порядок. (Иорданский 1982). "Важнейший для мифологий западного ареала (Южной Америки) палеоиндийский сюжет повествует о женщинах, как первых исполнительницах ныне запретных для них ритуалов и установлении современного порядка вещей. Солнце (предводитель мужчин) борется со своей женой Луной, стоящей во главе женщин. Та в конце повествования устраивает потоп. Образ предводительницы женщин тождественен образу хтонической богини"(Березкин 1990).

В некоторых случаях земли, населенные женщинами, являются реликтовыми остатками прежнего мира и иногда соотносятся с царством мертвых. В кельтских (ирландских) сагах говорится о таких островах. лежащих на крайнем западе Океана. Это Яблочные, Счастливые, Женские острова. Жительницы этих земель устраивают для прибывших прекрасные пиры и дарят их своей любовью, но возвращение в наш мир для героев уже невозможно (Ирландский эпос. Плаванье Брана). Таковы же коранические гурии.

К миру мертвых относятся и греческие эринии, керы, аналогичные им германские валькирии, русские лихорадки и русалки (МНМ).

Жительницы островов Блаженства и гурии фигурируют только в мире мертвых; русалки и валькирии опасны живым, но становятся женами утопленников и погибших в бою; керы, как и валькирии, неистовствуют на поле брани, губят людей и уносят их в Аид. Большинство из перечисленных мифологических категорий враждебны живым, в первую очередь, мужчинам.

Держит она то пронзенного, то не пронзенного ловит,

Или убитого за ногу тело волочит по сече;

Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.

В битве, как люди живые, они нападают и бьются... (Илл. 18, 536-539).

В тексте перевода слово "кера" не фигурирует, но оно есть у Гомера, который также употребляет его в значении "судьба". Зевс именно керы взвешивает на золотых весах


Девы в шлемах

С просторов небесных

Мчались в кольчугах,

Обрызганых кровью


Это валькирии из старшей Эдды. "Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть и решают исход сражения", Эдда называет их и "норнами" — девами судьбы (Мл. Эдда с35).

Nick обосновывает связь между керами, валькириями и амазонками; с его точки зрения представление воинской судьбы в образе девы, которая может влюбиться в героя, было важным фактором психологической защиты. Для ге-роического периода это заключение правомерно, но образы амазонок, как я попытаюсь доказать, гораздо старше и уходят в глубокую архаику. Валькирии и керы — воинственны. Эти же качества в первую очередь харак-теризуют и собственно амазонок, которых Геродот называет "мужеубийцами", Эсхил ("Прикованный Прометей" 729-761) — "враждебные мужам", а его схолиаст "мужененавистные"(Латышев 1947 N1 с 303).

Обратим внимание на некоторые сюжеты, которые обычно к мифам об ама-зонках не относят. Отметим также связь категории этих женщин с водой, что также характерно для мифов об амазонках. Во время своего плаванья Одиссей причаливает к острову Ээе, где живет богиня-волшебница Кирка, окруженная девами -"все они дочери были пото-ков и рощ, и священных рек" (Од. 10.350). Путников, попавших в ее владения, Кирка превращает в животных. Однако Одиссею с помощью Гермеса удается победить волшебницу, после чего она разделяет с ним ложе и целый год Одиссей и его спутники пируют во дворце богини (Од. Х). Кирка — дочь Гекаты (богини колдовства, лунной богини, близкой Селене) и бога солнца Гелиоса. Кирка воздвигла храм Артемиды, которой в жертву приносила всех чужеземцев. Отданая в жены царю скифов, она убила его, а затем, изгнанная, бежала к Океану вместе с приближенными женщинами и поселилась на пустынном острове, где ее и встретил Одиссей. (Диодор Сиц. 4.45). Эпитет "мужеубийца" полностью применим и к Кирке, несомненна и связь с водой окружавших ее женщин.

В предании о Данаидах амазонки тоже не упоминаются, хотя в нем налицо некоторые основные элементы мифов этого типа. Данаиды, согласно греческой мифологии, дочери царя Даная. Прибыв в Аргос и став там царем, Данай узнал, что в стране не было воды, так как рассерженный Посейдон иссушил всю страну. Тогда на поиски воды Данай послал своих дочерей, одна из которых разделила ложе с Посейдоном и тот указал ей источники. Данаиды были принуждены к браку со своими кузенами силой. Отец дал им кинжалы, чтобы в первую брачную ночь они закололи своихмужей, что и было сделано. (Аполлодор 2. 1. 4-5). В Аиде в наказание за это Данаидынаполняют водой дырявый сосуд (Гигин Мифы 168). Дырявый неиссякающий сосуд — метафора источника. (Древнегреческая мифология очень поздно пришла к идее загробного на-казания, вероятнее всего несколько мифов такого рода являются переосмыслением более ранних "занятий" их персонажей). Наконец, само имя "Данай" связано с

Иранским "danu" — река (ср. Дунай, Дон, Днепр, Днестр). Не случайно, вероятно, и то, что античные писатели связывали легенды об амазонках с ираноязычными скифами или сарматами.

Другой миф о мужеубийстве связан с островом Лемнос. Лемносские женщины отка-зались почитать богиню Афродиту, и та в возмездие наделила их зловоние Поэтому их мужья, захватив женщин из близлежащей области Фракии, сделали их своими налож-ницами. Оскорбленные женщины Лемноса перебили своих отцов и мужей. Герои (аргонавты), причалив к острову Лемносу, управляемому женщинами, вступили с ни-ми в брак (Аполлодор 1, 9, 17). Диодор Сиц. (3.4) утверждал, что города на Лемносе основали амазонки.

В Южной Америке подобный миф выглядит так: за нарушение табу мужчины убили мальчика, в отместку мать уговорила остальных женщин перебить всех мужчин, в том числе и мальчиков, после чего женщины отправились вверх по течению рек и каждая выбрала себе ту реку, которая ей понравилась (Березкин 1994 N83).

В античной мифологии амазонки всегда выступают противниками героев, очистителей мира от хтонических чудовищ: Геракла, Тезея, Беллерофонта. В битвах они оказыва-ются на стороне "врагов": во время троянской войны они воюют против ахейцев, в "Энеиде"(ХI. 532 и сл.) — против троянцев.

Амазонки — дочери Гармонии и Ареса, "не так уж добры, ведь у них не в почете пра-во... им по душе Ареса дела и плачевные распри" (Аполлон Родосский 2. 990). Гармония тоже "внебрачная" дочь Ареса (Аполлодор 3, 4, 2), мужем ее был Кадм, на свадьбе боги подарили ей ожерелье, ставшее источником несчастий для тех, кто им владел (МНМ) и одеяние, "окрашенное преступными составами, поэтому ее потомство было преступным"(Гигин Мифы. 148).

Историк Эфор излагает другую версию происхождения амазонок: когда савроматы отправились воевать, их жены, возмущенные тем, что мужья их бросили, перебили всех оставшихся мужчин и постановили ломать ноги мальчикам, чтобы те не отобрали у них власть. (Косвен 1947 N2, с35).

Живут амазонки в городе Фемискира за рекой Термодонт (Эсхил Пром. 23, 416). Термодонт в переводе — горячая река. Возможно это не случайно. Католическая легенда о св. Урсуле, убитой гуннами вместе с 11000 дев во время паломничества, возможно восходят к дохристианскому кельтскому мифу (Добиаш-Рождественская 1925). Восстанавливая исходный миф исследовательница отмечает "стихийный характер девичьего воинства и его водяных игр", а также культ Бате — богини горячих вод. Огненные или кипящие реки отделяли наш мир от нижнего. У Вергилия "огненный бурный поток вкруг твердыни Тартара мчится" (Энеида 6, 550).

Античные амазонки были прежде всего связаны с Артемидой. Они основали храм Артемиды Эфесской (Каллимах 3, 237). Жрицей Артемиды-Дианы была амазонка Камилла (Вергилий. Энеида 11.11.560). Кирка построила храм этой богине, установив обычай приносить в жертву всех чужестранцев. (Диодор Сиц. 2.46.2). Амазонка Камилла, согласно Вергилию была жрицей Дианы-Артемиды (Эн. 11, 557). Он же (3. 52-55), ссылаясь на Дионисия Скитобрахиона, говорит, что родиной амазонок был остров Геспер, лежащий на западе близ Океана. Геспериды- дочери Ночи и, следовательно, сестры эриний и кер.

В известных нам мифах внутренний "быт" амазонок не освещается, на эту тему писали античные и более поздние географы, историки, схолиасты.

Гиппократ (О переломах и о членах. 101): "Некоторые рассказывают, что амазонки калечат детей мужского пола тотчас по рождении, одним переламывают бедра, другим — голени, чтобы они были хромыми и мужской пол не восставал на женский. Они пользуются мужчинами как ремесленниками для работ кожевенных, медных и других". В средние века эти же сведения подтверждают Евстафий (Лат. 1947 N2 c.298) и Пикколини (Косвен 1947 N2 с45), последний сообщает о том, что мальчикам выжигали правый глаз.

Евстафий, ссылаясь на не дошедшие до нашего времени труды Павсания, пишет: "Амазонки калечили ногу или правую руку у детей мужского пола. Когда же скифы приглашали их жить с ними, неискалеченными. то они отвечали — "Прекрасно дейст-вует хромой" (точный перевод глагола неудобен для печати). (Лат. 1947 N1 с287). Таким образом, искалеченные мальчики затем становились мужьями амазонок.

"Маргинальные признаки всегда присущи потустороннему миру. За пределами этого мира обитают одноногие или однорукие существа (Неклюдов. "О кривом оборотне"). (Сами амазонки, по сообщению античных авторов не симметричны — они выжигают себе одну грудь).

Вспомним историю лемносских мужеубийц. Под островом Лемнос находилась кузни-ца Гефеста (вулкан), сам Гефест был хромым ремесленником-кузнецом. Одноглазыми были его помощники — циклопы.

Существуют и иные варианты. Палеафт (4 в до н.э.) сообщает: "Когда они рожают. то. если ребенок мужского пола, он становится собакоголовым, если же женского, то кра-сивейшей женщиной" (Косвен 1947 N2 с46). Адам Бременский (11в): "У восточного берега Балтийского моря обитают амазонки. Некоторые говорят, что они беременеют, выпив воды, некоторые — от купцов и пленных, некоторые — от встречающихся там чудо-вищ, и мы полагаем, что это наиболее вероятно" (там же). Скандинавские мореходы се-веро-восточнее Гренландии якобы обнаружили страну девственниц, беременеющих от питья воды (Хеннинг 1961 с462). Византийский писатель Цец приводит эпитет царицы амазонок Ипполиты — Нептунида, "от которой все амазонки называются нептунидами" (Лат. 1947 N3 с184). Возможно существовала версия, согласно которой отцом амазонок был не Арес, а Нептун, он же был их мужем (отцом следующего поколения). Тогда беременность от выпитой воды становится легко объяснимой. Мифы о способности женщин-мужеубийц зачинать от воды или ветра распространены по всей восточной Азии. В древнекитайском "Каталоге гор и морей" сообщается: "Страна женщин нахо-дится к северу от страны Усянь. Там женщины живут парами около воды". Более позд-ний комментатор добавляет: "Там есть Желтый пруд, женщины заходят в него -купаться. Когда они выходят, оказываются беременными. Если у них рождается мальчик, через три года его убивают" (Юань Ке 1997 с207, 337) АЙНЫ - (аборигены Сахалина) и жители Явы рассказывали про острова, где живут безмужние женщины, когда дует морской ветер они раздеваются, выходят на берег и так беременеют. Родившихся мальчиков они убивают (Косвен 1947 N2 с51, 52). Индейцы сиу считали, что такие женщины порождают великанов-людоедов, навахо рассказывали о восстании женщин отделившихся от мужчин и вступивших в связь с водяным чудовищем. В легендах индейцев Южной Америки восстание женщин происходит из-за того, что мужчины убивают их любовника — аллигатора или ягуара (Косвен 1947с19) Древние и средневековые схолиасты к Гомеру сообщали, что "амазонки не употребляли в пищу хлеба, но змей, скорпионов, черепах и ящериц"(Лат. 1947 N1 c282, 287; 1948 N3 с314). Арабский источник повествует, о женщинах, беременеющих от ветра и питающихся золотом (Косвен 1947 N2 с52). В Южной Америке существует миф о встрече индейца-охотника с отрядом гии-риномо (амазонок), "разукрашенных как будто воины мужчины". Охотник не испугался; направившись к предводительнице он смело протянул руку к ее вульве. "Постой, это опасно" — ответила та и велела ему спрятаться на дереве. Когда остальные разошлись и охотник слез с дерева он увидел, как она достав из шаманской сумочки гребень, принялась вычесывать из волос на лобке кишевших там скорпионов, пауков, ядовитых муравьев и многоножек. После этого она ласково взглянула и предложила лечь с нею. Потом она привела его в селение и он постарался удовлетворить всех гии-риномо. Но забеременела только предводительница. Остальные обиделись и решили убить мужчину, но предводительнице и человеку удалось бежать (Березкин 1994 N73). Величайшая река Америки своим названием обязана таким рассказам. Услышав их от туземцев испанцы решили, что где-то рядом обитают амазонки, описанные еще античными авторами. Обратим внимание, на противопоставлении гии-риномо и человека. Первые относятся скорее к категории духов. Анализируя представления об амазонках, можно прийти к выводу, что и в иных ареалах эти "враждебные мужам" женщины являются скорее духами, чем людьми. Причем духами так или иначе связанными с царством мертвых. Но и реальные женщины в большинстве архаичных мифологий тоже мыслились связанными с духами в большей степени, чем мужчины. Все архаичные культуры рассматривали рождение как реинкарнацию. "Языком ритуала нередко говорится о какой-то особой, спецефической связи жен­щин с духами, со сферой сакрального, с потусторонним миром. <...> Одним из са­мых таинственных событий являлось зарождение новой жизни. <...> Соответст­венно возникала мысль и об особом отношении женщин к миру предков" (Берез­кин 1987 с100). Интересны в этом отношении представления яноама — считается, что душа мужчины находится в его теле; иначе обстоит дело с душами женщин — они живут своей особой жизнью, образуя племя амазонок[10];одновременно душа женщины это водяное животное — выдра. (там же с101). Культурно-историческим контекстом оппозиции "Мужское — женское" с точки зрения Золотарева (1964) была дуальная организация общества, делившая каждое племя на две экзогамные фратрии. Для мужчин женщины оказывались не только иными, но и чужими и, следовательно, опасными. Отсюда возникла система би­нарной классификации, универсальная для всех примитивных обществ. "Все сиг­налы, полученные первобытным коллективом и каждым его членом, делятся на благоприятные и неблагоприятные. В наиболее просто организованных системах чаще всего речь идет о двух рядах признаков или символов, каждый из которых противоположен другому. Эти ряды признаков в определенном контексте взаимо­заменяемы (Иванов 1978 с96, 97). В большинстве случаев можно выстроить такие ряды: мужской — правый — не­четный — верх — огонь — солнце — чистый — женский — левый — четный — низ — вода — луна — нечистый В древнем Китае эти оппозиции объединялись понятиями янь и инь: "Все легкое в хаосе, все чистое (янь) поднялось наверх и образовало небо; все мутное, тяжелое (инь) спустилось вниз и образовало землю" (Васильев 1970 с239). "Когда оппози­ции полов выражаются в религиозном контексте, речь идет не столько о оппозиции сакрального-профанного, сколько о противостоянии двух типов сакральности, один из которых является исключительной принадлежностью мужчин, а другой — женщин <…> Например, у Малекула слово "илео" означает сакральность, спеце­фическую для мужчин; однако его антоним "ига" — не означает профанного, но описывает другую форму сакрального, составляющую исключительно принадлеж­ность женщин. Мужчины старательно избегают предметов, наделенных "ига", по­скольку эти предметы парализуют и даже уничтожаю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь