Права человека и гражданина.




Правовое государство

 

Концепция правового государства описывает такое общество, в котором взаимоотношения личности и государства строятся на основе права и исключают взаимный произвол.

Термин «правовое государство» появился в н. 19в. у немецких юристов Идея правового государство изначально опиралась на два начала - государство и право.

Родоначальник теории – Джон Локк. Ее суть проявляется в подчинении всех государственных и общественных организаций, граждан и общества системе права, которая служит интересам граждан и основывается на принципах социальной справедливости и равенства.

Государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от произвола властей, и предоставляет возможность реализации индивидуальных прав, свобод и достоинств личности.

Организационно идея правового государства предполагает реализацию принципа разделения властей.

Исторической предпосылкой возникновения правового государства выступает гражданской общество, в котором четко разделены интересы государства и интересы гражданского общества.

Под гражданским обществом понимается совокупность негосударственных объединений граждан, преследующих индивидуальные или групповые интересы. Либеральная политическая традиция исходит из тезиса о неотчуждаемых правах личности, которые возникают до гражданского общества и не попадают под юрисдикцию государства.

 

Права человека и гражданина.

 

Правовой статус человека и гражданина предполагает систему прав и обязанностей, закрепленных в конституции или иных нормативно-правовых актах.

Впервые в истории различия между человеком и гражданином были зафиксированы и определены в «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция).

Принципиальное различие сводится к следующему:

· Права человека реализуются через признание его прав и свобод. Он имеет право реализовать свои частные интересы в рамках гражданского общества, опираясь на естественные права (неотчуждаемые). Правовое государство воздерживается от вмешательства в дела гражданского общества и гарантирует соблюдение прав человека, обеспечивая самореализацию и независимость личности.

· Права гражданина - это права и обязанности, охватывающие сферу взаимодействия индивида с государством (сфера публичных интересов). Статус гражданина определяется институтом гражданства, который предполагает как содействие последнего в реализации гражданских прав, так и ограждение от незаконного вмешательства.

Права человека различаются по времени возникновения и по сфере жизнедеятельности.

 

 

Три поколения прав человека:

1. Первое поколение - традиционные ценности классического либерализма: личные (гражданские) права. Ониобеспечивают автономность и относительную свободу индивида как члена гражданского общества.

Традиционно к личным правам относят – право на жизнь или личное достоинство; право на свободу и неприкосновенность личности, частной жизни и жилища; право на свободу передвижения и места жительства; право на свободу совести, свободу выбора национальности и языка общения; тайну переписки и телефонных переговоров.

Политические права аппелируют к гражданским качествам человека, охватывают взаимодействие человека общества и государства.

· Политические права по участию в деятельности государства посредством механизма демократии (избирательные права, право на участие в управлении государством).

· Политические права по участию в жизни общества (свобода слова, печати, собраний и митингов).

2. Второе поколение прав опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологии социал-демократии, неолиберализма и неоконсерватизма, которые предписывают государству ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать им достойное существование.

· Экономические права

· Социальные права

· Культурные права

3. Третье поколение прав человека формируются современными условиями. Это коллективные права, выражающие общую солидарность – право на мир, здоровую экологию, всеобщую безопасность и т.д. Они предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности.

4.

5.

6. Пути достижения правового государства:

  1. Совершенствование существующего законодательства проблема исключительно актуально для стран, которые существенно меняют свою идеологию и переходят в иные системы социальных координат.
  2. Строгое выполнение существующего законодательства и создание эффективных механизмов соблюдения законов
  3. Формирование устойчивого правового самосознания граждан и общества. Устойчивая привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдении закона как гаранта благополучия членов общества.

 

Гражданское общество

 

Корни гражданского общества - в идее полиса у античных философов, хотя европейская политическая мысль очень долго не различала понятие гражданского общества и государства.

Практические модели гражданского общества имеют отношения к трем европейским традициям:

· Европейская средиземноморская традиция сложилась в период зарождения гражданского общества в итальянских городских республиках эпохи Возрождения. Макиавелли сформулировал три важнейшие ценности гражданского общества: мир и безопасность граждан; наслаждение своим имуществом и богатством; право каждого иметь и отстаивать свои убеждения.

· Континентальная европейская традиция сформировалась под влиянием немецкого культурного ареала. Появлению свободного гражданина во многом способствовал гильдия, как одна из первых форм ассоциации (корпорации) ремесленников и торговцев, защищавшая их и влиявшей на процесс управления городом.

· Либеральная англо-американская традиция наиболее значима. Ее выразителем был Д.Локк, отстаивавший собственность на основании естественного права и свободы, А.Смит, подчеркивавший роль модернизации и саморегуляции как необходимых компонентов гражданского общества, Т.Пейн, предложивший концепцию минимального государства, то есть самостоятельного гражданского общества с ограниченной ролью государства как необходимого зла (А.де Токвиль, Джон Стюарт Милль).

 

В подлинном виде гражданское общество появляется только при капитализме. Его возникновение было связано с появлением гражданина как самостоятельного, индивидуального члена общества, наделенного комплексом прав и свобод, и в тоже время несущего перед обществом моральную и иную ответственность за свои действия.

Становление гражданского общества также было связано с появлением самостоятельных ассоциаций людей (религиозных, политических корпораций, купеческих гильдий, позже кооперативов, профсоюзов и партий) призванных защищать групповые и индивидуальные интересы, права свободы.

Идея гражданского общества в законченном виде нашла свое выражение в программном документе французской революции - декларация прав человека и гражданина. Гражданское общество отстаивает свои права у государства.

 

Классическая модель гражданского общества сложилась в к.18-н.19 вв. (Локк и Смит).

· Люди обладают естественными неотчуждаемыми правами и свободами и равны друг другу. Природа человека неизменна и руководствуясь разумом, люди могут создать гармоничное общество со справедливым законами, договариваясь друг с другом.

· Государство гарантирует естественные права человека и свое невмешательство в индивидуальную жизнь ни под каким предлогом. Разработанная Смитом система «естественной свободы» доказывала необходимость ликвидации вмешательства государства в частное предпринимательство, предоставление свободы для развития частной инициативы, неестественности любой формы контроля экономической свободы граждан - это необходимые условия для развития рыночных отношений. Тем самым подводился экономический фундамент под классическую модель гражданского общества, основными требованиями которого стала частная собственность, рыночная экономика, экономическая независимость.

 

Особая заслуга в развитии теории гражданского общества принадлежит Георгу Гегелю.

Гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении общества от семьи к государству. Гражданское общество - дифференциация, которая оказалась между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства.

Социальная жизнь характерная для гражданского общества радикально отличается от этики жизни семьи или публичной жизни государства, образуя необходимый момент в тотальности рационально структурированного политического общества.

Гражданское общество включает себя рыночную экономику, социальные классы, корпорации и институты, в задачу которых входит обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права.

Гражданское общество представляет собой комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом, и которые прямо не зависят от государства.

Таким образом в обществе есть сфера не только всеобщих, но и частных интересов. Это и есть область гражданского общества.- духовно животное царство.

В отличие о семьи многочисленные составляющие гражданского общества часто не сопоставимы, неустойчивы и подвержены конфликтам. Оно напоминает беспокойное поле боя, где сталкиваются частные интересы. Чрезмерное развитие одних элементов гражданского общество приводит к подавлению других. Поэтому оно не будет истинно гражданским, пока не станет управляться политически под присмотром государства. Лишь верховная публичная власть может эффективно справляться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество.

Гегель критикует современную ему теорию естественного права, за то что она смешивает гражданского общество и государство.

Формирование различных концепций гражданского общества связано у разных мыслителей с формированием идеи индивидуально свободы, самоценности каждой личности. Они ставили на первое место свободу и естественные способности индивида как самостоятельной единицы социального действия.

Если гражданское общество обеспечивает права человека, то государство - права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности. В первом случае- праве на жизнь, свободу, счастье, во втором - о политических правах. С этих позиций очевидно, что основополагающим условием существования гражданского общества и правового государства выступает обеспечение права личности на самореализацию.

Как показала история развития демократических и тоталитарных политических систем, не может быть свободы личности там, где нет свободы экономического выбора. Этот выбор определяется ограничением огосударствления средств производства и экономической сферы при сохранении форм частной собственности (что характерно для всех западных демократических режимов). Поэтому индивидуальная свобода для большинства мыслителей связывается или основывается на частной собственности.

 

Если государство входит в общество как часть политической надстройки, то в гражданское общество государство не входит. Хотя все потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона получить всеобщее значение.

Если государство знает различные формы правления (демократические, диктаторские, монархически), то для гражданского общества политически характерна демократическая форма существования. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для демократических государственных форм. И чем менее развито оно, тем боле вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов.

Гражданское общество - фундамент демократической общественной организации.

 

Гражданское общество предоставляет сбалансированный взаимный контроль и ограничения государственных и негосударственных органов и движений, чтобы все они сообразовывали сою деятельность с законами и учитывали интересы друг друга. Речь идет не о противопоставлении государства и гражданского общества, не о перетягивании каната на себя, а о конструктивном сотрудничестве, которое делает обе стороны сильнее.

Современная модель

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: