Сущность, классификация, признаки рынка




Рынок — место, где продают и покупают товары (услу­ги). Это самое простое, но одновременно и самое поверхност­ное понятие рынка. В настоящее время существует множест­во определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обраще­ния.

Рынок, в отличие от бытового значения этого слова (место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются про­давцы и покупатели определенного товара), в науке определя­ется как совокупность условий, благодаря которым покупате­ли и продавцы товара (услуг) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

В широком значении рынок—это такая организация общест­венного производства, при которой производители товаров ориентируются на спрос покупателей, сами решают:

1) когда, в каком количестве и какие товары производить;

2) как эти товары производить (из каких ресурсов и с помощью каких технологий);

3) для какого потребителя производить.

Рынок – совокупность экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.

Для нормального функционирования рынка необходимы следующие основные условия:

1) свобода предпринимательской деятельности;

2) конкуренция (совершенная и несовершенная);

3) наличие различных форм собственности;

4) свободное ценообразование;

5) наличие необходимых структурных элементов рынка, таких как спрос, предложение, цена;

6) развитие инфраструктуры рынка;

7) стабильные финансовая и кредитно-денежная системы.

Наиболее полно сущность рынка раскрыта в модели сво­бодного рынка, признаками которого являются:

Первый признак. Неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и та­кой же выход из него. Это означает, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подоб­ную деятельность. Сделать это можно по-разному: открыть свое дело, принять непосредственно участие в труде, нанять работников, купить акции, приобрести государственные облигации, положить деньги в банк, инвестировать их в недвижи­мость (землю, дом). Свободному рынку присущи любые фор­мы собственности. Всякий человек имеет право купить нуж­ные ему товары и услуги.

Второй признак. Абсолютная мобильность материаль­ных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов. Участник конкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода. Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его капитала производство расширяется, а объем продажи возрас­тает. Это происходит, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, ос­ваиваются передовые технологии.

Третий признак. Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нор­мах прибыли и т.п. Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покуп­кой дома и приобретением акций (какой максимальный доход могут принести акции).

Четвертый признак. Абсолютная однородность одно­именных продуктов, что выражается в отсутствии тор­говых марок и других индивидуальных характеристик ка­чества товара. Наличие же торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок.

Пятый признак. Ни один участник свободной конкурен­ции не в состоянии оказывать влияние на решения, прини­маемые другими участниками.

Природу рынка и формирование на нем цен на товары и услуги рассмотрим на простейшей модели движения экономических благ. (Рис. Кругооборот ресурсов в народном хозяйстве.)

 

 
 

Субъекты и объекты рынка:

Субъектами рыночной экономики являются: домашнее хозяйство, предприятие, банк, государство.

Домашнее хозяйство — экономическая единица, которая обес­печивает воспроизводство человеческого капитала; самостоятель­но принимает решения, является собственником какого-либо фак­тора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. (человек, семья)

Предприятие (фирма) — экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли; самостоятельно принимает решения.

Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее дви­жение денежной массы, необходимой для нормального функцио­нирования рынка.

Государство представлено правительственными учреждениями, которые осуществляют юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рын­ком для достижения общественных целей.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и услуги, труд, земля, капитал, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, информация, технологии, социальные вы­платы и т.д.

Классификация рынков.

Классифицировать рынки можно по различным критериям: объек­там купли-продажи, масштабам, степени ограничения конкурен­ции, характеру продаж, отраслевому признаку, соответствию дей­ствующему законодательству (легальный и нелегальный рынок) и т.д. Каждый предприниматель должен знать, на каком рынке он действует, поскольку от этого будет зависеть его предпринима­тельская стратегия.

Выделяют различные виды рынков.

По экономическому назначению объектов купли-продажи рын­ки делятся на рынки товаров и услуг, средств производства, тру­да, инвестиций, финансовый или денежный, ценных бумаг.

Географическое положение определяет деление на местный, региональный, национальный и мировой рынки.

По степени ограничения конкуренции различают монополис­тический, олигополистический, свободный и смешанный рынки.

Рынки делятся по отраслям, например автомобильный, ком­пьютерный, нефтяной рынки и т.д.

По характеру продаж рынки делятся на оптовые и розничные.

Организационные формы рынков различны: базар, ярмарка, магазин, аукцион, биржа.

Функции рынка.

Регулирующая. Через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются основные вопросы экономики.

Что производить? — подсказывает соотношение спроса и предложения.

Как производить? — с помощью наиболее эффективных технологий, которые сокращают издержки и увеличивают прибыль.

Для кого производить? — производитель исследует поведение потребителя и предлагает соответствующий товар.

Кто будет производить? — товар будут производить наиболее сильные и конкурентоспособные фирмы.

Посредническая. Через рынок осуществляется связь производителя и потребителя. Каждый человек одновременно является и продавцом, продавая на рынке товары, услуги, имущество или свой труд, и покупателем, покупая продукты, необходимые ему для потребления или для производства своих товаров.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на то­вары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полез­ность товара и издержки на его производство, т.е. такие цены, по которым продавец согласен продать товары, а покупатель — их купить.

Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентной ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортимен­те и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок, информацию о рыночных ожиданиях и инфляционных процессах.

Стимулирующая. Рынок заставляет производителей внедрять новые технологии и достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы, чтобы уменьшить издержки, увеличить прибыль и выдержать конкуренцию.

Учетная. Через рынок происходят учет затрат на производство продукции и соизмерение затрат с полученным результатом.

Санирующая. В процессе конкуренции через рынок осуществляется дифференциация товаропроизводителей, т.е. развиваются эффективные предприятия, затраты на производство у ко­торых ниже рыночных цен, и разоряются неэффективные, у которых затраты выше рыночных цен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: